Особенности работы с детьми дошкольного возраста в рамках инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС ДО
методическая разработка
Данная категория детей требует к себе особого внимания как в условиях семьи, так и в условиях детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chistovik.docx | 26.55 КБ |
презентация | 2.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад»
Первомайского района
Тамбовской области
Доклад на тему:
«Особенности работы с детьми дошкольного возраста в рамках инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС ДО»
представлен
на методическом объединении педагогов ДОУ
Подготовила:
старший воспитатель
высшей квалификационной категории
Калгушкина М.Ю.
п.Первомайский
2021г.
СЛАЙД 1 Доклад «Особенности работы с детьми дошкольного возраста в рамках инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС ДО».
СЛАЙД 2 В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в статье 2 дано основное понятие инклюзивного образования.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
С 1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный образовательный стандарт (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155). Где говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
СЛАЙД 3 К основным категориям детей с ОВЗ относятся следующие (посмотрите на слайде):
Так что же такое задержка психического развития? Это особый тип аномального развития, когда отдельные психологические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.
Дети с ЗПР - многочисленная категория, разнородная по своему составу. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. На сегодняшний день в научных исследованиях убедительно показано и подтверждено практикой, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребёнка имеются в период раннего и дошкольного детства, т. к. в этот период психика наиболее пластична.
СЛАЙД 4 Наиболее характерные особенности детей с ЗПР отмечены на слайде.
СЛАЙД 5 Данная категория детей требует к себе особого внимания как в условиях семьи, так и в условиях детского сада. Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с ЗПР является возможная коррекция недостатков развития ребенка, начиная с дошкольного возраста. Практический опыт работы педагогов дошкольных коррекционных образовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы с дошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми с нарушениями психического развития.
СЛАЙД 6 Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. Но есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Дети с задержкой психического развития составляют большой процент в массовых детских садах.
СЛАЙД 7 Ребёнок с задержкой психического развития поступил в нашу группу. Как нужно построить работу воспитателя при работе с ребёнком с ЗПР? Этот ребёнок с ЗПР не прошёл обследование на ПМПК и не имел официальное заключение. Однако из-за того, что в нашем посёлке нет специализированного детского сада, либо из-за недопонимания родителями всей сложности ситуации и из-за необоснованных предубеждений ребёнок с задержкой психического развития стал посещать общеразвивающую группу.
Поэтому мне стало необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере специального образования, учиться работать с новой категорией детей, чтобы дать последним равные стартовые возможности. Я прошла повышение квалификации в Тамбовском «Институте повышения квалификации работников образования» по дополнительной профессиональной программе «Современные технологии инклюзивного образования детей».
С целью формирования положительной мотивации к педагогической деятельности в условиях инклюзивного обучения, и приобретение системы знаний, необходимых для её осуществления выполнила следующие задачи:
1. Изучила нормативно-правовую базу инклюзивного образования.
2. Создала предметно-развивающую среду для работы с детьми ЗПР в группе.
3. Изучила типологические особенности детей с ЗПР и методов коррекционной работы с ними.
СЛАЙД 8
Положения об инклюзивном образовании закреплены в Российских государственных документах.
В ФГОС ДО учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей.
Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ОВЗ
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе эмоционального благополучия)
- Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала
- Формирование общей культуры воспитанников
Рассмотрев Федеральный государственный стандарт дошкольного образования при разработке Основной образовательной программы дошкольного учреждения и рабочих программ групп можно выделить
СЛАЙД 9 основные направления работы педагогического коллектива в общеразвивающей группе с ребенком с ЗПР.
СЛАЙД 10, 11
В соответствии с ФГОС большое внимание в Образовательной Программе должно быть уделено самостоятельной деятельности детей.
Важным условием при организации работы в группе является создание благоприятной предметно-развивающей среды. Правильное создание предметно – развивающей среды – неоценимая помощь ребёнку в познании окружающего мира. Особенно это касается детей с задержкой психического здоровья. Создавая предметно-развивающую среду в группе, мы опирались на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. Предметно - развивающая среда в группе соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, отвечает особенностям уровня развития каждого ребёнка, а также с задержкой психического развития, является многофункциональной, практичной, доступной и привлекательной для детей.
Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.
СЛАЙД 12 В нашем учреждении формой организованного взаимодействия специалистов является медико-психолого-педагогический консилиум, который предоставляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям) в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей программе. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Коррекционная работа предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития.
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
На основании данных, полученных каждым специалистом, на психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОУ:
- вынесли коллегиальное заключение,
- составили рекомендации об образовательном маршруте ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей, в том числе и для педагогов,
- разработали планы совместной коррекционной деятельности специалистов и воспитателей,
- анализировали промежуточный мониторинг динамики развития ребёнка, его успешности в усвоении основной и индивидуальной коррекционной программы развития, куда в случае необходимости вносились изменения.
- в конце учебного года на консилиуме обсуждались результаты коррекционно-развивающего обучения ребенка на основании динамического наблюдения, и сделали вывод об эффективности выбранного образовательного маршрута.
СЛАЙД 13 Воспитатели пишут перспективные планы работы непосредственно образовательной деятельности с задачами для всех детей, включая в планы задачи для ребёнка с задержкой психического развития. Привлечь неустойчивое внимание «особенного» дошкольника к непосредственно образовательной деятельности можно только заинтересовав его, то есть, сделав обучение занимательным. Поэтому широкое использование на непосредственно образовательной деятельности с детьми игровых приёмов, сюрпризных моментов, дидактических игр и игровых упражнений поддерживает интерес «особенного» ребёнка к процессу деятельности и к получению заданного результата. Одним из наиболее важных принципов построения педагогического процесса является принцип индивидуально - дифференцированного подхода. Он предполагает создание педагогических условий для обеспечения образовательных потребностей «особенного» воспитанника. Реализация этого принципа также предполагает отбор содержания, форм и методов обучения и воспитания с учётом индивидуально-типологических особенностей ребёнка.
СЛАЙД 14 Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.
СЛАЙД 15 Игры и упражнения по развитию моторики приносят тройную пользу ребенку: развивают его руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.
Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где воспитанники и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.
СЛАЙД 16 Успех коррекционной работы с ребенком с ЗПР обеспечивается многими составляющими, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители ребенка с ЗПР стали активными участниками коррекционно-развивающего процесса, поверили в возможности своего ребенка и в положительный результат коррекционно-развивающего обучения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Демократические преобразования, происходящие в России, процесс вхождения в мировое экономическое сообщество обусловили изменение отношения общества к проблемам людей с особыми образовательными потребностями .
основные категории детей с ОВЗ Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие ). Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие ). Дети с нарушением речи (логопаты ). Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Дети с умственной отсталостью. Дети с задержкой психического развития. Дети с нарушением поведения и общения. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
особенности детей с ЗПР
причины ЗПР генетически обусловленная недостаточность ЦНС интоксикации , инфекции, травмы, обменно-трофические расстройства неблагоприятные социальные факторы (условия воспитания, дефицит внимания.) слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном состоянии, при родовом или раннем периоде жизни ребенка
Главная задача дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы как можно грамотнее выстроить путь психолого-педагогического сопровождения каждого конкретного ребенка и помочь преодолеть ему все трудности и преграды .
Изучение нормативно-правовой базы инклюзивного образования Конституция РФ . Конвенция о правах ребенка. Закон Российской Федерации от 24.11.1995 г., № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». « О психолого - педагогической и социальной реабилитации лиц в системе образования. Концепция реформирования системы специального образования», принятого решением Коллегии Министерства общего и проф. образования РФ от 09.02.1999г. ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», утвержденный 29.12.2012 г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом №1155 от 17.10.2013г. ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», утвержденного в 1998г. (с изм. 21.12.2004г). Семейного кодекса РФ, утвержденного в 1995г. (с изм. 28.12.2004г). Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом №1082 от 29.09.2013г. СанПиН 2.4.1.3049-13. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом №1014 от 30.08.2013г.
Основные направления работы Диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка. Комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы. Разработка и реализация конкретных этапов овладения образовательной программой всеми детьми группы, в том числе овладение индивидуальной образовательной программой ребенком с ОВЗ. Разработка каждым специалистом календарных и тематических планов коррекционно-развивающей работы; планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы; мониторинг инклюзивного образовательного процесса, создание специальных условий.
состав медико-психолого-педагогического консилиума • Воспитатели группы • Психолог • Логопед • Музыкальный руководитель • Физкультурный руководитель • Старший воспитатель • Старшая медицинская сестра • Руководитель структурного подразделения
Работа воспитателей с «особенным» ребёнком Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется следующим образом: 1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы: •Беседа и анкетирование родителей •Диагностика развития ребенка •Наблюдение за поведением в группе 2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление Индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана. 3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы. 4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.
Направления коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития совершенствование общей моторики развитие тонкой ручной моторики и зрительно-двигательной координации произвольного внимания формирование систем сенсорных эталонов (что с чем сравнивать ) опосредованное запоминание (целенаправленное запоминание ) зрительная ориентировка в пространстве развитие эмоционального контроля совершенствование наглядно-образного мышления, мыслительных операций словесно-логического уровня развитие связной речи коммуникативной функции речи продуктивной деятельности (происходит самореализация ) норм поведения соподчинение мотивов
Игры и упражнения по развитию моторики Лепка из глины и пластилина (из снега - зимой, летом из песка и камешков). Рисование , раскрашивание картинок. Изготовление поделок из бумаги (аппликации). Изготовление поделок из природного материала. Конструирование . Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке. Завинчивание крышек, банок, пузырьков. Нанизывание бус и пуговиц. Плетение косичек из ниток, венков из цветков. Переборка круп (горох, гречка, рис – перебрать). « Показ стихотворения» руками.
ВЫВОД Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача воспитателя – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.
Данная статья рассказывает о преемственности дошкольного и школьного образования....
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ...
Выступление "Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО"
материал для выступления...
Статья "Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации ФГОС".
Поиск новых образовательных технологий по реализации преемственности, разработка педагогических условий для лучшей подготовки дошкольника к обучению в школе, психолого-педагогическая поддержка семьи я...
Выступление на областном семинаре- практикуме по теме "Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС - НОО
Уважаемые коллеги!Мы рады приветствовать Вас на семинаре-практикуме по теме «Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО&ra...
Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации ФГОС.
Преемственность – это учет того уровня развития ребенка, с которым он пришел в школу, опора на него. Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к друго...
Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС. Ребенок с нарушениями в развитии: образовательные траектории и возможности сопровождения.
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую сис...