права человека в обществе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ.
Цели:
●Довести до сознания детей мысли о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами; обобщить знания учеников о личных правах человека; познакомить с основными правовыми документами: Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребёнка; формировать положительное отношение к законам и их выполнению; создать условия для групповой работы при изучении нового материала;
● развивать интеллектуальные и речевые умения;
● познакомить с основными правами и обязанностями граждан России, зафиксированными в Конституции РФ;
● способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданственности у младших школьников,
● способствовать формированию правовой культуры учащихся; развивать критическое мышление
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, макет солнца с лучиками, кроссворд, карточки для работы в группах, Конституция РФ.
Ход урока.
1.Орг. момент.
II. Эмоциональный настрой и актуализация опорных знаний.
Учитель: Я вижу, что у вас хорошее настроение и очень этому рада. И так начнем.
III. Проверка домашнего задания.
-Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?
-Напомните, что такое общество?
-Что помогает людям строить взаимоотношения в обществе, оценивать свои поступки?
-Как мы понимаем понятие совесть?
-Как раскроем понятие морали?
-Что такое право?
-Какое «золотое правило морали» мы узнали?
Чтобы проверить, как вы поняли предыдущую тему, я предлагаю некоторым из вас решить кроссворд (3 ученика)
Самостоятельная работа детей.
Столкновение интересов, из-за которых возникает спор (конфликт)
Группа людей с общими интересами (общество)
Обязательные для всех правила поведения (закон)
Способность человека решать, что хорошо, а что плохо (совесть)
Устные правила поведения, принятые в обществе (мораль)
Часть правил поведения, которую государство записало в законах и защитило своей силой (право)
В течение данного этапа я соберу ваши листочки, чтобы проверить, как вы справились с заданием, и поставлю за эту работу оценки.
- Создание проблемной ситуации.
Ребята! Все мы с вами разные люди, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. А что у нас с вами общее? Что нас объединяет?
(Родина)
Самое прекрасное на свете – Родина! Она есть у каждого человека, и каждый по-своему любит ее, изучает, ценит!
Наша Родина – Россия..
Домашним заданием было подготовить стихотворения и пословицы о нашей Родине.
Давайте послушаем.
Ученик читает стихотворение, демонстрируются слайды. (Слайды 2-11)
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
(В.Степанов)
Учитель: Как можно нас всех назвать?
(россияне, граждане России).
Как вы думаете, что значит быть гражданином? (Гражданин – человек, который связан с каким-либо государством, признаёт его своим, пользуется его защитой, использует свои гражданские права, выполняет обязанности, соблюдает закон государства.)
Давайте с вами вспомним, что же мы знаем по этой теме.
Учитель: Какие символы России вы уже хорошо знаете? (Герб, гимн, флаг). (Слайд 12)
О гербе, гимне и флаге мы уже с вами не раз говорили. Но есть еще один символ очень важный для России. И мы о нем поговорить, и разберем на сегодняшнем уроке. Отгадайте кроссворд, он поможет нам определить тему урока. (Кроссворд)
О чем же будет идти речь?
Послушайте еще сценку приготовленную ребятами.
Инсценировка. [1]
– Если не согласишься с нами играть, мы тебя из комнаты не выпустим! – угрожающе предупредила Анюта Илюшу.
– Не имеете права! Что я вам – крепостной, что ли?! – возмутился Илюша. – Хочу – играю, хочу – нет.
– Да, Илюша прав, – подтвердил папа. – Вот если бы вы жили 200 лет назад и ты, Анюта, была бы дворянкой – хозяйкой крестьян, то могла бы приказать своим крепостным играть с тобой тогда, когда тебе захочется. А в современном обществе всё не так.
– Разве я не могу поиграть с Илюшей? – не унималась Анюта.
– Можешь, но только если он сам тоже этого хочет. Он имеет право отказаться.
– А у меня что же, нет никаких прав?
– Какое противоречие возникло у героев сценки? (Они не знают, какими правами могут пользоваться в современном государстве)
– Давайте сформулируем тему урока. (Права человека в современном обществе) (Слайд 15)
– Какие цели поставим перед собой? (Слайд 16)
– Постараемся узнать и понять, какими правами пользуются граждане нашего государства и какие обязанности они должны выполнять.
IV. Работа по теме урока.
Как вы думаете, а есть ли права и обязанности у граждан других государств? (Да)
В современном мире около 200 государств. И в каждом государстве свои законы, у граждан свои права и обязанности. Но, кроме того, есть международные правовые документы, которые гарантируют всем жителям Земли права и свободы. Об этом мы сегодня и поговорим.
В 3 классе мы уже знакомились с некоторыми правами граждан нашей страны.
-Поработайте в парах. На листочках напишите, какие права есть у граждан нашей страны.
Проверим, что у вас получилось.
Учитель: Давайте проверим. Нашу встречу сегодня освещает солнышко. И это не случайно. На лучиках у меня записаны права, которые вы написали.
Показ заданий на слайдах для определения прав.
Какое значение имеет солнышко для всех жителей нашей планеты? (Слайд 17)
Вывод: солнце дает жизнь всему живому. И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь и как это охраняется законом нашего государства.
1) Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? (1 лучик-жизнь)
– Докажите, почему самым большим богатством для человека является жизнь?
Вывод: Человек имеет право на жизнь. Об этом в Конституции в разделе права самая первая статья. (Зачитывает учитель статью из Конституции РФ)
2) Чтобы у человека была хорошая счастливая жизнь, что еще является не менее ценным? (2 лучик-здоровье)
– Вы согласны с этим мнением? Почему люди должны ценить здоровье свое и других людей?
Вывод: Человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. (Статью зачитывает ученик)
3) Без кого человек не может быть по-настоящему счастлив? (Без семьи, без друзей )
Докажите свое мнение. Согласно ли с нами солнышко? (3 лучик – семья)
– Согласны ли вы с мнением, что каждый человек вправе иметь семью, жить в семье?
4) Что же ещё является значимым для человека, с чего мы начали наш урок? (Родина)
– Почему Родина так важна для человека?
– Почему люди вдалеке от Родины тоскуют по ней?
Если скажут слово Родина
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина
Толстый тополь у ворот
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной, московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой, соседней фабрики
Громкий радостный гудок
Или степь от маков красная,
Золотая целина
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
(З. Александрова)
– Почему люди во все времена не жалея жизни, здоровья сражались за свою Родину?
– Кто помнит пословицы о Родине?
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Родина – мать, умей за неё постоять.
- Своя земля и в горсти мила.
- На чужой сторонушке рад своей воронушке.
- Жить - Родине служить.
- Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.
Вывод: Человек имеет право быть гражданином своей страны.
5) Следующее право – право на свободу и личную неприкосновенность[1]. Никто не может стеснять свободу человека: ни с того ни с сего задержать его, бросить в тюрьму или избить.
Ученик: А как же преступники. Ведь их сажают в тюрьму?
Учитель: Да, но преступником можно назвать человека только после того, как его вина будет доказана в суде. И тогда он будет наказан – временно лишен свободы. Но и преступников нельзя подвергать физическому наказанию – избивать. Ведь они остаются людьми и сохраняют свои права.
6) Однако, вред человеку можно нанести не только побоями. Лживым или грубым словом можно обидеть человека, оклеветать, оскорбить его, бросить тень на его честь, доброе имя. И это тоже будет нарушением права – права на защиту чести и достоинства. Каждый может добиваться справедливости, а клеветники должны быть наказаны
7) Как вы думаете, какими еще правами пользуются люди?
Послушайте стихотворение и подумайте, какое право оно демонстрирует? (7 лучик – труд и отдых)
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка. Нож…
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас
Мы благодарны людям
Придёт пора, настанет час
И мы трудиться будем.
(С. Михалков)
– Правильно, это право на труд и отдых.
-А в каком государственном документе перечислены и закреплены законом основные права человека? (конституция)
Конституция гарантирует права и свободы гражданам нашей страны. А за не соблюдение или нарушение установленных прав государство может применить закон и наказать непослушных граждан.
Учитель: Как вы думаете, все эти права есть и у детей?
Конечно, правда некоторыми из них человек начинает пользоваться только, когда вырастет и станет совершеннолетним, например, право участия в выборах. Но зато у детей есть с вои особые права – права ребенка, есть право на заботу и любовь. Специально оговорено право на защиту чести и достоинства ребенка, никому не позволено оскорблять или унижать маленького человека. Забота о соблюдении всех прав ребенка, прежде всего, лежит на родителях. Мама и папа должны вырастить тебя в любви, обеспечить едой и одеждой, воспитать тебя хорошим гражданином и проследить за твоим образованием. Для этого у родителей есть право решать многие вопросы за ребенка: в какую школу отдать, какие читать книги и т.д. Но ребенок тоже не должен забывать, что родители подарили ему жизнь, поэтому он должен заботиться о них, слушаться их.
8) А сейчас пока вы – школьники, главный ваш труд это учеба, хорошие, крепкие знания. Кстати, как вы думаете, есть ли право, связанное как-то с вашей учебой? (8 лучик – образование)
Кто может добавить?
Молодцы, вы назвали все основные права человека в обществе.
Права ребенка также защищены Конституцией, семейным, административным, уголовным и другими кодексами, принятыми в нашем государстве.
Но главным документом, который гарантирует и защищает права ребёнка, это – конвенция по правам ребёнка.
VI. Коллективная работа.
1.Учитель: А теперь давайте выполним задания на слайдах (Слайды 18-25).
2. Ознакомьтесь с текстом, который лежит у вас на парте. Во время чтения отметьте,
что вы уже знали - +
что не знали - -
если что-то непонятно, поставьте знак - ?
Самостоятельное чтение.
Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что третья мировая война не только не решит все проблемы, но и уничтожит всё человечество. Чтобы предотвратить эту катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН (Организацию Объединённых Наций), которая главной задачей поставила обеспечение прав человека во всём мире. В результате работы ООН появился документ – Всеобщая декларация прав человека. Всеобщая декларация прав человека – это основной международный документ, провозглашающий неотъемлемые и нерушимые права всех членов человеческой семьи. В этом документе говорится о том, что все люди рождены свободными и равными в своих правах. Каждый обладает всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, пола. Это значит, где бы человек ни жил, на каком языке ни говорил, был мужчиной или женщиной, взрослым или ребёнком, он должен быть свободным и обладать всеми правами. |
- Что вам уже было известно?
- Что новое узнали?
- Что было непонятно?
Лучше познакомиться с декларацией и узнать, какие права человека она защищает, нам поможет словарь.
Что еще было не понятно?
Именно дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых, так как они – будущее нашего общества. У детей свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены, и 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция (договор, соглашение) о правах ребёнка. В ней говорится, что государства, подписавшие её, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всеобщем развитии. В Конвенции 54 статьи.
Конвенция
Однако детям не стоит забывать, что родители подарили им жизнь и дети должны слушаться и уважать родителей
Наверняка, именно родители первыми познакомили вас с любимыми сказками, мудрыми. Поучительными.
Давайте поиграем, проверим: как вы запомнили основные права. Игра «В гостях у сказки»
Рассмотрите иллюстрации с.42
-Какие права нарушаются в этих ситуациях? Правильно реагируют ребята?
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что такие же права есть и другого человека. Уважай права других! .
Как видите, в современном обществе каждый человек с рождения имеет много прав.
Что помимо прав должно быть у каждого гражданина? (обязанности)
Кроме прав у нас есть и обязанности . Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права не надо забывать, что у других они точно такие же.
Какие обязанности есть у всех? (платить налоги, соблюдать закон)
-А какая самая главная обязанность у вас в семье?
-А в школе? Откуда вы знаете свои обязанности в школе?
VII. Рефлексия.
Работа тремя группами.
1 группа.
Дополнение табличку
Право
( курсив- пишут дети)
2 группа
Вставь в стихотворение подходящие по смыслу слова:
В мире есть закон, что знает _________, Все ____________ его зовут. Охраняет жизнь, здоровье _____________, Их права на отдых и на _______________ . Нам с тобою тот закон __________ В жизни нам поможет очень_______. Слова для справок: Каждый, он, Декларацией, знаком, труд, граждан. | В мире есть закон, что знает каждый, Все Декларацией его зовут. Охраняет жизнь, здоровье граждан, Их права на отдых и на труд. Нам с тобою тот закон знаком. В жизни нам поможет очень он. |
3 группа
Вставьте в текст пропущенные слова.
– Прочитаем получившиеся фразы:
- Россия – это моя страна, поэтому я – гражданин России.
- Каждый гражданин обязан знать и помнить основной закон государства – Конституцию.
- В Конституции России перечислены важнейшие права и обязанности граждан России.
VII. Итог урока:
-О чём был наш сегодняшний разговор?
– Оцените свою работу на уроке. ( прикрепляют тучку или солнышко)
– Что ещё бы хотели узнать по теме урока?
– Что понравилось больше всего?
- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами?
Именно право на образование позволило вам сегодня познакомиться с основными правами человека в обществе.
– Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями. Как вы видите, в современном обществе у человека с рождения очень много прав. Но нельзя забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создаёт человеку условия для жизни и развития его личности.
- Какое главное правило мы не должны забывать?
Отстаивая свои права, не забывай – у других они такие же!
Я надеюсь, что вы будете расти настоящими гражданами страны и выполнять все обязанности, не нарушая права других людей.
VIII. Домашнее задание.
c.40-43, ответить на вопросы.
Резюме прав,
определенных Конвенцией о правах ребенка
- Каждый ребенок имеет право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит наилучших уход. (ст.3)
- Каждый ребенок имеет право на достаточное питание, достаточное количество чистой воды. (ст.24, 27)
- Каждый ребенок имеет право на приемлемый уровень жизни. (ст. 27)
- Каждый ребенок имеет право на медицинский уход. (ст. 24)
- Ребенок-инвалид имеет право на особую заботу, обучение. (ст. 23)
- Каждый ребенок имеет право на отдых. (ст. 31)
- Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. (ст. 28, 29)
- Каждый ребенок имеет право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению. (ст. 19, 36)
- Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы или солдат. (ст. 38)
- Каждый ребенок имеет право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры. (ст. 14, 30)
- Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. (ст. 6)
- Каждый ребенок имеет право выражать свое мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов.(ст.13).
Резюме прав,
определенных Конвенцией о правах ребенка
- Каждый ребенок имеет право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит наилучших уход. (ст.3)
- Каждый ребенок имеет право на достаточное питание, достаточное количество чистой воды. (ст.24, 27)
- Каждый ребенок имеет право на приемлемый уровень жизни. (ст. 27)
- Каждый ребенок имеет право на медицинский уход. (ст. 24)
- Ребенок-инвалид имеет право на особую заботу, обучение. (ст. 23)
- Каждый ребенок имеет право на отдых. (ст. 31)
- Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. (ст. 28, 29)
- Каждый ребенок имеет право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению. (ст. 19, 36)
- Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы или солдат. (ст. 38)
- Каждый ребенок имеет право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры. (ст. 14, 30)
- Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. (ст. 6)
- Каждый ребенок имеет право выражать свое мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов.(ст.13).
Если скажут слово Родина
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина
Толстый тополь у ворот
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной, московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой, соседней фабрики
Громкий радостный гудок
Или степь от маков красная,
Золотая целина
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка. Нож…
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас
Мы благодарны людям
Придёт пора, настанет час
И мы трудиться будем.
ГРАЖДАНИН
ОБЯЗАННОСТИ
ПРАВА
КОНСТИТУЦИЯ
На жизнь
На труд
На отдых
На образование
На мед.помощь
На свободу и личную неприкосновенность
На защиту чести и достоинства.
Платить налоги
Соблюдать законы
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
КОНВЕНЦИЯ ПРАВ РЕБЁНКА
Дополнительное право у детей:
На любовь и заботу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Права человека в обществе
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ.Цели урока:Довести до сознания детей мысли о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами; обобщить знания учеников о личных правах человека; поз...
Урок окружающего мира в 4 классе "Права человека в обществе"
В ходе урока использовано 20 слайдов, помогающих довести до сознания детей мысль о том, что каждый человек от рождения наделён правами. Используя игровые ситуации, применить полученные знания на практ...
Классный час "права человека в обществе"
на данном классном часе ребята знакомятся с Декларацией о правах детей...
Права человека в обществе
Конспект урока окружающего мира в 4 классе по программе "Школа 2100"...
Классный час "Права человека в обществе"
Каждый человек от рождения наделен личными неотъемлемыми правами....
Конспект урока по окружающему миру:" Права человека в обществе". по УМК Школа2100 4 кл
Конспект урока по окружающему миру:" Права человека в обществе". по УМК Школа2100...
Права человека в обществе
Разработка урока по окружающему миру 4 класс УМК "Школа 2100"...