Конспект урока по окружающему миру "Наша дружная семья" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Конспект урока по окружающему миру "Наша дружная семья" 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока окружающего мира  во 2 классе

Тема: «Наша дружная семья»

Описание: 50895589_nha.jpg

                                                                              

                                                                             

                                                                 

                                                                             

                                                                               Урок подготовила и провела

                                                                                           Самарина О.Н.

Тема: Наша дружная семья .                                      

   Цель урока для учителя: - обогащать представления детей о семье, о домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи.

   Цель урока для учащихся: - определяют проблему урока, по данной теме и своей системе знаний, обобщают и систематизируют накопленные знания, узнают новое.

Задачи:

Образовательные: формировать представление детей о семье.

Развивающие: способствовать развитию устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, творческие способности учащихся, навыки работы в паре и группах, умение ставить вопросы, находить нужную информацию.

Воспитательные: пробуждать интерес к предмету ; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах и группах, внимательное и заботливое отношение к близким людям.

Планируемые результаты:

     Личностные:

  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
  • Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
  • Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других членов семьи.
  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
  • Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.
  • Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
  • Формировать ЗОЖ.

Регулятивные:

  • Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска задачи.
  • Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
  • Развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения задания.

Коммуникативные:

  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Создать условия для совместного решения учебной задачи.
  • Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
  • Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).

Познавательные:

  • Развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать.
  • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
  • Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание.
  • Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и рабочей тетради.
  • Способствовать высказыванию детьми своего мнения.
  • Способствовать оцениванию своей деятельности на уроке.
  • Развивать умение работать с разными видами информации.
  • Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

                                                 Ход урока.

  1. Организация класса.

- Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга? (тепло) 

-Ребята, сегодня на урок я пришла с веселым настроением, потому что ждала встречи с вами и похоже оно на яркий цветок.

— А с каким настроением вы пришли на урок?

  Пусть в нашем классе взойдёт солнышко, которое подарит нам своё тепло и свет на весь день. 

 

А теперь давайте поприветствуем всех нас.

Я скажу слова «Доброе утро…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.

Попробуем?

  •     Доброе утро всем девочкам!
  •     Доброе утро всем мальчикам!
  •    Доброе утро всем тем, у кого хорошее  настроение!
  •    Доброе утро всем , кто сегодня будет

     стараться хорошо работать на уроке!

II. Актуализация знаний.

- Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам сложить из предложенных слов нужную пословицу, объяснить ее значение.

 (На карточках в презентации записаны слова пословицы. ) слайд №2

СЕМЬЯ

ВМЕСТЕ

И

ДУША

НА

МЕСТЕ

-  Объясните   ее значение.(Семья вместе и душа на месте)  слайд№3

-   О чём же мы сегодня будем с вами говорить?

   - Попробуйте определить тему урока. ( Семья).                                                                  

-Верно. Тема нашего урока «Наша дружная семья» Мы начинаем изучать большой раздел: «ОБЩЕНИЕ» и поговорим сегодня о семье.   слайд №4

III. Постановка учебной задачи.  

- Зная тему урока, продолжите фразу:   слайд№5

Сегодня на уроке я узнаю….( Что такое “семья”, что такое “дружная семья”, правила дружной семьи)

 -Посмотрите, у меня на доске есть цели ,которые я ставлю на сегодняшнем уроке.

 - Прочитайте и скажите, совпали ли ваши цели и мои.?  О чем вы не сказали, ставя перед собой цели урока?

Постановка цели  урока.     слайд №6

-Сегодня на уроке:

- Уточним понятия «Семья», «традиции», «родство».

  - Узнаем правила общения в семье.

   -Назовем признаки дружной семьи.

-Давайте еще раз прочтем цели нашего урока.

-Сегодня на уроке мы будем работать с листом самооценки .Вы будете оценивать себя на этапах урока-самостоятельно Возьмите каждый свой лист и поставьте себя на ступеньку.

-На какую ступеньку вы себя поставите? Почему?(На самую первую, потому что мы еще ничего не знаем) Правильно. Рисуем человечка.

  IV. Формирование новых знаний и умений.

  1. Загадки ( слова отгадки прикрепляем в виде облачков)

Когда в семье царит уважение, тогда и Счастье приходит в дом.  Народная мудрость гласит «Счастлив тот, кто в радости и уважении живет!» Как вы думаете, от кого зависит ваше счастье? Отгадайте загадки про самых важных людей в вашей жизни.( Слова отгадки вывешиваются на доску в виде облачков)

1. Она  лучше всех на свете,

мама

Без нее прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно, у меня. (мама)

2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)

         папа

3. На него смотрю всегда

И беру с него пример.

дедушка

Он  на папу так похож!

Но только с сединой – и что ж? (дедушка)

4. У мамы работа, у папы работа,

бабушка

У них для меня остается суббота!

А  с нею я дома всегда,

Она не ругает меня никогда! (бабушка)

5. Маме на радость, папе в награду,

Брат(сын)

Он появился, наследник – отрада.

Родной, несмышленый, пуговки–глазки –

Ему все вниманье, забота и ласки. (сын, брат)

6. Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас нынче еще прибавленье!

сестрёнка

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)

7. У мамы сестра

тётя

Веселей не найдете!

Ей очень горжусь

Ведь она моя … (тетя)

8. К нам приехал папин брат.

Встрече с ним я очень рад!

дядя

Он твердит,  в глаза мне глядя:

«Руку жми, ведь я твой…(дядя)»

Ребята, как назвать всех этих людей? (родственники или члены одной семьи)

  на доске появляется схема в центре слово Семья

Учитель. Из какого источника можно узнать значение слова «семья», «родство», «традиции».(из  словаря)

- А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдёт речь на уроке.

-Будем работать  по группам. Каждая группа  получит слово, которое вам нужно расшифровать и найти его   толкование в словаре. Не забудьте о правилах работы в группе.

 

Семья – группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников ,живущих вместе.

Родство – связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого или разных лиц от одного общего предка.

Традиции -  то что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

- Прошу группы назвать слова и зачитать его значение.

 Слайд  №7   

 Семья- группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников ,живущих вместе.

  Родство- связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого или разных лиц от одного общего предка.

  Традиции- то что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

Все ли эти слова подходят к теме нашего урока? Почему? (мы будем говорить о семье)

Работа с листом самооценки.

-Ребята, мы выполнили работу по уточнению понятий  «Семья», «родство» , «традиции»(ДА)

-Если вы считаете, что мы достигли цели и выполнили поставленную задачу, то рисуйте себя на ступеньке, если считаете ,что нет то тоже рисуйте себя на ступеньке.

Юля Карх-  расскажет нам ,что такое семья.

Семья - это мама, и папа, и дед,

Бабуля готовит нам вкусный обед.

 В семье ещё братья и сёстры бывают.

Семья - это Я,

И меня называют: Котёнок и лапочка, заинька, птичка...

Мне кто - то братишка, а кто - то сестричка.

 Семья - где все любят меня и ласкают,

 И лучше СЕМЬИ ничего не бывает!!!

- Замечательно. А давайте попробуем сочинить небольшое стихотворение о семье. Я начинаю, а вы продолжайте. 

Слайд №9

У меня есть – мама.

У меня есть – папа.

У меня есть – бабушка.

У меня есть – дедушка.

А у них есть – я!

Вместе дружная семья!

  Слайд №10

А кто знает, что означают эти удивительные семь Я?  (семья)

- Произнесите слово «семья».(хором). Какие слова в нём спрятаны? (7 и Я ).  

 

- Кто знает, почему именно 7, а не  5или 6?

-Потому что самые близкие люди – мама, папа, 2 бабушки, 2 дедушки и Я. Вот  и получается число 7.

-В слове «семья» главная часть означает, что раньше семья состояла не из 3-4 человек, а из 6-7. Семья состоит из папы, мамы, братьев и сестёр.

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

- Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькая: например мама и сын или мама и дочка. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.   

- Ребята, как вы думаете, зачем человеку семья? (Для воспитания детей, поддержки, дает уверенность в том, что тебя понимают и любят, проявляют заботу друг о друге.  В семье тепло, надежно, спокойно, там всегда поймут, помогут, защитят, вместе нам хорошо, весело).

 - Как одним словом назовем всех членов семьи?(родственники)

Учитель. В старину членов семьи называли «домочадцами». В одной семье могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»? слайд№11

Поколение - одновременно живущие люди близкого возраста.

Старшее поколение – это бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.

Среднее поколение – родители.

Младшее поколение – дети.  

- Когда   в доме все поколения живущих  помогают друг другу,  он наполнен улыбками,  в  нем тепло и уютно всем. Расскажите нам о своих семьях ,а символ вашей семьи «ладонь» повесьте на наше дерево. ( чтение выдержек из сочинений «Моя дружная семья»). 

– У вас у всех замечательные дружные семьи.

Просмотр мультфильма «Я и моя семья»(1мин 10сек)

Слайд№12

А сейчас мы обратимся к нашему  помощнику- учебнику.                                                     

- Обычно в дружных  семьях взрослые помогают детям, а дети взрослым.  Откройте помощник- учебники на стр.42 и, глядя на фотографии, назовите какую помощь оказывают друг другу члены семьи Нади и Серёжи.(папа читает с Надей книгу, Мама помогает Сереже в изучении географии)

Расскажите, как общаются в семье Серёжи и Нади.?

-Наши герои разговаривают, уважительно, вежливо, они внимательны и заботливы друг к другу.

-Подумайте, что такое «культура общения»?
 Вывод: вежливая речь, культурное поведение, доброе,  уважительное отношение к человеку- это культура общения.

-А нужна ли она в семье?(ответы детей)

 – Что же может объединять членов семьи? (Забота друг о друге, нежность, любовь, ласка, забота).

-Работа с листом самооценки.(2 раз) Ребята, мы узнали правила общения в семье? Достигли ли мы цели? Если вы считаете ,что достигли, то поставьте  себя на нужную ступеньку.

 - Обратимся еще раз к семье наших друзей, Серёжи и Нади.  Рассматривая картинку, мы не можем слышать,  о чем беседуют наши герои, как обращаются друг к другу. Попробуем оживить картинку и посмотрим   сценку .

Автор: Папа с мамой на заводе,

 Варит бабушка

  А у Лиды и Володи

 Никакого дела нет.

 Ходят скучные с утра

 И братишка и сестра.

Дед стучит, ведёрко чинит,

  Подозвал к себе внучат.

 Дед:  «По какой такой причине

     Малыши мои молчат?

     Я вот стар, а мне не скучно»,

 Автор : Говорит сурово дед, -

Дед:   «Объяснить могу научно

             В чём тут кроется секрет».

 Автор:  Помолчал старик немного,

        А потом добавил строго.

Дед:- Вы сюда взгляните внуки,

            Вот на эти руки…

            На мозолистые руки.

 Автор:  Молча смотрят внуки

         А на внуков смотрит дед:

        - Ну, понятно в чём секрет?

Все:

      Знают взрослые и дети

Жить невесело на свете

Если в жизни дела нет.

Учитель.О чем нам рассказали ребята?

Вывод. В семье все надо делать вместе, помогать друг другу.

- А какую семью называют дружной?  (Семья, в которой все уважают др. др., заботятся др. о др., поддерживают и помогают др. др., вместе проводят свободное время… ).

А сейчас давайте  выберем  признаки дружной семьи.(дети вывешивают на доску) 

-Члены семьи любят друг друга.

-Члены семьи часто ссорятся, обижают друг друга.

-Живут в одной квартире.

-У каждого члена семьи своя отдельная квартира.

-Вместе занимаются ведением домашнего хозяйства.

-Каждый член семьи отдыхает отдельно.

-Вместе распределяют деньги на покупки.

-Вместе отдыхают и проводят свободное время.

-У каждого свой кошелёк.

-У каждого члена семьи своё хозяйство.

Работа с листом  самооценки.(3 раз)

-Ребята, мы узнали ,какую семью называют дружной? Достигли цели? Поставьте себя на нужную ступеньку.

- О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.

 Чтение легенды.

В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья огромная — 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово — «…………..».          

- Давайте и мы составим это слово и пусть оно станет самым главным в нашей семье.

 Работа в группе.  «Вставь пропущенные гласные и восстанови слово».

Вот так выглядел листок главы семьи.

Проверка задания «Листок главы семь

(листок, на котором написано 100 раз слово ПОНИМАНИЕ)

 

- Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

Физминутка «Апплодисменты»

Похлопайте!   – кто похож на маму?

– кто похож на папу?

 – кто похож сам на себя?

 – у кого есть сестрёнки?

 – у кого есть братишки?

 – у кого есть и братишки и сестрёнки?

 – у кого пока никого нет?

  - кто любит свою семью, дорожит ею! (покажите сердечко)

– Да, вы счастливые дети.

Учитель :  Дружная семья это хорошо.. Но у нас есть еще одна семья. Это наш класс. А вот какая наша семья, мы сейчас узнаем.

Класс наш в школе всех активней,
И при деле он всегда!
Мы вам скажем откровенно:
Это класс наш - второй "А"!


Класс наш в школе самый дружный,
Просто не разлей вода!
Мы вам скажем, без сомнений:
Это класс наш - второй "А"!

А какой веселый самый?
Улыбка не сойдет с лица!
Мы вам громко все воскликнем:
Это класс наш - второй "А"!


Класс наш в школе самый лучший,
Потому что мы - семья!
Мы вам скажем дружно-дружно:
Это класс наш - второй "А"!

Просмотр видеоролика о 2 классе.(2мин)    слайд№13

V.    Самостоятельная работа.

Работа в парах.

-После таких приятных слов, сказанных на уроке хочется сделать что то доброе. Я предлагаю построить дом для вашей семьи. Назовём его…(дом мечты)

 Предлагаю поработать в парах  и построить ДОМИК МОЕЙ СЕМЬИ

1.

У каждого на парте есть лист с рисунком дома.  Вам нужно будет построить дом своей мечты.

-Прочитайте слова  под цифрой 1 , 2, 3, 4  и запишите в окошечках  те  слова, которые на ваш взгляд нужны для дружной семьи.

 - Проверим, что получилось.

1.Дружная, злобная, жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая

2. Понимание, недоверие, любовь.

3. Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не ценим, не любим.

4. Поддержка, взаимопомощь, вражда, злоба, недоверие.

- Какие же слова для своей семьи вы выбрали?

(у доски 2 – 3 ученика зачитывают слова, характеристики своей семьи)

Учитель выслушивает мнения учащихся и зачитывает стихотворение.

А дом, заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом - еще не дом.

И на окне с живым цветком - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста -

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

- О каком же тепле идет речь?

(Дети предлагают свои варианты ответов.)

Конечно, речь идёт о сердечном тепле всех членов семьи, живущих в доме.

- Ну, что ж, я очень рада, что ваши семьи дружные, в них живут любовь и понимание.

-А сейчас мы с вами поиграем. Перед вами карточки.   Закончи предложения « Кто кому кто?»

Работа с листом самооценки(4 раз)

-Ребята, все ли поставленные цели мы достигли?(да) Добрались ли мы до вершины ? (да)

-Ответьте пожалуйста письменно на поставленный вопрос в листе самооценки .(дети пишут сами ответ) затем читаем.

 Игра «Продолжи предложение»

- Если б сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди, то, подумайте, чтобы вы могли им сказать, а помогут нам в этом предложения, но они не закончены. Ваша задача: прочитать и закончить предложение.

— Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
— Я люблю, когда бабушка…
— Мои мама и папа для меня самые…
— Я люблю своих родителей за то, что…
— Я доверяю своим родителям…
— Я люблю своего дедушку за то, что…
— Я хочу своим родителям пожелать…
— Свою семью я считаю…
— Моя мамочка для меня самая…

VI.Рефлексия учебной деятельности на уроке . слайд №14

   Метод «Светофора» . Учащиеся выбирают карточку того цвета, который, по их мнению, соответствует их оценке урока. Зелёный  -понравился, жёлтый –не произвел впечатления , красный – не понравился. После выбора карточки каждый ученик приклеивает её на лист ватмана, группируя по цвету. Таким образом, получается цветная картинка, отражающая оценку урока учениками.


распечатать детские раскраски на тему пожар

VI. Итог урока.  - Я довольна нашей работой на уроке. Спасибо всем. Я хотела бы  пожелать всем нам, гостям, жителям всей планеты — здоровья. Пусть будет мир, согласие, доверие, любовь, взаимопонимание в каждой семье, в стране. На всей нашей планете Земле.

VII. Домашнее задание вы получаете творческого характера. Вам нужно заполнить родословное древо своей семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру."Перспектива" 1 класс.

Урок-исследование. Тема "Мы познаём мир" с презентацией....

Разработка конспекта урока по окружающему миру для 1 класса "Сад и огород"

Урок разработан для учащихся 1 класса специального коррекционного образовательного учреждения 1-2 вида. Урок подготовлен с применением образовательных и цифровых технологий....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: «Какие бывают животные?» (с использованием УМК «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»)

конспект урока по окружающему миру во 2 классе по учебнику Плешакова А.А. УМК "Школа России" по теме: "Какие бывают животные?". Урок разработан с использованием электронного образовательного ресурса У...

Технологическая карта урока + конспект урока по окружающему миру "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"

Технологическая карта урока  по окружающему миру на тему "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проведён и опробован на классе среднего уровня....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе Тема урока: «Какие бывают растения?»

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе, презентация ....