конспект урока
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ДАТА:12.03.2011 Г.
КЛАСС: 1 - В
УРОК: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ТЕМА: НАЧАЛО ОСЕДЛОЙ ЖИЗНИ.
ЦЕЛИ: 1.Освоение пропедевтических знаний о древнем человеке, о первых шагах к оседлой жизни.
2.Развитие интереса и воспитание любви к истории.
3. Формирование убеждений через осознание простых истин: нет нового без старого, нет настоящего без прошлого.
ОБОРУДОВАНИЕ: глобус, презентация, проектор, гербарий злаков (ячмень, пшеница, рожь, просо ), муляжи овощей (репа, свёкла, лук, капуста, горох), зёрна злаковых культур, фигурка помощника Глобуса, ребусы.
ХОД УРОКА:
I. МИНУТКА КАЛЕНДАРЯ.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
- В каком тепловом поясе появились первые древние люди?
- Почему?
- Покажите этот пояс на глобусе.
- Как люди расселились по Земле?
- Какие опасности подстерегали древнего человека?
- Что дал древним людям огонь?
III.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ:
-Откройте учебник на с.21. Прочитайте тему урока. О чём мы узнаем сегодня на уроке?
- А поможет нам историческое путешествие по ленте времени. Вместе с нами будет путешествовать наш помощник Глобус.
IV . РАБОТА ПО ТЕМЕ:
- - Мы отправляемся на 3 млн. лет назад (на ленте времени – таблица «Жизнь древних людей»)
-Кого мы здесь встречаем? (первобытного человека)
-Как они жили? (стадами)
-Чем питались первобытные люди? (раст. пищей)
Задание Глобуса:
-Расшифровать названия частей растений и найти эти части на таблице.
(дети разгадывают ребусы, где зашифрованы названия частей растений)
- – С заданием Глобуса справились и можем отправляться дальше. Наша следующая остановка – 40 тыс. лет назад. (на слайде появляется таблица «Охота на мамонта») (слайд 2)
- Что изменилось в жизни древнего человека? (человек стал охотником)
- Почему человек стал охотником? ( люди заселили умеренный тепловой пояс, где растительная пища бывает только в тёплое время года)
-Какой образ жизни они вели? (кочевой)
-Каким оружием охотились древние люди.(Копья, камни)
-На каких животных?(Мамонты, олени, дикие лошади)
Задание Глобуса:
- По какому признаку можно всех животных поделить на две группы? ( по способу питания - хищные и травоядные)
-Проведём игру «Хищники и травоядные». Если я называю хищника – встать – руки вверх, если травоядное – присесть, спрятаться от хищника.
3. –Мы перемещаемся по нашей ленте на 12 тыс. лет назад. (на слайде – таблица «Одомашнивание животных») (слайд 3)
- Чему научились наши древние предки? (одомашнивать животных)
- Какие животные были одомашнены первыми? (собаки, козы, овцы, свиньи, коровы, лошади) (слайд 4)
-Что дают людям домашние животные? (Пищу)
-Назовите животных, которые дают людям молоко (мясо, шерсть, яйца)
-Каких животных потребовалось одомашнить человеку в разных местах Земли для перевозки грузов и езды? (лошади, олени, верблюды, собаки) (слайд 5)
Задание Глобуса: (работа в парах)
-соединить животное с теми вещами и продуктами, которые получает от них человек.
4. – А мы переместились по нашей ленте на 10 тыс. лет назад.
-Чем, кроме мяса животных, питались древние люди? (плоды с деревьев, съедобные корешки, грибы, ягоды, орехи, птичьи яйца, зёрна растений)
-Как назывался такой вид деятельности? (собирательство)
-Кто этим обычно занимался? (женщины)
- И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной тёрке перетирали зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами. Догадались они, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Попробовали специально рассыпать зёрна – получилось, да ещё как! Где упало одно зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерно рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Так из СОБИРАТЕЛЬСТВА возникло ЗЕМЛЕДЕЛИЕ.
-Тогда же люди заметили, что в рыхлой почве зерно прорастает быстрее и растёт лучше. (слайд 6)
- Что они стали делать, догадались? (специально рыхлить почву)
- Какими орудиями труда? (Первые земледельцы рыхлили землю при помощи палки с сучком – деревянной мотыги, затем, тщательно разбив комки, они бросали в землю зёрна.)
-Кто знает, ребята, чем сейчас земледельцы рыхлят землю? (лопата, трактор) (слайд 7)
-Но вот зерно созрело. Его нужно убрать. Какое орудие труда придумал человек? (серп)
-А сейчас какая техника пришла на помощь человеку? (комбайн) (сл.8)
5. –Предположите, какие растения начали выращивать первыми? (подсказка: без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин, что всегда есть у нас на столе, говорят, что он – всему голова. Это хлеб)
- Из чего пекут хлеб? ( из муки)
-А муку из чего получают? (из зерна)
-Зерно дают нам зерновые культуры. Их ещё называют хлебные злаки, а в древности их называли ЖИТО. Попробуйте объяснить, почему? (жито –жить)
-Какие хлебные злаки вы знаете? (демонстрируются таблицы и гербарии пшеницы, ржи, ячменя и проса и изображения тех продуктов, которые из них производятся: рожь – ржаной хлеб; пшеница – пшеничный хлеб, макароны, печенье; ячмень – ячневая крупа; просо – пшено.) (слайды 9 -12)
-Какую часть злаковых человек использует в пищу? (семена)
6.Где выращивают зерновые культуры? ( в поле)
- Предположите, легко ли древним людям его подготовить? (сначала рубили деревья каменным топором, выжигали кустарники, выкорчёвывали пни.)
-С таким трудом возделанное поле не бросишь. Люди стали постоянно жить на одном месте. т.е., от кочевого образа жизни они перешли к оседлому.
7. Прочитайте текст на с.21 вверху и подчеркните там главное предложение. (дети подчёркивают: первым шагом к оседлой жизни стало одомашнивание животных. Тогда же люди стали заниматься земледелием)
8.Выращивание овощей. (слайд 13)
-Предположите, какие ещё растения начали выращивать люди, перейдя к оседлому образу жизни. (овощи: лук, репа, свёкла, тыква, капуста, горох)
-Назовите части овощных растений, которые человек использует в пищу.
9.Выращивание технических культур.
- Что, кроме еды, нужно человеку? (одежда)
- Из чего человек изготавливает одежду? ( из шкур животных)
-На помощь человеку снова пришли растения. (демонстрирую коллекцию «Лён» и продукты его переработки)
- А у льна какую часть растения человек использует?
ВЫВОД: Растения играют важную роль в жизни человека.
10. Вопрос Глобуса из учебника. (какие продукты получил человек, занявшись земледелием и разведением животных?)
По мере ответов детей на экране появляется схема: (слайд 14)
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ РАЗВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ
Хлеб каша овощи ткани мясо молоко шерсть мех
Ещё один вопрос Глобуса из учебника.( профессии, связанные с сельским хозяйством: агроном, хлебороб, фермер...)
V. ВЫВОД: Одомашнивание животных и земледелие положили начало оседлой жизни.
-Какое это имело значение для человека? (человек стал меньше зависеть от природы, жизнь его стала немного легче)
VI. РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА: (слайд15)
- В дружбе все мы с ним давно,
Злак тот дарит нам пшено. (Просо)
- Этот злак вмиг отгадает
Тот, кто знает, из чего
Чёрный хлеб нам выпекают.
Назови-ка мне его. (Рожь)
- Шумит в полях под синим небом
И кормит всех нас белым хлебом.
Злак этот древностью гордится –
Уж 10 тысяч лет ...(Пшенице)
- Корнеплод на грядке жил.
Дед себе его растил.
Он такой огромный стал,
В сказку сразу же попал. (Репа)
- Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки-дробинки. (Горох)
- Крупный красный корнеплод
Цвет красивый придаёт
И борщу, и винегрету.
Назови мне овощ этот. (Свёкла)
п | Р | О | С | О | ||||||
р | О | Ж | Ь | |||||||
П | Ш | Е | Н | и | Ц | |||||
р | Е | П | А | |||||||
Г | О | Р | о | Х | ||||||
д | ||||||||||
С | В | Ё | К | Л | а |
-Какое слово в выделенной строке? Почему? ( Не смотря на то, что человек стал меньше зависеть от природы, зависимость эта оставалась очень сильной.)
МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 Г. Й-ОЛЫ»
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
«Начало оседлой жизни»
Урок подготовлен
Смирновой Надеждой
Анатольевной
Йошкар-Ола 2011г.
Аннотация к уроку окружающего мира
Тема моего урока «Начало оседлой жизни». Данный урок входит в число уроков по окружающему миру, знакомящих учащихся с теорией происхождения и эволюции человека.
Урок носит комбинированный характер. Дидактической целью является освоение пропедевтических знаний о древнем человеке, о первых шагах к оседлой жизни.
Реализация данной цели была проведена с учётом возрастных особенностей младших школьников. У первоклассников преобладает наглядно-образное мышление, произвольное внимание развито крайне слабо, поэтому на уроке использована презентация, лента времени. Для повышения познавательной активности использован игровой момент, ребусы, кроссворд.
Ожидаемым результатом урока должно стать повышение познавательной активности,усвоение пропедевтических знаний по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....