Мотвационный | Словесный, наглядный; беседа, постановка темы и целей урока; | 5 мин | – Ребята, представьте, что мы с вами находимся в библиотеке и стали свидетелями такой сцены. За столом сидят двое – мальчик и девочка.
Мальчик: «Мне нужен свежий воздух!» (Мальчик открывает форточку.) Девочка: «Но тогда я могу заболеть!» (Девочка закрывает форточку.) Мальчик: «Ты не имеешь права мешать мне заниматься!» Девочка: «Ты тоже нарушаешь мои права!» – Какое своё право пытается защитить мальчик? Ученики перечисляют известные им права человека, подбирают подходящее. Карточки с различными правами можно вывесить на доску, тогда ученикам останется только выбрать нужное: «право на образование». – Какое своё право пытается защитить девочка? (Право на охрану здоровья.) – Какое вы заметили противоречие? (И мальчик, и девочка защищают свои права.) – Какой возникает вопрос? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Кто прав в споре о своих правах? Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока. | Вступают в диалог с учителем, формулируют тему и цели урока; | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; |
Решение частных задач | Словесный, наглядный, практический; Беседа, ответы на вопросы,
Работа с иллюстрацией
Работа в учебнике.
| 27 мин | – Какие права человека вам уже известны? (Часть из них уже прозвучала на этапе постановки проблемы.) Все названные учениками права человека должны быть записаны на доску или вывешены на карточках. – В каком государственном документе эти права записаны? (В Конституции РФ.) Вспомните, в истории нашего государства были времена, когда у одних людей прав было больше, а у других меньше? Ребята приводят любые примеры из истории – права знати и простолюдинов, помещиков и крепостных крестьян и т.д.
– Как вы думаете, вы назвали все права человека в современном обществе? (Наверно, нет.) Как вы думаете, в современной России у людей равные права? (Наверно, да.) – Давайте занесём ваши ответы в таблицу «Знаем – не знаем»: Знаем | Не знаем | У граждан есть права и обязанности, они записаны в Конституции. В истории были времена, когда люди имели разные, неравные права и обязанности. | Какие права человека есть в современном обществе? Равные ли права у современных людей? |
– Давайте составим план работы. План. 3 Учитель вместе с детьми составляет план урока. Работа по рисунку-заставке на с. 40. –– Как вы думаете, какие права человека нарушают бандиты в масках? (Возможно, не сразу: Право на свободу.) – А как вы понимаете это право?
Ученики и учитель в процессе беседы выясняют, что каждый человек не может делать всё, что ему вздумается. Так, например, бандиты, изображённые на рисунке, связали прохожего. Этим они нарушили его право на свободу. Следовательно, права должны быть равными. Согласно «золотому правилу нравственности» нужно относиться к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Иными словами, пользуясь правами сам, надо также соблюдать права других людей. – Найдите на с. 40–42 учебника, какие личные права есть у каждого человека? Ученики читают текст фрагмента «Ты имеешь право» по цепочке. Как только ребёнку попадается название какого-либо права человека, он записывает его на доску под вопросом: «Какие права человека есть в современном обществе?» или прикрепляет готовую карточку. В итоге все описанные в тексте права человека оказываются на доске. Слова «какие», «есть» и вопросительный знак можно стереть. Применить полученные знания можно с помощью задания на с. 41. Ученики отвечают, что сказочные герои нарушили право на жизнь, право на отдых, право на защиту чести и достоинства, право на свободу и личную неприкосновенность. 2. Особые права ребенка. – Распространяются ли на ребёнка, маленького человека, все перечисленные права? Должны ли быть у ребёнка особые права? Ученики высказывают свои предположения, их проверку осуществляем по тексту фрагмента «Права ребёнка – особые». При необходимости добавляем права ребёнка к списку прав человека на доске. – Вспомним Конституцию России. Согласно Конституции, что ещё есть у граждан нашего государства, кроме прав? (Обязанности.)
– Как ты понимаешь, что такое обязанности? Могут ли права существовать без обязанностей? (При ответе можно также использовать воображаемые ситуации.) Могут ли обязанности существовать без прав? (Например, какое-то государство не предоставляет своим гражданам права получить образование, но при этом требует от каждого человека под страхом наказания умения читать и писать.) – Равные ли права у современных людей? (Для проверки ученики читают основную мысль урока в рамочке, приходят к выводу, что равные.) На доске вопрос «Равные ли права у современных людей?» меняем на фразу «У современных людей равные права». Название колонки «Не знаем» меняем на «Мы узнали».
| Вступают в беседу, отвечают на вопросы; Выполняют работу в группах; | К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.
П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;
|
Итог урока Рефлексия | Словесный; Ответы на вопросы; | 7мин | В конце урока необходимо вернуться к проблеме, поставленной ранее. – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Какие права есть у каждого человека? Другой вариант: Кто прав в споре о своих правах?) – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что в современном обществе каждому человеку принадлежат равные права и никто не имеет права их нарушать.
– Предложите, как Анюте и Илюше (другой вариант: ребятам из библиотеки) выйти из конфликта, не нарушая личных прав друг друга? Как им поступить в следующий раз, чтобы конфликт не произошёл? Ученики совещаются в парах или группах, по очереди предлагают варианты выхода из конфликта или его предупреждения. Остальные пары (группы) следят, чтобы в предложенных вариантах не нарушались права человека. |
Выполняют задание учителя. | Л.: владеть общим приёмом решения задач. П.: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; К: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |