Экологическая викторина для начальных классов "Земля. Природа. Человек" (в рамках инклюзивного образования)
план-конспект занятия по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Данный материал специально разработан в рамках пилотного проекта "Уроки доброты" и рассчитан на совместную детельность здоровых детей и детей с ОВЗ. Задания викторины сформированиы таким образом, чтобы максимально сократить дистанцию между разными группами учащихся в процессе решения различных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологическая викторина для начальной школы | 101.06 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
занятия экологической направленности
в рамках проекта «Уроки Доброты»
(для учащихся начальных классов)
Подготовила: учитель нач.классов
ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»
Амелина О.А.
Москва Троицк
2017
Тема: «Земля. Природа. Человек.»
Тип урока: (интегрированный) обобщающий
Вид : урок – викторина
Главная цель (в рамках проекта): воспитание гуманного отношения здоровых детей к детям с ограниченными возможностями здоровья и формирование понимания того, что все люди нуждаются в поддержке и дружбе сверстников.
Цели урока:
-воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
- познакомить с экологическими проблемами-последствиями деятельности человека;
-прививать любовь ко всему живому.
Задачи:
общие (в рамках проекта):
-реализация видов совместной деятельности учащихся, способствующих формированию желания помочь другим;
-формирование пакета заданий, требующих тесного контакта здоровых детей и детей с ОВЗ;
-создание ситуаций, способствующих установлению социальных связей в группе сверстников.
Частные:
-расширить, обогатить и систематизировать знания и представления детей об экологии;
-учить умению «видеть» природу, понимать её значение и необходимость охраны;
- формировать новые ценности, навыки ресурсосбережения и экологически грамотного поведения;
-учить бережному и эмоциональному отношению к природе;
- способствовать возникновению желания сохранить природу своего города и ближайшего окружения.
- формировать патриотические чувства, способствующие гражданскому воспитанию личности.
Ожидаемые результаты (для здоровых детей):
-уменьшение боязни различий между людьми и одновременно более глубокое понимание действительности;
-рост социальной сознательности;
-развитие самосознания повышение самооценки;
-становление собственных принципов;
-искренняя забота и дружба.
Ход занятия
Вступительное слово (уч. нач.классов Амелина О.А.):
- Здравствуйте, дорогие друзья. В этот чудесный майский день мы собрались все вместе, чтобы провести очень необычный урок – урок Доброты.
Сегодня к нам в гости пришли учащиеся начальной школы. Давайте поприветствуем наших гостей и познакомимся с ними (гости по очереди называют свое имя, участниками желательно иметь бейджи с именами; рассаживаются).
Тема нашего урока Доброты - «Земля. Природа. Человек.» А значит, о чем мы с вами будем говорить? (Ответы учащихся). Правильно. О нашей планете. О природе. Разные науки изучают природу: ботаника (наука о растениях), зоология (наука о животных) и многие другие. Но есть особая наука, которая изучает взаимодействие растений, животных и нас с вами. Наука эта – ЭКОЛОГИЯ. Ее название произошло от древнегреческого «ойкос» (дом) и «логос» (наука). Веди ПРИРОДА – это общий дом для растений, животных и для человека.
Проходить наш урок будет в форме экологической викторины. Итак, начнем.
На экране видеоролик «Планета Земля». Звучат стихи.
Ведущий (Амелина О.А.):
-Когда- то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую.
Дал ей форму шара большого,
Дал неба высокого и голубого…
И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты…
Вы слышите?
Прислушайтесь… Послушайте…
Вы слышите?… Она звучит!
В раскате грома, плеске волн,
Восходом солнца с нами говорит!
Шуршанием листвы, бескрайностью полей,
И криком птиц, рычанием зверей,
В камнях, деревьях, реках –
Во всем, что видим…
-Мы посмотрели удивительный фильм. Что мы увидели? (Ответы детей). А как называется все, что нас окружает? (Ответы детей). Правильно. Нас окружает ПРИРОДА.
Что нужно для жизни? (Воздух, вода, солнце – свет и т.п.) Молодцы.
- Если бы вы рисовали картину природы, какие бы вы использовали краски?(Ответы детей: белый – воздух, синий – вода, желтый – солнце, зеленый - растения).Очень хорошо. Это белый, синий, желтый/зеленый. Сейчас мы попробуем разделиться на группы в соответствии с цветами природы. (Дети достают из мешочка цветные ленточки, завязывают их на руке и рассаживаются по группам).
-Ну что ж, все приготовления ,закончились.
1 задание «Дары природы»
-Что нам дарит природа? (Ответы детей, одновременно на экране открываются карточки с ответами)
ПРИРОДА – ЭТО:
Источник воздуха, воды, пищи.
Источник познания.
Источник укрепления здоровья.
Источник красоты.
Источник доброты.
Источник материалов для хозяйственной деятельности.
- ВНИМАНИЕ. ЗАДАНИЕ. Вы должны с завязанными глазами (наощупь) отгадать и назвать то, что подарила нам природа (в мешочках разложены орехи, семечки, каштаны, горох, рис, гречка, шишки, огурчики, шиповник и др.). Найти среди напечатанных слов нужное, объяснить, как человек может использовать.
-Какие молодцы! Оказывается, вы очень хорошо знаете, что нам дарит природа.
2 задание «Взаимосвязь в природе»
-Сейчас я прочитаю вам небольшую сказку В. Бианки «Как старик с совой поссорился». Вы слушаете и анализируете рисунок к этой сказке.(у каждой группы на столе рисунок и карточки для выполнения задания).
Сидит Старик, чай пьет. Не пустой пьет — молоком белит. Летит мимо Сова.
— Здорово, — говорит, — друг!
А Старик ей:
— Ты, Сова, — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, — какой я тебе друг?
Рассердилась Сова.
— Ладно же, — говорит, — старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, — сам лови.
А Старик:
— Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.
Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит. Ночь пришла. На стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:
— Погляди-ка, кума, не летит ли Сова — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?
Мышь Мыши в ответ:
— Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.
Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.
— А пускай идут, — говорит Старик. — Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.
Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут, землю роют, шмелей ловят.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.
— А пускай летят, — говорит Старик. — Что от них толку: ни меду, ни воску — волдыри только.
Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок переносить.
— И ветер разнесет, — говорит Старик, а сам в затылке скребет.
По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, — не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, — трава, слышь, без клеверу, что каша без масла.
Молчит Старик, ничего не говорит.
Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять: пойло лижет, а молоко все жиже да жиже.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придешь ко мне кланяться.
Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит.
Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клевера тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.
Нечем стало Старику чай белить, — пошел Старик Сове кланяться:
— Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай.
А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.
— То-то, — говорит, — старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?
Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей ловить.
Мыши со страху попрятались в норы.
Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.
Клевер красный стал на лугу наливаться.
Корова пошла на луг клевер жевать.
Молока у Коровы много.
Стал Старик молоком чай белить, чай белить — Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.
ВНИМАНИЕ. ВОПРОС.
- Что нарушил старик? (Взаимосвязь в природе)
-Чему нас учит эта сказка?
-. Молодцы. А теперь задание: с помощью карточек покажите великую взаимосвязь всего живого в природе.
Давным-давно все люди жили в гармонии с природой, уважали и почитали её. Однако
человек решил, что он не просто лучше любого живого существа – он способен стать выше самой природы. А со временем человек решил, что он может всё, что ему дозволено поступать с природой так, как того желает он сам.
Чтобы не навредить природе и не нарушить красную нить взаимосвязей всего живого, мы выполним следующее задание.
3 задание «Экологический светофор»
Перед вами наборы разноцветных кружков, Цвета соответствуют цветам светофора. И обозначают они то же самое, что и в правилах дорожного движения:
- красный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде;
-желтый цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
- зеленый цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе.
ВНИМАНИЕ – НА ЭКРАН.
Слайд – шоу «Экологический светофор».
(Учащиеся должны показать кружки красного, желтого, зеленого цвета в зависимости от того решения, которое принимается, и объяснить свой выбор).
-Оказывается, вы настоящие друзья природы. Очень хорошо справились с заданием.
Для Вселенной очень важно, чтобы от Земли в целом исходило светлое излучение.
Излучение любви, добра.
Но что мы видим сейчас?
Слайд-шоу «Это сделал человек» (о последствиях деятельности человека)
- Люди стали использовать все дары Земли, не задумываясь о том, сколько тысячелетий всё это формировалось и сколько всего будет утеряно навсегда. Мало кто понимает, что деревьям требуются десятки лет, чтобы вырасти и окрепнуть; что многие отходы, закопанные в почву и сброшенные в воду, могут разлагаться до сотен лет; что животные, уничтоженные человечеством, никогда больше не появятся на нашей планете…
«Их осталось мало». Так называется наше следующее задание.
4 задание. Учащимся предлагается собрать паззлы с изображением редких животных и птиц. После выполнения задания дети наклеивают фотографии на плакат «Мы поможем тебе, Земля!»
Стихотворение «Ты береги нас!» (в исп. Учащихся 3 «А» класса ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»)
- Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой!
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!» - В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!» - Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!» - Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги!»
Ведущий:
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!»
- Конечно, мы с вами еще очень малы, чтобы создавать заповедники, строить очистные сооружения, издавать законы о защите природы. Однако мы можем быть настоящими людьми, которые любят свою планету. И я предлагаю прочитать клятву, в которой говорится о нашей неразрывной связи с природой, о том, что мы – лишь часть сложнейшей цепи, в которой не существует лишнего звена, о том, что все в мире связано единой красной нитью.
(Учащиеся все вместе повторяю слова клятвы Юного эколога, каждая заповедь которой связана написана на отдельном листе и связана с последующим красной нитью.
Красная нить со словами клятвы натянута от стены до стены.)
- И в завершении нашего урока доброты попробуем украсить нашу планету, чтобы от нее во всей Вселенной исходило светлое излучение. Излучение любви и добра.
Стихотворение «Давайте вместе Землю украшать» (в исп. уч. 2 «А» класса Самойлова Ивана).
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться бережно, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
После этого все учащиеся передают из рук в руки голубой шар, символизирующий планету Земля, и наклеивают бумажные фигурки животных , птиц и цветов (под музыку из телевизионной передачи «В мире животных»).
- Вот и подошел к концу наш удивительный урок. Я говорю вам «Большое спасибо» и хочу вручить всем участникам дипломы и клятву юного эколога в память о нашей сегодняшней встрече.
(Всем участникам проекта предлагается сделать коллективную фотографию )
ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»
18.05.2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание младших школьников. Люби природу,человек.
· Сформировать основы экологической грамотности и чувства ответственности у каждого за судьбу России и планеты Земля в целом.·...
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. НАРУШЕНИЕ ЧТЕНИЯ (ДИСЛЕКСИЯ).
Инклюзивное образование детей охватывает глубокие аспекты современного развития школы. В данном процессе важную роль играет право ребенка на образование, в соответствии, с чем создается особенная сред...
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. НАРУШЕНИЕ ЧТЕНИЯ (ДИСЛЕКСИЯ).
Инклюзивное образование детей охватывает глубокие аспекты современного развития школы. В данном процессе важную роль играет право ребенка на образование, в соответствии, с чем создается особенная сред...
Коррекционно-развивающая пространственная среда для учащихся с особыми возможностями здоровья и инвалидов в рамках инклюзивного образования.
Одним из важных условий тдля полноценной коррекции и адаптации учащихся с ОВЗ является созданик коррекционно- развивающей прстранственной среды с современным инатерактивным оборудованием...
Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с расстройством аутистического спектра в рамках инклюзивного образования
На современном этапе развития образования одной из главных задач является создание полноценных условий для эффективного включения в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья...
Особенности работы с детьми дошкольного возраста в рамках инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС ДО
Данная категория детей требует к себе особого внимания как в условиях семьи, так и в условиях детского сада....