Обобщение опыта. Профессиональные компетенции педагога, обеспечивающие формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира.
статья по окружающему миру по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2013.docx | 30.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.В. Невзорова,
МОУ лицей № 8 «Олимпия»
Профессиональные компетенции педагога, обеспечивающие формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2010 г.), планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования определили необходимость формирования у младших школьников различных способов поиска информации, а также приобретение «первичных навыков работы с содержащейся в текстах информации в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций». Значительная роль в овладении умением осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника, одной из особенностей, что отличает их от художественных то, что в них содержатся научные понятия, сведения, факты, нет сюжета, ролей.
Практика школы показывает, что порой работа с текстом на уроках курса «Окружающий мир» сводится к беседе, вопросы которой повторяют содержание учебного материала знакомое ученикам. Это вызывает снижение интереса к изучению предмета, простому заучиванию учебного материала, при котором применить знания, умения в практической деятельности, выполнить задания младшие школьники затрудняются. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе предусматривает выполнение учащимися итоговых комплексных работ, которые включают текст, на основе понимания прочитанного ученики должны выполнить задания по литературному чтению, русскому языку, математике, предмету «окружающий мир». При этом осуществить поиск необходимой информации, преобразовать, представить ее в виде схемы, краткой записи, установить закономерность, обобщить, сделать речевое высказывание в письменной форме.
Курс «Окружающий мир» подготавливает к итоговым работам на межпредметной основе, поскольку школьники получают навыки работы с научно-познавательным текстом.
Из новых образовательных стандартов мы выделили планируемые результаты освоения учебных программ, среди которых особое внимание уделяется умениям смыслового чтения и работе с текстом, которые формируются в курсе окружающего мира:
- Понимать цель чтения и осмысливать прочитанное.
- Находить факты, извлекает информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
- Отделять новое от известного;
- Выделять главное.
Стандарт второго поколения начального общего образования одним из требований к реализации образовательной программы определил организацию образовательного процесса на основе использования технологий деятельностного типа.
Образовательная система «Школа 2100» предлагает единую для всех уроков технологию продуктивного чтения, которую я с удовольствием применяю на уроках окружающего мира, и которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на различных этапах чтения. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
1 этап. Работа с текстом до чтения.
Профессиональные компетенции учителя на данном этапе:
- вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст.
Приемы работы:
- Чтение фамилии автора. (Редко применимо, т.к. статьи в учебнике редко имеют конкретных авторов),
- Чтение заглавия текста
- Чтение выделенных слов
- Рассматривание иллюстраций
- Высказывание предположений о теме, содержании текста
Цель - развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.
Приемы работы:
- Чтение текста по частям с комментариями. (Статьи учебника разделены на смыслосодержащие части, каждая из которых имеет своё название, поэтому работу на уроке веду по частям)
- Диалог с автором (Условия осуществления – находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение)
- Работа с малознакомыми, непонятными словами (выделение маркером)
- Выборочное чтение
- Беседа по содержанию
Сравнение содержания текста со своим предположением
Цель - понимание текста на уровне содержания
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Приемы работы:
- Постановка проблемного вопроса к тексту
- Беседа о личности писателя. (Авторов статей нет, но если рассказывается об открытии какого-либо учёного, то часто беседуем о его исследовательских качествах)
- Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям. (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?)
- Высказывание и аргументация отношения к прочитанному
- Характеристика событий, места действия, поступков героев. (Как вы думаете, правильно ли поступают люди: Осушая болота?, Убивая божью коровку?, Срывая цветы? и т.д.).
- Выполнение заданий
Цель - достижение понимания текста на уровне смысла
Как известно, текст является универсальным источником получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы. Поэтому для работы над текстом ученик должен овладеть УУД, которые он сможет успешно применять в любой образовательной области. Чтобы сформировать эти УУД, учитель должен сам обладать читательскими компетенциями и знать основные правила подготовки учебно-научного текста к использованию на уроке в режиме технологии продуктивного чтения на уроках окружающего мира.
Правило 1. Выбрать текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (текст можно взять целиком, абзац, формулировку правила, таблицу, схему и т.п.).
Правило 2. Прочитать текст, выделить в нем три уровня информации:
• фактуальную (то, о чём говорится в явном виде);
• подтекстовую (то, о чём сказано «между строк»);
• концептуальную (основная идея, главная мысль текста).
Правило 3. Определить роль данного текста на уроке:
• на каком этапе урока используется данный текст (на этапе введения нового знания или на этапе развития умений);
• какова основная цель чтения этого текста учениками на уроке – например, выполнение продуктивного задания на уроке (составить список особенностей, причин, доказать что – либо, вывести формулировку понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т.п.).
Правило 4. Сформулировать задания для работы с текстом с целью прогнозирования будущего содержания текста, создания мотивации для знакомства с текстом. Например: судя по заглавию (иллюстрациям) – о чем будет этот текст, из каких частей состоит, есть ли выделенные слова, иллюстрации и т. п. Для каждого конкретного текста должны быть свои вопросы, однотипные вопросы использовать не рекомендуется. Этот этап работы должен быть коротким, плавно переходящим в самостоятельное чтение.
Правило 5. Выделить в тексте места остановок во время чтения текста вслух. Остановки нужны:
• для коротких комментариев с целью облегчения понимания каких – то слов, оборотов;
• для кратких реплик, которые позволят включить механизм антиципации (предвосхищение, предугадывание будущего текста);
• для вопросов, облегчающих ученикам ведение диалога с автором. Диалог с автором можно выстроить по схеме: «вопрос к автору → прогнозирование своего ответа → проверка своих предположений».
Все вопросы, комментарии к тексту должны быть предельно краткими, чтобы «не заболтать» текст, не отвлечься от него, а наоборот – обеспечить его глубокое понимание.
Правило 6. Сформулировать главный смысловой вопрос после чтения – вопрос на осмысление (основная идея, главная мысль) информации и организовать проверку выполнения продуктивного задания к тексту (оно было сформулировано до чтения).
Данная технология такова, что может эффективно использоваться при работе с любыми текстами, любой информацией.
Профессиональной компетенцией педагога, обеспечивающей формирование у младших школьников умения работать с текстом на уроках окружающего мира, является создание условий для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работ на уроке.
Для формирования умений работать с текстом учитель организует специальную работу детей с ним, начиная с первых, наиболее простых, заданий и постепенно включая весь арсенал:
- выделить маркером непонятные и незнакомые слова.
- выделить маркером главные слова;
- слушая или читая текст, нарисовать значок или картинку, которая потом поможет вспомнить его;
- вспомнить и рассказать текст соседу по парте или классу по нарисованному значку, картинке или названию;
- составить свой текст по подсказкам (по заданному плану);
- составить свой текст, предварительно написав подсказки;
- разбить готовый текст на абзацы, переставить их местами, обсудить изменения смысла и выразительности текста.
- составлять простой план текста из отдельных предложений;
- задавать вопросы к тексту;
- достраивать текст самостоятельно.
Организационные формы для проведения обсуждения прочитанного текста могут быть разнообразными. Наиболее простая форма – вопросы и ответы с фиксацией результатов обсуждения на доске (учитель или ученик) и в тетрадях. Учитель может также использовать любую другую форму организации обсуждения. Для примера можно предложить такие разнообразные варианты: «хочу поделиться», «кто что понял?», «читательская конференция», «свободный микрофон», «пресс-конференция» с учителями-предметниками, «письменная дискуссия».
«Хочу поделиться». Обсуждение проводится в группах, причем участники группы предварительно читают тексты. Каждый ребенок по очереди рассказывает другим о том, что он прочитал. При этом он пользуется составленным дома планом рассказа (схемы, картинки, ключевые слова, предложения). Остальные внимательно слушают каждого, задают вопросы на понимание: «Верно ли я тебя понял…», «Если я правильно понимаю, то…», «Так ли это:…?». После этого ученики индивидуально заполняют заготовки для таблицы или схемы, а затем сравнивают свои работы.
Владение технологией продуктивного чтения, использование разнообразных приемов, форм и методов работы с текстом при изучении окружающего мира нацелено, прежде всего, на осмысление и понимание учащимися предметного содержания, и как следствие на повышение эффективности процесса обучения в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательных УУД у младших школьников при работе с текстом на уроке русского языка
Русский язык является не только предметом, но и средством обучения. А универсальные учебные действия являются неотъемлемой состовляющей основного содержания образования....
Формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира
Значительная роль в овладении читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебн...
Формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира
В данной работе представлен опыт использования приёма преобразования информации из одной формы в другую (т. е. умения представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы) по ф...
Методические рекомендации по формированию умения работать с текстом на уроках окружающего мира
Методические рекомендации по формированию умения работать с текстом на уроках окружающего мира...
Обобщение опыта работы "Работа с текстом на уроках окружающего мира"
Из опыта работы "Работа с текстом на уроках окружающего мира"...
Обобщение опыта "Исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках и внеурочной деятельности"
Обобщение опыта "Исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках и внеурочной деятельности"...
Формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира
Текст является основной единицей любой информации. Он - необходимый компонент любой сферы жизни в нормативной документации, художественной и учебной литературе. В связи с вышеизложенным, основной зада...