Открытый урок по окружающему миру в 4 "А" классе
материал по окружающему миру (4 класс) на тему

Логинова Анна Евгеньевна

Тема "Горные породы и минералы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Открытый урок61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 4 «А» классе

Учитель: Логинова Анна Евгеньевна

Тема: «Горные породы и минералы»

Цели:

  1. Исследовать, как горные породы отличаются по свойствам, составу, происхождению и способу их использования

 2.    Воспитать интерес к познанию окружающего мира

Ход урока. 

Организационный момент

1. Постановка проблемы и актуализация знаний.

Давайте рассмотрим выставку тел, которые я для вас приготовила.

Как можно назвать эти тела? (горные породы и минералы)

Правильно, о них и пойдет сегодня речь на уроке. Итак, тема урока «Горные породы и минералы».

Открыли учебники на стр.92

1 слайд

На какие вопросы вы бы хотели найти ответы сегодня на уроке?

 (понятие  горных пород и  минералов,

 их многообразие

свойства горных пород и минералов,

использование).

Во многом вопросы совпали с теми вопросами, которые я попыталась предугадать во время подготовки к уроку.

На доске открываю план

Постараемся ответить на все пункты плана.

Для этого вспомним то, что уже изучали ранее.

- Из чего состоят тела? (из веществ)

2 слайд

- В каких состояниях может находиться вещество в природе?   (Жидком, твёрдом и газообразном).

3 слайд

Еше раз вспомним  как называются внешние оболочки Земли(медленно)

4 слайд

Так что же такое литосфера ,из чего она состоит?

 (Из земли или почвы и горных пород)

Так что же такое горные породы и минералы? (это твердые тела природы, из которых сложена литосфера)

2.Изучение нового материала.

Сегодня мы будем знакомиться с горными породами и минералами

5 слайд(горные породы)

6 слайд(минералы)

7 слайд( гранит)

Сколько составных частей в граните-3 части

Верно. Слово гранит не русское, а итальянское и переводится как «зернистый».Мы видим  черные -  это слюда, белые блестящие – кварц, серые и красные – полевой шпат)

Соль рассматриваем в живую

А что вы скажите о составе поваренной соли (Галит)?

1часть

(однородное тело(щелчок)

Так чем же горные породы отличаются от минералов?

Ответы детей

Вывод(8 слайд)

 Так вот гранит – это горная порода, а галит – минерал. Чем они отличаются?

 (Минералы однородны, а горные породы – нет. Горные породы – это сочетания минералов).

Слюда, кварц, шпат – это составные части гранита, которые называются минералами. Некоторые горные породы состоят из одного минерала. Есть минералы, которые не образуют горных пород, а встречаются как самостоятельное вещество.

В учебнике на стр.96.найдите определение минералов (чтение вслух)

Минералы – это природные неорганические вещества. Они состоят из одинаковых молекул, связанных друг с другом. Если минерал раскрошить, растереть в порошок – измениться только размер его крупинок, но каждая маленькая крупинка все равно сохранит все свойства данного вещества.

Физминутка

С камнями люди столкнулись миллионы лет назад. Недаром самый древний период истории человечества называют… каменный век.

- Как вы думаете, на какие свойства горных пород и минералов люди обратили своё внимание ещё в каменном веке?

Вот одно из них. Возьмите в руки кусок гранита, попробуйте сжать…

 - Если ударить по граниту чем – то тяжёлым, что произойдёт?

1. - Значит, одно из главных свойств горных пород и минералов - …(твёрдость)

Самый твердый материал алмаз(используется в медицине, изготовлении ювелирных изделий)

 - А сейчас продемонстрирую ещё одно свойство горных пород. Внимательно понаблюдайте, сравните и сделайте вывод.

( Перелить воду из одного сосуда в другой, переложить гранит).

 2- Какое свойство увидели? (постоянство формы)

 - А из какой горной породы сделано стекло? Как это стало возможным? Найдите ответ  в учебнике. (Читают ещё об одном свойстве – плавкости.)

 - Есть особая горная порода, на основе которой сделан пластилин. Что это?

 - Глина, в отличие от других горных пород, обладает одним особенным свойством. Ощутите его, поработав с кусочком пластилина.

(на партах пластилин)

 - Что же это за свойство? (пластичность)

9 слайд

Мы с вами говорили о 4 свойствах г.п. и минералов

Какого свойства не хватает?

(постоянства формы)

(на доске открываются листы с названиями свойств горных пород)

Слайд 10

Слайд 11

3. Практическая работа.

Определяют свойства горных пород и минералов.

1.группа-горный хрусталь

2группа-графит(карандаш)

3.группа сера(спички)

4.уголь

5.известняк

6.гранит

Работа в группах

Каждой группе предлагается выделить свойства одной из горных пород.


1.Цвет


2. Блеск (без блеска, металлический блеск, стеклянный, жирный)


3. Прозрачность (прозрачные – пропускают свет, не прозрачные – не пропускают солнечный свет, полупрозрачные – пропускают свет при тонком срезе)


 4. Твёрдость (твёрдые, рыхлые, жидкие, газообразные, слоистые, пористые, др.)


5. Особые свойства (горючесть, происхождение, др.)


6. Применение

Отчёт каждой группы о свойствах горных пород.

 - А зачем человеку нужно изучать свойства горных пород и минералов?(чтобы применять их для своих нужд).

 - Как человек должен относится к добыче горных пород? Почему?

(если останется время)

4.Рефлексия.

Каждому дается лист с кроссвордом. Если верно ответят на вопросы, то отгадают ключевое слово.

Кроссворд

3

 

2

 

1. Самое твёрдое и прочное вещество в природе.

 

 

5

2. Горная порода, используемая для облицовки зданий.

1

 

 

 

6

3. Горная порода, из которой делают мел.

 

 

 

4

 

 

7

4. Сырьё для получения стекла.

 

 

 

 

 

 

 

5. Одно из свойств горных пород.

 

 

 

 

 

 

 

6. Процесс перехода твёрдого тела в текучее состояние.

 

 

 

 

 

 

 

7. Горная порода, обладающая пластичностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру

Разработка урока по окружающему миру  с презентацией...

Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок

Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...