Открытый урок по окружающему миру "Что это за листья?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МАОУ «СОШ №54»
Открытый урок окружающего мира
по теме "Что это за листья?"
(1 класс.УМК «Школа России»)
Составила и провела: Баниева Соёлма Баторовна
Г. Улан-Удэ
2016-2017уч.г.
Урок окружающего мира по теме "Что это за листья?"Цель: учить различать листья наиболее распространенных пород деревьев нашей местности.
Задачи:
Образовательные:
продолжить обучение распознаванию природных объектов;
учить различать листья наиболее распространенных пород деревьев;
познакомить со строением листьев и их видами;
Воспитательные:
формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля, самоконтроля;
воспитывать аккуратность при раскрашивании листа.
Развивающие:
формировать самостоятельность мышления;
обогащать словарный запас учащихся, развивать речь;
развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту.
Оборудование:
репродукция картины Левитана «Золотая осень»,
стихотворения про осень,
на доске и на партах листья с деревьев: дуб, осина, рябина, клен, береза, каштан,
учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков,
бумажные заготовки листьев клена (у каждого ученика),
мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
1.Организация учащихся
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
_ В течение урока буду раздавать листочки тем, кто будет хорошо справляться с заданиями. В конце урока посчитаем их количество у каждого. Кто хочет собрать много листочков? Давайте начнём работать.
2.Проверка дом. задания
Проверим домашнее задание.
_ О чём мы говорили на прошлом уроке окружающего мира? (о комнатных цветах.)
_На доске картинки цветов. Какие цветы лишние и почему?(бегония, гиппеаструм -комнатные растения, остальные растут на клумбах.)
_ Назовите цветы, которые растут на клумбах.
_ Какой сейчас месяц?
_ Есть ли в данное время цветы на клумбах? Почему?(стало холодно.)
3.Актуализация знаний
– Посмотрите на репродукцию картины Левитана.
– Назовите время года. (Осень)
– Докажите.
– Картина так и называется «Золотая осень». Что изобразил великий русский художник на картине? Какие чувства она вызывает?
– Послушайте стихотворения об осени ( привлечь старших детей)
1. Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь на полях. (А. Плещеев)
2. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса… (А. Пушкин)
3. Как красива Осень,
В пестром сарафане!
В чистом небе – просинь,
Клен горит, как пламя.
Над водой – березка
Золотою свечкой,
И плывут листочки
Вниз по тихой речке. (Т. Шорыгина)
_ Вы прослушали стихи русских поэтов. Что вы чувствовали при этом?
– Отгадайте загадку:
Рыжий Егорка
Упал в озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
– Что это? (Листочек)
– О чём мы будем говорить на уроке?
_ Нам надо ответить на вопрос «Что это за листья?»
_ Что происходит с листьями осенью?
4. Объяснение нового материала
_Рассмотрите листочки. Что вы можете о них сказать? (разные по цвету, форме, количеству.) Показ слайда.
_ У всех деревьев листья разные.
– У вас на партах лежат конвертики с листьями, которые вы собрали во время экскурсии во дворе школы. Выложите листочки на парту. Поиграем в игру «Угадай, чей листок?». (Отгадаете, покажите листочек)
1.Стоит Алёна - платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. ( берёза)
_ По какому признаку узнали лист? (Лист острый на конце.)
2. Чёрные плоды её съедобны, замечательна своими белыми душистыми цветками, собранными в густые кисти.( черёмуха)
_ По какому признаку узнали лист? (зелёные листья)
3. Свесила ветки с обрыва
Такая грустная…(ива)
_ По какому признаку узнали лист? (Длинные узкие листья.)
4. Прилетает в гости к ней
Стайка алых снегирей.
По ветвям они снуют,
Красны ягодки клюют. (Рябина)
_ По какому признаку узнали лист? (Листья узкие, составлены из многих небольших листочков , словно из перьев.)
– Про какой листок у вас на парте не было загадки? (Клен)
– Назовите листья, о которых мы не говорили, но вы их видите на доске. (дуб, тополь.)
_ Какие листья вам встречались на прогулке? (берёзы, тополя, черёмухи, клёна, ивы.)
-Какое дерево живет дольше других деревьев, еще на нем растут желуди? (Дуб)
_ А почему нам не встречались листья дуба? (Он у нас не растёт.)
– Чем отличаются все эти листья? (Формой, размером, цветом)
–А что общего у листьев?
_ Каждый лист состоит из черешка и листовой пластины. Показ слайда. _Если пластинка одна, то лист называется простым.
– Назовите простые листья. (Дуб, осина, клен, береза) Показ слайда.
– Если пластинок на одном черешке несколько, то лист называется сложным.
– Назовите сложные листья. (Рябина.) Показ слайда.
Физминутка
Ветер дунул нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
_Зачем листу черешок? (Учитель показывает место прикрепления листа к ветке.)
_Догадайтесь, какой лист крепче держится за ветку, зеленый или пожелтевший? Почему?
_ А нужно ли чтобы листья падали осенью?
— Все лето дерево получало через листья энергию, дышало. За лето лист на-
капливает вещества, которые нужны будут дереву на следующее лето. Листья опадают: они перегнивают за зиму и улучшают почву под деревом, дают ему питательные вещества. Вот дерево и сбрасывает листья на зиму.
Кроме того, если бы листья не опадали, на листовую пластинку зимой упало бы много снега. Ветка не выдержала бы такой тяжести и сломалась.
_ Как называется природное явление, когда листья осенью опадают?
( Если учащиеся затрудняются ответить, можно на доску прикрепить буквы Л, И, С, Т, О, П, А, Д и попросить составить из букв слово.)
— Муравьишка- Вопросик хочет узнать, правильно ли делают дворники, которые сгребают и сжигают листья осенью? ( Нет. …)
_ Листья должны перегнить и дать питание дереву на следующий год. Правильнее было бы их сгребать в ямы для компоста. Кроме того, листья — дом для насекомых. Если мы их сжигаем, погибают все насекомые в листьях и в земле на месте кострища.
А вот мусор, который лежит на газонах под деревьями, пользу растениям не приносит. Его лучше собрать и выбросить. После урока проведём трудовой десант во дворе школы и уберём мусор.
5. Первичное закрепление
– Откройте учебники на странице 14.
– Листья каких деревьев вы видите? (Клен, осина, береза)
– Сколько листьев клена? (2)
– Сколько листьев осины? (3)
– Сколько листьев березы? (4)
– Сколько всего листьев? (9)
– Это простые или сложные листья? (Простые)
– А почему? Объясните. (Одна листовая пластинка.)
6. Физминутка
Вот и осень наступила,
Тучка солнышко закрыла.
И над лесом, сделав круг,
Птицы подались на юг.
С веток листья опадают,
В щель букашки заползают.
7. Закрепление
– Каких цветов бывают листья осенью? (красные, желтые, зеленые, коричневые)
– Посмотрите на бумажный листок. От какого он дерева? (от клена)
– Раскрасьте его.
– Готовыми листьями украсим доску.
Прикрепляем на ватман листья.
– Посмотрите на доску, что у нас получилось? Как можем назвать картину?
_ Что вы чувствуете увидев такую красоту? ( Приятно видеть, светло в душе и т.д.)
8. Итог урока
– Что нового вы узнали на уроке?
_ Из чего состоит лист?
– Какой вид работы вам больше всего понравился?
_ Посчитайте количество листьев, которые я раздавала.
_ Оцените свою работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"
Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...
Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация
Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...
Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».
Тема: В царстве грибовТип урока: «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....
Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру
Разработка урока по окружающему миру с презентацией...
Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок
Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...
План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.
Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...