Методические рекомендации по формированию умения работать с текстом на уроках окружающего мира
статья по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)
Методические рекомендации по формированию умения работать с текстом на уроках окружающего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_metodicheskie_rekomendatsii_firer_i.i.docx | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по формированию умения работать с текстом на уроках окружающего мира
Из опыта работы учителя начальных классов МАОУ СОШ №15 г.Златоуста Фирер Инны Иосифовны
При формировании умений работать с текстом необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. По этому принципу и издаются учебники. В 1 классе минимум текстов, но много иллюстраций, к 4 классу – мало иллюстраций и большие тексты.
В работе с учебником необходимо применять разнообразные методические приёмы. Их существует большое множество:
- Нахождение опорных (главных) слов.
- Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения или слова, которые можно опустить.
- Нахождение отрывка к рисунку.
- Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
- Выборочное чтение.
- Комбинированное чтение.
- Подборка звукового фильма.
- Умение выделять главное.
- Установление путём чтения причинно-следственных связей.
- Умение строить высказывания с опорой на картинки.
- Составление оригинального текста на основе плана. И другие приёмы.
Существует 3 этапа работы с текстом:
- До чтения – прогнозирование содержания текста по его названию, иллюстрациям и т.д.
- Во время чтения – изучающее чтение (делаем остановки для того, чтобы:
- задать вопрос автору;
- предложить ответ;
- при дальнейшем чтении найти в тексте ответ на вопрос и проверить себя.
3. После чтения текста – формирование главной мысли (вывод).
Хочу показать фрагмент урока «Кто такие звери?» в 1 классе, как я работала над темой, используя эти этапы. Итак, 1 этап (до чтения):
- Откройте учебники на с.38. Рассмотрите верхний рисунок.
- Кого вы здесь видите?
- К каким известным вам группам принадлежат некоторые из них? Почему?
- Кто остался? (Мышь).
- Вы согласны с утверждением, что мышь – это зверь? Почему?
- Рассмотрите иллюстрацию №1 (жираф).
- Из каких частей состоит тело зверей? (Голова, шея, туловище, ноги, хвост).
- Что ещё общего у зверей? (Тело покрыто шерстью).
- Рассмотрите иллюстрацию №2.
- Как вы думаете, что хотел сказать автор этой фотографией? (Звери выкармливают детёнышей молоком).
- Вот поэтому второе название зверей млекопитающие.
2 этап (во время чтения):
- Какую новую информацию вы узнали о зверях?
- Прочитаем в словаре Ожегова, что обозначает слово млекопитающие (работа со словарём).
- Посмотрите на иллюстрацию с.39 и скажите, можно ли утверждать, что это звери?
- Что необычного в строении их тела? Ваши мнения.
- Давайте проверим по атласу-определителю или на с.91.
- Ребята приготовили небольшие рассказы о том, что необычного в строении тел некоторых зверей.
Летучая мышь – единственное млекопитающее, которое умеет летать, крыльями ей служат лапы и т.д.
Есть млекопитающие, которые всю жизнь проводят в воде. Это дельфины и киты. Их ноги превратились в плавники, а тело покрыто гладкой кожей.
3 этап (после чтения):
Игра «Вопрос-ответ» (с.39) переходит в формулировку вывода.
Со 2 класса я начинаю использовать методику «Чтение с пометками».
Например, тема «Какие бывают животные?» перекликается с темой 1 класса «Кто такие звери?». Дети читают текст учебника, делая пометки простым карандашом. Например:
V – известная информация, т.е. уже знал;
+ - узнал новое;
- - думал иначе;
? – осталось непонятным;
! – вызвало интерес и желание узнать об этом больше.
Если в 1 классе дети узнали, что животные делятся на 4 группы (насекомые, рыбы, птицы, звери), то во 2 классе к уже известной информации, которую ребята обозначили «v» добавляется новая, о том, что существуют ещё 2 группы животных (земноводные и пресмыкающиеся). При чтении дети делают пометку «+».
Надо сказать, что эта методика является одной из самых любимых у учащихся. Поэтому я использую её часто на уроках окружающего мира и в 3, и в 4 классах.
В ходе комплексной работы по формированию умения работать с текстом ученик получит возможность:
- обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
- дополнять готовые информационные объекты (таблицы, тексты, схемы, диаграммы), создавать собственные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта. Профессиональные компетенции педагога, обеспечивающие формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира.
Владение технологией продуктивного чтения, использование разнообразных приемов, форм и методов работы с текстом при изучении окружающего мира нацелено, прежде всего, на осмысление и понимание учащимис...
Формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира
Значительная роль в овладении читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебн...
Формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира
В данной работе представлен опыт использования приёма преобразования информации из одной формы в другую (т. е. умения представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы) по ф...
Методическая разработка "Методика формирования умений работать с литературой на уроках «Окружающего мира»"
Методика формирования умений работать с литературой на уроках «Окружающего мира» ...
Методическая разработка: " Методика формирования умений работать с литературой на уроках "Русского языка" 2 класс (составлен в соответствии с требованиями ФГОС).
Особенность урока: наличие проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых ситуаций, заданий, требующих сопоставления, сравнения, обобщения. А так же рациональная организация работы ...
Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."
В докладе рассказывается о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....
Формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира
Текст является основной единицей любой информации. Он - необходимый компонент любой сферы жизни в нормативной документации, художественной и учебной литературе. В связи с вышеизложенным, основной зада...