Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках окружающего мира в 1 классе
методическая разработка (1 класс) на тему
Виды упражнений на уроках окружающего мира в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках окружающего мира
в 1 классе.
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 102
с углубленным изучением отдельных предметов
г. о. Самара
Тершукова Елена Игоревна
Самара 2012 г.
Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках окружающего мира в 1 классе.
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование познавательных компетенций младших школьников.
Актуальность проблемы формирования познавательных компетентностей для начального общего образования обусловлена следующими факторами:
- разрыв между знаниями учащихся начальной школы и умением применять эти знания на практике;
- преодоление несоответствия результатов существующей системы образования новым социально-экономическим задачам государства;
- необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
- необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
Познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д. Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта
О важности сформированных познавательных компетентностей для последующих этапов обучения В.А. Сухомлинский писал 30 лет назад «...главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить его пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко, несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться».
Для учащихся начальной школы общий уровень развития познавательных компетентностей во многом определяется многообразием и характером видов познавательных универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные универсальные действия включают:
общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств
массовой информации;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково- символические действия:
— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково - символическая);
— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе
самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно- следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
— формулирование проблемы;
— самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
В результате изучения курса «Окружающий мир» выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Выпускник начальной школы получит возможность научиться:
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым
чувство исторической перспективы наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в
официальной обстановке, участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий к концу обучения младшего школьника
Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира: | -различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление); – выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); – анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; – проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; – применять таблицы, схемы, модели для получения информации; – презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; |
Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции | сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; – выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; – классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); – приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; – устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени; – выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения |
Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность | -высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, - составлять план простого эксперимента; – выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»); – выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное; – преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; – моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.); – исследовать собственные нестандартные способы решения; – преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать. |
Предлагаю виды упражнений, которые помогут педагогу формировать у детей познавательные компетенции на уроках окружающего мира в начальной школе на примере учебника А.А. Плешакова «Окружающий мир», 1 класс, часть 2, М., «Просвещение», 2011 .
Упражнения, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках окружающего мира.
Тема урока «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»
Общеучебного характера
- Перечислите известные вам названия лесных и луговых цветов.
- Как вы думаете, чем они отличаются от садовых?
- Обсудите в парах в чём взаимосвязь цветов и бабочек?
- Придумайте сказочную историю, которая будет начинаться так:
«Одним ранним летним утром села бабочка на колокольчик…..
Логического характера
- Есть ли у вас любимый цветок? Он садовый или луговой? Объясните, почему именно он вам нравится больше других?
- Сравните колокольчик садовый с лесным колокольчиком.
Что у них общего? Чем различаются?
- Сравните различные виды бабочек. Что у них общего? Чем различаются?
- Обсудите в парах в чём взаимосвязь цветов и бабочек?
- Выскажи предположение: Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?
- Что произойдет, если… исчезнут все цветы?
На сферу применения
- Вылепи из пластилина цветок и бабочку.
Упражнения в использовании знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Придумай и нарисуй свои знаки по охране редких видов цветов и бабочек.
- Реши кроссворд.
- Расскажи по схеме о бабочке.
- Название бабочки.
- Окрас.
- Места обитания.
- Чем питается?
- Какие растения предпочитает?
Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Литература:
Асмолов, Бурменская, Володарская - Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий Издательство: Просвещение, 2011
Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 11 - 17.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151с.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208с.
Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. – М., 1973.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Издательство: Просвещение, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/27/picture-34989-1503831079.jpg)
Развитие способностей младших школьников через различные виды заданий
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития обще...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/24/picture-269338-1372062482.jpg)
Обобщение опыта. Профессиональные компетенции педагога, обеспечивающие формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира.
Владение технологией продуктивного чтения, использование разнообразных приемов, форм и методов работы с текстом при изучении окружающего мира нацелено, прежде всего, на осмысление и понимание учащимис...
Педагогический проект на тему: «Развитие творческой активности младших школьников в различных видах деятельности на уроках русского языка».
При выполнении данного проекта были поставлены следующие цели: развитие творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста;организация взаимодействия между детьми и ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/26/picture-606651-1501093694.jpg)
Формирование читательской компетентности у младших школьников через использование разнообразных приемов интерпретации художественных произведений на уроках литературного чтения
Актуальность темыОбъект исследованияПредмет исследованияЦель исследованияГипотеза исследованияЗадачи исследованияВывод...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/07/picture-970073-1510074448.jpg)
Формирование познавательных универсальных действий младших школьников через систему упражнений развивающего характера
Передовой педагогический опыт...
Формирование орфографического самоконтроля младших школьников через систему тренировочных упражнений на уроках русского языка
Научный руководитель: Р.Л. Рождественскаяг. Белгород...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-62129-1430497166.jpg)
Патриотическое воспитание младших школьников через личность Петра Первого на уроке окружающего мира в 4 классе
К 350-летию со дня Рождения Петра Великого мною был проведен урок окружающего мира, на котором я на примере личности Петра Первого, раскрывая его качества, рассказывая о его преобразованиях и их...