Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе по УМК "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Пашина Наталья Александровна

Рабочая программа  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr.doc317 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Окружающий мир» в 3 классе к учебнику А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:  Федерального Закона «Об образовании» (от 29.12.2012 № 273 - ФЗ); Закона Республики Татарстан «Об образовании» (от 02.07.2013 № 68 -ЗРТ); Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования, утвержденного приказом МО и Н РФ (от 17.12.2010 № 1897); Примерной основной образовательной программы  начального общего образования (одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию, протокол от 18.04.2015 № 1/15); федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в общеобразовательном процессе в ОО; Учебного плана МБОУ «Школа №179»; Положения школы о рабочей программе МБОУ «Школа №179»; за основу рабочей программы взята программа курса «Окружающий мир»

под ред. А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой 1-4 классы - М., Просвещение, 2012

Концептуальная основа УМК отражает современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования. УМК «Перспектива» создавался в стенах Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ, который возглавляет заведующий кафедрой психологии личности МГУ, академик А.Г. Асмолов. Под его руководством разрабатывались теоретические и методические материалы, являющиеся системообразующими компонентами ФГОС и ориентированные на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий.  Авторами УМК «Перспектива» и, одновременно, разработчиками ФГОС, выступают такие известные ученые–педагоги и методисты, как   Л.Ф. Климанова, В.Г.Дорофеев, М.Ю. Новицкая, А.А. Плешаков, С.Г.Макеева, Н.И.Роговцева  и др.  

Методологической основой нового комплекса является системно-деятельностный подход.

В этой связи в учебниках УМК «Перспектива» задания, направленные на включение детей в деятельность, выстроены в систему, позволяющую строить процесс обучения как двусторонний:

- обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников

- обучение как цель — получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС

Основной целью УМК «Перспектива» является всестороннее гармоничное развитие личности (духовно-нравственное, познавательное, эстетическое), реализуемое в процессе усвоения школьных предметных дисциплин.

Основными задачами УМК «Перспектива» являются:

  • общекультурное развитие — формирование целостной картины мира (образа мира) на основе интеграции культурного опыта в единстве научной и образно-художественной форм познания мира;
  • личностное развитие — формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе; ценностно-нравственное развитие учащегося, определяющее его отношение к социальному миру и миру природы, к самому себе; готовность к личностному выбору и принятию ответственности за него; способность к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; толерантность к мнению и позиции других;
  • познавательное развитие — развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащегося на основе связи содержания учебного предмета с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления; формирование готовности к действиям в новых, нестандартных ситуациях; развитие творческого потенциала личности;
  • формирование учебной деятельности — формирование умения учиться, самостоятельно приобретать новые знания и умения, организуя процесс усвоения; развитие способности к самосовершенствованию;
  • развитие коммуникативной компетентности — умения организовывать и осуществлять совместную деятельность; осуществлять обмен информацией и межличностное общение, в том числе и умение, понимать партнера.

II. Общая характеристика учебного предмета «окружающий мир»

Особенность курса состоит в том, что он реализует культурологический подход к созданию картины окружающего мира в восприятии ребёнка, гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Благодаря этому по замыслу авторов курс должен послужить содержательной основой для интеграции всех дисциплин начальной школы; явиться смысловым стержнем для построения целостного процесса обучения и воспитания младших школьников в первую и вторую половину дня; дать объединяющее ценностное начало для взаимодействия школы с родителями, с педагогами дополнительного образования, работниками учреждений культуры.

Цель изучения курса в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой:

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Общие задачи курса

Формирование у детей современной картины мира с позиции экологической этики; воспитание любви и уважения к природе, школе, семье, родному городу, своему Отечеству; развитие стремления к познанию окружающего мира и себя самого, своего внутреннего мира; расширение опыта поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, таких как норма, ценность, идеал.

 Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования и представлены содержательными блоками: «Человек и природа»«Человек и общество».

Авторы создают систему восприятия окружающего мира, отправной точкой, центром   которого является сам ребенок.  Этот прием позволяет активизировать деятельность ученика на уроке. Познание окружающего мира осуществляется через призму личностного восприятия каждым ребенком образов, красок и звуков природы, и культуры. Наблюдая и исследуя окружающий мир, ученик, открывает для себя многогранные связи человека и природы, закономерные связи живой и неживой природы, связи всего живого на Земле.  Более глубоко по сравнению с жизненным опытом ребенка познается мир ближнего социального окружения: роль школы, самоценность семьи, семейных традиций и культурного наследия народа как составляющих духовное богатство человека

Интегрируется обилие различных литературных, музыкальных, изобразительных материалов, что также поможет обеспечить образное, запоминающееся ребенку раскрытие учебного материала. Важную роль для решения этой задачи играет сочетание вербального и иллюстративного рядов в учебнике и рабочих тетрадях. Репродукции произведений отечественной живописи дают хороший материал для развития речи в форме устных сочинений по картине. Словесные тексты используются в качестве средства дифференциации обучения и более прочного овладения навыком чтения.

 Тематическое построение разделов и уроков дает возможность системного отбора материала о природе и культуре Удмуртии для целенаправленного включения, повышения заинтересованности детей в открытии чудес мира природы и культуры в ближайшем окружении, для творческого взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования и культуры.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Для изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе планируется 68 ч (34 учебных недели).

Блок внеклассной и внешкольной работы представлен в воспитательной программе класса в форме экскурсий, выставок поделок и рисунков, проведения праздников, посещения театров и чтения литературных произведений.

IV. Ценностные ориентиры предмета

  1. Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных идеятельностных способностей, общеучебных умений.
  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  3. Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).
  4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).
  5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  6. Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности

V.  Результаты изучения курса

Выпускники, на основе наблюдений за своими особенностями, семейным укладом, жизнью своих друзей, наблюдений за ближайшим социальным окружением, начнут все более осознавать себя как существо социальное, осознавать свою неразрывную связь с многочисленными окружающими их социальными группами. Они приобретут чувство исторического пространства и времени и начнут понимать, почему те или иные места, бывают так дороги людям. Они начнут задумываться над важнейшими событиями в своей жизни, в жизни их родителей, в жизни и истории их семьи; над тем, как время и перемены отражаются на жизни людей.

Они начнут ориентироваться в некоторых событиях прошлого, прослеживать их влияние на наши дни и возможное воздействие на будущее. Они будут отличать реальные исторические факты от вымыслов и слухов, все более осознавать и демонстрировать понимание значения и роли источников исторической информации, прибегая к ним для аргументации и конкретизации изучаемого исторического материала; ссылаться на исторические источники. Они научаться находить в них факты, относящиеся к образу жизни наших предков, сопоставлять эти факты в исторической ретроспекции.

Они будут более осознавать роль и значение социальных сообществ (семьи, школы, страны, народов России, людей разных профессий); устанавливать некоторые особенности социальных взаимоотношений внутри отдельных сообществ; осознавать и демонстрировать уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, соблюдать правила безопасного для себя и окружающих поведения, правила дорожного движения, правила общения

Они будут все более осознавать характер взаимоотношений человека с окружающей средой, с природой, находить и приводить примеры влияния этих отношений на формы земной поверхности, природные объекты и ресурсы, на здоровье и безопасность человека. Они будут пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия, осознанно выполнять режим дня, правила питания и личной гигиены, правила экологического поведения.

Они будут вести наблюдения за природными объектами и явлениями, отмечать «загадочные» и непонятные природные явления, выдвигать гипотезы для их объяснения. Они будут проектировать и выполнять небольшие исследования, ставить целенаправленные опыты для проверки своих гипотез, а также для выяснения некоторых особенностей и свойств тел, и веществ, соблюдая правила техники безопасности и правила работы с лабораторным оборудованием и измерительными приборами.

Пользуясь различными источниками – книгами, картами и атласами, справочниками и энциклопедиями, различными информационными ресурсами, – они будут собирать информацию об природных объектах, выявлять их характерные и наиболее существенные признаки, упорядочивать классифицировать и описывать некоторые характерные черты и особенности живого и растительного мира; деревьев и кустарников; рыб, птиц, зверей.

Личностные результаты:

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2. Формирование ценностного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народа, культур и религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представления о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание комплекса «Перспектива» направлены на достижение

метапредметных результатов освоения основной образовательной программы: 

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  4. Формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. 
  5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  6. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  7. Активное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
  8. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
  9. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  10. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  11. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
  12. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
  13. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
  14. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  15. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Основное содержание начального обучения

Человек и природа

Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество – то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ.  Твердые тела, жидкости, газы.

Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух – смесь газов. Свойства Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера).

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. 

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика.

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера).

Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Человек и общество

Общество – люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьиОказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. 

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства.

Праздник в жизни общества. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 марта, День весны и труда, День победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.

Россия на карте; государственная граница России. Москва – столица России. Достопримечательности Москвы. Герб Москвы. Расположение на карте.  Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности города Золотого кольца России

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам.

Родной край – частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле.

VI .Содержание учебного курса « окружающий мир» в 3 классе.

Тематическое содержание программы 3 класса организует проблема «Круг жизни в природе и культуре». В учебнике эта проблема раскрывается в ходе изучения взаимных связей в природных сообществах (раздел «Мир как дом») и закономерностей социально-нравственного характера в устройстве семейной жизни, чрезвычайно значимых как для формирования ценностной сферы отдельного человека, так и для сохранения духовно-нравственного здоровья целого общества

(раздел «Дом как мир»). Важность этой проблемы для жизнеспособности общества подтверждается тем, что с древних времён поэтапное становление и развитие человеческой личности от рождения до кончины было этически и эстетически осмыслено разными народами Земли в особой культуре семейного лада. Эта культура была тесно связана с хозяйственной деятельностью людей в определённых природно-климатических условиях и с духовными ценностями ведущих культурообразующих верований, характерных для того или иного исторического времени.

В результате каждый народ создал семейные обряды и обычаи, укрепляющие связь разных поколений в семье; накопил уникальный психолого-педагогический опыт, помогающий каждому человеку выстраивать жизнь в семье, ориентируясь на систему общепринятых духовно-нравственных ценностей, идеалов и норм, соразмерно со своими возрастными физическими, психическими, социокультурными возможностями и потребностями, изменяющимися по мере взросления и развития личности

Освоение ценностей традиционной семейной культуры в качестве организующего стержня в программе курса и в учебнике 3 класса позволяет последовательно формировать духовно-нравственные ориентиры, необходимые человеку в течение всей его жизни. Это происходит на основе сопоставления современной точки зрения на необходимость бережных, любящих взаимных отношений в семье, важность заботы о своём здоровье, здоровье своих родных и традиционной народной точки зрения на семейный лад.

Сравнение между собой семейных традиций разных народов России и мира, связанных с ключевыми событиями человеческой жизни — рождением, вступлением в брак, кончиной, даёт возможность познакомиться с общезначимыми ценностями и своеобразной формой их выражения в разных культурах. Ценности народной системы семейного лада послужат нравственно и эстетически плодотворной почвой для формирования чувства женского и мужского достоинства. Это чувство — важный фактор в становлении и развитии не только отдельной личности, но и в мирочувствии всего общества, в том числе и современного.

Заключительный раздел «В поисках всемирного наследия», решая конкретную задачу знакомства детей с природными и культурными объектами мировой значимости, в то же время закрепляет сложившееся у них в течение года представление о существовании непреходящих, вечных ценностей на всех уровнях бытия — личного, семейного, общечеловеческого.

Итог программы — мысль об ответственности каждого человека за преемственность культурных ценностей и сохранение круга жизни в природе и культуре.

Наряду с доминирующей установкой на социально-нравственное воспитание внимание сосредоточено и на продолжении экологического воспитания младших школьников, на развитии у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края, тесно связанную с его природно-климатическими особенностями.

Раздел

Кол-во часов

Радость познания

13 ч

Мир как дом

24ч

Дом как мир

22 ч

В поисках Всемирного наследия

9 ч

                                                                    Итого:

68 ч

Особенности преподавания учебного предмета в данном классе:

Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» (включён в определённые разделы) является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.

В тематическое планирование включены темы, отражающие национально-региональный компонент и «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовании. Содержание НРК реализуется при изучении тем «Транспорт», «Природные стихии», «Кладовые земли», «Мир животных», «Мир растений», «Лес. Луг. Водоем», «Родной дом», а также вводные уроки содержат инструктаж по технике безопасности»

Регион.

№ урока

ОБЖ

    № урока

Транспорт. Казанское метро.

Урок 11

Отправимся на экскурсию. Правила поведения.

Урок 5

Кладовая Земли. Полезные ископаемые нашей республики.

Урок 22

О чём рассказывает план? Мой безопасный путь домой.

Урок 7

Мир растений. Растения Татарстана.

Урок 26

Транспорт. Казанское метро. Правила поведения.

Урок 11

Мир животных. Животные Татарстана.

Урок 28

Самое главное вещество. Поведение у водоемов.

Урок 18

Водоём – дом из воды. «Водоёмы Татарстана»

Урок 33

Лес – волшебный дворец. Охрана лесов от пожаров. Телефоны экстренной помощи. Правила безопасного поведения в лесу

Урок 31

Охрана природы родного края. «Раифский заповедник»

Урок 36

Свой дом – свой простор. Безопасное поведение дома.

Урок 39

Зима. Действия человека при обморожении.

Урок 48

Родословное древо. «Древо моей семьи»

Урок 43

Уроки повторения. Правила безопасного поведения во время каникул. Правила велосипедистов, пассажиров, пешеходов

Урок 65-66

Детские игры- школа здоровья. Детские игры народов Поволжья.

Урок 47

Плодородная земля и растения в народном творчестве. Знание ядовитых растений и грибов РТ

Урок 27

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 3 класса

Предметные результаты

  • характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);определять тип справочной и научно-познавательной литературы;
  • работать с планом местности и его видами, с масштабом;
  • ориентироваться относительно сторон света;
  • показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;
  • перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;
  • перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;
  • определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части;
  • приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;
  • характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;
  • характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;
  • показывать на карте водные объекты;
  • характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;
  • характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;
  • характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;
  • приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;
  • перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;
  • различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;
  • характеризовать природные сообщества;
  • определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;
  • перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;
  • определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);
  • перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях; перечислять правила ответственного туризма;
  • определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;определять значение своего имени;
  • характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;
  • характеризовать основные правила гигиены;
  • характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;
  • оказывать себе и другим людям первую помощь;
  • перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности  распределения обязанностей в семье;
  • определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;
  • толковать смысл эмблемы Всемирного наследия; составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий
  • узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца,
  • определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;
  • определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, их столицы; характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях;

Планируемые личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;
  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;
  • представление о ценностях многонационального общества на основе сопоставления материальной и духовной культуры традиционного Дома;
  • доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме Списка Всемирных духовных сокровищ;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение двух взаимно связанных метафорических образов: Мир как дом; Дом как мир;
  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов  России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;
  • представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;
  • мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
  • интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;
  • готовность к  бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям*;
  • личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего  России*;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества, знакомство с Всемирным наследием, Всемирными духовными сокровищами;
  • понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами семейной жизни*;
  • представление об этических нормах через формулирование правил экологической и семейной этики;
  • представление об этических нормах через формулирование правил нравственного общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и культурным наследием;
  • потребность сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
  • соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  • установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе - использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.

Метапредметные результаты:

Регулятивные
Обучающиеся научатся:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры); планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные:
Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок;
  • моделировать различные ситуации и явления природы.

Коммуникативные
Обучающиеся научатся:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм); 
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.

Учебные пособия:

  1. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Учебник. Часть 1 и 2. М., Просвещение, 2012.
  2. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.  Окружающий мир методическое пособие с поурочными разработками 3 класс. М., Просвещение, 2012
  3. Т.Н.Ситникова поурочные разработки по курсу окружающий мир 3 класс «Перспектива», М.: «Вако» 2014

                                                                                                                    Система оценивания

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Оценка
"5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка
"4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "
3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка
"2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

                                                                                                                   Оценка тестов.

Выполненная работа оценивается отметками «зачет» или «незачет». Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку, если он дал не менее 75% правильных ответов.

«Высокий уровень» - все предложенные задания выполнены правильно;

«Средний уровень» - есть задания с незначительными погрешностями;

«Низкий уровень»   - выполнены отдельные задания.

Оценивание тестовых работ может проводиться по следующей схеме:

Базовый уровень 0 - 60%

60 - 77%

77 - 90%

90 - 100%

менее 17 баллов

18 - 22 балла

23 -26 баллов

27-30 баллов

"2"

"3"

"4"

"5"

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

        Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьника. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются её содержательность, анализ работы школьника, чёткая фиксация  успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причём эти причины не должны касаться личностных характеристик обучаемого.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные её стороны, а также пути устранения недочётов и ошибок.

Итоговая оценка знаний, умений и навыков

  1. За учебную четверть и за год знания, умения и навыки учащихся по окружающему миру  в 1-4 классах оцениваются одним баллом.
  2. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.
  3. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками. Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по окружающему миру, если все или большинство его текущих обучающих и контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно.


Календарно – тематическое планирование уроков

68 часов (2 часа в неделю)

п/п

 

Раздел

Тема

Планируемые результаты обучения

Формы текущего контроля успеваемости

Оценочные средства

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

План

Факт

1 четверть

18 часов

Радость познания

13 часов

Техника безопасности.

Свет знания.

Формулировать мысль о том, что стремление к творческому познанию окружающего мира есть отличительная черта человека; выявлять особенности познания

П: проводить классификацию изучаемых объектов; составлять и формулировать вопросы; строить сообщение в устной форме; работать с дополнительными источниками информации; ориентировка в учебнике, делать выводы; использование знаково- символических средств представления информации, определять тему экскурсии; обобщать полученные сведения; оформлять впечатления от полученной информации, проводить сравнения, понимать выводы, сделанные на основе сравнения; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом,

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, принимать и сохранять учебную задачу, пользоваться изученным алгоритмом действий, контролировать своё поведение во время проведения экскурсии, проводить самооценку, принимать роль в учебном сотрудничестве, контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий; выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу. 

К: работа со взрослыми, работа в паре, умение выражать свои мысли, в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической формой речи, работа в группе; задавать вопросы, адекватные данной ситуации; представлять результаты проделанной работы, соотносить личные интересы с интересами своих спутников

 Воспитание ответственности за то, как и в каких целях используются открытия и изобретения; представление о своей этнической принадлежности

Интерес к предметно- исследовательской деятельности

Формирование положительного отношения к книге, как к необходимому источнику знаний

Интерес к познанию окружающего мира

Интерес к различным видам учебной деятельности.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур

Формирование уважительного отношения к культуре и традициям других народов; бережного отношения к природе

Формирование установки на безопасный образ жизни; интерес к различным видам учебной деятельности.

ФО

Беседа

Как изучают окружающий мир.

Характеризовать способы изучения окружающего мира; различать этапы исследования;

ФО

Беседа

Как изучают окружающий мир

Различать виды оборудования для изучения окружающего мира, узнавать и называть предметы оборудования, объяснять их назначение

Практическая работа

Работа по учебнику

Книга – источник знаний.

Определять тип справочной и научно-познавательной литературы; находить необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе; правильно называть автора и название книги; презентовать научно-популярную книгу; обобщать и раскрывать её содержание, демонстрировать иллюстрации по теме

ФО

Беседа

Отправимся на экскурсию. Правила поведения.

Характеризовать различные научно-просветительские учреждения, приводить примеры; вести себя на экскурсии, опираясь на общепринятые этические нормы и правила

Проект 

По результатам экскурсии

О чём рассказывает план?

Читать план местности;

Работа в парах

О чём рассказывает план? Мой безопасный путь домой.

Различать наиболее распространённые виды планов

Практическая работа

Работа по учебнику

Планета на листе бумаги.

Читать карту мира; называть материки и части света; узнавать их по силуэтам

ФО

Беседа

Страны и народы на политической карте мира.

Находить на карте ту или иную страну, показывать её границы, определять столицу, называть соседние страны; соотносить название страны с названием языка и наоборот

ФО

Беседа

Путешествуя, познаём мир.

Составить план подготовки к путешествию; называть и соблюдать правила ответственного туризма

Проверочная работа

Т.Н.Ситникова Поурочные разработки по окружающему миру 3 класс М.:Вако 2014 с.41

Транспорт. Казанское метро. Правила поведения.

Различать старинные и современные средства передвижения; приводить примеры различных видов транспорта; называть и соблюдать правила пользования личным и общественным транспортом

ФО

Беседа

Средства информации и связи.

Различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни; средства связи и средства массовой информации

ФО

Беседа

Обобщение по разделу «Радость познания».

Видеть границы своего знания и незнания.

Проверочная работа  

Т.Н.Ситникова Поурочные разработки по окружающему миру 3 класс М.:Вако 2014 с.54-55

Мир как дом

24 часа

Мир природы в народном творчестве.

Определять образ единого дома-мира в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества

П: работа с учебной литературой, классификация; работа с таблицей; ориентировка в учебнике; овладение логическими действиями; проводить сравнение, сопоставление; составление текста в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; работа с учебной литературой, выдвигать гипотезы, проверять их; строить сообщение в устной форме; строить рассуждения, целеполагание; делать выводы по итогам наблюдений, практических действий, эксперимента; фиксировать результаты; обобщать полученные знания; моделирование природных процессов; работа со схемами.

Р: принимать и сохранять учебную задачу, составление плана действий, его реализация, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самооценка; самопроверка, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками, планировать последовательность действий; самооценка, оценивать эмоционально-эстетичес-кие впечатления; взаимопроверку: корректировать свои ошибки и ошибки товарища

К: работа в паре, высказывать и аргументировать свою точку зрения, работа в группе, задавать вопросы, адекватные данной ситуации, согласовывать распределение операций между членами группы

 

 

Формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве, осознание своей этнической и национальной принадлежности, смыслообразование, интерес к изучению предмета «Окружающий мир», интерес к предметно-исследовательской деятельности, к изучению предмета «Окружающий мир»; воспитание бережного отношения к природе, воспитание бережного отношения к природе, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценить и принимать базовые ценности: «добро», «природа», воспитание личной ответственности за сохранение чистоты окружающей среды. видеть границы своего знания и незнания;

ФО

Беседа

Из чего состоит всё.

Различать природные объекты и созданные человеком предметы, объекты живой и неживой природы, твёрдые тела, жидкости и газы, приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества

Практическая работа

Т.Н.Ситникова Поурочные разработки по окружающему миру 3 класс М.:Вако 2014 с.59

Мир небесных тел.

Характеризовать солнце как одно из небесных тел, раскрывать его значение для жизни на Земле, различать звёзды и планеты, приводить примеры, выделять различие и особенности

ФО

Беседа

Невидимое сокровище

Рассказывать о способах обнаружения воздуха вокруг себя, раскрывать значение воздуха для растений, животных, человека, характеризовать свойства воздуха

ФО

Беседа

Самое главное вещество. Поведение у водоемов.

Различать состояния воды. Рассказывать о распространении воды в природе. Раскрывать значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

ФО

Беседа

 2 четверть

14 часов

Техника безопасности. Как сохранить воздух – наше невидимое богатство.

Охранять воздух – как невидимое богатство

Тест

Т.Н.Ситникова Поурочные разработки по окружающему миру 3 класс М.:Вако 2014 с.68

Свойства воды, круговорот воды в природе.

Характеризовать круговорот воды с опорой на схему

Практическая работа

Т.Н.Ситникова Поурочные разработки по окружающему миру 3 класс М.:Вако 2014 с.70

Природные стихии в народном творчестве.

Узнавать образы воздуха, огня, воды в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества; различать разные проявления этих стихий

Тест

Т.Н.Ситникова Поурочные разработки по окружающему миру 3 класс М.:Вако 2014 с.76

Кладовые земли. Полезные ископаемые нашей республики.

Рассказывать о составе гранита; различать полезные ископаемые по фотографиям и натуральным образцам; приводить примеры полезных ископаемых своего края; раскрывать значение полезных ископаемых в хозяйстве человека

ФО

Беседа

Чудо под ногами.

Раскрывать значение почвы для живой природы и хозяйственной жизни человека

ФО

Беседа

Проверочная работа

Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.

Тест

Т.Н.Ситникова Поурочные разработки по окружающему миру 3 класс М.:Вако 2014 с.84

Как уберечь землю – нашу кормилицу.

Раскрывать значение почвы для живой природы и хозяйственной жизни человека

Тест

Т.Н.Ситникова Поурочные разработки по окружающему миру 3 класс М.:Вако 2014 с.91

Мир растений.

Растения Татарстана.

Узнавать группы растений по описаниям; различать виды растений; раскрывать особую роль растений в природе и жизни людей

Проект 

«Растения нашего леса»

Плодородная земля и растения в народном творчестве. Знание ядовитых растений и грибов РТ

Узнавать образы плодородной земли и растений в произведениях словесного и изобразительно- прикладного народного творчества

ФО

Беседа

Мир животных.

Животные Татарстана.

Различать группы и виды животных; определять животных, устанавливать их принадлежность к изучаемым группам; характеризовать животных родного края; раскрывать роль животных в природе и жизни людей

Проект

«Удивительное животное»

Образы животных в народном творчестве.

Узнавать образы животных в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества

Тест

Т.Н.Ситникова Поурочные разработки по окружающему миру 3 класс М.:Вако 2014 с.103

Невидимые нити в живой природе.

Приводить примеры растительноядных и хищных животных; составлять цепи питания; выявлять признаки приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов

Работа в группе

Лес – волшебный дворец. Охрана лесов от пожаров. Телефоны экстренной помощи. Правила безопасного поведения в лесу

Обнаруживать взаимосвязи в лесном сообществе; составлять цепи питания, называть и характеризовать лесные растения и животные родного края; рассказывать о разнообразии организмов в лесу; объяснять, как происходит круговорот веществ в лесу

ФО

Беседа

Луг – царство цветов и насекомых.

Рассказывать о разнообразии организмов на лугу; обнаруживать взаимосвязи в луговом сообществе; составлять цепи питания, объяснять, как происходит круговорот веществ на лугу; называть и характеризовать луговые организмы родного края

Работа в парах

3 четверть

 20 часов

Техника безопасности. Водоём – дом из воды.

Рассказывать о разнообразии организмов водоёма; обнаруживать взаимосвязи в водном сообществе; составлять цепи питания; объяснять, как происходит круговорот веществ в водоёме; называть и характеризовать водные организмы родного края

Проект

«Водоёмы Татарстана»

Как сохранить богатства природы..

Рассказывать об охране природных богатств, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу

Тест

Т.Н.Ситникова Поурочные разработки по окружающему миру 3 класс М.:Вако 2014 с.146

Охрана природы в культуре народов России и мира.

Рассказывать о культурных традициях народов России и мира, в которых отражается отношение к природным богатствам; рассуждать о том, как человек должен поддерживать порядок в природе

ФО

Беседа

Охрана природы родного края. «Раифский заповедник»

Выказывать своё отношение к природным богатствам края; рассуждать о том, как человек должен поддерживать порядок в природе

Проект 

«Раифский заповедник»

Обобщение по теме «Мир как дом»

Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий

ФО

Беседа

Дом как мир

22 часа

Родной дом – уголок Отчизны.

Объяснять значения слова «мир»; рассказывать об устройстве старинной и современной общественной жизни

П: строить сообщения в устной форме, проводить аналогии, опираясь на собственный опыт; моделирование; проводить сравнения, выявлять сходства и различия; работа с учебной литературой; работа со схемами, условными знаками, символами, работа с учебной литературой; моделирование; строить рассуждения; пересказывать, опираясь на текст учебника и фотографии, творческие задания, развивающие воображение, фантазию, интеграция с технологией и изобразительным искусством; применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

Р: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками, осуществлять самопроверку по учебник, оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия украшенного дома, самопроверка, самооценка, планировать изготовление игрушки-подарка; принимать роль в учебном сотрудничестве, отрабатывать умение работать по инструкции, выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу

К: выступать перед одноклассниками, делая сообщения доступными и интересными, работа в группе.

 

Формирование основ российской гражданской идентичности, осознание своей этнической принадлежности

Формирование уважительного отношения к культуре своего народа, ценить и принимать базовые ценности: «добро», «родина», «любовь», «уважение», положительное отношение к занятиям по окружающему миру; формирование семейных ценностей, формирование чувства гордости за свою Родину, родных и близких, формирование чувства гордости за родных и близких, представление о своей этнической принадлежности; интерес к различным видам учебной деятельности, формирование чувства гордости за своё имя, забота о личном здоровье; представление о своей этнической принадлежности, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, воспитание уважительного отношения к пожилым людям, видеть границы своего знания и незнания.

ФО

Беседа

Свой дом – свой простор. Безопасное поведение дома.

Рассказывать об устройстве старинного дома; объяснять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме

ФО

Беседа

В красном углу сесть – великая честь.

Развернуто объяснять, какой угол в старинном доме называли красным; рассказывать о традициях своего дома

Работа в парах

Побываем в гостях.

Рассказывать о традиционном жилище разных народов России и мира, в том числе и о жилище народов родного края

Работа в группах

На свет появился – с людьми породнился.

Различать термины кровного родства и духовного родства; применять терминологию родства к членам своей семьи; использовать терминологию родства при определении степеней родства в своей семье; в применении к членам другой семьи

Проверочная работа

Т.Н.Ситникова Поурочные разработки по окружающему миру 3 класс М.:Вако 2014 с.167

Родословное древо.

Различать способы составления родословного древа; рассказывать о профессиях старших членов семьи, друзей семьи, составлять схему родственных связей в своей семье до 3-4 поколений;

Проект

«Древо моей семьи»

Муж и жена – одна душа.

Высказывать мотивированное суждение об идеальных качествах мужа и жены; рассказывать о свадебных обрядах и обычаях (старинных и современных)

ФО

Беседа

Святость отцовства и материнства.

Рассказывать о старинных и современных обрядах, и обычаях; высказывать мотивированное суждение о почтении к родителям как нравственной норме всех народов России и мира

ФО

Беседа

Добрые дети – дому венец

Характеризовать личностные качества человека, выбранного в качестве образца по имени

ФО

 Беседа

Детские игры – школа здоровья. Детские игры народов Поволжья.

Излагать правила игры, организовывать её в среде сверстников; определять назначение игры в своём развитии, необходимый для самовоспитания

ФО

Беседа

Строение тела человека.

Зима. Действия человека при обморожении.

Рассказывать о внешнем и внутреннем строении тела человека; давать определения органа и системы органов, раскрывать роль органов и систем в работе всего организма

Работа в группе

Как работает наш организм.

Рассказывать о работе опорно-двигательной и пищеварительной систем; характеризовать работу дыхательной и кровеносной систем

Работа в группе

Что такое гигиена.

Формулировать правила выработки хорошей осанки, следовать этим правилам; правильно ухаживать за зубами; правильно питаться

Тест

Т.Н.Ситникова Поурочные разработки по окружающему миру 3 класс М.:Вако 2014 с.196

Наши органы чувств.

Характеризовать работу органов чувств; формулировать правила гигиены органов чувств, следовать этим правилам

ФО

Беседа

Школа первой помощи.

Температура тела, термометр, шкала, ртуть, градус, дисплей, йод, травма, порез, ожог, ушиб, обморожение, перегревание, головокружение, обморок, пожарная охрана, скорая медицинская помощь, газовая служба.

ФО

Беседа

4 четверть

18 часов

Техника безопасности. Школа первой помощи.

Измерять температуру тела человека с помощью ртутного и электронного термометров; оказывать первую помощь

Работа в группах

Здоровью цены нет.

Формулировать и соблюдать правила здорового образа жизни; различать социально-нравственные ситуации, в которых понятие «здоровье» выступает как триединство

ФО

Беседа

Дом не велик, а стоять не велит.

Приводить примеры нарушения или выполнения правил застольного этикета; рассказать о том, как управляют домашним хозяйством в культуре народов родного края

Работа в парах

Семейный бюджет.

Характеризовать составные части семейных доходов и расходов; рассказывать о некоторых фактах из истории денег в человеческом обществе; приводить примеры денежных единиц разных стран; различать монеты и банкноты Российской Федерации разного достоинства

Проект

«Деньги»

Мудрость старости. Кукольный спектакль по татарской сказке «Три сестры»

Рассказывать с уважением о знакомых пожилых людях, выделять их заслуги, учиться мудрости

ФО

Беседа

Путешествие к А.С. Пушкину.

Выразительно читать стихотворения А.С. Пушкина; характеризовать семейные предания и летописные сведения о родоначальниках рода Пушкиных

ФО

Беседа

Обобщение

 «Дом как мир»

Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий

Проверочная работа  

Т.Н.Ситникова Поурочные разработки по окружающему миру 3 класс М.:Вако 2014 с.240

В поисках Всемирного наследия

9 часов

Всемирное наследие.

Объяснять смысл эмблемы Всемирного наследия; различать объекты природного и культурного Всемирного наследия; называть объекты Всемирного наследия, рассказывать о некоторых из них

П: работа с дополнительными источниками информации; ориентироваться в учебнике; классификация; строить сообщение в устной форме, строить сообщение в устной форме, готовить выступление; работа с планом-схемой; работа с дополнительными источниками информации, работа с учебником; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом, формирование умения читать карту; применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях

 Р: оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия видов достопримечательностей разных стран, оценить своё отношение к стране, выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу

К: работа в группе, работа в паре, оценка одноклассника

Установка на бережное отношение к материальным и духовным ценностям, природным памятникам, воспитание чувства гордости за свою Родину, историю России, воспитание бережного отношения к природе, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве; развитие этических качеств; обобщение изученного; видеть границы своего знания и незнания.

ФО

Беседа

Московский Кремль.

По внешнему виду определять проездные башни Московского Кремля, называть их; рассказывать о некоторых достопримечательностях и святынях Московского Кремля

ФО

Беседа

Озеро Байкал.

Показывать местонахождение озера на карте; рассказывать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах

Проект

«Батюшка Байкал»

Путешествие в Египет.

Показывать на карте местоположение Египта и его столицы; рассказывать о достопримечательностях и святынях Египта, узнавать их на фотографиях

ФО

Беседа

Путешествие в Грецию.

Показывать местоположение Греции и Афин на карте; узнавать на фотографиях облик достопримечательностей и святынь Греции, рассказывать о них

ФО

Беседа

Путешествие в Иерусалим. Техника безопасности. Правила велосипедистов, пассажиров, пешеходов

Показывать на карте местоположение Иерусалима в Израиле; узнавать на фотографиях облик его достопримечательностей и святынь, рассказывать о них

ФО

Беседа

Путешествие в Китай.

Техника безопасности. Правила безопасного поведения во время каникул.

Показывать на карте местоположение Китая и Пекина; узнавать на фотографиях облик Великой Китайской стены, рассказывать о достопримечательностях и великих культурных изобретениях Древнего Китая

ФО

Беседа

Всемирные духовные сокровища.

Формулировать понятие о Всемирных духовных сокровищах; называть имена людей, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества; изречение из Священных текстов; воспроизводить Список Всемирных духовных сокровищ

Проект 

«Выдающиеся люди разных стран и народов»

Обобщение «В поисках Всемирного наследия»

Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий

Проверочная работа  

Рабочая тетрадь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...