Приёмы работы с текстом на уроках окружающего мира в Способе диалектического обучения
статья
Значительная роль в овладении читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника. Одной из особенностей, что отличает их от художественных то, что в них содержатся научные понятия, сведения, факты, нет сюжета, ролей. Приемы работы с научно-познавательным и художественным текстом отличаются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 630.93 КБ |
vystuplenie.pptx | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы работы с текстом на уроках окружающего мира
в Способе диалектического обучения
Значительная роль в овладении читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника. Одной из особенностей, что отличает их от художественных то, что в них содержатся научные понятия, сведения, факты, нет сюжета, ролей. Приемы работы с научно-познавательным и художественным текстом отличаются.
Моя практика показывает, что порой работа с текстом на уроках курса «Окружающий мир» сводится к беседе, вопросы которой повторяют содержание учебного материала знакомое ученикам. Это вызывает снижение интереса к изучению предмета, простому заучиванию учебного материала, при котором применить знания, умения в практической деятельности, выполнить задания младшие школьники затрудняются. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе предусматривает выполнение учащимися итоговых комплексных работ, которые включают текст, на основе понимания прочитанного ученики должны выполнить задания по предмету «окружающий мир». При этом осуществить поиск необходимой информации, преобразовать, представить ее в виде схемы, установить закономерность, обобщить, сделать речевое высказывание в письменной форме. Вопрос, как научить детей читать научные тексты на уроках окружающего мира рационально и с пользой для себя, интересует меня давно. Достичь этой цели оказывается делом чрезвычайно трудным и требующим времени. Раньше, несмотря на все мои усилия, в классе непременно оказывались слабо читающие дети, работа с книгой для которых - умственная перегрузка, что оборачивалось у них нежеланием учиться и, в конечном счете, отставанием в учебе. Все это и заставило меня искать результативные технологии обучения, совершенствовать содержание и структуру уроков.
Сегодня я представлю вашему вниманию виды заданий, которые мне помогают развивать группы читательских умений через технологию СДО. Данную технологию использую для повышения качества обучения, так как создаю условия для разворачивания самостоятельной работы обучающихся, их учебно-исследовательской деятельности. Через определённые виды заданий учу детей выделять опорное понятие в тексте, затем выявлять его существенные признаки, используя карточки на вопросы – понятия, сравнения и суждения. Технология позволяет использовать различные формы работы: индивидуальный труд, простую и сложную кооперации. Исходя из этого, организую педагогическую поддержку развития индивидуальности ребенка, с учётом индивидуальных особенностей и создаю условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться. Сегодня я попробую вас научить некоторым приёмам работы над текстом в технологии СДО.
Для примера я взяла окружающий мир 4 класс по теме «Жизнь пресного водоёма». Но сначала давайте вспомним, какие группы читательских умений нам необходимо развить у ребят к концу 4 класса. Я приготовила вам листы, где указаны типы заданий на группы читательских умений. Для удобства анализа, все задания я разделила на четыре группы:
1) Задания, опирающиеся на явную информацию.
2)Задания, на формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (неявная информация).
3) Задания, на интерпретацию и обобщение информации.
4) Задания, на оценку содержания, языка и структуры текста.
К каждой группе вы видите типы заданий.
Типы учебных заданий, связанных с основными группами читательских умений.
Поиск информации, заданной в явном виде:
- найти конкретные сведения;
- найти значения слова и фразы;
- определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде;
- определить время и место действия рассказа.
Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте:
- установить связь между событиями, сюжет;
- понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте;
- выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов.
Интерпретация и обобщение информации:
- распознать общую идею или тему текста;
- описывать отношения между героями;
- сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста;
- понимать настроение и общий тон рассказа;
- находить практическое применение информации из текста.
Оценка содержания, языка и структуры текста:
- оценивать правдоподобность описанных событий;
-определять авторский замысел и основные черты характера главного героя;
- приводить примеры поступков, подтверждающих характеристику героя;
- описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта;
- оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте;
- определять главную мысль теста, выразить свои впечатления по прочитанному.
1. Умение искать фактическую информацию (базовый уровень) можно и нужно отрабатывать на разных уроках, в том числе на уроках окружающего мира. Полезно искать информацию одного типа в текстах разных стилей (художественных, научно-популярных, учебно-справочных). Задания на поиск и воспроизведение не должны занимать большую часть урока, но в то же время такая работа должна быть не эпизодической, а системной, чтобы ученик воспринимал ее как необходимый этап знакомства с текстом.
Наиболее продуктивны задания на поиск тех или иных сведений, когда сходных информационных единиц в тесте несколько: несколько дат, несколько имен, упоминаются два-три города, страны и т.п. и нужно четко прослеживать соответствия.
2. Становление умений видеть сюжет, пересказывать и рассказывать – одна из самых сложных задач начальной школы. Основу для него создает работа с предметными средствами (иллюстрациями, карточками, схемой, планом). Ребенку нужно помочь увидеть сюжет, временные связи и переходы. Но при этом крайне важно соблюсти три условия:
- эта работа, включая собственно рассказывание и пересказ, должна быть адресована не учителю, а одноклассникам (группе или классу);
- оценивание ее с самых первых этапов необходимо передавать ученикам, при этом критерии, по которым оценивается ответ, выступление группы, должны быть предварительно выработаны самими детьми;
- атмосфера и ценностные ориентиры работы необходимо задать так, чтобы дети были заинтересованы в успехе и продвижении друг друга, чтобы обсуждение было вдумчивым, но непременно доброжелательным.
Сначала каждый ребенок выполняет задание индивидуально, потом оно обсуждается группой. При обсуждении в группе обязательно выявятся разногласия. Задание для групп – договориться, потом представить общий вариант от группы классу. При предъявлении своего варианта классу группа рассказывает, какие трудности у них были, что помогло им договориться, найти решение.
3. Ответ на вопрос, как развивать третью и четвёртую группы умений, – наиболее сложный. Фактически это ответ на вопрос «Как учить понимать текст и осознавать свое понимание?»
Обучение чтению должно строиться как обучение деятельности по обнаружению смысла. Этот смысл обнаруживается и передается:
– в обсуждении прочитанного – в столкновении разных точек зрения, разных интерпретаций;
– в ответах на разного рода вопросы к тексту;
– в творческой работе, работе проектного типа: создании иллюстраций к тексту, диафильмов, постановке сценок, в разного рода переработке текста – например, закончить какую-то историю;
– в письменных размышлениях о тексте, творческих работах на основе прочитанного.
Всё это – смысловое чтение. И только обращаясь к другому, ребенок вынужден формулировать свое понимание, только через его реакцию он может увидеть, понятно ли он свое понимание сформулировал, убедительно ли его обосновал. Но постоянным элементом, который задает коммуникативную ситуацию, в первую очередь становится оценивание, которое достаточно рано должно перейти от учителя к ученику. При репродуктивном подходе так дело и обстоит. Ребенка учат находить информацию, устанавливать простые последовательности, опознавать те или иные выразительные средства, писать стереотипные сочинения по произведению. Способ диалектического обучения даёт возможность развить способы самостоятельного обнаружения своего непонимания, для превращения неизвестного в понятное и самой уверенности в том, что он может найти ответы на свои вопросы.
Ну, а теперь приступим. Перед собой вы видите три карточки с вопросами-понятиями, суждениями и вопросы сравнения.
Поиск информации, заданной в явном виде:
1 Слайд 2-3 | Выписать виды рыб, обитающих в только в пресном водоёме из текста в «Атласе-определителе» с.160-161. Как доказать, что карась - это пресноводная рыба. Вследствие чего рыбу судак вы не записали? (индивидуальный труд, простая кооперация и сложная) | Окунь, щука, сазан, лещ, карп, налим, краснопёрка, плотва, карась. | Обратить внимание на вопросы - суждения |
2 Слайд 4-5 | Прочитайте текст и составьте вопросы по карточке №1 Богат животный мир водоёмов. В пресных водах обитает много разнообразных насекомых - различные жуки и клопы, а ещё больше личинок тех самых насекомых, которые во взрослом состоянии живут в воздушной среде: стрекоз, ручейников, комаров. | 1.Что называется животным миром пресных водоёмов? 2. Что считается разнообразием насекомых? 3. Что понимается под «большим коромыслом»? 4. Что представляет собой самая большая стрекоза в нашей стране? 5. Что выражает способность стрекозы ориентироваться в пространстве? 6. Что является пищей для стрекозы? 7. Что такое орган зрения стрекозы? 8. Каковы его свойства? 9. В чём заключается сущность стрекозы? | |
3 Слайд 6 Слайд 7,8 | Пользуясь материалом учебника с 178-179, закончите предложения. 1.Велика роль растений в ________ 2.А в толще воды ______________ 3. Корни кубышки и кувшинки тоже на дне, ___________________ 4.Подводные заросли растений ___ 5.Растения служат ________________, необходимый для дыхания организмов. Интерпретация и обобщение информации По карточке №3 сравните растения: - ряску и камыш; - кубышку и стрелолист; - кувшинку и рогоз По одному сравнению на каждую пару. Вопрос-суждение: Чем объяснить, что растения играют важную роль в жизни водоёма? Доказать словами из текста. | 1. …. в водном сообществе. 2. …. плавают мельчайшие зелёные водоросли 3. … а их широкие листья плавают на поверхности. 4. … служат убежищем для животных. 5. … пищей животным, веделяют вводу кислород. Не только ряска водное растение, но и камыш тоже водное растение. В отличие от камыша ряска свободно плавает в толще воды. Если камыш высокое растение, то ряска маленькие. Сравнивая кубышку и стрелолист можно сказать, что у кубышки листья широкие и плавают на поверхности, а у стрелолиста листья узкие и поднимаются высоко над водой. По сравнению с кувшинкой рогоз растёт на берегу. Так же как и рогоз, кувшинка – водное растение. В отличие от рогоза кувшинка закрывает свои бутоны на ночь. Растения являются пищей и домом для животных, вырабатывают кислород, поглощают углекислый газ, служат убежищем для животных. |
Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте в неявном виде:
1 Слайд 9, 10 | Прочитайте текст и сформулируйте к тексту вопросы – суждения. Сходство бобра и ондатры в некоторых повадках немалое. Американские индейцы – народ наблюдательный, назвали ондатру младшим братом бобра. Но они не родственники: бобр – из подотряда белкообразных, а ондатра – из мышеобразных. Ондатра, как и бобр, - строитель. Правда, она не воздвигает величественных плотин, но её хатки определённо созданы по известному нам бобровому чертежу, только поменьше. Однако если хатка старая, она весьма внушительная: высота больше метра и в диаметре не меньше. Материал более лёгкий, чем в бобровых постройках. В основном сухие травы, тростник, камыш, осока, скреплённые илом. В тех местах, где есть высокие берега, ондатры, роют норы. И тоже по бобровому принципу: вход под водой, затем тоннель кверху, где гнездо. Интерпретация и обобщение информации Сравните бобра и ондатру. | 1.Чем объяснить, что индейцы назвали ондатру младшим братом бобра? 2.Как доказать, что ондатра и бобр – строители? 3.В каком случае ондатра строит норы? 4.Когда хатка ондатры большая? 5.Каким образом ондатра строит нору? 6.Вследствие чего индейцы увидели сходство бобра и ондатры? 7.Почему хатка ондатры более лёгкая? 1.По сравнению с хаткой бобра у ондатры она более лёгкая. 2.Так же, как и бобр, ондатра строит себе хатку. 3.Как бобр, так и ондатра строители. 4.Сравнивая бобра и ондатру, можно сказать, что они хорошие строители. 5.Кроме бобра, ещё и ондатра может строить хатки. 6. Помимо водных хаток, ондатра может строить и норы. 7. Ондатра может использовать материалов для строительства больше, чем у бобра. 8. Не только бобр строит вход под водой, но и ондатра. 9. Если бобр строит величественные плотины, то у ондатры хатки меньших размеров. 10.В отличие от бобра ондатры могут рыть норы. |
2 Слайд 11 | Работа с иллюстративным материалом. | -рогоз -кувшинка -водокрас -стрелолист |
3 Слайд 12 | Пользуясь материалом учебника, ответьте на вопросы - суждения с.179-182: Почему моллюсков называют живым фильтром водоёмов? Чем объяснить, что водомерки могут свободно передвигаться по воде? Вследствие чего щуку и цаплю считают хищниками и санитарами водоёма? Свой докажите словами из текста. | Живым фильтром водоёмов называют моллюсков: перловицу, беззубку, прудовика, катушку. Они пропускают через своё тело много воды, тем самым её очищая. У них ножки смазаны жиром. Хищником водоёма считают щуку, цаплю. Они санитары водоёма. Они поедают больных животных. |
4 Слайд 13-14 | Найди и исправь ошибки в тексте. Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие жёлтые кувшинки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска. По поверхности воды стремительно бегают жуки-плавунцы. А по водным растениям медленно ползают двустворчатые моллюски-прудовики и катушки. | Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие жёлтые кубышки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это рогоз. По поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки. А по водным растениям медленно ползают растительноядные улитки-прудовики и катушки. |
Интерпретация и обобщение информации:
2 Слайд 16 | Найти в тексте словесные образы, отражающие существенные признаки животных водоёма? (используя карточку №3) У животных пресных водоёмов в процессе эволюции сформировались приспособления к среде обитания - обтекаемая форма тела у рыб и млекопитающих; густой, смазанный жиром мех у зверей; наличие плавников у рыб, перепонок между пальцами задних ног лягушек, водоплавающих птиц и млекопитающих; длинный голый хвост млекопитающих, выполняющий роль руля. | 1.Сравнивая животных водоёма и животных суши, можно сказать, что у первых есть специальные приспособления для жизни в воде. 2.Так же как и животные суши, животные водоёма относятся к царству животных. 3.По сравнению с млекопитающими суши у млекопитающих водоёма более обтекаемая форма. 4.Как у животных суши, так и у животных водоёмов есть шерсть. 5.Кроме того, что у животных есть шерсть, она ещё и смазана жиром. 6.Помимо того у животных водоёмов есть перепонки между пальцами. 7.Больше чем у животных суши имеет своё значение хвост. 8.Он служит не только как опора, но и используется вместо руля. 9.Наряду с существенными признаками животных, у животных водоёмов есть свои отличительные особенности: обтекаемая форма, перепонки, шерсть, смазанная жиром, хвост вместо руля. 10.Если хвост у животных суши служит для разных целей, то у животных водоёма он используется вместо руля. 11.В отличие от животных суши у животных водоёма есть свои приспособления для лучшей ориентации в пространстве. | - |
3 Слайд 17 | Пользуясь схемой докажите, что водоём – природное сообщество. | Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоёма питаются животные. Карась питается растениями и личинками насекомых, а щука - карасями. Они живут сообща. Значит, водоём – природное сообщество. |
Оценка содержания, языка и структуры текста:
1 Слайд 18 | Щука может жить на суше. Приведите ряд аргументов, доказывающих или опровергающих это. | Карась живёт в толще воды. Карп живёт в толще воды. Сом живёт в толще воды. Карась, карп, сом – рыбы. Все рыбы живут в толще воды. А щука – рыба. Следовательно, она жить на суше не может. | |
2 Слайд 19 | Как ты думаешь, нужен ли птицам, живущим в водоёме длинный хвост? Обоснуйте свой ответ. | Птицам, обитающим в водоёме не нужен длинный хвост, потому что у них длинные крылья, которые помогают им держаться в воздухе. | Перенос информации, данной в тексте, для объяснения нового явления, использование фоновых знаний |
3 Слайд 20-21 | Представь себе, что этот текст читал ребёнок, который никогда не видел обитателей водоёмов. Кого из животных этого текста он смог бы нарисовать? Объясни, почему ты так думаешь. Богат и подводный мир наших водоемов, множество животных можно обнаружить в толще воды и на дне. Вот водомерки стремительно бегут по поверхности воды и охотятся на комаров и других мелких животных. Их длинные ножки снизу покрыты жиром, поэтому вода их и держит. А на водных растениях обитают улитки: прудовик и катушка. Лягушки кормятся в прибрежных частях водоемов, в основном летающими насекомыми, а сами являются кормом для тритонов и хищных рыб, окуня и щуки. У реки можно увидеть разных стрекоз: красотку, стрелку, лютку. Они живут у реки постоянно. Кто же живет в капле воды? Вот почти прозрачный комочек, который все время меняется, – это амеба. Другие существа напоминают крохотные туфельки, так они и называются. Тело у туфельки покрыто ресничками, каждая умело управляет этими ресничками и быстро плывёт. Трубачи – самые красивые обитатели капли, голубые, зеленые, похожи на цветки вьюнков. Двигаются трубачи неторопливо и только вперед. Если их что-то напугает, то они съеживаются и напоминают шарики. Амебы, туфельки и трубачи – одноклеточные организмы, питаются бактериями. | Туфелек и трубачей. Другие существа напоминают крохотные туфельки, так они и называются. Тело у туфельки покрыто ресничками, каждая умело управляет этими ресничками и быстро плывёт. Трубачи – самые красивые обитатели капли, голубые, зеленые, похожи на цветки вьюнков. | поиск информации в явном виде и использование её в новой ситуации |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Богат животный мир водоёмов. В пресных водах обитает много разнообразных насекомых - различные жуки и клопы, а ещё больше личинок тех самых насекомых, которые во взрослом состоянии живут в воздушной среде: стрекоз, ручейников, комаров. С пресноводным водоёмом связана жизнь стрекоз. Одна из самых крупных стрекоз в нашей стране - большое коромысло. У неё голубое с коричневыми пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам её головы большие выпуклые глаза, каждый из которых состоит и нескольких тысяч отдельных глазков. Это позволяет стрекозе одновременно видеть в разных направлениях, замечать добычу и хорошо ориентироваться при быстром полёте. Свою добычу стрекоза схватывает и пожирает на лету. Стрекозы и их личинки приносят пользу: Они истребляют личинки комаров и жуков - плавунцов. Взрослые стрекозы уничтожают мух и комаров.
Карточка №1 (вопросы-понятия)
Выпишите виды рыб, обитающих только в пресном водоёме из текста в «Атласе-определителе» с.160-161.
Окунь, щука, сазан, лещ, карп, налим, краснопёрка, плотва, карась.
Пользуясь материалом учебника с. 178-179, закончите предложения. 1.Велика роль растений в _____________ 2.А в толще воды _____________________ 3. Корни кубышки и кувшинки тоже на дне, _____________________________ 4.Подводные заросли растений ___________ 5.Растения служат ________________, необходимый для дыхания организмов.
камыш ряску и кубышку стрелолист и кувшинку рогоз и
Карточка №3 (сравнение )
Прочитайте текст и сформулируйте к тексту вопросы – суждения. Сходство бобра и ондатры в некоторых повадках немалое. Американские индейцы – народ наблюдательный, назвали ондатру младшим братом бобра. Но они не родственники: бобр – из подотряда белкообразных , а ондатра – из мышеобразных . Ондатра, как и бобр, - строитель. Правда, она не воздвигает величественных плотин, но её хатки определённо созданы по известному нам бобровому чертежу, только поменьше. Однако если хатка старая, она весьма внушительная: высота больше метра и в диаметре не меньше. Материал более лёгкий, чем в бобровых постройках. В основном сухие травы, тростник, камыш, осока, скреплённые илом. В тех местах, где есть высокие берега, ондатры, роют норы. И тоже по бобровому принципу: вход под водой, затем тоннель кверху, где гнездо.
Карточка №2 (вопросы-суждения) Чем объяснить, что ….? Как доказать, что….? В каком случае ….? Когда….? Каким образом….? Вследствие чего ….? Почему…?
Определите названия растений Сравните их используя карточку №3.
Пользуясь материалом учебника, ответьте на вопросы с.179-182: Почему моллюсков называют живым фильтром водоёмов? Чем объяснить, что водомерки могут свободно передвигаться по воде? Вследствие чего щуку и цаплю считают хищниками и санитарами водоёма? Свой ответ обоснуйте.
Найди и исправь ошибки в тексте Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие жёлтые кувшинки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска. По поверхности воды стремительно бегают жуки-плавунцы. А по водным растениям медленно ползают двустворчатые моллюски-прудовики и катушки
Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие жёлтые кубышки . Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это стрелолист . По поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки . А по водным растениям медленно ползают растительноядные улитки -прудовики и катушки.
Расселите животных на картинках по классам
Найдите в тексте словесные образы, отражающие существенные признаки животных водоёма У животных пресных водоёмов в процессе эволюции сформировались приспособления к среде обитания - обтекаемая форма тела у рыб и млекопитающих; густой, смазанный жиром мех у зверей; наличие плавников у рыб, перепонок между пальцами задних ног лягушек, водоплавающих птиц и млекопитающих; длинный голый хвост млекопитающих, выполняющий роль руля.
Пользуясь схемой докажите, что водоём – природное сообщество.
Приведите ряд аргументов, доказывающих или опровергающих это высказывание. Щука может жить на суше.
Как ты думаешь, нужен ли птицам, живущим в водоёме длинный хвост? Обоснуйте свой ответ.
Представь себе, что этот текст читал ребёнок, который никогда не видел обитателей водоёмов. Кого из животных этого текста он смог бы нарисовать? Объясни, почему ты так думаешь.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока окружающего мира по системе развивающего обучения Л.В. Занкова ФГОС с нововведениями сингапурской системы
Комбинированный урок, где формируется понятие "одомашнивание животных", "земледелие". Устанавливаются причинно-следственные связи между прошлым и настоящим развитием человечества. Внедрени...
Развитие интеллектуальных умений младших школьников на уроках окружающего мира в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
«Все наше достоинство заключено в мысли…Будем же учиться мыслить»Б. Паскаль...
Использование приёмов смыслового чтения на уроках окружающего мира
Работа учащихся 4 класса с научно-познавательными текстами на уроках окружающего мира в режиме системно-деятельностного подхода....
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе на тему «Мир за стеклянным берегом» на основе системно –деятельностного метода обучения УМК «Перспектива»
В проекте представлена технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе на тему «Мир за стеклянным берегом» по образовательной программе А.А.Плешакова, М.Ю.Новицко...
урок окружающего мира, 4 класс (дистанционное обучение) "Царство растений"
Краткая аннотация к работе: целью дистанционного урока является знакомство ребёнка с основной классификацией растений. Опираясь на знания ученика, учитель старается раскрыть: как удивителен и прекрасе...
Мастер-класс для педагогов школы «Использование приёмов критического мышления на уроках окружающего мира»
Мастер-класс для педагогов школы «Использование приёмов критического мышления на уроках окружающего мира»....
Работа с научными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников
Работа с научными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников...