Урок окружающего мира по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Это урок был проведен в 3 четверти, как открытый. структура урока соответствует уроку по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок окружающего мира "Почему дует ветер и идёт дождь?" | 36.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Автор: Кутугина Наталья Николаевна
Предмет: окружающий мир
Класс: 1
УМК «Школа России»: «Мир вокруг нас». 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рабочая тетрадь к учебнику 1 класса Автор-составитель: А.А. Плешаков /М. Просвещение, 2013
Тема урока: «Почему идет дождь и дует ветер?»
Тип урока: урок открытие нового знания.
Цели урока: расширить знания о дожде и ветре, значении этих явлений для жизни растений, животных и человека;
объяснять причины возникновения ветра и дождя.
Планируемые результаты:
предметные:
научиться объяснять причины возникновения природных явлений – дождя и ветра; уметь отличать их разновидности
метапредметные:
личностные – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (под руководством учителя);
регулятивные – организация обучающимся своей учебной деятельности, формирование элементов самоконтроля (под руководством учителя);
познавательные – поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска (под руководством учителя); определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы;
структурирование знаний;
коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, построение продуктивного взаимодействия в парах и сотрудничества со сверстниками и взрослыми (под руководством учителя).
Формы работы: фронтальная, работа в парах, метод информационного поиска; метод контроля и самоконтроля, частично-поисковый, наглядный, метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Ресурсы:
информационные: учебник и рабочая тетрадь по окружающему миру;
технические: аудиозапись звуков ветра и дождя, учебный видеофильм по теме урока;
демонстрационные: индивидуальный раздаточный материал, презентация к уроку.
ХОД УРОКА:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности. | Слайд 1 Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте? Всё ль в порядке, Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! - У нас урок окружающего мира. Давайте вспомним, какой мультфильм мы смотрели вчера. - Какова главная мысль этой сказки? Давайте на уроке своей работой, ответами, поведением порадуем друг друга, чтобы у каждого было хорошее настроение. | Проверяют, садятся. Крошка Енот. Крошка Енот советует нам чаще улыбаться, и тогда день станет светлее, и все будет получаться. | Личностные: освоение правил поведения в мире людей, норм поведения в социальной среде |
2. Актуализация знаний | - Давайте вспомним, о чем говорили на прошлых уроках. Отгадайте загадки: Слайд 2 1. Ты весь мир обогреваешь, И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все….. Слайд 3 2. Белые цветочки Вечером расцветают, А утром увядают. Слайд 4 3. В голубой станице Девица круглолица. Ночью ей не спится- В зеркало глядится. - Итак, мы вспомним изученную информацию о Луне, Звёздах и Солнце. 1. Работа в парах. Две пары хорошо читающих детей получают карточки (нужно вставить вместо точек недостающие слова) 2. Аукцион знаний о Луне (для остальных детей) - Здесь у нас аукцион, Подведет итоги он. Кто Луну всех лучше знает, Тот награду получает. - Ваша задача – назвать по 1 предложению о Луне. За ответы вы будете получать фишки. - Что такое Луна? - Какую форму имеет Луна? - Что больше: Земля или Луна? - Светит ли Луна? - Почему Луна выглядит по-разному? - Что означают светлые и темные пятна на поверхности Луны? - Есть ли вода в Лунных морях - Как изучалась луна? - Сколько длятся день и ночь на Луне? - Живут ли на Луне люди? Почему? - До какой температуры нагревается и охлаждается Луна? - За какое время Луна совершает один круг вокруг земли? Слайд 5 - Посмотрите на слайд и скажите, какие фазы Луны на них изображены? Как вы догадались? Награждение победителя аукциона. Победителю вручается медаль « Лучшему знатоку Луны». 3. Проверка работы в парах Слайд 6, Слайд 7 Текст 1. Солнце – это огромный пылающий … . Солнце – это ближайшая к Земле … . Оно создает нам ….. По размерам Солнце ….(больше) Земли. Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится … Текст 2. Звезды – это огромные пылающие … Они кажутся нам маленькими …, потому что находятся …. Звезды отличаются друг от друга по …(цвету) и по …(размеру). Звезд на небе очень много, и люди объединили их в …. На небе можно увидеть большой ковш – это | Дети отгадывают загадки (Солнце) (Звезды) (Луна) Дети выполняют задание Дети говорят предложения о Луне. - Спутник Земли - Форму шара - Земля в 6 раз больше Луны - Нет, она отражает свет Солнца - Потому что Солнце по-разному освещает её. Нам кажется, что её форма меняется Светлые – лунные моря , темные – суша - Нет - Люди посылали луноходы и управляли ими с земли по радио. Луноходы делали фото, исследовали грунт - По 2 недели - Нет воды, воздуха - температура днем 130 жары, ночью минус 170 мороза) - за 1 месяц - Растущая, полная, убывающая объясняют Дети читают тексты, подставляя пропущенные слова. (шар) ( звезда) (свет, день) ….(больше) …(далеко от Земли). …..(шары) (точками) …(далеко от Земли) …(цвету) и по …(размеру). (созвездия) …(созвездие Большой Медведицы). | Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Познавательные: анализ, синтез, обобщение |
Физминутка | В небе плавает луна В облака зашла она 1,2,3,4,5 Можем мы луну достать 6,7,8,9,10 И пониже перевесить 10,9,8,7 Чтоб луна светила всем! | Дети показывают движения, в соответствии с текстом | |
3. Определение темы и задач урока | - А сейчас сядьте за парты. Опустите головы на руки и послушайте…. Аудиозапись звука дождя - Что это было? - Ещё раз закройте глазки… Аудиозапись звука ветра - А это что? - Догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? - Откройте учебники на с. 36. Прочитайте тему. - Чему мы научимся? (слова около Муравьишки) | Дождь. Ветер. О погоде, о дожде и ветре. Дети читают Читают: научимся объяснять причины возникновения дождя и ветра | Регулятивные: самоопределение; целеполагание |
4. Совместное открытие нового знания | Слайд 8 - Ребята, вспомните, на Луне бывает дождь? Почему? -А почему идет дождь на Земле? - Как зависит наличие воды от того, что идёт дождь? Какие у вас предположения? Результаты заложенного опыта - Вспомните, что мы сделали 1 марта? - Что вы можете сейчас сказать о количестве воды в стакане? - Что значит испарилась ? - Вода испарялась медленно целых 15 дней, потому что её в стакане много, а если капелька маленькая, то испаряется она быстрее. - Проведем небольшой опыт Опыт №1 (проведение эксперимента с комментариями, дети активно помогают) Брызнем на доску из пульверизатора капельки дождя 2 раза (2 лужи) (одна высыхает сама по себе, а другую сушим феном) – Куда делись капельки воды? – Мы видели, как испарялась вода? – Какая лужа испарилась быстрее? – Почему? – А что в природе нагревает воду? - А если солнца нет, то вода не будет испаряться? Опыт №2 Плотно сжать сухой комок ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться, и набухать от воды. Осторожно приподнять вату ( пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце. -Ребята, представьте, что у меня в руках маленькое облако, оно насыщается водой. Откуда будет вода попадать в облако? А в нашем опыте вода в облако набирается из блюдца с водой. Воды набралось очень много. Наше облачко превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь. -Туча, туча, что несёшь? Отвечает туча… - Вот так появляется дождь. - Кто может рассказать о том, как появляется дождь? Слайд 9 Слайд 10 Вывод Работа с учебником, с. 36 - Прочитайте задание №1 - Выполните в парах - Проверка Принести сито, показать как идет дождь – ситничек | Дети высказывают свое мнение. - Там нет воды. - На земле много воды. Дети рассказывают, что налили воды в стакан. - Она испарилась. - Улетучилась. Дети наблюдают Отвечают: - Испарились - Нет - Которую сушили феном - Горячий воздух быстрее сушит - Солнце - Будет, только медленнее. Наблюдают - Из рек, озер, морей (Дети отвечают хором – дождь) Ученик рассказывает Читает сильный ученик. Или по 1 предложению . Находят информацию в учебниках, читают Первая пара, которая готовы, выходят к доске отвечать, остальные проверяют их по с. 87, «Проверь себя» | Познавательные: определение основной и второстепенной информации, структурирование знаний Коммуникативные: формирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
Физминутка (под музыку «Злая тучка» | Дети выполняют движения под музыку | ||
5. Открытие нового знания (продолжение) | Слайд 11 Ребята, а вы задумывались, кто гонит облака в небе? -Что такое ветер? (предположения детей) - Ребята, а мы можем сами получить ветер? -Давайте попробуем Опыт №3 Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете? -Откуда он взялся? - Значит что такое ветер? (смотрим фрагмент видео) - Почему же дует ветер? Слайд 12 - Ветер может быть другом человеку, а может быть и врагом. Прочитайте информацию на листочках, на своих партах. - Попробуйте объяснить, когда ветер друг, а когда враг? - А теперь рассмотрите рисунки в учебнике с.37 - А может ли человек создать искусственный ветер? - Зачем создают искусственный ветер? | Ответы детей Предположения детей (ответ детей) - Ветер - Мы заставили рукой двигаться воздух Вывод: ветер – это движущийся воздух. Ответы детей Читают со слайда вывод Дети читают - Друг: опыляет растения, приводит в движение механизмы, очищает города от пыли и копоти. Приносит тепло и холода - Враг: обрывает провода, срывает крыши с домов рассматривают - (вентилятор, сквозняк, веер) - Чтобы человеку было комфортно по температуре | Личностные: смыслообразование. Познавательные: сравнение, обобщение, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Физминутка | Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо Ветер тише- тише, тише Деревцо все выше – выше | Дети выполняют упражнения | |
6. Включение в систему знаний повторение | Работа с тетрадью, задание 1, стр. 23 - самостоятельно. -Проверим. Если у вас такой же ответ – хлопайте, если нет – поднимайте руку | Дети решают кроссворд Игра «Хлопай…» | Познавательные: извлечение из текстов необходимой информации, самостоятельное заполнение таблиц, обобщение, аналогия. |
7. Подведение итогов урока | - Какова была тема урока? - Ответили ли мы на вопросы урока? Слайд 13 - Почему же идёт дождь? - А почему дует ветер? - Прочитайте ещё раз об этом в учебнике на стр.37 | Дети отвечают Читают вывод (по одному предложению) | |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - За что вы можете сегодня похвалить себя? - Чем интересен был урок?
-Иногда наше настроение зависит от того, солнечный сегодня день или пасмурный. Какое у вас настроение, я пойму по вашим солнышкам или тучкам Если на уроке вам было интересно и все понятно раскрасьте веселое солнышко, а если на уроке вам было не интересно и скучно, непонятно – раскрасьте грустную тучку. - Повесьте на доску свои рисунки | Дети отвечают Дети раскрашивают | Регулятивные: контроль и оценка результатов своей деятельности Познавательные: рефлексия способов и условий действий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Почему идёт дождь и дует ветер"
Урок окружающего мира по теме "Почему идет дождь и дует ветер", проведенный в 1 класс, УМК "Школа России"...
урок окружающего мира 1 класс . почему идёт дождь и дует ветер ?
урок окружающего мира 1 класс . почему идёт дождь и дует ветер ?...
УРОК. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. ТЕМА: ПОЧЕМУ ИДЁТ ДОЖДЬ И ДУЕТ ВЕТЕР?
ТИП УРОКА: УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.формирование представления о таких природных явлениях как ветер и дождьразвитие познавательных способностей учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой де...
Презентация к уроку окружающего миру по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?" 1 класс
Презентация к уроку окружающего миру по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?" 1 класс...
Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Это урок новых знаний.Выбранная структура урока рациональна для решения поставленной цели, т.е. объяснения причин возникновения природных явлений, что обеспечива...
Конспект урока по окружающему миру .Тема: Почему идёт дождь и дует ветер?
од урока1.Орг. момент.Заливистый школьный звонокПозвал нас на урокБудьте внимательны,А ещё старательны....
Технологическая карта урока окружающего мира "Погода. Почему идет дождь и дует ветер?" (УМК "Школа России", 1 класс)
Цель деятельности учителя: формирование представления о природных явлениях – дожде и ветре, причинах их возникновения, значении этих явлений для человека, растений и животных.Задачи урока:Д...