Особенности работы с детьми дошкольного возраста в рамках инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС ДО
методическая разработка

Данная категория детей требует к себе особого внимания как в условиях семьи, так и в условиях детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistovik.docx26.55 КБ
Файл презентация2.11 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад»

Первомайского района

Тамбовской области

Доклад на тему:

«Особенности работы с детьми дошкольного возраста в рамках инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС ДО»

представлен

на методическом объединении педагогов ДОУ

Подготовила:

старший воспитатель  

высшей квалификационной категории

Калгушкина М.Ю.

п.Первомайский

2021г.

СЛАЙД 1 Доклад «Особенности работы с детьми дошкольного возраста в рамках инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС ДО».

СЛАЙД 2 В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в статье 2 дано основное понятие инклюзивного образования.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

С 1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный образовательный стандарт (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155).  Где говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

СЛАЙД 3 К основным категориям детей с ОВЗ относятся следующие (посмотрите на слайде):

Так что же такое задержка психического развития? Это особый тип аномального развития, когда отдельные психологические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

Дети с ЗПР - многочисленная категория, разнородная по своему составу. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. На сегодняшний день в научных исследованиях убедительно показано и подтверждено практикой, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребёнка имеются в период раннего и дошкольного детства, т. к. в этот период психика наиболее пластична.

СЛАЙД 4 Наиболее характерные особенности детей с ЗПР отмечены на слайде.

СЛАЙД 5 Данная категория детей требует к себе особого внимания как в условиях семьи, так и в условиях детского сада. Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с ЗПР является возможная коррекция недостатков развития ребенка, начиная с дошкольного возраста. Практический опыт работы педагогов дошкольных коррекционных образовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы с дошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми с нарушениями психического развития.

СЛАЙД 6 Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. Но есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Дети с задержкой психического развития составляют большой процент в массовых детских садах.

СЛАЙД 7 Ребёнок с задержкой психического развития поступил в нашу группу. Как нужно построить работу воспитателя при работе с ребёнком с ЗПР? Этот ребёнок с ЗПР не прошёл обследование на ПМПК и не имел официальное заключение. Однако из-за того, что в нашем посёлке нет специализированного детского сада, либо из-за недопонимания родителями всей сложности ситуации и из-за необоснованных предубеждений ребёнок с задержкой психического развития стал посещать общеразвивающую группу.

Поэтому мне стало необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере специального образования, учиться работать с новой категорией детей, чтобы дать последним равные стартовые возможности. Я прошла повышение квалификации в Тамбовском «Институте повышения квалификации работников образования» по дополнительной профессиональной программе «Современные технологии инклюзивного образования детей».

С целью формирования положительной мотивации к педагогической деятельности в условиях инклюзивного обучения, и приобретение системы знаний, необходимых для её осуществления выполнила следующие задачи:

1. Изучила нормативно-правовую базу инклюзивного образования.

2. Создала предметно-развивающую среду для работы с детьми ЗПР в группе.

3. Изучила типологические особенности детей с ЗПР и методов коррекционной работы с ними.

СЛАЙД 8 

Положения об инклюзивном образовании закреплены в Российских государственных документах.

В ФГОС ДО учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей.

Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ОВЗ

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе эмоционального благополучия)
  • Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала
  • Формирование общей культуры воспитанников

Рассмотрев Федеральный государственный стандарт дошкольного образования при разработке Основной образовательной программы дошкольного учреждения и рабочих программ групп можно выделить

СЛАЙД 9 основные направления работы педагогического коллектива в общеразвивающей группе с ребенком с ЗПР.

СЛАЙД 10, 11 

В соответствии с ФГОС большое внимание в Образовательной Программе должно быть уделено самостоятельной деятельности детей.

Важным условием при организации работы в группе является создание благоприятной предметно-развивающей среды. Правильное создание предметно – развивающей среды – неоценимая помощь ребёнку в познании окружающего мира. Особенно это касается детей с задержкой психического здоровья. Создавая предметно-развивающую среду в группе, мы опирались на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. Предметно - развивающая среда в группе соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, отвечает особенностям уровня развития каждого ребёнка, а также с задержкой психического развития, является многофункциональной, практичной, доступной и привлекательной для детей.

Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.

СЛАЙД 12 В нашем учреждении формой организованного взаимодействия специалистов является медико-психолого-педагогический консилиум, который предоставляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям) в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей программе. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Коррекционная работа предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития.

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

На основании данных, полученных каждым специалистом, на психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОУ:

- вынесли коллегиальное заключение,

- составили рекомендации об образовательном маршруте ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей, в том числе и для педагогов,

- разработали планы совместной коррекционной деятельности специалистов и воспитателей,

- анализировали промежуточный мониторинг динамики развития ребёнка, его успешности в усвоении основной и индивидуальной коррекционной программы развития, куда в случае необходимости вносились изменения.

- в конце учебного года на консилиуме обсуждались результаты коррекционно-развивающего обучения ребенка на основании динамического наблюдения, и сделали вывод об эффективности выбранного образовательного маршрута.

СЛАЙД 13 Воспитатели пишут перспективные планы работы непосредственно образовательной деятельности с задачами для всех детей, включая в планы задачи для ребёнка с задержкой психического развития. Привлечь неустойчивое внимание «особенного» дошкольника к непосредственно образовательной деятельности можно только заинтересовав его, то есть, сделав обучение занимательным. Поэтому широкое использование на непосредственно образовательной деятельности с детьми игровых приёмов, сюрпризных моментов, дидактических игр и игровых упражнений поддерживает интерес «особенного» ребёнка к процессу деятельности и к получению заданного результата. Одним из наиболее важных принципов построения педагогического процесса является принцип индивидуально - дифференцированного подхода. Он предполагает создание педагогических условий для обеспечения образовательных потребностей «особенного» воспитанника. Реализация этого принципа также предполагает отбор содержания, форм и методов обучения и воспитания с учётом индивидуально-типологических особенностей ребёнка.

СЛАЙД 14 Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.

СЛАЙД 15 Игры и упражнения по развитию моторики приносят тройную пользу ребенку: развивают его руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.

Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где воспитанники и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.

СЛАЙД 16 Успех коррекционной работы с ребенком с ЗПР обеспечивается многими составляющими, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители ребенка с ЗПР стали активными участниками коррекционно-развивающего процесса, поверили в возможности своего ребенка и в положительный результат коррекционно-развивающего обучения.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности работы с детьми дошкольного возраста в рамках инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС ДО» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» филиал « Дружба» Первомайского района Тамбовской области Автор: воспитатель Кочерова Галина Михайловна

Слайд 2

Актуальность Демократические преобразования, происходящие в России, процесс вхождения в мировое экономическое сообщество обусловили изменение отношения общества к проблемам людей с особыми образовательными потребностями .

Слайд 3

основные категории детей с ОВЗ Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие ). Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие ). Дети с нарушением речи (логопаты ). Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Дети с умственной отсталостью. Дети с задержкой психического развития. Дети с нарушением поведения и общения. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Слайд 4

особенности детей с ЗПР

Слайд 5

причины ЗПР генетически обусловленная недостаточность ЦНС интоксикации , инфекции, травмы, обменно-трофические расстройства неблагоприятные социальные факторы (условия воспитания, дефицит внимания.) слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном состоянии, при родовом или раннем периоде жизни ребенка

Слайд 6

Главная задача дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы как можно грамотнее выстроить путь психолого-педагогического сопровождения каждого конкретного ребенка и помочь преодолеть ему все трудности и преграды .

Слайд 8

Изучение нормативно-правовой базы инклюзивного образования Конституция РФ . Конвенция о правах ребенка. Закон Российской Федерации от 24.11.1995 г., № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». « О психолого - педагогической и социальной реабилитации лиц в системе образования. Концепция реформирования системы специального образования», принятого решением Коллегии Министерства общего и проф. образования РФ от 09.02.1999г. ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», утвержденный 29.12.2012 г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом №1155 от 17.10.2013г. ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», утвержденного в 1998г. (с изм. 21.12.2004г). Семейного кодекса РФ, утвержденного в 1995г. (с изм. 28.12.2004г). Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом №1082 от 29.09.2013г. СанПиН 2.4.1.3049-13. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом №1014 от 30.08.2013г.

Слайд 9

Основные направления работы Диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка. Комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы. Разработка и реализация конкретных этапов овладения образовательной программой всеми детьми группы, в том числе овладение индивидуальной образовательной программой ребенком с ОВЗ. Разработка каждым специалистом календарных и тематических планов коррекционно-развивающей работы; планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы; мониторинг инклюзивного образовательного процесса, создание специальных условий.

Слайд 12

состав медико-психолого-педагогического консилиума • Воспитатели группы • Психолог • Логопед • Музыкальный руководитель • Физкультурный руководитель • Старший воспитатель • Старшая медицинская сестра • Руководитель структурного подразделения

Слайд 13

Работа воспитателей с «особенным» ребёнком Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется следующим образом: 1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы: •Беседа и анкетирование родителей •Диагностика развития ребенка •Наблюдение за поведением в группе 2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление Индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана. 3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы. 4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.

Слайд 14

Направления коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития совершенствование общей моторики развитие тонкой ручной моторики и зрительно-двигательной координации произвольного внимания формирование систем сенсорных эталонов (что с чем сравнивать ) опосредованное запоминание (целенаправленное запоминание ) зрительная ориентировка в пространстве развитие эмоционального контроля совершенствование наглядно-образного мышления, мыслительных операций словесно-логического уровня развитие связной речи коммуникативной функции речи продуктивной деятельности (происходит самореализация ) норм поведения соподчинение мотивов

Слайд 15

Игры и упражнения по развитию моторики Лепка из глины и пластилина (из снега - зимой, летом из песка и камешков). Рисование , раскрашивание картинок. Изготовление поделок из бумаги (аппликации). Изготовление поделок из природного материала. Конструирование . Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке. Завинчивание крышек, банок, пузырьков. Нанизывание бус и пуговиц. Плетение косичек из ниток, венков из цветков. Переборка круп (горох, гречка, рис – перебрать). « Показ стихотворения» руками.

Слайд 16

ВЫВОД Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача воспитателя – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.

Данная статья рассказывает о преемственности дошкольного и школьного образования....

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ...

Статья "Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации ФГОС".

Поиск новых образовательных технологий по реализации преемственности, разработка педагогических условий для лучшей подготовки дошкольника к обучению в школе, психолого-педагогическая поддержка семьи я...

Выступление на областном семинаре- практикуме по теме "Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС - НОО

Уважаемые коллеги!Мы рады приветствовать Вас на семинаре-практикуме по теме «Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО&ra...

Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации ФГОС.

Преемственность – это учет того уровня развития ребенка, с которым он пришел в школу, опора на него. Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к друго...

Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС. Ребенок с нарушениями в развитии: образовательные траектории и возможности сопровождения.

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую сис...