Методические рекомендации по формированию умения работать с текстом на уроках окружающего мира
статья по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Фирер Инна Иосифовна

Методические рекомендации по формированию умения работать с текстом на уроках окружающего мира

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_metodicheskie_rekomendatsii_firer_i.i.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по формированию умения работать с текстом на уроках окружающего мира

Из опыта работы учителя начальных классов МАОУ СОШ №15 г.Златоуста Фирер Инны Иосифовны

При формировании умений работать с текстом необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. По этому принципу и издаются учебники. В 1 классе минимум текстов, но много иллюстраций, к 4 классу – мало иллюстраций и большие тексты.

В работе с учебником необходимо применять разнообразные методические приёмы. Их существует большое множество:

  1. Нахождение опорных (главных) слов.
  2. Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения или слова, которые можно опустить.
  3. Нахождение отрывка к рисунку.
  4. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  5. Выборочное чтение.
  6. Комбинированное чтение.
  7. Подборка звукового фильма.
  8. Умение выделять главное.
  9. Установление путём чтения причинно-следственных связей.
  10. Умение строить высказывания с опорой на картинки.
  11. Составление оригинального текста на основе плана. И другие приёмы.

Существует 3 этапа работы с текстом:

  1. До чтения – прогнозирование содержания текста по его названию, иллюстрациям и т.д.
  2. Во время чтения – изучающее чтение (делаем остановки для того, чтобы:

- задать вопрос автору;

- предложить ответ;

- при дальнейшем чтении найти в тексте ответ на вопрос и проверить себя.

3. После чтения текста – формирование главной мысли (вывод).

Хочу показать фрагмент урока «Кто такие звери?» в 1 классе, как я работала над темой, используя эти этапы. Итак, 1 этап (до чтения):

- Откройте учебники на с.38. Рассмотрите верхний рисунок.

- Кого вы здесь видите?

- К каким известным вам группам принадлежат некоторые из них? Почему?

- Кто остался? (Мышь).

- Вы согласны с утверждением, что мышь – это зверь? Почему?

- Рассмотрите иллюстрацию №1 (жираф).

- Из каких частей состоит тело зверей? (Голова, шея, туловище, ноги, хвост).

- Что ещё общего у зверей? (Тело покрыто шерстью).

- Рассмотрите иллюстрацию №2.

- Как вы думаете, что хотел сказать автор этой фотографией? (Звери выкармливают детёнышей молоком).

- Вот поэтому второе название зверей млекопитающие.

2 этап (во время чтения):

- Какую новую информацию вы узнали о зверях?

- Прочитаем в словаре Ожегова, что обозначает слово млекопитающие (работа со словарём).

- Посмотрите на иллюстрацию с.39 и скажите, можно ли утверждать, что это звери?

- Что необычного в строении их тела? Ваши мнения.

- Давайте проверим по атласу-определителю или на с.91.

- Ребята приготовили небольшие рассказы о том, что необычного в строении тел некоторых зверей.

Летучая мышь – единственное млекопитающее, которое умеет летать, крыльями ей служат лапы и т.д.

Есть млекопитающие, которые всю жизнь проводят в воде. Это дельфины и киты. Их ноги превратились в плавники, а тело покрыто гладкой кожей.

3 этап (после чтения):

Игра «Вопрос-ответ» (с.39) переходит в формулировку вывода.

Со 2 класса я начинаю использовать методику «Чтение с пометками».

Например, тема «Какие бывают животные?» перекликается с темой 1 класса «Кто такие звери?». Дети читают текст учебника, делая пометки простым карандашом. Например:

V – известная информация, т.е. уже знал;

+ - узнал новое;

- - думал иначе;

? – осталось непонятным;

! – вызвало интерес и желание узнать об этом больше.

Если в 1 классе дети узнали, что животные делятся на 4 группы (насекомые, рыбы, птицы, звери), то во 2 классе к уже известной информации, которую ребята обозначили «v» добавляется новая, о том, что существуют ещё 2 группы животных (земноводные и пресмыкающиеся). При чтении дети делают пометку «+».

Надо сказать, что эта методика является одной из самых любимых у учащихся. Поэтому я использую её часто на уроках окружающего мира и в 3, и в 4 классах.

В ходе комплексной работы по формированию умения работать с текстом ученик получит возможность:

- обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);

- дополнять готовые информационные объекты (таблицы, тексты, схемы, диаграммы), создавать собственные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Профессиональные компетенции педагога, обеспечивающие формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира.

Владение технологией продуктивного чтения, использование разнообразных приемов, форм и методов работы с текстом при изучении окружающего мира нацелено, прежде всего, на осмысление и понимание учащимис...

Формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира

Значительная роль в овладении  читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебн...

Формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира

В данной работе представлен опыт использования приёма   преобразования информации из одной формы в другую (т. е. умения представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы)  по ф...

Методическая разработка "Методика формирования умений работать с литературой на уроках «Окружающего мира»"

Методика формирования умений работать с литературой на уроках «Окружающего мира» ...

Методическая разработка: " Методика формирования умений работать с литературой на уроках "Русского языка" 2 класс (составлен в соответствии с требованиями ФГОС).

Особенность урока: наличие проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых  ситуаций, заданий, требующих сопоставления, сравнения, обобщения. А так же рациональная организация работы ...

Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."

В докладе рассказывается  о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....

Обобщение опыта работы "Работа с текстом на уроках окружающего мира"

Из опыта работы "Работа с текстом на уроках окружающего мира"...