Конспект урока по окружающему миру "Наша дружная семья" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру "Наша дружная семья" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по окружающему миру "Наша дружная семья" 2 класс | 262.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока окружающего мира во 2 классе
Тема: «Наша дружная семья»
Урок подготовила и провела
Самарина О.Н.
Тема: Наша дружная семья .
Цель урока для учителя: - обогащать представления детей о семье, о домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи.
Цель урока для учащихся: - определяют проблему урока, по данной теме и своей системе знаний, обобщают и систематизируют накопленные знания, узнают новое.
Задачи:
Образовательные: формировать представление детей о семье.
Развивающие: способствовать развитию устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, творческие способности учащихся, навыки работы в паре и группах, умение ставить вопросы, находить нужную информацию.
Воспитательные: пробуждать интерес к предмету ; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах и группах, внимательное и заботливое отношение к близким людям.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
- Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
- Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других членов семьи.
- Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
- Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.
- Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
- Формировать ЗОЖ.
Регулятивные:
- Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска задачи.
- Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения задания.
Коммуникативные:
- Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Создать условия для совместного решения учебной задачи.
- Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
- Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).
Познавательные:
- Развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать.
- Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
- Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание.
- Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и рабочей тетради.
- Способствовать высказыванию детьми своего мнения.
- Способствовать оцениванию своей деятельности на уроке.
- Развивать умение работать с разными видами информации.
- Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ход урока.
- Организация класса.
- Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга? (тепло)
-Ребята, сегодня на урок я пришла с веселым настроением, потому что ждала встречи с вами и похоже оно на яркий цветок.
— А с каким настроением вы пришли на урок?
Пусть в нашем классе взойдёт солнышко, которое подарит нам своё тепло и свет на весь день.
А теперь давайте поприветствуем всех нас.
Я скажу слова «Доброе утро…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.
Попробуем?
- Доброе утро всем девочкам!
- Доброе утро всем мальчикам!
- Доброе утро всем тем, у кого хорошее настроение!
- Доброе утро всем , кто сегодня будет
стараться хорошо работать на уроке!
II. Актуализация знаний.
- Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам сложить из предложенных слов нужную пословицу, объяснить ее значение.
(На карточках в презентации записаны слова пословицы. ) слайд №2
СЕМЬЯ | ВМЕСТЕ | И | ДУША | НА | МЕСТЕ |
- Объясните ее значение.(Семья вместе и душа на месте) слайд№3
- О чём же мы сегодня будем с вами говорить?
- Попробуйте определить тему урока. ( Семья).
-Верно. Тема нашего урока «Наша дружная семья» Мы начинаем изучать большой раздел: «ОБЩЕНИЕ» и поговорим сегодня о семье. слайд №4
III. Постановка учебной задачи.
- Зная тему урока, продолжите фразу: слайд№5
Сегодня на уроке я узнаю….( Что такое “семья”, что такое “дружная семья”, правила дружной семьи)
-Посмотрите, у меня на доске есть цели ,которые я ставлю на сегодняшнем уроке.
- Прочитайте и скажите, совпали ли ваши цели и мои.? О чем вы не сказали, ставя перед собой цели урока?
Постановка цели урока. слайд №6
-Сегодня на уроке:
- Уточним понятия «Семья», «традиции», «родство».
- Узнаем правила общения в семье.
-Назовем признаки дружной семьи.
-Давайте еще раз прочтем цели нашего урока.
-Сегодня на уроке мы будем работать с листом самооценки .Вы будете оценивать себя на этапах урока-самостоятельно Возьмите каждый свой лист и поставьте себя на ступеньку.
-На какую ступеньку вы себя поставите? Почему?(На самую первую, потому что мы еще ничего не знаем) Правильно. Рисуем человечка.
IV. Формирование новых знаний и умений.
- Загадки ( слова отгадки прикрепляем в виде облачков)
Когда в семье царит уважение, тогда и Счастье приходит в дом. Народная мудрость гласит «Счастлив тот, кто в радости и уважении живет!» Как вы думаете, от кого зависит ваше счастье? Отгадайте загадки про самых важных людей в вашей жизни.( Слова отгадки вывешиваются на доску в виде облачков)
1. Она лучше всех на свете,
мама
Без нее прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно, у меня. (мама)
2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)
папа
3. На него смотрю всегда
И беру с него пример.
дедушка
Он на папу так похож!
Но только с сединой – и что ж? (дедушка)
4. У мамы работа, у папы работа,
бабушка
У них для меня остается суббота!
А с нею я дома всегда,
Она не ругает меня никогда! (бабушка)
5. Маме на радость, папе в награду,
Брат(сын)
Он появился, наследник – отрада.
Родной, несмышленый, пуговки–глазки –
Ему все вниманье, забота и ласки. (сын, брат)
6. Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче еще прибавленье!
сестрёнка
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)
7. У мамы сестра
тётя
Веселей не найдете!
Ей очень горжусь
Ведь она моя … (тетя)
8. К нам приехал папин брат.
Встрече с ним я очень рад!
дядя
Он твердит, в глаза мне глядя:
«Руку жми, ведь я твой…(дядя)»
Ребята, как назвать всех этих людей? (родственники или члены одной семьи)
на доске появляется схема в центре слово Семья
Учитель. Из какого источника можно узнать значение слова «семья», «родство», «традиции».(из словаря)
- А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдёт речь на уроке.
-Будем работать по группам. Каждая группа получит слово, которое вам нужно расшифровать и найти его толкование в словаре. Не забудьте о правилах работы в группе.
Семья – группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников ,живущих вместе.
Родство – связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого или разных лиц от одного общего предка.
Традиции - то что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
- Прошу группы назвать слова и зачитать его значение.
Слайд №7
Семья- группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников ,живущих вместе.
Родство- связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого или разных лиц от одного общего предка.
Традиции- то что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
Все ли эти слова подходят к теме нашего урока? Почему? (мы будем говорить о семье)
Работа с листом самооценки.
-Ребята, мы выполнили работу по уточнению понятий «Семья», «родство» , «традиции»(ДА)
-Если вы считаете, что мы достигли цели и выполнили поставленную задачу, то рисуйте себя на ступеньке, если считаете ,что нет то тоже рисуйте себя на ступеньке.
Юля Карх- расскажет нам ,что такое семья.
Семья - это мама, и папа, и дед,
Бабуля готовит нам вкусный обед.
В семье ещё братья и сёстры бывают.
Семья - это Я,
И меня называют: Котёнок и лапочка, заинька, птичка...
Мне кто - то братишка, а кто - то сестричка.
Семья - где все любят меня и ласкают,
И лучше СЕМЬИ ничего не бывает!!!
- Замечательно. А давайте попробуем сочинить небольшое стихотворение о семье. Я начинаю, а вы продолжайте.
Слайд №9
У меня есть – мама.
У меня есть – папа.
У меня есть – бабушка.
У меня есть – дедушка.
А у них есть – я!
Вместе дружная семья!
Слайд №10
– А кто знает, что означают эти удивительные семь Я? (семья)
- Произнесите слово «семья».(хором). Какие слова в нём спрятаны? (7 и Я ).
- Кто знает, почему именно 7, а не 5или 6?
-Потому что самые близкие люди – мама, папа, 2 бабушки, 2 дедушки и Я. Вот и получается число 7.
-В слове «семья» главная часть означает, что раньше семья состояла не из 3-4 человек, а из 6-7. Семья состоит из папы, мамы, братьев и сестёр.
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
- Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькая: например мама и сын или мама и дочка. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.
- Ребята, как вы думаете, зачем человеку семья? (Для воспитания детей, поддержки, дает уверенность в том, что тебя понимают и любят, проявляют заботу друг о друге. В семье тепло, надежно, спокойно, там всегда поймут, помогут, защитят, вместе нам хорошо, весело).
- Как одним словом назовем всех членов семьи?(родственники)
Учитель. В старину членов семьи называли «домочадцами». В одной семье могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»? слайд№11
Поколение - одновременно живущие люди близкого возраста.
Старшее поколение – это бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.
Среднее поколение – родители.
Младшее поколение – дети.
- Когда в доме все поколения живущих помогают друг другу, он наполнен улыбками, в нем тепло и уютно всем. Расскажите нам о своих семьях ,а символ вашей семьи «ладонь» повесьте на наше дерево. ( чтение выдержек из сочинений «Моя дружная семья»).
– У вас у всех замечательные дружные семьи.
Просмотр мультфильма «Я и моя семья»(1мин 10сек)
Слайд№12
А сейчас мы обратимся к нашему помощнику- учебнику.
- Обычно в дружных семьях взрослые помогают детям, а дети взрослым. Откройте помощник- учебники на стр.42 и, глядя на фотографии, назовите какую помощь оказывают друг другу члены семьи Нади и Серёжи.(папа читает с Надей книгу, Мама помогает Сереже в изучении географии)
Расскажите, как общаются в семье Серёжи и Нади.?
-Наши герои разговаривают, уважительно, вежливо, они внимательны и заботливы друг к другу.
-Подумайте, что такое «культура общения»?
Вывод: вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку- это культура общения.
-А нужна ли она в семье?(ответы детей)
– Что же может объединять членов семьи? (Забота друг о друге, нежность, любовь, ласка, забота).
-Работа с листом самооценки.(2 раз) Ребята, мы узнали правила общения в семье? Достигли ли мы цели? Если вы считаете ,что достигли, то поставьте себя на нужную ступеньку.
- Обратимся еще раз к семье наших друзей, Серёжи и Нади. Рассматривая картинку, мы не можем слышать, о чем беседуют наши герои, как обращаются друг к другу. Попробуем оживить картинку и посмотрим сценку .
Автор: Папа с мамой на заводе,
Варит бабушка
А у Лиды и Володи
Никакого дела нет.
Ходят скучные с утра
И братишка и сестра.
Дед стучит, ведёрко чинит,
Подозвал к себе внучат.
Дед: «По какой такой причине
Малыши мои молчат?
Я вот стар, а мне не скучно»,
Автор : Говорит сурово дед, -
Дед: «Объяснить могу научно
В чём тут кроется секрет».
Автор: Помолчал старик немного,
А потом добавил строго.
Дед:- Вы сюда взгляните внуки,
Вот на эти руки…
На мозолистые руки.
Автор: Молча смотрят внуки
А на внуков смотрит дед:
- Ну, понятно в чём секрет?
Все:
Знают взрослые и дети
Жить невесело на свете
Если в жизни дела нет.
Учитель.О чем нам рассказали ребята?
Вывод. В семье все надо делать вместе, помогать друг другу.
- А какую семью называют дружной? (Семья, в которой все уважают др. др., заботятся др. о др., поддерживают и помогают др. др., вместе проводят свободное время… ).
А сейчас давайте выберем признаки дружной семьи.(дети вывешивают на доску)
-Члены семьи любят друг друга.
-Члены семьи часто ссорятся, обижают друг друга.
-Живут в одной квартире.
-У каждого члена семьи своя отдельная квартира.
-Вместе занимаются ведением домашнего хозяйства.
-Каждый член семьи отдыхает отдельно.
-Вместе распределяют деньги на покупки.
-Вместе отдыхают и проводят свободное время.
-У каждого свой кошелёк.
-У каждого члена семьи своё хозяйство.
Работа с листом самооценки.(3 раз)
-Ребята, мы узнали ,какую семью называют дружной? Достигли цели? Поставьте себя на нужную ступеньку.
- О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.
Чтение легенды.
В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья огромная — 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово — «…………..».
- Давайте и мы составим это слово и пусть оно станет самым главным в нашей семье.
Работа в группе. «Вставь пропущенные гласные и восстанови слово».
Вот так выглядел листок главы семьи. Проверка задания «Листок главы семь (листок, на котором написано 100 раз слово ПОНИМАНИЕ) |
- Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить мир и согласие. А значит, все будут счастливы.
Физминутка «Апплодисменты»
Похлопайте! – кто похож на маму?
– кто похож на папу?
– кто похож сам на себя?
– у кого есть сестрёнки?
– у кого есть братишки?
– у кого есть и братишки и сестрёнки?
– у кого пока никого нет?
- кто любит свою семью, дорожит ею! (покажите сердечко)
– Да, вы счастливые дети.
Учитель : Дружная семья это хорошо.. Но у нас есть еще одна семья. Это наш класс. А вот какая наша семья, мы сейчас узнаем.
Класс наш в школе всех активней,
И при деле он всегда!
Мы вам скажем откровенно:
Это класс наш - второй "А"!
Класс наш в школе самый дружный,
Просто не разлей вода!
Мы вам скажем, без сомнений:
Это класс наш - второй "А"!
А какой веселый самый?
Улыбка не сойдет с лица!
Мы вам громко все воскликнем:
Это класс наш - второй "А"!
Класс наш в школе самый лучший,
Потому что мы - семья!
Мы вам скажем дружно-дружно:
Это класс наш - второй "А"!
Просмотр видеоролика о 2 классе.(2мин) слайд№13
V. Самостоятельная работа.
Работа в парах.
-После таких приятных слов, сказанных на уроке хочется сделать что то доброе. Я предлагаю построить дом для вашей семьи. Назовём его…(дом мечты)
Предлагаю поработать в парах и построить ДОМИК МОЕЙ СЕМЬИ
1.
У каждого на парте есть лист с рисунком дома. Вам нужно будет построить дом своей мечты.
-Прочитайте слова под цифрой 1 , 2, 3, 4 и запишите в окошечках те слова, которые на ваш взгляд нужны для дружной семьи.
- Проверим, что получилось.
1.Дружная, злобная, жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая
2. Понимание, недоверие, любовь.
3. Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не ценим, не любим.
4. Поддержка, взаимопомощь, вражда, злоба, недоверие.
- Какие же слова для своей семьи вы выбрали?
(у доски 2 – 3 ученика зачитывают слова, характеристики своей семьи)
Учитель выслушивает мнения учащихся и зачитывает стихотворение.
А дом, заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом - еще не дом.
И на окне с живым цветком - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста -
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
- О каком же тепле идет речь?
(Дети предлагают свои варианты ответов.)
Конечно, речь идёт о сердечном тепле всех членов семьи, живущих в доме.
- Ну, что ж, я очень рада, что ваши семьи дружные, в них живут любовь и понимание.
-А сейчас мы с вами поиграем. Перед вами карточки. Закончи предложения « Кто кому кто?»
Работа с листом самооценки(4 раз)
-Ребята, все ли поставленные цели мы достигли?(да) Добрались ли мы до вершины ? (да)
-Ответьте пожалуйста письменно на поставленный вопрос в листе самооценки .(дети пишут сами ответ) затем читаем.
Игра «Продолжи предложение»
- Если б сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди, то, подумайте, чтобы вы могли им сказать, а помогут нам в этом предложения, но они не закончены. Ваша задача: прочитать и закончить предложение.
— Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
— Я люблю, когда бабушка…
— Мои мама и папа для меня самые…
— Я люблю своих родителей за то, что…
— Я доверяю своим родителям…
— Я люблю своего дедушку за то, что…
— Я хочу своим родителям пожелать…
— Свою семью я считаю…
— Моя мамочка для меня самая…
VI.Рефлексия учебной деятельности на уроке . слайд №14
Метод «Светофора» . Учащиеся выбирают карточку того цвета, который, по их мнению, соответствует их оценке урока. Зелёный -понравился, жёлтый –не произвел впечатления , красный – не понравился. После выбора карточки каждый ученик приклеивает её на лист ватмана, группируя по цвету. Таким образом, получается цветная картинка, отражающая оценку урока учениками.
VI. Итог урока. - Я довольна нашей работой на уроке. Спасибо всем. Я хотела бы пожелать всем нам, гостям, жителям всей планеты — здоровья. Пусть будет мир, согласие, доверие, любовь, взаимопонимание в каждой семье, в стране. На всей нашей планете Земле.
VII. Домашнее задание вы получаете творческого характера. Вам нужно заполнить родословное древо своей семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Наша Земля на глобусе и карте"
По учебнику Плешакова...
Конспект урока по окружающему миру."Перспектива" 1 класс.
Урок-исследование. Тема "Мы познаём мир" с презентацией....
Разработка конспекта урока по окружающему миру для 1 класса "Сад и огород"
Урок разработан для учащихся 1 класса специального коррекционного образовательного учреждения 1-2 вида. Урок подготовлен с применением образовательных и цифровых технологий....
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: «Какие бывают животные?» (с использованием УМК «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»)
конспект урока по окружающему миру во 2 классе по учебнику Плешакова А.А. УМК "Школа России" по теме: "Какие бывают животные?". Урок разработан с использованием электронного образовательного ресурса У...
Технологическая карта урока + конспект урока по окружающему миру "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проведён и опробован на классе среднего уровня....
Конспект урока по окружающему миру во втором классе Тема: «Какой бывает транспорт?», Презентация к уроку(разбита)
Все для урока во 2 классе. Тема: "Какой бывает транспорт?"...
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе Тема урока: «Какие бывают растения?»
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе, презентация ....