урок по окружающему миру в 4 классе (Школа России) "Начало истории человечества"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект Урока "Начало истории человечества" и презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nachalo_istorii_chelovechestva.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Начало истории человечества». Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе с презентацией, выполненной в Power Point
Выполнила учитель начальных классов
Романова Юлия Анатольевна
Цели урока:
- Дать учащимся представление о первобытных людях;
- развивать кругозор, речь и память учащихся;
- воспитывать интерес к истории.
Оборудование:
Мультимедийный проигрыватель, презентация учителя, плакаты.
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.
II. Вступительная беседа.
-Сегодня мы ребята с вами отправляемся в путешествие на машине времени, в далекое прошлое.
-Мы узнаем, что за исторические события происходили миллионы лет тому назад.
- Ребята, а что такое история? (Ответы детей. История - наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили.)
Учитель:
Слайд 1 “История – наука о прошлом”.
История – это наука, которая изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас. История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает “исследование, рассказ о событиях прошлого”.
Слайд 2 “Древнегреческий учёный Геродот”.
Почти 2,5 тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Геродот назвал свой труд “История”, он стал первым учёным-историком, мы называем его “отцом истории”. История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир.
История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность.
- И сегодня мы начинаем наше путешествие по этой дороге.
Физкультминутка
-Ребята мы с вами отправляемся на машине времени в наше путешествие. Руки вверх подняли, в стороны, опустили. Закрыли глаза, сделали глубокий вдох-выдох. Открыли глаза и сели за свои штурвалы.
-И так мы с вами перенеслись в далекое прошлое.
III. Новая тема.
Слайд 3. Начало истории человечества.
-Как вы думаете, о чем пойдет речь? (Ответы детей. О наших предках, о первобытных людях.)
-А как люди узнали о первобытных людях? (Ответы детей. Ученые производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.)
-А кто знает, как называют ученых, которые производят раскопки? ( Ответы детей. Археологами.)
Слайд 4. Археологи и археология.
Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Ученые считают, что древнейшие люди, “следы” которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели.
Слайд 5. Первобытный человек, живший около миллиона лет назад.
Ученик читает заранее подготовленный доклад:
Древнейший человек сильно отличался от нас с вами - современных людей - и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.
Слайд 6-7. «Следы» первобытных людей обнаружены в Африке и Азии.
Слайд 8. Жизнь древнейшего человека.
Ученик читает сообщение:
Первобытные люди жили там, где всегда тепло. Поэтому им не нужно было заботиться о теплой одежде. Дома строили для того, чтобы защититься от непогоды и хищников. Большая часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи. Женщины и дети срывали плоды с деревьев, находили съедобные корешки, разыскивали яйца птиц и черепах.
Слайд 9. Орудия труда.
-Ребята из чего изготовлялись орудия труда?(Ответы детей.)
Слайд 10-11. Охота.
Ученик:
Мужчины добывали на охоте мясо. В то время на земле жили мамонты. Охота и собирательство занимали очень большое место в жизни первобытных людей. Но успех охоты и собирательства зависели от капризов погоды.
Слайд 12-13. Занятия первобытного человека. Использование огня.
Слайд 14-15. Наскальные рисунки.
Учитель:
Первые древние изображения были обнаружены на стенах и потолках пещер более 150 лет тому назад. Одни образцы доисторического искусства находили учёные, которые хотели понять, как жили пещерные люди, а другие были открыты совершенно случайно – и не специалистами, а обычными людьми. Так, одно из наиболее важных открытий сделали дети. А теперь я попрошу вас ребята рассказать нам подробнее об этих открытиях.
Ученик:
В 1834 году во время прогулки в лесу во Франции люди наткнулись на пещеру. Её стены украшали рисунки с изображением вымерших видов оленей. Это было первое открытие пещерного искусства.
В сентябре 1940 года близ местечка Монтиньяк, на юго-западе Франции, четыре ученика старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, вызвавшая их любопытство. Ходили слухи, будто это вход в подземелье, ведущее в расположенный неподалёку средневековый замок. Внутри оказалась ещё дыра меньших размеров. Один из ребят бросил в неё камень и по шуму падения заключил, что глубина порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь. Чуть не упав, зажёг фонарик, ахнул и позвал остальных. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели какие-то огромные звери.
Придя в себя, ребята догадались, что это не подземелье, которым пользовались семь-восемь веков назад рыцари феодального замка, а пещера доисторического человека, жившего здесь много тысячелетий до нашей эры. Сообщили о своей находке учителю. Тот сначала отнёсся к их рассказу недоверчиво, но, когда сам проник в пещеру, замер от изумления и восхищения.
Учитель:
Так была открыта пещера Ласко, вскоре прозванная “Сикстинской капеллой первобытной живописи”.
Физкультминутка
-Ребята, поднимите руки перед собой, встороны, вверх. Закройте глаза, глубокий вдох-выдох.
Закрепление изученного
Учитель:
- Вот мы и вернулись из путешествия.
-Что нового вы узнали?
-Что больше всего запомнилось?
-Что понравилось, а что нет?
- Как называется наука о раскопках?
-Почему первобытным людям не нужно было заботиться о теплой одежде?
-Чем занимались мужчины?
Домашнее задание: стр. 4-6, пересказ текста.
Стр.7, выполнить задания 1-3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру 2 класс "Школа 2100"
Тема:"Природные зоны России"Обобщающий урок...
Урок по окружающему миру.3 класс Школа России. Органы чувств.
Формировать представление об органах чувств, как необходимых звеньях связи организма с внешней средой, познакомить с гигиеническими нормами ухода за органами чувств; познакомить со строением и ф...
разработка урока по окружающему миру 1 класс "Школа России"
"Растения и животные осенью" - 1 класс...
Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс "Школа XXI века.
Окружающий мир. Хлеб – главное богатство России. 2 класс. «Начальная школа XXI века» Елизавета Михайловна Гоян , Ирина Анатольевна Кривашкина ГБОУ №164 г. Санкт - Петербург Аннотация к...
"Растениеводство". Урок по окружающему миру 3 класс "Школа России"
Цель:Формирование представления о растениеводстве как составной части сельского хозяйства, его значении для человека...
Урок по окружающему миру .4 класс."школа 2010"
Тема урока " Пётр Первый- Великий царь"...
План урока по Окружающему миру 1 класс Школа 2100. Тема: ТВЕРДЫЕ ТЕЛА, ЖИДКОСТИ И ГАЗЫ
Файл содержит план урока по Окружающему миру в 1 классе, программа "Школа 2100", учебник Вахрушева, с приложениями в виде материалов для распечатки, раздачи ученикам и размещения на доске....