Окружающий мир "Когда появилась одежда?" 1 класс (УМК "Школа России")
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Галкина Маргарита Ивановна

План-конспект по окружающему миру 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира

1 класс

Тема урока: 

«Когда появилась одежда?»

Цели: -познакомить детей с историей одежды, с разнообразием современной одежды;                                                                          -выяснить назначение одежды;                                                                                                                                                                        -развивать умения оценки и самооценки;                                                                                                                                                       -развивать творческие способности детей;                                                                                                                                                    -развивать связную речь детей, способность строить высказывания, высказывать собственную точку зрения.

Планируемые результаты:

Личностные: 

-воспитывать ответственное отношение к своему внешнему виду, использовать свои жизненные наблюдения и творческие способности в процессе работы над темой урока.

Предметные:

- научиться сотрудничать в разных формах работы;

 -познакомиться с историей одежды, разнообразием современной одежды; научиться подбирать для некоторых случаев подходящую одежду.

Тип урока: урок открытие нового знания

Оборудование: учебник, презентация, рабочая тетрадь.

Этап урока

Методы, приемы

Время

Деятельность учителя (содержание урока)

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

Словесный метод: слово учителя

1 мин

-Давайте улыбнемся друг другу, поприветствуем гостей своей улыбкой. А я вам желаю удачного урока.

Приветствовать учителя

2.Мотивационный и актуализация знаний

Словесный метод: беседа , повторение

3 мин

2 мин

2 мин

-Ребята, чем мы с вами занимались на прошлых уроках? Каких птиц мы изучали? Кого мы увидели в прошлом? Что вы запомнили о динозаврах? Сегодня мы с вами снова окажемся в прошлом. Что бы узнать тему нашего урока, разгадайте загадки. (на слайде)
1)В узкий глазок вдета тоненькая нитка
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает и колется колко,
А называют кораблик ... 
иголка.
2)Я в школу собрался
И выгляжу так:
Надел я рубашку,
А сверху…
пиджак.
3)Брюки надел,
Их держать мне не лень,
Только для этого есть
Длинный ... 
ремень.

4)Две плетенки, две сестрички
Из овечьей пряжи тонкой,
Как гулять, так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. 
Варежки

4)Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А проснувшись стал реветь.
Этот зверь - лесной ... 
медведь
5)Всегда послушен моде,
Как зеркало блестит,
Завязанный он ходит,
Развязанный стоит.
Догадаться же пустяк,
Что его зовут ... 
башмак. - Какой предмет здесь лишний? Почему? - Иголка пришла к нам на урок, чтобы рассказать удивительную историю о том, почему и когда появилась одежда. -Ребята, что такое одежда?

Отвечать на вопросы

Разгадывать загадки

Давать ответы на загадки

Выдвигать предположения

Отвечать на вопросы

Р.- принимать и сохранять учебную задачу;-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

П.- ребенок формулирует проблему, и как он ее будет решать, т.е. создавать собственные способы решения;

3.Постановка учебной задачи

Словесный метод: беседа

Словесный метод: беседа

5 мин

3 мин

- Ребята, посмотрите на иллюстрацию в учебнике на стр 20. Так люди одевались в прошлом. Как вы думаете, какая одежда появилась самой первой? Из чего она была? Кто ее носил?

-Откройте ваши учебники там, где вложены закладки(21 стр.) -Прочитайте текст, выделенный жирным шрифтом.

Сегодня ребята, мы с вами познакомимся с одеждой, которую носили раньше.

Посмотрите на слайд

-Кого вы видите?» (Первобытные люди)

Где жили древние люди? Из чего они делали себе одежду? Для чего им нужна была одежда?

-Люди стали одеваться в шкуры животных примерно 30 тысяч лет назад и с тех пор мех и кожу используют в одежде. Делали одежду из шкур животных, , жары и дождя.  Сначала люди просто связывали и обматывали шкуры вокруг тела. Спустя какое-то время шкуры научились связывать и переплетать. Постепенно человек научился обрабатывать шкуры и выделывать их. Одежда стала тоньше и могла закрыть всё тело. Кроме шкур, материалом служили листья, трава и даже кора деревьев: ее вымачивали и отбивали до размягчения, пропитывали маслом и раскрашивали.  -Для чего, с какой целью люди делали одежду из шкуры? - Что люди использовали вместо игл?

Ребята отвечают на вопросы, обобщают сказанное.

Слушать учителя, отвечать на вопросы

П.- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

4.Решение учебной задачи

Словесный метод: беседа

Практический метод: работа с иллюстрацией 

Словесный метод: беседа

Словесный метод: беседа

Практический метод: работа с иллюстрацией в учебнике

3 мин

3 мин

3 мин

1 мин

1 мин

Посмотрите на рисунок на стр 20.
- Обратите внимание на человека, обёрнутого в кусок ткани. Кто так одевался?  (Жители Древней Греции)

Эту одежду делали из большого прямоугольного куска ткани, который искусно оборачивали вокруг тела, а на одном плече или на двух закрепляли брошью. В тех странах, где всегда жарко, такая одежда удобна. Подходит ли она для нашей страны?

- Рассмотрите  остальные фигуры людей и назовите особенности их одежды.

-  Найдите девушку в сарафане. Так одевались люди, которые жили на Руси. Славяне, наши предки, в основном были земледельцами. Они выращивали лён, хлопок, из них женщины сами делали пряжу (скручивали нити) и ткали полотно, из которого шили себе одежду: рубахи, сарафаны, юбки, штаны. Такая одежда называлась домотканой. -Традиционная (народная) одежда жителей нашей страны была многослойной – одновременно надевали несколько одежд одна на другую. - А сейчас люди в России одеваются многослойно? Почему? Русские женщины надевали рубаху, сверху сарафан – это платье без рукавов. Сарафан книзу расширялся, потому  что по бокам  вставляли полоски ткани, не прямые, а косые. Такой сарафан называли  « косоклинник». Сарафаны шили из тканей, разрисованных пышными букетами, украшали серебряными и позолоченными пуговицами; носили их с белыми рубахами, тоже украшенными букетами. Праздничные сарафаны и рубахи берегли, передавали их из поколения в поколение. Замужние женщины на рубаху надевали

 В холодные дни одевали душегрею (душегрейку), это тёплая кофта без рукавов на вате или меху, или телогрею – тоже теплую кофту, но с длинными рукавами. На голове женщины носили разные головные уборы. Это зависело от того, замужем женщина или нет. Девушки заплетали только одну косу и носили круглый венец вокруг головы. Замужние женщины заплетали две косы и носили кичку – твёрдую шапочку.  Распространённым головным убором были кокошники. Их украшали речным жемчугом, золотыми и серебряными узорами, драгоценными камнями.

Основной обувью крестьян – простых деревенских людей – были лапти, которые плели из лыка, бересты или верёвок. Лыко – это часть коры молодых лиственных деревьев, например липы, а береста – наружная часть коры берёзы.

Вместо чулок носили онучи – куски плотной ткани, которые наматывали на ноги и на них надевали лапти. Одежду украшали вышивкой-оберегом. Считалось, что оберег оберегает от беды. Вышивали разные узоры – изображения птиц, коней, деревьев. В старину люди считали, что изображение птицы, приносит радость, добро. - Повторим слова, которые употребляли славяне, называя ту или иную одежду. - А кто скажет, во что оделся Муравьишка?  (В доспехи рыцаря)

- Кто из людей на рисунке также в одежде для защиты в бою?  (Богатырь, у него кольчуга, на голове шлем, а в руках щит и меч)

- Из чего делали такую одежду?  (Из металла)

- Почему?  (Она защищала)

Отвечать на вопросы, работа с иллюстрацией

Слушать учителя, отвечать на вопросы

Выдвигать предположения

Слушать учителя

Отвечать на вопросы по иллюстрации

Л.- знание моральных норм;

умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;

обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся;

К.- общение и взаимодействие (коммуникация) - умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

П.- строить сообщения в устной и письменной форме;

Л.- знание моральных норм;

умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;

обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся;

5.Первичное закрепление

Словесный метод: беседа

Словесный метод: загадки

3 мин

3 мин

ФИЗМИНУТКА                                                                                               - А какая одежда на черепахе?  (Современная)                                        Какая одежда нужна нам для разных случаев?  В чем мы с вами ходим сегодня? Отличается ли одежда по временам года? Что мы надеваем замой? Весной? Летом? Осенью?  Современная  одежда очень разнообразна. По одежде можно узнать, где живёт человек, кем работает. Для каждого случая – своя одежда. -  Сравните одежду людей, изображённых на рисунке. Назовите предметы одежды каждого вида. Где человек может появляться в такой одежде? Подумайте, почему одежду следует беречь. - Как нужно ухаживать за своей одеждой? - Отгадайте загадки об одежде и попробуйте определить, какая это одежда: домашняя, спортивная, рабочая или деловая. Надеваю для покоя, а снимаю для учтивости.  (Халат) По дороге я шёл, две дороги нашёл, по обеим пошёл.  (Штаны) Один вход, три выхода.  (Рубашка) -Но бывают случаи, когда можно приходить в любой одежде, и чем она необычнее, тем лучше. Как думаете, что это за такие случаи? (это маскарад и маскарадные костюмы)  Маскарад – это бал, гулянье, участники, которого надевают маски, костюмы. - А когда у нас был бал – маскарад? (на Новый год)

Отвечать на вопросы

Отгадывать загадки

Отвечать на вопросы

К.- общение и взаимодействие (коммуникация) - умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический метод: работа в парах

7 мин

- Ребята, знаете ли вы, кто придумывает новые модели одежды? (Дизайнер, модельер, швея) СЛАЙД

Работа в парах. - Я предлагаю вам побыть дизайнерами одежды. - У вас на партах лежат конверты. В них модели одежды. Наша задача - одеть маленьких манекенщиц:

1 ряд – на прогулку в холодную погоду;

2 ряд – на занятия спортом;

3 ряд – на прогулку в теплый летний день.

(покажите друг другу, какие наряды на ваших моделях)

Рабочай тетрадь с 15 №1. Выполняют самостоятельно.

№16 самостоятельно.

Отвечать на вопросы

Работа в парах

Самостоятельная работа

Л.- обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся;

знание моральных норм;

7.Включение в систему знаний, повторений

Словесный метод: беседа

3 мин

Какая тема нашего урока? Как менялась одежда со временем? Из чего делали одежду пещерные жители? Что изобрели потом? Какая одежда для нас удобнее?

Отвечать на вопросы, высказывать своё мнение.

8.Рефлексия деятельности

Практический метод: оценивание свою деятельность на уроке

1 мин

Оцените свою работу смайликами. Если все усвоили и поняли - веселый. Если есть затруднения - средний. А если совсем ничего не поняли - грустный.

Оценивать свою деятельность

К.- формулировать собственное мнение и позицию;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса "Школа России"

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, в том числе на проведение практических занятий – 1 час, экскурсий – 1 час.Для реализации программного содержания используются:1. Плешаков, А. А.Ок...

Урок по окружающему миру в 4 классе "Школа России"

     Оргпроект урока ТЕМА УРОКА: «ЛЕСА РОССИИ» Цель урока: знакомство с природной зоной.Задачи урока:сформировать у учащихся представление о лесной...

урок по окружающему миру в 4 классе (Школа России) "Начало истории человечества"

Конспект Урока "Начало истории человечества" и презентация к уроку...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программме "Школа России" составлена в соответствии с ФГОС, тематическое планирование....

Презентация к уроку Окружающий мир 2-го класса "Города России"

Презентация позволяет совершить виртуальную экскурсию по городам Золотого Кольца России....

пояснительная записка ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1-4 классы Школа России ФГОС

Материал содержит пояснительную записку по окружающему миру, преподаваемому в начальных классах по программе "Школа России", автор Плешаков А.А. Соответствует Федеральным государственным обр...

Разработка урока окружающего мира в 1 классе (Школа России)

Тема урока: "Моя малая Родина"В ходе урока учащиеся познакомятся с наиболее значимыми достопримечательностями своей малой родины,научаться использовать различные материалы и средства для передачи...