Права человека в обществе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ.
Цели урока:
Довести до сознания детей мысли о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами;
обобщить знания учеников о личных правах человека;
познакомить с основными правовыми документами: Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребёнка; формировать положительное отношение к законам и их выполнению; способствовать формированию правовой культуры учащихся; развивать критическое мышление.
"Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_cheloveka.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ.
Цели урока:
Довести до сознания детей мысли о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами;
обобщить знания учеников о личных правах человека;
познакомить с основными правовыми документами: Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребёнка; формировать положительное отношение к законам и их выполнению; способствовать формированию правовой культуры учащихся; развивать критическое мышление.
Класс 4
Ход урока.
1.Орг. момент.
2.Проверка домашнего задания.
В начале урока как обычно проверим домашнее задание.
- О чём мы говорили на прошлом уроке?
(Как жить в мире людей)
- Какое самое главное правило морали мы теперь знаем?
(Не делай другим то, чего не хочешь, чтобы сделали тебе)
Чтобы проверить, как вы поняли предыдущую тему, я предлагаю вам решить кроссворд в рабочей тетради с.17, № 44.
Самостоятельная работа детей.
Столкновение интересов, из-за которых возникает спор (конфликт)
Группа людей с общими интересами (общество)
Обязательные для всех правила поведения (закон)
Способность человека решать, что хорошо, а что плохо (совесть)
Устные правила поведения, принятые в обществе (мораль)
Часть правил поведения, которую государство записало в законах и защитило своей силой (право)
После урока я соберу ваши тетради, чтобы проверить, как вы справились с заданием, и поставлю за эту работу оценки.
3. Стадия вызова.
Беседа.
Ребята! Все мы с вами разные люди, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. А что у нас с вами общее? Что нас объединяет?
(Родина)
Самое прекрасное на свете – Родина! Она есть у каждого человека, и каждый по-своему любит ее, изучает, ценит!
Наша Родина – Россия.. Как можно нас всех назвать?
(россияне, граждане России).
Как вы думаете, что значит быть гражданином?
(Гражданин – человек, который связан с каким-либо государством, признаёт его своим, пользуется его защитой, использует свои гражданские права, выполняет обязанности, соблюдает закон государства.)
Давайте с вами вспомним, что же мы знаем по этой теме.
Составление кластера.
ГРАЖДАНИН
ОБЯЗАННОСТИ
ПРАВА
КОНСТИТУЦИЯ
НА ЖИЗНЬ ПЛАТИТЬ НАЛОГИНА ОТДЫХ СОБЛЮДАТЬ ЗАКОНЫ
… …
Дети по очереди записывают на доске права и обязанности .
Где записаны права и обязанности граждан России? (В Конституции.)
Формулировка темы урока.
Как вы думаете, а есть ли права и обязанности у граждан других государств? (Да)
В современном мире около 200 государств. И в каждом государстве свои законы, у граждан свои права и обязанности. Но, кроме того, есть международные правовые документы, которые гарантируют всем жителям Земли права и свободы. Об этом мы сегодня и поговорим.
Тема нашего урока «Права человека в обществе»
4. Стадия осмысления.
Активное чтение с маркировкой.
Ознакомьтесь с текстом, который лежит у вас на парте. Во время чтения отметьте,
что вы уже знали - +
что не знали - -
если что-то непонятно, поставьте знак - ?
Самостоятельное чтение.
Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что третья мировая война не только не решит все проблемы, но и уничтожит всё человечество. Чтобы предотвратить эту катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН (Организацию Объединённых Наций), которая главной задачей поставила обеспечение прав человека во всём мире. В результате работы ООН появился документ – Всеобщая декларация прав человека. Всеобщая декларация прав человека – это основной международный документ, провозглашающий неотъемлемые и нерушимые права всех членов человеческой семьи. В этом документе говорится о том, что все люди рождены свободными и равными в своих правах. Каждый обладает всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, пола. Это значит, где бы человек ни жил, на каком языке ни говорил, был мужчиной или женщиной, взрослым или ребёнком, он должен быть свободным и обладать всеми правами. |
- Что вам уже было известно?
- Что новое узнали?
- Что было непонятно?
Толстые и тонкие вопросы.
Составьте по данному фрагменту вопросы.
Работа в группах по 4 человека. 1 группы – составляют тонкие вопросы, 2 группы – толстые вопросы.
Примерные вопросы.
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Как расшифровать ООН? | Почему возникла необходимость обеспечить права человека во всём мире? |
В каком международном документе изложены права человека в любом современном обществе? | Предположите, что будет, если у всех будут разные права? |
Что значит равные права? | Можно ли нарушать чужие права? |
Ответы на вопросы детей.
Вывод.
Итак, все люди обладают неотъемлемыми, нерушимыми, равными правами, независимо от национальности, языка, пола.
Чтение с остановками.
Давайте подробнее остановимся на правах, которые защищают личность человека. Учебник с.48.
- ПРАВО НА ЖИЗНЬ
Какое основное право есть у всех людей?
Почему война – страшна?
- ПРАВО НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ
Как вы понимаете «право на свободу»?
Кто может ограничить права людей?
- ПРАВО НА ЗАЩИТУ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА
Чем страшна клевета?
Что делать, если вас оклеветали или оскорбили?
Вывод.
Итак, каждый человек имеет право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на защиту чести и достоинства. Каждый должен бороться за соблюдение своих прав, уметь защитить себя и своих близких.
Дана нам возможность-
Юристами стать,
Статьи правовые – все изучать.
Если мы будем права свои знать,
То сможем по жизни
Смело шагать.
Работа парами.
Лучше познакомиться с декларацией и узнать, какие права человека она защищает, нам поможет народная мудрость – сказки.
Откройте рабочую тетрадь на с.18, № 49.
Нужно вписать в таблицу, какие права нарушают эти сказочные герои, найти в декларации статью, в которой это право записано, и зачитать её.
Дома, ребята, подумайте и приведите свои примеры, как в сказках нарушаются принятые в современном обществе права человека. Опишите словами или нарисуйте в рабочей тетради на стр.19.
5. Расширение нового знания.
Мы рассмотрели большую часть прав, которыми обладает человек в современном обществе. Но каждый из вас тоже является членом общества, маленьким гражданином своей страны. Как вы думаете, распространяется ли все перечисленные на уроке права на ребёнка?
Должны ли у ребёнка быть особые права? Почему?
Именно дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых, так как они – будущее нашего общества. У детей свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены, и 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция (договор, соглашение) о правах ребёнка. В ней говорится, что государства, подписавшие её, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всеобщем развитии. В Конвенции 54 статьи.
Чтение с выделением ключевых слов.
Давайте подробнее об этом прочитаем в учебнике (с 49-50)
Во время чтения подчеркните главные, ключевые слова.
Чтение вслух.
- Какие ключевые слова выделили?
- Каким дополнительным правом обладают дети в нашем обществе? Почему, как ты думаешь, это право есть у детей?
- Ребята, как вы думаете, о чём нельзя забывать, говоря о правах?
(Что у каждого есть обязанности).
6. Рефлексия.
Работа тремя группами.
1 группа.
Дополнение кластера
Вернёмся к нашим записям. Что нового мы узнали на уроке? Добавьте в схему.
(Права людей записаны во Всеобщей декларации прав человека, в Конвенции о правах ребёнка; у детей особое право – на любовь и заботу; у всех равные права)
ГРАЖДАНИН
ОБЯЗАННОСТИ
ПРАВА
КОНСТИТУЦИЯ
На жизнь
На труд
На отдых
На образование
На мед.помощь
На свободу и личную неприкосновенность
На защиту чести и достоинства.
Платить налоги
Соблюдать законы
Право
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
КОНВЕНЦИЯ ПРАВ РЕБЁНКА
Дополнительное право у детей:
На любовь и заботу
2 группа
Вставь в стихотворение подходящие по смыслу слова:
В мире есть закон, что знает _________, Все ____________ его зовут. Охраняет жизнь, здоровье _____________, Их права на отдых и на _______________ . Нам с тобою тот закон __________ В жизни нам поможет очень_______. Слова для справок: Каждый, он, Декларацией, знаком, труд, граждан. | В мире есть закон, что знает каждый, Все Декларацией его зовут. Охраняет жизнь, здоровье граждан, Их права на отдых и на труд. Нам с тобою тот закон знаком. В жизни нам поможет очень он. |
3 группа
Синквейн
(Слово «синквейн» происходит от французского слова, означающего «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:
Первая строка: Существительное, обозначающее тему синквейна.
Вторая строка: Два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.
Третья строка: Три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т.д., свойственные данному явлению, предмету.
Четвертая строка: Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки.
Пятая строка: Существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту.)
Работа группами.
Сначала каждый подбирает соответствующие схеме прилагательные, глаголы, фразы, существительные. Затем из этих наборов надо составить один, наиболее точный.
Примерный вариант:
Права человека
Даются с рождения, их не отнять
Защищают, заботятся, оберегают
У каждого человека равные права.
Всеобщая декларация
Проверка задания.
1.Кластер
2.Читают стихотворение учащиеся 2 группы.
3.Синквейны.
7. Итог урока.
Как вы видите, в современном обществе у человека с рождения очень много прав. Но нельзя забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создаёт человеку условия для жизни и развития его личности.
- Какое главное правило мы не должны забывать?
Отстаивая свои права, не забывай – у других они такие же!
8. Домашнее задание.
Урок 14.
В рабочей тетради выполнить задание № 50 (составить список своих прав и обязанностей), привести свои примеры, как в сказках нарушаются принятые в современном обществе права человека. Описать словами или нарисовать в рабочей тетради на стр.19.
Приложение.
Резюме прав,
определенных Конвенцией о правах ребенка
- Каждый ребенок имеет право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит наилучших уход. (ст.3)
- Каждый ребенок имеет право на достаточное питание, достаточное количество чистой воды. (ст.24, 27)
- Каждый ребенок имеет право на приемлемый уровень жизни. (ст. 27)
- Каждый ребенок имеет право на медицинский уход. (ст. 24)
- Ребенок-инвалид имеет право на особую заботу, обучение. (ст. 23)
- Каждый ребенок имеет право на отдых. (ст. 31)
- Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. (ст. 28, 29)
- Каждый ребенок имеет право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению. (ст. 19, 36)
- Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы или солдат. (ст. 38)
- Каждый ребенок имеет право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры. (ст. 14, 30)
- Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. (ст. 6)
- Каждый ребенок имеет право выражать свое мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов.(ст.13).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 4 классе "Права человека в обществе"
В ходе урока использовано 20 слайдов, помогающих довести до сознания детей мысль о том, что каждый человек от рождения наделён правами. Используя игровые ситуации, применить полученные знания на практ...
права человека в обществе
урок в 4 классе окружающий мир...
Классный час "права человека в обществе"
на данном классном часе ребята знакомятся с Декларацией о правах детей...
Права человека в обществе
Конспект урока окружающего мира в 4 классе по программе "Школа 2100"...
Классный час "Права человека в обществе"
Каждый человек от рождения наделен личными неотъемлемыми правами....
Конспект урока по окружающему миру:" Права человека в обществе". по УМК Школа2100 4 кл
Конспект урока по окружающему миру:" Права человека в обществе". по УМК Школа2100...
Права человека в обществе
Разработка урока по окружающему миру 4 класс УМК "Школа 2100"...