Открытый урок по окружающему миру в 4 "А" классе
материал по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 4 «А» классе
Учитель: Логинова Анна Евгеньевна
Тема: «Горные породы и минералы»
Цели:
- Исследовать, как горные породы отличаются по свойствам, составу, происхождению и способу их использования
2. Воспитать интерес к познанию окружающего мира
Ход урока.
Организационный момент
1. Постановка проблемы и актуализация знаний.
Давайте рассмотрим выставку тел, которые я для вас приготовила.
Как можно назвать эти тела? (горные породы и минералы)
Правильно, о них и пойдет сегодня речь на уроке. Итак, тема урока «Горные породы и минералы».
Открыли учебники на стр.92
1 слайд
На какие вопросы вы бы хотели найти ответы сегодня на уроке?
(понятие горных пород и минералов,
их многообразие
свойства горных пород и минералов,
использование).
Во многом вопросы совпали с теми вопросами, которые я попыталась предугадать во время подготовки к уроку.
На доске открываю план
Постараемся ответить на все пункты плана.
Для этого вспомним то, что уже изучали ранее.
- Из чего состоят тела? (из веществ)
2 слайд
- В каких состояниях может находиться вещество в природе? (Жидком, твёрдом и газообразном).
3 слайд
Еше раз вспомним как называются внешние оболочки Земли(медленно)
4 слайд
Так что же такое литосфера ,из чего она состоит?
(Из земли или почвы и горных пород)
Так что же такое горные породы и минералы? (это твердые тела природы, из которых сложена литосфера)
2.Изучение нового материала.
Сегодня мы будем знакомиться с горными породами и минералами
5 слайд(горные породы)
6 слайд(минералы)
7 слайд( гранит)
Сколько составных частей в граните-3 части
Верно. Слово гранит не русское, а итальянское и переводится как «зернистый».Мы видим черные - это слюда, белые блестящие – кварц, серые и красные – полевой шпат)
Соль рассматриваем в живую
А что вы скажите о составе поваренной соли (Галит)?
1часть
(однородное тело(щелчок)
Так чем же горные породы отличаются от минералов?
Ответы детей
Вывод(8 слайд)
Так вот гранит – это горная порода, а галит – минерал. Чем они отличаются?
(Минералы однородны, а горные породы – нет. Горные породы – это сочетания минералов).
Слюда, кварц, шпат – это составные части гранита, которые называются минералами. Некоторые горные породы состоят из одного минерала. Есть минералы, которые не образуют горных пород, а встречаются как самостоятельное вещество.
В учебнике на стр.96.найдите определение минералов (чтение вслух)
Минералы – это природные неорганические вещества. Они состоят из одинаковых молекул, связанных друг с другом. Если минерал раскрошить, растереть в порошок – измениться только размер его крупинок, но каждая маленькая крупинка все равно сохранит все свойства данного вещества.
Физминутка
С камнями люди столкнулись миллионы лет назад. Недаром самый древний период истории человечества называют… каменный век.
- Как вы думаете, на какие свойства горных пород и минералов люди обратили своё внимание ещё в каменном веке?
Вот одно из них. Возьмите в руки кусок гранита, попробуйте сжать…
- Если ударить по граниту чем – то тяжёлым, что произойдёт?
1. - Значит, одно из главных свойств горных пород и минералов - …(твёрдость)
Самый твердый материал алмаз(используется в медицине, изготовлении ювелирных изделий)
- А сейчас продемонстрирую ещё одно свойство горных пород. Внимательно понаблюдайте, сравните и сделайте вывод.
( Перелить воду из одного сосуда в другой, переложить гранит).
2- Какое свойство увидели? (постоянство формы)
- А из какой горной породы сделано стекло? Как это стало возможным? Найдите ответ в учебнике. (Читают ещё об одном свойстве – плавкости.)
- Есть особая горная порода, на основе которой сделан пластилин. Что это?
- Глина, в отличие от других горных пород, обладает одним особенным свойством. Ощутите его, поработав с кусочком пластилина.
(на партах пластилин)
- Что же это за свойство? (пластичность)
9 слайд
Мы с вами говорили о 4 свойствах г.п. и минералов
Какого свойства не хватает?
(постоянства формы)
(на доске открываются листы с названиями свойств горных пород)
Слайд 10
Слайд 11
3. Практическая работа.
Определяют свойства горных пород и минералов.
1.группа-горный хрусталь
2группа-графит(карандаш)
3.группа сера(спички)
4.уголь
5.известняк
6.гранит
Работа в группах
Каждой группе предлагается выделить свойства одной из горных пород.
|
|
|
|
|
|
Отчёт каждой группы о свойствах горных пород.
- А зачем человеку нужно изучать свойства горных пород и минералов?(чтобы применять их для своих нужд).
- Как человек должен относится к добыче горных пород? Почему?
(если останется время)
4.Рефлексия.
Каждому дается лист с кроссвордом. Если верно ответят на вопросы, то отгадают ключевое слово.
Кроссворд
3 | ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
2 |
| 1. Самое твёрдое и прочное вещество в природе. | ||||||||||||||||||
|
| 5 | 2. Горная порода, используемая для облицовки зданий. | |||||||||||||||||
1 |
|
|
| 6 | 3. Горная порода, из которой делают мел. | |||||||||||||||
|
|
| 4 |
|
| 7 | 4. Сырьё для получения стекла. | |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| 5. Одно из свойств горных пород. | |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| 6. Процесс перехода твёрдого тела в текучее состояние. | |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| 7. Горная порода, обладающая пластичностью. | |||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"
Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...
Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация
Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...
открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.
Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...
Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».
Тема: В царстве грибовТип урока: «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....
Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру
Разработка урока по окружающему миру с презентацией...
Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок
Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...
- Мне нравится (1)