Урок окружающего мира 3 класс "Древнерусская культура" система развивающего обучения Занков Л,В.
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок с использованием исследовательских работ учащимися, в конце урока проведение посиделок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_drevnerusskaya_kultura.docx | 33.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Древнерусская культура
Ход урока
I. Организационный момент
(Ученица читает отрывок)
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
II. Актуализация знаний
Учитель. - Нужно ли нам знать прошлое нашей страны?
(Это нам необходимо, так как это история нашей Родины, наших предков, имена тех людей, которые оставили значительный след в становлении нашего государства)
А сейчас пройдет Опрос-молния
- Кто стоял во главе первого русского государства? (Князь).
- Кто такой князь? (Правители государства)
-Назовите имена первых правителей? (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Ярослав,Владимир)
- Кому принадлежат такие слова : «Да не посрамим земли Русской, но костьми ляжем, дабы мертвые не знают позора»? -Князь Святослав
-Как звали княгиню, отомстившую за смерть мужа? (Княгиня Ольга)
-Какое историческое событие произошло в 988 году?( Принятие христианства
-Что росло и обустраивалось при правлении Владимира и Ярослава? (Росли и обустраивались русские города. В 9 веке насчитывалось 19, а в 11 -12 веках уже около 300. Иностранцы стали называть Русь «страной городов»_)
-Князья поддерживали порядок внутри страны, заботились о её безопасности, укрепляли Русь. При правлении князя Владимира Красное Солнышко русское гос. стало могучим, сильным и грозным. Так оно выглядело в ХI веке.(Слайд карта)
III.Сообщение темы и целей урока.
- Как вы думаете какая тема будет сегодняшнего урока ?
-Расшифруйте запись и вы узнаете тему урока.
прмДмсчРвблЕфвсВлюзНтцщкЕыфйРбюмУигкССдлбчКжывАяхцЯмст
прмКмсчвУблфвЛслюЬзтцщТкыфйбюУмигкдлРбчжывАяхцмст
ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА
-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
-Определите цель урока.
Цель: Узнать, что такое культура и как она развивалась. Познакомиться с основными понятиями культуры. Раскрыть особенности древнерусской культуры.
IV. Изучение нового материала
-Культура? Что такое древнерусская культура? Дайте определение слову культура. Поработайте в группе и обсудите. Почему у вас разные варианты ответов?
Обратимся к словарю и узнаем значение слова.
-В каком природной зон появилось первое государство?( Умеренный пояс, зона лесов)
-Какой материал использовали для строительства в древней Руси?
-На партах лежат у вас карандаши. Представьте, что это бревно. Поработайте в группах и постройте сруб избы.
-Будет ли такое строение крепким? Почему?
-Что можете сказать о дереве как о материале?(горит, не прочный)
-Как вы думаете какой материал стали использовать, чтобы строения были крепкими и долговечными? (камень)
-Предлагаю изучить данную тему урока по группам.
1группа- изучит материал ,и готовят ответ о деревянных постройках.
2 группа -изучит каменное строительство
3 группа -прикладное искусство
-Откройте учебник на стр.14. В каждой группе были ребята провели исследовательскую работу. Познакомимся с их работой.
V.Выступление по группам.
VI.Физминутка
VII. Продолжение изучения нового
Древняя Русь славилась не только красивыми, богатыми городами, но и развивавшемся устным народным творчеством.
-Что такое УНТ?
-Назовите жанры УНТ.( Сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, прибаутки , потешки, небылицыи т.д.)
.- Одним из самых интересных жанров УНТ являются былины.
-Что такое былина?слайд1 и2
А каких былинных героев вы знаете? (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич)
-
-Обсудите в группах: КТО ТАКИЕ БОГАТЫРИ и для чего они нужны были на Руси?
-Послушаем отрывок былины.
- А сейчас
VIII.Посиделки
Подводим итог урока.
Культура
материальная духовная
Что относится к материальной? Что к духовной?
Чем отличаются?
Рефлексия деятельности.
Оцените свою работу, продолжив одно предложение:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовал, что…
- Я приобрел…
- Я научился…
- У меня получилось …
- Я смог…
- Я попробую…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
-А теперь каждая группа выпустит газету.
Посиделки.
, на стене - старинное самотканое полотенце…, за столом сидят ребята/
Ведущая: /ученица с русской косой и платком на плечах/
На Руси все наши предки, чтобы вечер скоротать,
Собирали посиделки, поиграть и поболтать.
Хороводы водить, песни – нескладухи петь,
Веселы потешки-небылицы сказывать,
Загадки хитроумные загадывать
- Н а ч и н а е м посиделки…
Вудущая:
- Ой, ребята. Определите, что наши девчата расскажут?
1)На болоте, на снегу, 2) Рано утром , вечерком.
Укусил комар блоху. Поздно. На рассвете.
Сидит заяц на березе, Баба ехала пешком,
Умирает со смеху! В ситцевой рубахе.
3)Сапоги сшил из рубашки, 4) Вы, послушайте, ребята,
А рубашку – из сапог. Нескладуху буду петь:
Дом поставил из опилок- На дубу свинья пасется,
Вышел славненький домок. В бане парится медведь.
Дети:- Это небылицы.
Ведущая:
- Определите по иллюстрации, кто эти добры молодцы и красны девицы? /слайд презентации /
-Это крестьяне, молодые парни и девушки, из простого народа. Они ютились в избах, которые топились по-черному. В единственной горнице стояли простые лавки и стол. Свет проходил через маленькие оконца. Вечером жгли лучину. Спали на печи. Сундук, сундучок – считался не только украшением, но и признаком богатства.
Ведущая:
Наш сундучок старинный, полон загадок,
Коротких и длинных. Кто проявит ум и смекалку?
Учитель: Не томи, читай загадку.
Ученики 5 группы: / достают из сундучка и читают загадки, а ребята других групп разгадывают/
- По сеням ходит, а в избу не заходит.
- На улице столбом, а в избе – скатертью.
- Заря-заряница, красная девица,
- По лугу гуляла, бусы потеряла.
Месяц видел, а солнце украло.
- Белые хоромы, красные подпоры.
- На полянке девочки, в белых рубашонках, в зелёных полушалках.
Ведущая:
- Верно, все загадки отгадали. А как соберутся девицы да молодцы, так и не смолкает шум, веселье, игры. Весельчаки хотят всех позабавить, смешное рассказать.
-Послушайте БАЙКУ про чай.
Ученик 1:
Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить, а я отроду не знаю, как проклятый чай варить.
Взял ведро, налил водички. Всыпал я весь чай в горшок и приправил перцу, лук и петрушки корешок. Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал, остудил, на господский стол подал. Гости с барином плевались, сам он ажно озверел, и отправил на конюшню… Долго думал я, удивлялся? Чем я мог не угодить? А потом догадался: ведь я забыл посолить.
Ведущая:
Почему так произошло?( Ребята отвечают)
-Вот так бывало в старину. Бедняки-то долго к чаю доступа не имели, дорог был чай, кваском обходились.
Ученик 2:
В 1638 году состоялось первое чаепитие в России. О чае пошла молва, что он усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, будит мысль. В 1679 году появились первые самовары.
Ведущая:
-По русской традиции, чай,- лучшее завершение праздник. К нему подаются лимон, мед, бублики, пряники. А какое же чаепитие без веселья?
Чайные частушки: / поют девчата/
На столе у нас пирог, 2)Лучше доктора любого
Пышки и ватрушки. Лечит скуку и тоску
Так пропойте ж под чаек, Чашка вкусного, крутого
Чайные частушки. Самоварного чайку.
3)Самовар блестит, кип 4)Подавай мне чашку чая.
Чай в нём сильно пенится, Ведь люблю я русский чай
Погляди-ка на себя- В чае я души не чаю,
Ну и отраженьице! Наливай горячий чай.
5) В пляске не жалей ботинки, 6)Ой, чай, крепкий чай,
Предлагай-ка чай друзьям. Пейте чай - чаёчек,
Если в чашке есть чаинки , Чтобы радость приносил
Значит письма пишут нам. Каждый день - денёчек.
7)Если б не было воды. 8) Чай бальзам от всех болезней,
Не было б и кружки. И напитка нет полезней.
Если б не было девчат, Кто здоровым хочет быть,
Кто бы пел частушки? Больше чая надо пить.
9)Мы за чаем не скучаем , 10) В небе, словно от побелки,
Вместе песни сочиняем. Засиял уж млечный путь.
Рады всех вас пригласить, Отшумели посиделки.
Вволю чаем напоить. Путь домой не позабудь!
11)Мы делись тем, что знали,
Попытались всех увлечь.
НЕ прощаемся мы с вами,
Словом, всем до новых встреч!
Текст 1.Строительство. Деревянное зодчество.
Словарь
Зодчий – архитектор.
Горница — возвышенное помещение в сравнении с подклетом.
Повалуша — спальня, где спали "повалом" на кошмах.
Сени — крытая галерея (коридор) верхнего этажа.
Амбар-хранилище припасов, продуктов.
Светлица – светлая, парадная комната.
Клеть- кладовая в постройке, холодная комната.
С древних времен человек стремился сделать свой материальный мир удобным и красивым.
Издавна на Руси крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости строили из дерева. Самые значительные постройки на Руси возводились из многовековых стволов деревьев (по три века и более лет) длиною до 18 метров и диаметром более полуметра. На стены изб шли просмоленные на корню сосна и лиственница, из легкой ели устраивали кровлю.
Главным, и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу».
Княжеский двор строился как крепость. В случае опасности в нём собирались жители окрестных дворов и сёл.
Жилище находилось в глубине участка, обнесенного бревенчатым тыном (забором), двор был вымощен плахами из расколотых бревен. Богатый двор включал несколько жилых построек: для хозяина, челяди.
На нем были хозяйственные постройки: мастерские, конюшни, хлева, погреба, амбары, баня, колодец с колодой для водопоя. Двор делился на две половины, иногда разгороженные тыном: чистый, перед хозяйским жильем, и хозяйственный. Обычно дома князей были многоярусными, в три этажа: а) подклет; б) жилые и парадные помещения; в) светлицы, терема, башенки. К основному зданию примыкало множество пристроек – клетей, переходов, сеней. Многие элементы деревянных строений были украшены затейливой резьбой.
Сёла строились чаще всего на берегах рек, озер. И потому избы в них ставились в один ряд — лицами на улицу, а дворами к реке.
Текст 2. Строительство. Каменные храмы.
Словарь
Зодчий – архитектор.
Галерея- коридор, который соединяет части здания.
Рельеф – скульптурное изображение на плоскости.
Дмитриевский собор города Владимира был построен князем Всеволодом Большое Гнездо по летописным данным в 1191 году. Это был обычный княжеский храм, который теперь занимает значительное место среди памятников белокаменного зодчества.
Собор построен из белого камня-известняка местными мастерами. Его окружали одноярусные галереи. На западных углах они превращались в лестничные башни. Древний храм пережил разрушительные пожары 1536, 1719 и 1760 годов.
Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранилось в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века. Самые знаменитые композиции: «Полёт Александра Македонского», «Подвиги Давида», «Подвиги Геракла», портрет князя Всеволода с сыновьями.
Никто не знает имена зодчих, которые создали храм, но гениальное творение их, как и сотни лет назад восхищает взо
Текст 3. Прикладное искусство.
Словарь
Чернь- травление серебра. Изготовление колец, крестов, подвесок.
Эмаль – изготовление украшений путем расплавления стекла.
Строительство каменных храмов повлекло за собой развитие новых видов прикладного искусства: кузнечного дела (решетки, кованые двери, резьбы по камню, изготовления церковной утвари).
Древнерусские мастера владели разными видами искусства.
Они выкладывали декоративные узоры мозаичных полов, составляли картины из непрозрачного стекла в соборах.
Искусством оформления книг владели монахи. Они умело выводили не только буквы, но и орнаменты, заглавные буквы и небольшие рисунки.
Настоящие произведения искусства изготовляли древнерусские «кузнецы по злату, серебру и меди». Они владели всеми известными видами обработки металлов: чернь, эмаль, техникой отливки. Изделия мастеров Киевской Руси ценились в Европе.
Умели делать в Киевской Руси и стеклянные браслеты, которые носили девушки и женщины. Их делали в Киеве, Владимире, Новгороде, Рязани. В Московской Руси секрет изготовления стекла был утерян.
Появились вышивальщицы, зодчие, художники, ювелиры. Это значит, что культурный уровень древнерусского народа был достаточно высок.
Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича
Ай во том во городи во Рязанюшки,
Доселева Рязань-то слободой слыла,
Нонече Рязань-то словё городом.
В той-то Рязанюшке во городе
Жил-был Никитушка Романович.
Живучись, братцы, Никитушка состарился,
Состарился Никитушка, сам преставился.
Еще жил-то Никита шестьдесят годов,
Снес-де Никита шестьдесят боев,
Еще срывочных, урывочных числа-смету нет.
Оставалась у Никиты любима семья,
Ай любима семья-та – молода жена,
Молодыя Амельфа Тимофеевна;
Оставалось у Никиты чадо милое,
Милое чадушко, любимое,
Молодыя Добрынюшка Никитич сын.
Остался Добрыня не на возрасте,
Ка-быть ясный-от сокол не на возлете,
И остался Добрынюшка пяти-шти лет.
Да возрос-де Добрыня-та двенадцать лет,
Изучился Добрынюшка вострой грамоте,
Научился Добрынюшка да боротися,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока окружающего мира по системе развивающего обучения Л.В. Занкова ФГОС с нововведениями сингапурской системы
Комбинированный урок, где формируется понятие "одомашнивание животных", "земледелие". Устанавливаются причинно-следственные связи между прошлым и настоящим развитием человечества. Внедрени...
Урок окружающего мира в 1 классе Система развивающего обучения Л. В. Занкова Тема урока: «Россия – любимая наша страна»
Тема урока: «Россия – любимая наша страна»Цели: познакомить учащихся с географическими особенностями России, государственными символами страны, жителями и их достижениями, учить использова...
Педагогический проект по окружающему миру в рамках развивающего обучения во 2-4 классах "Вторичное использование пластиковых бутылок как способ сохранения чистоты окружающей среды".
Проект-презентация о вторичном использовании пластиковых бутылок на призводстве и в быту....
Развитие интеллектуальных умений младших школьников на уроках окружающего мира в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
«Все наше достоинство заключено в мысли…Будем же учиться мыслить»Б. Паскаль...
урок окружающего мира, 4 класс (дистанционное обучение) "Царство растений"
Краткая аннотация к работе: целью дистанционного урока является знакомство ребёнка с основной классификацией растений. Опираясь на знания ученика, учитель старается раскрыть: как удивителен и прекрасе...
Проектирование урока окружающего мира по технологии смешанного обучения «Перевернутый класс» в начальной школе
Представляем систему работы с учениками, к которой нас подтолкнули три вечно беспокоящих вопроса:· Как помочь ребёнку стать самостоятельным?·...
Приёмы работы с текстом на уроках окружающего мира в Способе диалектического обучения
Значительная роль в овладении читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника. О...