Урок окружающего мира в 4 классе "Права человека в обществе"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
В ходе урока использовано 20 слайдов, помогающих довести до сознания детей мысль о том, что каждый человек от рождения наделён правами. Используя игровые ситуации, применить полученные знания на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava.docx | 20.86 КБ |
prezentaciya_prava_cheloveka.ppt | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 4 классе по теме: «Права человека в обществе»
Цели:
Образовательная:
-довести до сознания детей мысль о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами;
-обобщить знания учащихся о личных правах человека;
Развивающая:
- развивать умение применения полученных знаний на практике;
Воспитательная:
-воспитывать доброту, внимательное отношение к другим людям, толерантность.
Целесообразность:
-воспитание законопослушного гражданина,
-подготовка младшего школьника к жизни в современном обществе.
Оборудование: учебник «Человек и человечество», проектор, «Декларация прав и свобод человека и гражданина», Конституция Российской Федерации, «Конвенция о правах ребёнка», иллюстрации к сказкам: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и заяц», «Колобок», «За двумя зайцами».
[Слайд 1]
II. Проверка домашнего задания по теме: «Как жить в мире людей».
- Объясните, что такое совесть.
(Совестью называют способность человека чувствовать, что хорошо, а что плохо, где добро, а где зло.)
(Правила, по которым строятся отношения в обществе, называются моралью.)
-Чем совесть отличается от морали?
( Правила морали - это те правила поведения, которые приняли люди. Совесть - это, когда человек сам чувствует, что - хорошо, а что – плохо).
-Ребята, помогите разобраться, где действуют правила морали, а где – правила поведения?
- Дразнить заикающегося человека (мораль)
- Перебегать улицу на красный свет (правила поведения)
- Разбить стекло в школе (правила поведения)
- Не уступить в автобусе место старушке (мораль)
- Какое правило нарушают эти персонажи? (правило морали)
- Но эти молодые люди забыли не только правило морали, они ещё нарушают и права человека, живущего этажом ниже. Как вы думаете, какие права нарушены? (предположения детей)
[Слайд 7]
- На уроке мы познакомимся с правами человека в обществе, основными документами, защищающими эти права. И вы сами сможете ответить, какое право нарушили эти персонажи.
V. Работа над новым материалом.
- Сегодня я хочу познакомить вас с необычным Маленьким Человечком, который живёт в большом городе.
[Слайд 8]
- Днём он ходит на работу, а вечером сажает в своём огороде капусту или сидит на скамейке у ворот и радуется тому, что всё вокруг такое большое. Огорчало Маленького Человечка только то, что большие люди не замечали его. Они могли толкнуть его на улице и не извиниться, или пройти через его огород, топча ногами капусту.
-Что вы делаете?- кричал им Маленький Человечек
- Пожалуйста, будьте внимательны!
Но Большие люди не обращали на него никакого внимания и шли дальше по своим делам.
- Однажды Маленький Человечек нашёл в библиотеке книгу под названием «Декларация прав и свобод человека и гражданина».
[Слайд 9]
В ней говорилось о том, что все люди должны знать свои права и относиться друг к другу с уважением. Книга эта очень понравилась Маленькому Человечку. Он очень хочет, чтобы и вы узнали о правах человека в обществе.
- Самые главные права человека перечислены в основном законе государства. Как называется этот документ? (Конституция Российской Федерации)
[Слайд 10]
- С какими правами человека из Конституции вы уже знакомы? (Ответы детей внимательно выслушиваются, в итоге опроса появляется слайд с основными правам:1.Право на труд. 2.Право на отдых. 3. Право на бесплатное медицинское обслуживание.)
[Слайд 11]
- Давайте назовём те права, которые защищают личность человека.
- Главное право – право на жизнь.
[Слайд 11]
- Как вы понимаете это право? (ответы детей)
- Проверим ваши предположения.
(учебник с. 48)
( Никто не может отнять у человека жизнь. Даже попытка убить другого человека карается законом.)
- Следующее важное право – право на свободу и личную неприкосновенность.
[Слайд 11]
-Как вы понимаете это право? (учебник с.48)
- Никто не может схватить человека, держать его взаперти. Право на свободу обозначает право на личную переписку: чужие письма никто не имеет права вскрывать и читать. Нельзя подслушивать наши телефонные разговоры.
Право человека на свободу и неприкосновенность может быть ограниченно, если он нарушит права других людей и его вина будет доказана в суде. Его посадят в тюрьму.
- Необходимое нам право – право на неприкосновенность жилища.
[Слайд 11]
-Как вы понимаете это право?
(Никто не может проникнуть в наше жилище против нашей воли.)
- Ещё одно важное право – право на защиту чести и достоинства.
[слайд 11]
- Оно защищает нас от клеветы, напрасных обвинений, оскорблений. За клевету тоже существует правовая ответственность.
Мы рассмотрели те права человека, которые вам понятны и близки, более подробно с правами человека вы познакомитесь в старших классах.
VI. Физминутка.
VII. Изучение прав ребёнка.
- У всех людей есть права. Как вы думаете, у детей есть права? Какие они, по- вашему?
(ответы детей внимательно выслушиваются)
- Проверим ваши предположения.
Это необычная книга, её тоже нашёл Маленький Человечек.
[Слайд 12]
Она расскажет вам о ваших правах – правах ребёнка. Они записаны в
«Конвенции о правах ребёнка», которую создала и приняла Организация Объединённых Наций. Это международная организация, защищающая права всех детей независимо от того, где они живут, какого цвета у них кожа, какой язык, национальность, а также независимо от того, кто их родители: бедные или богатые.
Давайте рассмотрим, какие же права имеет ребёнок.
Самое главное право ребёнка – право на жизнь.
[Слайд 13]
У детей есть ещё одно право – право на любовь и заботу.
[Слайд 13]
Любить своих детей и заботиться о них, прежде всего, обязаны родители. Также любовь и заботу о детях обязано проявлять государство и все его граждане.
- Если с ребёнком случилась беда, любой взрослый обязан ему помочь
( право на помощь): найти потерянных родителей, защитить (право на защиту) [Слайд 13], спасти.
- Какие права ребёнка защищает государство, открывая детские бесплатные больницы (право на бесплатное медицинское обслуживание)
[Слайд 13], школы (право на бесплатное обучение), лагеря отдыха, санатории (право на отдых)? [Слайд 13]
VIII. Закрепление нового материала
- Давайте подскажем Маленькому Человечку, какие его права были нарушены.
[Слайд14]
(право на личную неприкосновенность, право на неприкосновенность жилища)
- Сказочные герои также часто нарушают права. Давайте рассмотрим иллюстрации к сказкам и, как опытные правоведы, укажем какие права нарушены?
Работа в группах
[Слайд 15]
1 группа «Заюшкина избушка» (право на неприкосновенность жилища)
2 группа «Морской царь и Василиса Премудрая» (право на свободу и личную неприкосновенность)
[Слайд16]
1 группа «Теремок» (право на неприкосновенность жилища)
2 группа «Колобок» (право на жизнь)
[Слайд 17]
1 группа и 2 группа «За двумя зайцами» (право на свободу и личную неприкосновенность)
IX. Разрешение проблемной ситуации.
- Вернёмся к вопросу, который был задан в начале урока: «Какое право нарушили молодые люди?»
[Слайд 18]
(право на отдых)
X.Итог урока.
- Как видите, в современном обществе у человека с рождения очень много прав. Какие это права?
[Слайд 19]
- Нужно знать и отстаивать свои права. Но, отстаивая свои права, не забывай – у других они точно такие же!
XI. Выставление оценок.
- Вы хорошо поработали сегодня и имеете право получить хорошие отметки…
[Слайд 20]
ТЕКСТОВОЙ КОММЕНТАРИЙ-ПОЯСНЕНИЕ
В ходе урока использовано 20 слайдов, помогающих довести до сознания детей мысль о том, что каждый человек от рождения наделён правами. Используя игровые ситуации, применить полученные знания на практике.
Для просмотра слайдов используется щелчок мыши. На слайдах 11 и 13 очерёдность заполнения таблицы по щелчку мыши.
Использование мультимедийной презентации на данном уроке делает усвоение такой сложной темы, как «Права человека в обществе», интересным и доступным для младших школьников. Образы сказочных персонажей становятся ярче и ближе. Использование схем даёт возможность обобщить полученные знания о правах человека, а применение новых технологий позволяет сделать это наглядно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Луг и человек"
Цели: 1. Рассказать о значении луга в жизни человека 2. Познакомить с ролью человека, помочь учащимся осознать практическу...
Урок окружающего мира. Презентация. Организм человека.
Урок по окружающему миру с использованием компьютерной презентации....
Урок окружающего мира по теме "Человек и природа"
Цель. Дать представление о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы. Задачи: доказать детям, что Земля – наш дом, бережем дом – бер...
Урок окружающего мира "Береги природу, человек"
Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления новой информации, применение её в учебной ситуацииТип урока: усвоение новых знанийЗадачи: сформировать знания о значении природы в...
Презентация к уроку окружающего мира "Как узнать человека" 4 класс
Презентация к уроку окружающего мира "Как узнать человека" 4 класс...
урок окружающего мира "Лес и человек".
данный урок составлен согласно ФГОС нового поколения в рамках УМК "Начальная школа XXI века"....
Урок окружающего мира. Лес и человек.
Урок окружающего мира в технологии « развитие критического мышления»...