Ι. Постановка учебной проблемы.
| 3 7 3 – Ребята, представьте, что мы с вами находимся в библиотеке и стали свидетелями такой сцены. За столом сидят двое – мальчик и девочка. Мальчик: «Мне нужен свежий воздух!» (Мальчик открывает форточку.) Девочка: «Но тогда я могу заболеть!» (Девочка закрывает форточку.) Мальчик: «Ты не имеешь права мешать мне заниматься!» Девочка: «Ты тоже нарушаешь мои права!» – Какое своё право пытается защитить мальчик? Ученики перечисляют известные им права человека, подбирают подходящее. Карточки с различными правами можно вывесить на доску, тогда ученикам останется только выбрать нужное: «право на образование». – Какое своё право пытается защитить девочка? (Право на охрану здоровья.) – Какое вы заметили противоречие? (И мальчик, и девочка защищают свои права.) – Какой возникает вопрос? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Кто прав в споре о своих правах? Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока. -Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Права человека)
| Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Версии детей, актуализация знаний.
| 1 3 2 – В каком государственном документе записаны права? (В Конституции РФ.) - А что такое Конституция РФ? (основной закон государства) Вспомните, в истории нашего государства были времена, когда у одних людей прав было больше, а у других меньше? Ребята приводят любые примеры из истории – права знати и простолюдинов, помещиков и крепостных крестьян и т.д.
– Как вы думаете, вы назвали все права человека в современном обществе? (Наверно, нет.) Как вы думаете, в современной России у людей равные права? (Наверно, да.) – Давайте занесём ваши ответы в таблицу «Знаем – не знаем»: Знаем | Не знаем | У граждан есть права и обязанности, они записаны в Конституции. В истории были времена, когда люди имели разные, неравные права и обязанности. | Какие права человека есть в современном обществе? Равные ли права у современных людей? |
-Какие цели мы поставим перед собой? (узнать, какими правами обладает каждый человек; узнать, равные ли они) – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) |
|
ΙΙI. Совместное открытие знаний.
| 4 3 6 7 2 1 3 1. Права человека. Работа по рисунку-заставке на с. 40.(вывести на экран) –– Как вы думаете, какие права человека нарушены? (Возможно, не сразу: Право на свободу.) Если затрудняются, обратиться к Конституции, статья 22. – А как вы понимаете это право? Ученики и учитель в процессе беседы выясняют, что каждый человек не может делать всё, что ему вздумается. Так, например, бандиты, изображённые на рисунке, связали прохожего. Этим они нарушили его право на свободу. Следовательно, права должны быть равными. Согласно «золотому правилу нравственности» нужно относиться к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Иными словами, пользуясь правами сам, надо также соблюдать права других людей. - Это право, как и другие, записано в Конституции. Давайте рассмотрим их. Для этого я предлагаю вам поработать в группах (каждая группа выбирает лепесток с правом, находит описание его в учебнике и статью в Конституции о нем, готовит рассказ) После окончания работы, представитель каждой группы рассказывает остальным о том, что узнал. Применить полученные знания можно с помощью сказок на слайдах. Ученики отвечают, что сказочные герои нарушили право на жизнь, право на отдых, право на защиту чести и достоинства, право на свободу и личную неприкосновенность. 2. Особые права ребенка. – Распространяются ли на ребёнка, маленького человека, все перечисленные права? Должны ли быть у ребёнка особые права? Ученики высказывают свои предположения, их проверку осуществляем по тексту фрагмента «Права ребёнка – особые». При необходимости добавляем права ребёнка к списку прав человека на доске. – Вспомним Конституцию России. Согласно Конституции, что ещё есть у граждан нашего государства, кроме прав? (Обязанности.)
– Как ты понимаешь, что такое обязанности? Могут ли права существовать без обязанностей? (При ответе можно также использовать воображаемые ситуации.) Могут ли обязанности существовать без прав? (Например, какое-то государство не предоставляет своим гражданам права получить образование, но при этом требует от каждого человека под страхом наказания умения читать и писать.) – Равные ли права у современных людей? (Для проверки ученики читают основную мысль урока в рамочке, приходят к выводу, что равные.) Фразу «У современных людей равные права» выводим на экран. Название колонку «Мы узнали».
|
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
ΙV. Самостоятельное применение знаний. | 2 4 1 2 3 1 В конце урока необходимо вернуться к проблеме, поставленной ранее. – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Какие права есть у каждого человека? Другой вариант: Кто прав в споре о своих правах?) – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в парах, и представители свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что в современном обществе каждому человеку принадлежат равные права и никто не имеет права их нарушать.
– Предложите, как Анюте и Илюше (другой вариант: ребятам из библиотеки) выйти из конфликта, не нарушая личных прав друг друга? Как им поступить в следующий раз, чтобы конфликт не произошёл? Ученики совещаются в парах или группах, по очереди предлагают варианты выхода из конфликта или его предупреждения. Остальные пары следят, чтобы в предложенных вариантах не нарушались права человека.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Работа в учебнике. Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–6 после текста. Необязательно отвечать в классе на все вопросы, отберите один-два, понравившиеся детям, а остальные можно дать желающим на дом.
| Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.) 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ТОУУ |