Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках окружающего мира в 1 классе
методическая разработка (1 класс) на тему

Тершукова Елена Игоревна

Виды упражнений на уроках окружающего мира в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_mbou_sosh_no102_.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках  окружающего мира

в 1 классе.

     

Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ  СОШ  № 102
с углубленным изучением отдельных предметов
 г. о.  Самара
Тершукова Елена Игоревна

Самара 2012 г.

Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках  окружающего мира в 1 классе.

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование познавательных компетенций младших школьников.

Актуальность проблемы формирования познавательных компетентностей для начального общего образования обусловлена следующими факторами:

  1. разрыв между знаниями учащихся начальной школы и умением применять эти знания на практике;
  2. преодоление несоответствия результатов существующей системы образования новым социально-экономическим задачам государства;
  3. необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
  4. необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;

Познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д. Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта

О важности сформированных познавательных компетентностей для последующих этапов обучения В.А. Сухомлинский писал 30 лет назад «...главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить его пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко, несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться».

Для учащихся начальной школы   общий уровень развития познавательных компетентностей во многом определяется многообразием и характером видов познавательных универсальных учебных  действий (УУД).

Познавательные универсальные действия включают:

общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

— структурирование знаний;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и

оценка процесса и результатов деятельности;

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств

массовой информации;

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково- символические действия:

— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково - символическая);

— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе

самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно- следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

— формулирование проблемы;

— самостоятельное создание способов решения проблем

творческого и поискового характера.

В результате изучения курса «Окружающий мир» выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо-  и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Выпускник начальной школы получит возможность научиться:

• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым

чувство исторической перспективы наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в

официальной обстановке, участвовать в коллективной

коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий к  концу обучения младшего школьника

Познавательные универсальные учебные действия, отражающие

методы познания окружающего мира:

-различать методы познания окружающего мира по его целям

(наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

– выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в

процессе их рассматривания (наблюдения);

– анализировать результаты опытов, элементарных исследований;

фиксировать их результаты;

– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

– проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

– применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

– презентовать подготовленную информацию в наглядном и

вербальном виде;

Познавательные универсальные учебные действия, формирующие

умственные операции

сравнивать различные объекты: выделять из множества один или

несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять

характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов;

– выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

– классифицировать объекты (объединять в группы по

существенному признаку);

– приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых

положений;

– устанавливать причинно-следственные связи и зависимости

между объектами, их положение в пространстве и времени;

– выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения

Познавательные универсальные учебные действия, формирующие

поисковую и исследовательскую деятельность

-высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,

- составлять план простого эксперимента;

– выбирать решение из нескольких предложенных, кратко

обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);

– выявлять (при решении различных учебных задач) известное и

неизвестное;

– преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

– моделировать различные отношения между объектами

окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);

– исследовать собственные нестандартные способы решения;

– преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески

переделывать.

Предлагаю виды упражнений, которые помогут педагогу формировать у детей познавательные компетенции  на уроках окружающего мира в начальной школе на примере учебника А.А. Плешакова «Окружающий мир», 1 класс, часть 2, М., «Просвещение», 2011 .

Упражнения, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках окружающего мира.

Тема урока «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»

Общеучебного характера 

  1. Перечислите известные вам названия лесных и луговых цветов.
  2. Как вы думаете, чем они отличаются от садовых?
  3. Обсудите в парах в чём взаимосвязь цветов и бабочек?
  4. Придумайте сказочную историю, которая будет начинаться так:

«Одним ранним летним утром села бабочка на колокольчик…..

Логического характера

  1. Есть ли у вас любимый цветок? Он садовый или луговой? Объясните, почему именно он вам нравится больше других?
  1. Сравните колокольчик садовый с лесным колокольчиком.

 Что у них общего? Чем различаются?

  1. Сравните различные виды бабочек. Что у них общего? Чем различаются?
  2. Обсудите в парах в чём взаимосвязь цветов и бабочек?
  3. Выскажи предположение: Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?
  4. Что произойдет, если… исчезнут все цветы?

На сферу применения 

  1. Вылепи из пластилина цветок и бабочку.

Упражнения в  использовании знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  1. Придумай и нарисуй свои знаки по охране редких видов цветов и бабочек.
  2. Реши кроссворд.
  3. Расскажи по схеме о бабочке.
  1. Название бабочки.
  2. Окрас.
  3. Места обитания.
  4. Чем питается?
  5. Какие растения предпочитает?

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Литература:

 Асмолов, Бурменская, Володарская - Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий Издательство: Просвещение, 2011

 Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 11 - 17.

 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151с.

 Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208с.

Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. – М., 1973.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Издательство: Просвещение, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие способностей младших школьников через различные виды заданий

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития обще...

Обобщение опыта. Профессиональные компетенции педагога, обеспечивающие формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира.

Владение технологией продуктивного чтения, использование разнообразных приемов, форм и методов работы с текстом при изучении окружающего мира нацелено, прежде всего, на осмысление и понимание учащимис...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческой активности младших школьников в различных видах деятельности на уроках русского языка».

При выполнении данного проекта были поставлены следующие цели:       развитие творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста;организация взаимодействия между детьми и ...

Формирование читательской компетентности у младших школьников через использование разнообразных приемов интерпретации художественных произведений на уроках литературного чтения

Актуальность темыОбъект исследованияПредмет исследованияЦель исследованияГипотеза исследованияЗадачи исследованияВывод...

Патриотическое воспитание младших школьников через личность Петра Первого на уроке окружающего мира в 4 классе

К 350-летию со дня Рождения Петра Великого мною был проведен урок окружающего мира, на котором я на примере личности Петра Первого,  раскрывая его качества, рассказывая о его преобразованиях и их...