Формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира
статья по теме

Клепец Елена Александровна

 

Значительная роль в овладении  читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе предусматривает выполнение учащимися итоговых комплексных работ, которые включают текст, на основе понимания прочитанного ученики должны выполнить задания по предмету «окружающий мир». При этом осуществить поиск необходимой информации, преобразовать, представить ее в виде схемы, установить закономерность, обобщить, сделать речевое высказывание в письменной форме.

В данной работе представлен опыт использования приёма   преобразования информации из одной формы в другую (т. е. умения представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы)  по формированию читательской грамотности на уроках окружающего мира на основе коммуникативно-деятельностного подхода.

Методические рекомендации предназначены для педагогов начальных классов, работающих над формированием читательской грамотности младших школьников, и призваны оказать помощь в выборе приёмов работы.

Данный материал может быть использован для организации уроков окружающего мира и внеурочной деятельности по предмету.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom_na_urokah_okruzhayushchego_mira.docx312.91 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира

Клепец Елена Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ «Ермаковская СОШ №2»

Ермаковского района  Красноярского края

Значительная роль в овладении  читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе предусматривает выполнение учащимися итоговых комплексных работ, которые включают текст, на основе понимания прочитанного ученики должны выполнить задания по предмету «окружающий мир». При этом осуществить поиск необходимой информации, преобразовать, представить ее в виде схемы, установить закономерность, обобщить, сделать речевое высказывание в письменной форме.

В данной работе представлен опыт использования приёма   преобразования информации из одной формы в другую (т. е. умения представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы)  по формированию читательской грамотности на уроках окружающего мира на основе коммуникативно-деятельностного подхода.

Методические рекомендации предназначены для педагогов начальных классов, работающих над формированием читательской грамотности младших школьников, и призваны оказать помощь в выборе приёмов работы.

Данный материал может быть использован для организации уроков окружающего мира и внеурочной деятельности по предмету.

Ключевые слова: предмет «Окружающий мир», научно-познавательный текст, читательская компетентность, приём работы, преобразованию информации из одной формы в другую, активная познавательная деятельность, создание нового текста, универсальные учебные действия.

Значительная роль в овладении  читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника. Одной из особенностей, что отличает их от художественных то, что в них содержатся научные понятия, сведения, факты, нет сюжета, ролей. Приемы работы с научно-познавательным и художественным текстом отличаются.

Моя практика показывает, что порой работа с текстом на уроках курса «Окружающий мир» сводится к беседе, вопросы которой повторяют содержание учебного материала знакомое ученикам. Это вызывает снижение интереса к изучению предмета, простому заучиванию учебного материала, при котором применить знания, умения в практической деятельности, выполнить задания младшие школьники затрудняются. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе предусматривает выполнение учащимися итоговых комплексных работ, которые включают текст, на основе понимания прочитанного ученики должны выполнить задания по предмету «окружающий мир». При этом осуществить поиск необходимой информации, преобразовать, представить ее в виде схемы, установить закономерность, обобщить, сделать речевое высказывание в письменной форме.

Вопрос, как научить детей читать научные тексты на уроках окружающего мира рационально и с пользой для себя, интересует меня давно. Достичь этой цели оказывается делом чрезвычайно трудным и требующим времени. Раньше, несмотря на все мои усилия, в классе непременно оказывались слабо читающие дети, работа с книгой для которых - умственная перегрузка, что оборачивалось у них нежеланием учиться и, в конечном счете, отставанием в учебе. Все это и заставило меня искать результативные методы обучения, совершенствовать содержание и структуру уроков. Возникла идея научить детей осознанно читать научные тексты через преобразование информации из одной формы в другую. В настоящее время при построении урока я предполагаю активную самостоятельную деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение ребенка в учебный процесс в соответствии с его способностями и возможностями. При такой организации обучения ученик является субъектом учебной деятельности, т. е. тем, кто учится.

Я предлагаю апробированный на практике приём работы по преобразованию информации из одной формы в другую (представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы) на уроках окружающего мира.  Цель этого приёма: формирование умений учащихся по преобразованию информации, заключённой в тексте,  из одной формы в другую. Преобразование информации подразумевает создание нового текста, включающего собственное понимание и осмысление проблемы, благодаря чему и происходит освоение текста.

В качестве примеров приведены задания к научным текстам, которые входят в программу «Окружающий мир» для 3-4  классов (УМК «Школа России») и возможны для применения в любой системе и с любым контингентом учащихся.

Как известно, текст является универсальным источником получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы. Поэтому для работы над текстом ученик должен овладеть УУД, которые он сможет успешно применять в любой образовательной области. Чтобы сформировать эти УУД, учитель должен сам обладать читательскими компетенциями и знать основные  правила  подготовки учебно-научного  текста к использованию на уроках окружающего мира.  

В ходе работы по формированию умения преобразования информации предполагаются следующие этапы:

  1. Осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;

Прочитай описание старинной детской игры. Составь кратко правила игры.

Вот русская игра «В кулика». Скатают из сухой травы небольшой мячик. Считалкой выберут водящего – птицу кулика. Он в сторонку отойдёт, а дети мяч в сухой траве спрячут. Водящий выйдет на поляну, начнёт по траве шарить – мяч искать. Если далеко от мяча отойдёт, дети кричат: «Кулик, кулик, кулик!» если водящий близко от мяча, кричат по-другому: «Травы, травы, травы!» играют, пока «кулик» мяч не найдёт.

  1. Сопоставление информации из разных источников, осуществление выбора дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет.

  1. Изучи сведения о великих равнинах мира, пользуясь учебником и таблицей, приведённой ниже.

Равнина

Материк

Площадь, млн. км²

Амазонская

Южная Америка

5,2

Восточно-Европейская (Русская)

Евразия

3.9

Среднесибирское плоскогорье

Евразия

3,5

Аравийское плоскогорье

Евразия

2,3

Западно-Сибирская равнина

Евразия

2,1

Лаплатская низменность

Южная Америка

1,9

Великие равнины

Северная Америка

1,2

Бразильское плоскогорье

Южная Америка

1,1

Индо-Гангская низменность

Евразия

1,0

Плоскогорье Декан

Евразия

1,0

Выполни задания:

  1. Запиши название материка, на котором расположено больше всего равнин.____________________________________________
  2. Посчитай общую площадь равнин России: ____________млн.км².
  3. Пользуясь сведениями таблицы, выпиши названия равнин России от их меньшей площади к большей. ________________________________________________________________________________________________________________
  4. Подумай, что тебе бы ещё хотелось узнать о равнинах?  Чем ты для этого воспользуешься?_________________________________

  1. Прочитай статью учебника. Рассмотри иллюстрацию. Выполни задания.C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\мое выступление работа с научно-познават.текстами\2016_11_01\IMG_0001.jpg

А) Знаком укажи верные высказывания:

□ Земля расположена от Солнца дальше, чем Юпитер.

□ Сатурн расположен от Солнца дальше, чем Юпитер.

□ Венера расположена ближе всех к Солнцу.

□ Уран находится между Сатурном и Нептуном.

□ Марс – пятая планета от Солнца.

Б) Пользуясь схемой расположения планет Солнечной системы, допиши высказывания, чтобы они были верными:

□ Марс расположен между ___________ и _________________.

□ Нептун расположен дальше от Солнца, чем _________________.

□ Между Венерой и Марсом расположена ___________________.

□ По величине ____________ - самая большая из планет.

  1. Обобщение и систематизация информации, перевод её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную).

  1. Систематизируй планеты в группы и впиши их названия в столбцы таблицы.

Планеты земной группы

Планеты - гиганты

Девятая планета

  1. Заполни таблицу, используя физическую карту России.

Названия гор России

Название самой высокой вершины

Высота вершины в метрах

  1. Прочитай текст и преобразуй информацию в таблицу.

  Среди животных есть насекомые, рыбы, птицы, звери. У насекомых четыре конечности, а орган слуха у них может быть в любом месте: у кузнечика, например, в ноге. У рыб (например: карась, кета, окунь) вместо ног - плавники, а тело покрыто чешуей, которая растет всю жизнь, нарастая колечками. Перья спасают  птиц от ушибов, царапин, от холода и жары. И страус, и орел, и соловей имеют два крыла и две лапы. Собаки, кошки, слоны - все это звери. Тело их покрыто шерстью, а детенышей они выкармливают молоком.

 К особой группе животных-земноводным-относятся лягушки и жабы. В самом названии уже видно, что эти животные могут жить на суше и в воде. Кожа у них голая. К другой группе-пресмыкающимся-принадлежат змеи, ящерицы, черепахи, крокодилы. Кожа их покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Передние и задние ноги у пресмыкающихся выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или совсем отсутствуют.

Название группы

Покровы и количество ног

Пример

  1. Прочитай текст. Сравни созвездия, выделяя их существенные признаки. Занеси результат в таблицу.

    Кассиопея. Это созвездие можно найти на небе в любое время года. Его главные звезды образуют растянутую за «ножки» букву «М». Весной и летом эта «буква» перевернута. Свое название созвездие получило по имени царицы Кассиопеи.

    Орион. Это созвездие хорошо видно зимой. Оно необыкновенно красиво!

А названо оно по имени охотника из древнегреческих мифов. Пояс этого охотника образуют три звезды, расположенные рядом. Их так и называют - Пояс Ориона.

    Лебедь. Это созвездие можно увидеть летом и осенью. Оно напоминает лебедя  с широко раскинутыми крыльями, летящего вниз,  к земле. Хвост лебедя отмечен особенно яркой звездой - одной из самых ярких на небе.

Название созвездия

Время года

На что похоже созвездие

Наличие яркой звезды

  1. Дополнение готовых информационных объектов (текстов, таблиц, схем, диаграмм), создание собственных.

  1. Соотнеси схему с текстом. Найди несоответствие и исправь.

     Дуб могучее и красивое дерево.  Для многих лесных жителей он является источником пищи.  Например, белки, лесные мыши и сойки  питаются желудями и даже запасают их на зиму. Но никто из них не может помочь дубу.

        

  1.  Прочитай текст. Составь на основе текста схему, которая покажет причины засыхания деревьев.

В давние времена люди вздумали навести порядок в одном лесу. Лесничий рассуждал так: «Лес–это деревья, а все остальное лишнее!». И по его приказу вырубили кустарники.

А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житье. Развелось их видимо-невидимо. Одни листья едят, другие корни грызут. Вот деревья и стали сохнуть. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить.

Данный прием я пытаюсь сейчас внедрить и отработать на своих уроках окружающего мира. Я предполагаю, что на выходе из начальной школы ребята  научатся читать - значит не только овладеть техникой чтения, но и «вычерпывать» из текста все заложенные в нём смыслы. Ожидаемые результаты: 

Обучающийся получит возможность научиться:        

  • осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
  • обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
  • дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные.

Я предполагаю, что на выходе из начальной школы ребята  научатся читать – а это значит, не только овладеют  техникой чтения, но и научатся «вычерпывать» из текста все заложенные в нём смыслы. « А что есть чтение - как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками. Чтение, прежде всего сотворчество…»
(М. Цветаева).
 

 Таким образом, приём преобразования информации  помогает обучающимся  вычитывать информацию из текстов разных видов, этот навык необходим при изучении различных учебных предметов.

        Библиографический список        

  1. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе,  ж. Начальная школа до и после.
  2. Мишакина Т.Л., Гладкова С.А. Формируем универсальные учебные действия на уроках окружающего мира, Ювента, М., 2016
  3. Наволенко Г. Я. Работа с научно-популярными текстами (Формирование осознанного чтения) Г.Я. Наволенко ж. Начальная школа до и после №8 2012, с.25

         

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Профессиональные компетенции педагога, обеспечивающие формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира.

Владение технологией продуктивного чтения, использование разнообразных приемов, форм и методов работы с текстом при изучении окружающего мира нацелено, прежде всего, на осмысление и понимание учащимис...

Формирование познавательных УУД у младших школьников при работе с текстом на уроке русского языка

Русский язык является не только предметом, но и средством  обучения. А универсальные учебные действия являются неотъемлемой состовляющей основного содержания образования....

Формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира

В данной работе представлен опыт использования приёма   преобразования информации из одной формы в другую (т. е. умения представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы)  по ф...

Методическая разработка "Методика формирования умений работать с литературой на уроках «Окружающего мира»"

Методика формирования умений работать с литературой на уроках «Окружающего мира» ...

Методические рекомендации по формированию умения работать с текстом на уроках окружающего мира

Методические рекомендации по формированию умения работать с текстом на уроках окружающего мира...

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ РЕШАТЬ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Цель исследования – теоретически обосновать и разработать комплекс заданий, направленных на формирование умения решать орфографические задачи на уроках русского языка в начальной школе....