Формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира
методическая разработка на тему
В данной работе представлен опыт использования приёма преобразования информации из одной формы в другую (т. е. умения представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы) по формированию читательской грамотности на уроках окружающего мира на основе коммуникативно-деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material_klepets_e._a.doc | 720.5 КБ |
rabota_s_tekstom_na_urokah_okruzhayushchego_mira.docx | 312.91 КБ |
formirovanie_u_mladshih_shkolnikov_umeniy_rabotat_s_tekstom.pptx | 461.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактический материал
по работе с научно-популярными текстами на уроках окружающего мира 2-3 класс
Пояснительная записка
На современном этапе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект.
Для осуществления диагностики и контроля данного вида деятельности учеников существуют разнообразные комплексные работы на метапредметные умения. Возникла необходимость создания дополнительных дидактических материалов на основе научно-популярных текстов, которые совместно с учебными программами и будут способствовать обучению учащихся, именно, работе с текстом.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать учебный материал, представленный УМК «Школа России;
- выбрать ключевые темы, представленные в УМК;
- учесть возрастные и психологические особенности учеников;
- создать дидактические материалы, которые можно было бы использовать в любом УМК (взяты ключевые темы) и которые смогли бы дополнить и разнообразить работу учащихся на уроках окружающего мира.
При обучении детей работе с текстом выделяют следующие этапы:
- поиск информации и понимание прочитанного;
- преобразование и интерпретация информации;
- оценка информации.
Эти три этапа неразрывно связаны друг с другом: невозможно преобразовать или оценить информацию и при этом не понимать прочитанное. Поэтому сложно выделить задания для какого-то конкретного этапа работы над текстом.
Задания составлены по ключевым темам предмета окружающий мир 2 класса. Таким образом, виды заданий будут повторяться от темы к теме, что позволит осуществить принцип системности, а это очень важно для выработки умения.
Также за учителем останется право выбора вида задания, что зависит от особенностей каждого класса. Кроме того, задания составлены таким образом, чтобы ребята работали с информацией, представленной в разном виде: текст, таблица, схема, рисунок и т.п.
Тема 1: Родная страна.
Виды заданий:
Задание 1
Прочитай текст. Подчеркни характерные признаки государства. С помощью подчёркнутых слов определи страну. Государство расположено на материке Евразия и имеет самую большую территорию. В нём проживает более 150 народов. У каждого народа своя культура, язык, свои обычаи, но всех их объединяет любовь к родной стране, к многообразию животного и растительного мира. Управляет государством президент. Столица государства – город Москва. |
Вариант выполнения задания 1
Государство расположено на материке Евразия и имеет самую большую территорию. В нём проживает более 150 народов. У каждого народа своя культура, язык, свои обычаи, но всех их объединяет любовь к родной стране, к многообразию животного и растительного мира. Управляет государством президент. Столица государства – город Москва. Это государство Российская Федерация. |
Задание 2
Представители каких народов населяют твой край? Исправь несоответствие в тексте и запиши правильный ответ в тетрадь. В Красноярском крае проживают люди 150 национальностей. Самый многочисленный народ – французы, на втором месте – русские, на третьем – татары. Далее следуют украинцы, немцы. |
Вариант выполнения задания 2
В Красноярском крае проживают люди 150 национальностей. Самый многочисленный народ – русские, на втором месте – украинцы, на третьем – татары. Далее следуют немцы. |
Задание 3
Прочитай текст, подчеркни несоответствие, соотнеси рисунок с тексом и исправь ошибку. Флаг России. Современный флаг, несмотря на его древнее происхождение и долгую историю, был воссоздан недавно, около 10 лет назад. Четыре вертикальных полоски белого, синего и красного цвета имеют особый смысл. Белый цвет означает чистоту, синий – небо, верность, правду, красный – огонь, отвагу. |
Вариант выполнения задания 3
Флаг России. Современный флаг, несмотря на его древнее происхождение и долгую историю, был воссоздан недавно, около 10 лет назад. Четыре вертикальных (три горизонтальных) полоски белого, синего и красного цвета имеют особый смысл. Белый цвет означает чистоту, синий – небо, верность, правду, красный – огонь, отвагу. |
Задание 4
Вариант выполнения задания 4
|
Тема 2: Явления природы. Погода.
Виды заданий:
Задание 1
Прочитай текст. Помоги Вите выбрать одежду для прогулки. Было холодно. Ярко светило солнце. На деревьях зеленели первые листья. Вдруг пошёл снег. |
Вариант выполнения задания 1
Одеть: вязаную шапку, непромокаемую куртку с капюшоном и сапоги, можно взять тонкие перчатки. |
Задание 2 Вариант выполнения задания 2
Опиши погоду, используя рисунок и имеющийся жизненный опыт. | Ясная морозная погода. Идёт небольшой снег. Температура воздуха – 25° (– 30°). Ветра нет. |
Задание 3
Прочитай текс, найди в нем несоответствие и подчеркни. На улице выпал снег, ребята пошли купаться. Сегодня ясно, нет ветра, температура воздуха +15°С, поэтому мы пойдем кататься на лыжах. На улице жаркая, сухая погода. Мальчики прибежали домой мокрые. |
Вариант выполнения задания 3
На улице выпал снег, ребята пошли купаться. Сегодня ясно, нет ветра, температура воздуха +15°С, поэтому мы пойдем кататься на лыжах. На улице жаркая, сухая погода. Мальчики прибежали домой мокрые. |
Задание 4
Создай таблицу сезонных явлений, используя рисунок в учебнике и имеющийся жизненный опыт.
|
Вариант выполнения задания 4
|
Задание 5
Прочитай текст. Найди в нем несоответствие и подбери противоположное по смыслу слово. Запиши исправленный вариант текста. Первые оттепели обычно бывают в начале сентября. Осенью грозы становятся частыми. Над рекой все реже нависают туманы. В это время во всем чувствуется приближение лета. В середине осени происходит ледостав. |
Вариант выполнения задания 5
Первые оттепели (заморозки) обычно бывают в начале сентября. Осенью грозы становятся частыми (редкими). Над рекой все реже (чаще) нависают туманы. В это время во всем чувствуется приближение лета (зимы). В середине (в конце) осени происходит ледостав. |
Тема 3: В гости к осени.
Виды заданий:
Задание 1
Определи, о каком времени года идёт речь в произведении и напиши. Подчеркни те приметы, которые тебе помогли выполнить задание. а) Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льётся, Лужи у крыльца... б) Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. |
Вариант выполнения задания 1
Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льётся, Лужи у крыльца... (Осень) Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. (Осень) |
Задание 2
Прочитай текст. Найди в нём несоответствия и подчеркни. Запиши варианты исправления этого текста. Осенью солнце поднимается в небе уже не так высоко. Его лучи хорошо прогревают землю. По утрам на улице лёгкий морозец. Осенние дожди быстро проходят, и под ногами почти не бывает луж. С наступлением осени природа оживает. |
Вариант выполнения задания 2
Осенью солнце поднимается в небе уже не так высоко. Его лучи хорошо (меньше) нагревают землю. По утрам на улице лёгкий морозец. Осенние дожди быстро (долго не) проходят, и под ногами почти не бывает луж (всё время грязь и слякоть). С наступлением осени природа оживает (умирает). |
Задание 3
Прочитай описание старинной детской игры. Составь кратко правила игры с помощью таблицы (заготовка таблицы прилагается). Вот русская игра «В кулика». Скатают из сухой травы небольшой мячик. Считалкой выберут водящего – птицу кулика. Он в сторонку отойдёт, а дети мяч в сухой траве спрячут. Водящий выйдет на поляну, начнёт по траве шарить – мяч искать. Если далеко от мяча отойдёт, дети кричат: «Кулик, кулик, кулик!» если водящий близко от мяча, кричат по-другому: «Травы, травы, травы!» играют, пока «кулик» мяч не найдёт.
|
Вариант выполнения задания 3
|
Задание 4
Определи, о каком времени года идёт речь в тексте. Попробуй обосновать свой ответ. На улице тепло. Небо голубое. Ярко светит солнце. Вова и Зина пришли из школы, и вышли в сад. Яблоки уже созрели. Пора собирать урожай. |
Вариант выполнения задания 4
Речь идёт об осени. Доказательством служат 3 и 5 предложения. |
Тема 4: В гости к зиме.
Виды заданий:
Задание 1
Определи, о каком времени года идёт речь в произведении и напиши. Подчеркни те приметы, которые тебе помогли выполнить задание. а) День настал. б) Все озеро во льду, |
Вариант выполнения задания 1
День настал. И вдруг стемнело. (Зима) Все озеро во льду, (Зима) |
Задание 2
Прочитай текст. Найди в нём несоответствия и подчеркни. Запиши варианты исправления этого текста. Солнце зимой поднимается высоко, поэтому земля получает мало тепла. Дни стоят короткие, а ночи длинные. Кое - где лежит снег. Водоёмы скованы льдом. Часто идёт снег. Птицы улетели в тёплые края, а звери спят в своих норках. |
Вариант выполнения задания 2
Солнце зимой поднимается высоко (совсем невысоко), поэтому земля получает мало тепла. Дни стоят короткие, а ночи длинные. Кое – где (кругом) лежит снег. Водоёмы скованы льдом. Столбик термометра поднимается выше (опускается ниже) нуля градусов. Птицы (перелётные) улетели в тёплые края, а звери (некоторые) спят в своих норках. |
Задание 3
Прочитай описание старинной детской игры. Составь кратко правила игры с помощью таблицы (заготовка таблицы прилагается). Поиграем в старинную бурятскую игру «Рукавицу гнать». Игроки садятся в круг лицом к центру и незаметно передают друг другу за спиной рукавицу. У кого она в руках тот раскачивается из стороны в сторону и поёт: «Рукавицу, рукавицу, рукавицу гони!» задача водящего в середине круга - обнаружить рукавицу в руках одного из игроков. Тот становиться новым водящим.
|
Вариант выполнения задания 3
|
Задание 4
Определи, о каком времени года идёт речь в тексте. Попробуй обосновать свой ответ. Ребята играли во дворе в футбол. У Андрюши сапоги промокли. Снег попал в сапоги. Андрюша побежал домой и переоделся. |
Вариант выполнения задания 4
Речь идёт о зиме. Доказательством служит третье предложение. |
Тема 5: В гости к весне.
Виды заданий:
Задание 1
Определи, о каком времени года идёт речь в произведении и напиши. Подчеркни те приметы, которые тебе помогли выполнить задание. а) С деревьев – кап! б) Сошли снега… Оковы ледяные |
Вариант выполнения задания 1
С деревьев – кап! (Весна) Сошли снега… Оковы ледяные (Весна) |
Задание 2
Прочитай текст. Найди в нём несоответствия и подчеркни. Запиши варианты исправления этого текста. С приходом весны солнце поднимается в небе гораздо выше, но греет совсем мало. Днём становится всё холоднее. С крыш свисают сосульки. Выпадает первый снег. На водоёмах раскалывается лёд. Начинает замерзать почва. Просыпаются звери, прилетают птицы и начинают вить гнёзда. Природа оживает после зимы. |
Вариант выполнения задания 2
С приходом весны солнце поднимается в небе гораздо выше, но (и) греет совсем мало (по-настоящему). Днём становится всё холоднее (теплее). С крыш свисают сосульки. Выпадает первый (последний) снег. На водоёмах раскалывается лёд. Начинает замерзать (оттаивать) почва. Просыпаются звери, прилетают птицы и начинают вить гнёзда. Природа оживает после зимы. |
Задание 3
Прочитай описание старинной детской игры. Составь кратко правила игры с помощью таблицы (заготовка таблицы прилагается). Познакомимся с аварской игрой «Карга». Игроки делятся поровну на две команды. На ровную площадку кладут большой камень – каргу. Вокруг камня на расстоянии 2-3 метров чертят круг. Одна команда охраняет камень, стоя за кругом. Ни один из защитников не должен заходить в круг. Игроки другой команды стараются проскочить в круг между защитниками и «запятнать» камень (коснуться его ногой). Защитники салят нападающих. Осаленные должны прекратить атаку и отойти назад. Если не осаленный нападающий забежит в круг и коснётся ногой камня, команды меняются местами. Камень не считается «запятнанным», если его коснётся осаленный игрок.
|
Вариант выполнения задания 3
|
Задание 4
Определи, о каком времени года идёт речь в тексте. Попробуй обосновать свой ответ. Таня посмотрела на календарь. Скоро будет праздник. Надо делать подарки для мамы, бабушки, учительницы. |
Вариант выполнения задания 4
Речь идёт о весне. Доказательством служит последнее предложение. |
Тема 6: Звёздное небо.
Виды заданий:
Задание 1
Определи, о каком созвездии идёт речь в тексте и напиши. Подчеркни те слова, которые тебе помогли выполнить задание. Звёздное небо таинственно и прекрасно! Это созвездие самое знаменитое. Его образует множество звёзд, главные из которых напоминают фигуру «хозяина леса». А самые яркие из этих звёзд образуют всего лишь ковш, которым в деревнях черпают воду. |
Вариант выполнения задания 1
Звёздное небо таинственно и прекрасно! Это созвездие самое знаменитое. Его образует множество звёзд, главные из которых напоминают фигуру «хозяина леса». А самые яркие из этих звёзд образуют всего лишь ковш, которым в деревнях черпают воду. Созвездие «Большая медведица» |
Задание 2
Прочитай текст. Найди в нём несоответствия и подчеркни. Запиши варианты исправления этого текста. В любое время года на звёздном небе можно найти созвездия Большой и Малой медведиц. Они находятся рядом друг с другом. В созвездии Большой медведицы есть самая яркая звезда – Полярная. Она помогает определить путникам направление на юг. |
Вариант выполнения задания 2
В любое время года на звёздном небе можно найти созвездия Большой и Малой медведиц. Они находятся рядом (на расстоянии) друг с другом. В созвездии Большой (Малой) медведицы есть самая яркая звезда – Полярная. Она помогает определить путникам направление на юг (север). |
Задание 3
Прочитай текст. Найди несоответствие, подчеркни и подбери противоположное по смыслу слово. Запиши исправленный вариант текста. Мир звезд очень скуден. В пасмурный вечер небо усыпано звездами. Они кажутся огромными светящимися квадратиками, потому что находятся очень далеко от Земли. |
Вариант выполнения задания 3
Мир звезд очень скуден (разнообразен). В пасмурный (ясный) вечер небо усыпано звездами. Они кажутся огромными (маленькими) светящимися квадратиками (точками), потому что находятся очень далеко от Земли. |
Задание 4
Прочитай текст. Сравни созвездия, выделяя их существенные признаки. Занеси результат в таблицу. Кассиопея. Это созвездие можно найти на небе в любое время года. Его главные звезды образуют растянутую за «ножки» букву «М». Весной и летом эта «буква» перевернута. Свое название созвездие получило по имени царицы Кассиопеи. Орион. Это созвездие хорошо видно зимой. Оно необыкновенно красиво! А названо оно по имени охотника из древнегреческих мифов. Пояс этого охотника образуют три звезды, расположенные рядом. Их так и называют - Пояс Ориона. Лебедь. Это созвездие можно увидеть летом и осенью. Оно напоминает лебедя с широко раскинутыми крыльями, летящего вниз, к земле. Хвост лебедя отмечен особенно яркой звездой - одной из самых ярких на небе.
|
Вариант выполнения задания 4
|
Тема 7: Невидимые нити в лесу.
Виды заданий:
Задание 1
Прочитай текст. Как ты думаешь, кто из ребят поступает правильно? Постарайся объяснить свой ответ. Приближался замечательный праздник – Новый год. Ребята вместе с папой пошли на ёлочный базар. Сколько там было лесных красавиц! Вова быстрее всех обошёл всю площадку и начал кричать: «Идите сюда, я нашёл – самую красивую!» А Лена взяла папу за руку и тихо проговорила: «Давай купим ёлку в магазине, пусть она будет не настоящая, зато звери в лесу будут рады». |
Вариант выполнения задания 1
Правильно поступает Лена. Ведь живая ёлка простоит в доме несколько дней и больше она никому будет не нужна. А если оставить её в лесу, то она поможет многим животным спастись от холода и голода. |
Задание 2
Прочитай текст. Подчеркни характерные признаки. С помощью подчёркнутых слов определи, о чем говорится в тексте. Эта зона образована деревьями с широкими и плотными листьями, так же здесь могут расти и хвойные деревья. Здесь есть грибы, травы, цветы, обитают зайцы, барсуки, кабаны, в кронах деревьев сооружают гнезда сойки, ястребы и другие пернатые. |
Вариант выполнения задания 2
Эта зона образована деревьями с широкими и плотными листьями, так же здесь могут расти и хвойные деревья. Здесь есть грибы, травы, цветы, обитают зайцы, барсуки, кабаны, в кронах деревьев сооружают гнезда сойки, ястребы и другие пернатые. В тексте описывается лес. |
Задание 3
Соотнеси схему с текстом. Найди несоответствие и исправь. Дуб могучее и красивое дерево. Для многих лесных жителей он является источником пищи. Например, белки, лесные мыши и сойки питаются желудями и даже запасают их на зиму. Но никто из них не может помочь дубу. |
Найди несоответствие и исправь. Запиши правильный вариант. Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть за год 1 кг зерна, то получается, что одна сова уничтожает в год 1 т хлеба. |
Вариант выполнения задания 3
Дуб могучее и красивое дерево. Для многих лесных жителей он является источником пищи. Например, белки, лесные мыши и сойки питаются желудями и даже запасают их на зиму. Но никто из них не может помочь дубу. (Все эти животные являются помощниками дуба, так как помогают ему расселиться в лесу – разносят его семена). |
Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть за год 1 кг зерна, то получается, что одна сова уничтожает (спасает) в год 1 т хлеба. |
Задание 4
Прочитай текст. Составь на основе текста схему, которая покажет причины засыхания деревьев. В давние времена люди вздумали навести порядок в одном лесу. Лесничий рассуждал так: «Лес–это деревья, а все остальное лишнее!». И по его приказу вырубили кустарники. А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житье. Развелось их видимо-невидимо. Одни листья едят, другие корни грызут. Вот деревья и стали сохнуть. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить. |
Вариант выполнения задания 4
Кустарники → птицы →жуки, гусеницы →деревья |
Тема 8: Дикие и домашние животные.
Виды заданий:
Задание 1
Определи, о каком животном идёт речь в тексте и напиши. Подчеркни те слова, которые тебе помогли выполнить задание. Это небольшое животное, очень ловкое и подвижное. Тело его покрыто чешуйками. У него есть ноги и длинный хвост. Питается в основном насекомыми. С наступлением холодов прячется и впадает в спячку. |
Вариант выполнения задания 1
Это небольшое животное, очень ловкое и подвижное. Тело его покрыто чешуйками. У него есть ноги и длинный хвост. Питается в основном насекомыми. С наступлением холодов прячется и впадает в спячку. (ящерица) |
Задание 2
Прочитай статью «Белые медведи в цирке». Определи, какой факт является самым недостоверным и подчеркни его. Побывали мы с дочкой в цирке на ледовом шоу. В целом понравилось – красивые костюмы, музыка, свет. Белые мишки были ухоженные, с белой шерстью. Поразило их поведение на льду. Как только их выпустили, они сразу же начали валяться на льду, тереться мордой, лизать и грызть. Возможно, лёд специально посыпали сахаром. Смотрелось очень смешно. Дочке понравилось, это главное! |
Вариант выполнения задания 2
Побывали мы с дочкой в цирке на ледовом шоу. В целом понравилось – красивые костюмы, музыка, свет. Белые мишки были ухоженные, с белой шерстью. Поразило их поведение на льду. Как только их выпустили, они сразу же начали валяться на льду, тереться мордой, лизать и грызть. Возможно, лёд специально посыпали сахаром. Смотрелось очень смешно. Дочке понравилось, это главное! |
Задание 3
Представь, что 1 сентября твой друг спешил в школу, поэтому пришёл раньше всех. На школьных ступеньках он нашёл кота. Животное было без ошейника, но его вид был ухоженный. Значит, его где – то ждут хозяева. Помоги другу написать объявление о находке кота. НАЙДЕН КОТ! Найден ______, мальчик. Окрас - ____________. Особые приметы: ____________________ _______________________. Нашли его утром ______________ в районе __________. Хозяев животного прошу звонить по номеру 711-877-41. |
Вариант выполнения задания 3
НАЙДЕН КОТ! Найден кот, мальчик. Окрас - рыжий. Особые приметы: без ошейника, пушистый, глаза зелёные. Нашли его утром 1 сентября в районе школы. Хозяев животного прошу звонить по номеру 711-877-41.
|
Задание 4
Прочитай текст и преобразуй информацию в таблицу. Среди животных есть насекомые, рыбы, птицы, звери. У насекомых четыре конечности, а орган слуха у них может быть в любом месте: у кузнечика, например, в ноге. У рыб (например: карась, кета, окунь) вместо ног-плавники, а тело покрыто чешуей, которая растет всю жизнь, нарастая колечками. Перья спасают птиц от ушибов, царапин, от холода и жары. И страус, и орел, и соловей имеют два крыла и две лапы. Собаки ,кошки, слоны -все это звери. Тело их покрыто шерстью, а детенышей они выкармливают молоком. К особой группе животных-земноводным-относятся лягушки и жабы. В самом названии уже видно, что эти животные могут жить на суше и в воде. Кожа у них голая. К другой группе-пресмыкающимся-принадлежат змеи, ящерицы, черепахи, крокодилы. Кожа их покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Передние и задние ноги у пресмыкающихся выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или совсем отсутствуют.
|
Вариант выполнения задания 4
|
Тема 9: Охрана природы.
Виды заданий:
Задание 1
Прочитай текст. Подчеркни характерные признаки. С помощью подчёркнутых слов определи, о чем говорится в тексте. Однажды мы отправились в поход. По дороге мы обнаружили территорию, по периметру которой были развешаны таблички. На табличках было написано, что эта территория охраняется законом, любые виды человеческой деятельности там запрещены, потому что на ней обитают редко встречающиеся, или ,даже, вымирающие виды животных и растений. |
Вариант выполнения задания 1
Однажды мы отправились в поход. По дороге мы обнаружили территорию, по периметру которой были развешаны таблички. На табличках было написано, что эта территория охраняется законом, любые виды человеческой деятельности там запрещены, потому что на ней обитают редко встречающиеся, или ,даже, вымирающие виды животных и растений. Заповедник. |
Задание 2
Прочитай текст. Найди в нём несоответствия и подчеркни. Запиши варианты исправления этого текста. Если ты решил в походе Скушать баночку тушёнки, Не раздумывая долго, Топором её открой. А потом кусочки банки Разбросай по всей округе, Чтобы будущим туристам Было вспоминать о ком! |
Вариант выполнения задания2
Если ты решил в походе Скушать баночку тушёнки, Не раздумывая долго, Топором (ножом) её открой. А потом кусочки банки Разбросай (собери) По всей округе, Чтобы будущим туристам Было вспоминать о ком! |
Задание 3
Определи последовательность действий при посадке саженца дерева и укажи её с помощью цифр. Засыпать яму. Землю примять рукой, но осторожно, чтобы не повредить корни. Приобрести саженец дерева и найти место посадки. На дно насыпать холмик из плодородного слоя. На него положить корни дерева. Выкопать яму. Вырытую землю разложить на 2 кучки: верхний слой (плодородный) и нижний слой (менее плодородный). После посадки деревце нужно полить. Вокруг него выкапывают лунку и вливают в неё пару вёдер воды. После посадки нужно вбить рядом с деревцем колышек и подвязать, чтобы его не сломал ветер. |
Вариант выполнения задания 3
4. Засыпать яму. Землю примять рукой, но осторожно, чтобы не повредить корни. 1. Приобрести саженец дерева и найти место посадки. 3. На дно насыпать холмик из плодородного слоя. На него положить корни дерева. 2. Выкопать яму. Вырытую землю разложить на 2 кучки: верхний слой (плодородный) и нижний слой (менее плодородный). 5. После посадки деревце нужно полить. Вокруг него выкапывают лунку и вливают в неё пару вёдер воды. 6. После посадки нужно вбить рядом с деревцем колышек и подвязать, чтобы его не сломал ветер. |
Тема 10: Основы безопасности и жизнедеятельности человека.
Виды заданий:
Задание 1
Прочитай текст, определи и запиши о чем говорится в тексте. … Медведь ушел, удрали зайцы, Хватили горя комары. В жилищах птиц сварились яйца От неестественной жары. Стоял, как братская могила, Безрукий, безволосый лес… (Г.Горбовский) |
Вариант выполнения задания 1
… Медведь ушел, удрали зайцы, Хватили горя комары. В жилищах птиц сварились яйца От неестественной жары. Стоял, как братская могила, Безрукий, безволосый лес… (Г.Горбовский) В тексте описывается пожар в лесу. |
Задание 2
С помощью данной информации, взятой из разных источников, определи силу стихийного бедствия. а) В 2011году произошло землетрясение в городе Сочи. Оно почти ничего не разрушило. Люди почувствовали небольшие толчки. Кое – где появились трещины в асфальте.
б) В 2004 году в Таиланде произошло цунами. Жителей не успели предупредить о нём заранее. Волна уничтожила лодки и катера у берега. Были повреждены не только маленькие, но и большие крепкие здания. Поля и плантации оказались размыты. Из-за цунами пострадало много мирных жителей.
|
Вариант выполнения задания 2
а) Оно почти ничего не разрушило. Люди почувствовали небольшие толчки. Кое – где появились трещины в асфальте. Значит, сила землетрясения была не более 4-х баллов по данной шкале. б) Были повреждены не только маленькие, но и большие крепкие здания. Поля и плантации оказались размыты. Волна уничтожила лодки и катера у берега. Из-за цунами пострадало много мирных жителей. Значит, цунами было разрушительное – 3 балла по данной шкале. |
Задание 3
Основываясь на прочитанных тобой сказках, подумай и запиши в таблицу, в каких сказках было нарушение основ безопасности жизнедеятельности, которые привели к печальным последствиям?
|
Вариант выполнения задания 3
|
Предварительный просмотр:
Формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира
Клепец Елена Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Ермаковская СОШ №2»
Ермаковского района Красноярского края
Значительная роль в овладении читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе предусматривает выполнение учащимися итоговых комплексных работ, которые включают текст, на основе понимания прочитанного ученики должны выполнить задания по предмету «окружающий мир». При этом осуществить поиск необходимой информации, преобразовать, представить ее в виде схемы, установить закономерность, обобщить, сделать речевое высказывание в письменной форме.
В данной работе представлен опыт использования приёма преобразования информации из одной формы в другую (т. е. умения представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы) по формированию читательской грамотности на уроках окружающего мира на основе коммуникативно-деятельностного подхода.
Методические рекомендации предназначены для педагогов начальных классов, работающих над формированием читательской грамотности младших школьников, и призваны оказать помощь в выборе приёмов работы.
Данный материал может быть использован для организации уроков окружающего мира и внеурочной деятельности по предмету.
Ключевые слова: предмет «Окружающий мир», научно-познавательный текст, читательская компетентность, приём работы, преобразованию информации из одной формы в другую, активная познавательная деятельность, создание нового текста, универсальные учебные действия.
Значительная роль в овладении читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника. Одной из особенностей, что отличает их от художественных то, что в них содержатся научные понятия, сведения, факты, нет сюжета, ролей. Приемы работы с научно-познавательным и художественным текстом отличаются.
Моя практика показывает, что порой работа с текстом на уроках курса «Окружающий мир» сводится к беседе, вопросы которой повторяют содержание учебного материала знакомое ученикам. Это вызывает снижение интереса к изучению предмета, простому заучиванию учебного материала, при котором применить знания, умения в практической деятельности, выполнить задания младшие школьники затрудняются. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе предусматривает выполнение учащимися итоговых комплексных работ, которые включают текст, на основе понимания прочитанного ученики должны выполнить задания по предмету «окружающий мир». При этом осуществить поиск необходимой информации, преобразовать, представить ее в виде схемы, установить закономерность, обобщить, сделать речевое высказывание в письменной форме.
Вопрос, как научить детей читать научные тексты на уроках окружающего мира рационально и с пользой для себя, интересует меня давно. Достичь этой цели оказывается делом чрезвычайно трудным и требующим времени. Раньше, несмотря на все мои усилия, в классе непременно оказывались слабо читающие дети, работа с книгой для которых - умственная перегрузка, что оборачивалось у них нежеланием учиться и, в конечном счете, отставанием в учебе. Все это и заставило меня искать результативные методы обучения, совершенствовать содержание и структуру уроков. Возникла идея научить детей осознанно читать научные тексты через преобразование информации из одной формы в другую. В настоящее время при построении урока я предполагаю активную самостоятельную деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение ребенка в учебный процесс в соответствии с его способностями и возможностями. При такой организации обучения ученик является субъектом учебной деятельности, т. е. тем, кто учится.
Я предлагаю апробированный на практике приём работы по преобразованию информации из одной формы в другую (представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы) на уроках окружающего мира. Цель этого приёма: формирование умений учащихся по преобразованию информации, заключённой в тексте, из одной формы в другую. Преобразование информации подразумевает создание нового текста, включающего собственное понимание и осмысление проблемы, благодаря чему и происходит освоение текста.
В качестве примеров приведены задания к научным текстам, которые входят в программу «Окружающий мир» для 3-4 классов (УМК «Школа России») и возможны для применения в любой системе и с любым контингентом учащихся.
Как известно, текст является универсальным источником получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы. Поэтому для работы над текстом ученик должен овладеть УУД, которые он сможет успешно применять в любой образовательной области. Чтобы сформировать эти УУД, учитель должен сам обладать читательскими компетенциями и знать основные правила подготовки учебно-научного текста к использованию на уроках окружающего мира.
В ходе работы по формированию умения преобразования информации предполагаются следующие этапы:
- Осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
Прочитай описание старинной детской игры. Составь кратко правила игры.
Вот русская игра «В кулика». Скатают из сухой травы небольшой мячик. Считалкой выберут водящего – птицу кулика. Он в сторонку отойдёт, а дети мяч в сухой траве спрячут. Водящий выйдет на поляну, начнёт по траве шарить – мяч искать. Если далеко от мяча отойдёт, дети кричат: «Кулик, кулик, кулик!» если водящий близко от мяча, кричат по-другому: «Травы, травы, травы!» играют, пока «кулик» мяч не найдёт.
- Сопоставление информации из разных источников, осуществление выбора дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет.
- Изучи сведения о великих равнинах мира, пользуясь учебником и таблицей, приведённой ниже.
Равнина | Материк | Площадь, млн. км² |
Амазонская | Южная Америка | 5,2 |
Восточно-Европейская (Русская) | Евразия | 3.9 |
Среднесибирское плоскогорье | Евразия | 3,5 |
Аравийское плоскогорье | Евразия | 2,3 |
Западно-Сибирская равнина | Евразия | 2,1 |
Лаплатская низменность | Южная Америка | 1,9 |
Великие равнины | Северная Америка | 1,2 |
Бразильское плоскогорье | Южная Америка | 1,1 |
Индо-Гангская низменность | Евразия | 1,0 |
Плоскогорье Декан | Евразия | 1,0 |
Выполни задания:
- Запиши название материка, на котором расположено больше всего равнин.____________________________________________
- Посчитай общую площадь равнин России: ____________млн.км².
- Пользуясь сведениями таблицы, выпиши названия равнин России от их меньшей площади к большей. ________________________________________________________________________________________________________________
- Подумай, что тебе бы ещё хотелось узнать о равнинах? Чем ты для этого воспользуешься?_________________________________
- Прочитай статью учебника. Рассмотри иллюстрацию. Выполни задания.
А) Знаком укажи верные высказывания:
□ Земля расположена от Солнца дальше, чем Юпитер.
□ Сатурн расположен от Солнца дальше, чем Юпитер.
□ Венера расположена ближе всех к Солнцу.
□ Уран находится между Сатурном и Нептуном.
□ Марс – пятая планета от Солнца.
Б) Пользуясь схемой расположения планет Солнечной системы, допиши высказывания, чтобы они были верными:
□ Марс расположен между ___________ и _________________.
□ Нептун расположен дальше от Солнца, чем _________________.
□ Между Венерой и Марсом расположена ___________________.
□ По величине ____________ - самая большая из планет.
- Обобщение и систематизация информации, перевод её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную).
- Систематизируй планеты в группы и впиши их названия в столбцы таблицы.
Планеты земной группы | Планеты - гиганты | Девятая планета |
- Заполни таблицу, используя физическую карту России.
Названия гор России | Название самой высокой вершины | Высота вершины в метрах |
- Прочитай текст и преобразуй информацию в таблицу.
Среди животных есть насекомые, рыбы, птицы, звери. У насекомых четыре конечности, а орган слуха у них может быть в любом месте: у кузнечика, например, в ноге. У рыб (например: карась, кета, окунь) вместо ног - плавники, а тело покрыто чешуей, которая растет всю жизнь, нарастая колечками. Перья спасают птиц от ушибов, царапин, от холода и жары. И страус, и орел, и соловей имеют два крыла и две лапы. Собаки, кошки, слоны - все это звери. Тело их покрыто шерстью, а детенышей они выкармливают молоком.
К особой группе животных-земноводным-относятся лягушки и жабы. В самом названии уже видно, что эти животные могут жить на суше и в воде. Кожа у них голая. К другой группе-пресмыкающимся-принадлежат змеи, ящерицы, черепахи, крокодилы. Кожа их покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Передние и задние ноги у пресмыкающихся выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или совсем отсутствуют.
Название группы | Покровы и количество ног | Пример |
- Прочитай текст. Сравни созвездия, выделяя их существенные признаки. Занеси результат в таблицу.
Кассиопея. Это созвездие можно найти на небе в любое время года. Его главные звезды образуют растянутую за «ножки» букву «М». Весной и летом эта «буква» перевернута. Свое название созвездие получило по имени царицы Кассиопеи.
Орион. Это созвездие хорошо видно зимой. Оно необыкновенно красиво!
А названо оно по имени охотника из древнегреческих мифов. Пояс этого охотника образуют три звезды, расположенные рядом. Их так и называют - Пояс Ориона.
Лебедь. Это созвездие можно увидеть летом и осенью. Оно напоминает лебедя с широко раскинутыми крыльями, летящего вниз, к земле. Хвост лебедя отмечен особенно яркой звездой - одной из самых ярких на небе.
Название созвездия | Время года | На что похоже созвездие | Наличие яркой звезды |
- Дополнение готовых информационных объектов (текстов, таблиц, схем, диаграмм), создание собственных.
- Соотнеси схему с текстом. Найди несоответствие и исправь.
Дуб могучее и красивое дерево. Для многих лесных жителей он является источником пищи. Например, белки, лесные мыши и сойки питаются желудями и даже запасают их на зиму. Но никто из них не может помочь дубу.
- Прочитай текст. Составь на основе текста схему, которая покажет причины засыхания деревьев.
В давние времена люди вздумали навести порядок в одном лесу. Лесничий рассуждал так: «Лес–это деревья, а все остальное лишнее!». И по его приказу вырубили кустарники.
А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житье. Развелось их видимо-невидимо. Одни листья едят, другие корни грызут. Вот деревья и стали сохнуть. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить.
Данный прием я пытаюсь сейчас внедрить и отработать на своих уроках окружающего мира. Я предполагаю, что на выходе из начальной школы ребята научатся читать - значит не только овладеть техникой чтения, но и «вычерпывать» из текста все заложенные в нём смыслы. Ожидаемые результаты:
Обучающийся получит возможность научиться:
- осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
- обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные.
Я предполагаю, что на выходе из начальной школы ребята научатся читать – а это значит, не только овладеют техникой чтения, но и научатся «вычерпывать» из текста все заложенные в нём смыслы. « А что есть чтение - как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками. Чтение, прежде всего сотворчество…»
(М. Цветаева).
Таким образом, приём преобразования информации помогает обучающимся вычитывать информацию из текстов разных видов, этот навык необходим при изучении различных учебных предметов.
Библиографический список
- Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе, ж. Начальная школа до и после.
- Мишакина Т.Л., Гладкова С.А. Формируем универсальные учебные действия на уроках окружающего мира, Ювента, М., 2016
- Наволенко Г. Я. Работа с научно-популярными текстами (Формирование осознанного чтения) Г.Я. Наволенко ж. Начальная школа до и после №8 2012, с.25
1
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемы задаются вопросы, которые повторяют содержание учебного материала; снижается интерес к изучению предмета; механическое заучивание материала, при котором применить знания, умения на практике учащиеся затрудняются
Приём работы по преобразованию информации Цель : формирование умений учащихся по преобразованию информации, заключённой в тексте, из одной формы в другую
Этапы работы 1. Осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели Прочитай описание старинной детской игры. Составь кратко правила игры . Вот русская игра «В кулика». Скатают из сухой травы небольшой мячик. Считалкой выберут водящего – птицу кулика. Он в сторонку отойдёт, а дети мяч в сухой траве спрячут. Водящий выйдет на поляну, начнёт по траве шарить – мяч искать. Если далеко от мяча отойдёт, дети кричат: «Кулик, кулик, кулик!» если водящий близко от мяча, кричат по-другому: «Травы, травы, травы!» играют, пока «кулик» мяч не найдёт.
2. Сопоставление информации из разных источников, осуществление выбора дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая интернет 1) Изучи сведения о великих равнинах мира, пользуясь учебником и таблицей, приведённой ниже. Равнина Материк Площадь, млн. км² Амазонская Южная Америка 5,2 Восточно-Европейская (Русская) Евразия 3.9 Среднесибирское плоскогорье Евразия 3,5 Аравийское плоскогорье Евразия 2,3 Западно-Сибирская равнина Евразия 2,1 Лаплатская низменность Южная Америка 1,9 Великие равнины Северная Америка 1,2 Бразильское плоскогорье Южная Америка 1,1 Индо-Гангская низменность Евразия 1,0 Плоскогорье Декан Евразия 1,0
2) Прочитай статью учебника. Рассмотри иллюстрацию. Выполни задания.
1) Систематизируй планеты в группы и впиши их названия в столбцы таблицы. 3. Обобщение и систематизация информации, перевод её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную).
2) Заполни таблицу, используя физическую карту России. Название гор России Название самой высокой вершины Высота высшей точки в метрах Уральские горы Кавказские горы Алтай
3) Прочитай текст и преобразуй информацию в таблицу. Среди животных есть насекомые, рыбы, птицы, звери. У насекомых четыре конечности, а орган слуха у них может быть в любом месте: у кузнечика, например, в ноге. У рыб (например: карась, кета, окунь) вместо ног - плавники, а тело покрыто чешуей, которая растет всю жизнь, нарастая колечками. Перья спасают птиц от ушибов, царапин, от холода и жары. И страус, и орел, и соловей имеют два крыла и две лапы. Собаки ,кошки, слоны - все это звери. Тело их покрыто шерстью, а детенышей они выкармливают молоком. К особой группе животных-земноводным-относятся лягушки и жабы. В самом названии уже видно, что эти животные могут жить на суше и в воде. Кожа у них голая. К другой группе-пресмыкающимся-принадлежат змеи, ящерицы, черепахи, крокодилы. Кожа их покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Передние и задние ноги у пресмыкающихся выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или совсем отсутствуют. Название группы Покровы и количество ног Пример
4) Прочитай текст. Сравни созвездия, выделяя их существенные признаки. Занеси результат в таблицу. Кассиопея. Это созвездие можно найти на небе в любое время года. Его главные звезды образуют растянутую за «ножки» букву «М». Весной и летом эта «буква» перевернута. Свое название созвездие получило по имени царицы Кассиопеи. Орион. Это созвездие хорошо видно зимой. Оно необыкновенно красиво! А названо оно по имени охотника из древнегреческих мифов. Пояс этого охотника образуют три звезды, расположенные рядом. Их так и называют - Пояс Ориона. Лебедь. Это созвездие можно увидеть летом и осенью. Оно напоминает лебедя с широко раскинутыми крыльями, летящего вниз, к земле. Хвост лебедя отмечен особенно яркой звездой - одной из самых ярких на небе. Название созвездия Время года На что похоже созвездие Наличие яркой звезды
4. Дополнение, исправление готовых информационных объектов (текстов, таблиц, схем, диаграмм), создание собственных.
Прочитай текст. Составь на основе текста схему, которая покажет причины засыхания деревьев . В давние времена люди вздумали навести порядок в одном лесу. Лесничий рассуждал так: «Лес–это деревья, а все остальное лишнее!». И по его приказу вырубили кустарники. А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житье. Развелось их видимо-невидимо. Одни листья едят, другие корни грызут. Вот деревья и стали сохнуть. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить.
Ожидаемые результаты Ученик получит возможность научиться: осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели; сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет; обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную); дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках окружающего мира в 1 классе
Виды упражнений на уроках окружающего мира в 1 классе....
Обобщение опыта. Профессиональные компетенции педагога, обеспечивающие формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира.
Владение технологией продуктивного чтения, использование разнообразных приемов, форм и методов работы с текстом при изучении окружающего мира нацелено, прежде всего, на осмысление и понимание учащимис...
Формирование познавательных УУД у младших школьников при работе с текстом на уроке русского языка
Русский язык является не только предметом, но и средством обучения. А универсальные учебные действия являются неотъемлемой состовляющей основного содержания образования....
Формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира
Значительная роль в овладении читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебн...
Методическая разработка "Методика формирования умений работать с литературой на уроках «Окружающего мира»"
Методика формирования умений работать с литературой на уроках «Окружающего мира» ...
Методические рекомендации по формированию умения работать с текстом на уроках окружающего мира
Методические рекомендации по формированию умения работать с текстом на уроках окружающего мира...
Формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира
Текст является основной единицей любой информации. Он - необходимый компонент любой сферы жизни в нормативной документации, художественной и учебной литературе. В связи с вышеизложенным, основной зада...