Конспект урока по окружающему миру .Тема: Почему идёт дождь и дует ветер?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Алексеичева Наталья Николаевна

од урока

1.Орг. момент.

Заливистый школьный звонок

Позвал нас на урок

Будьте внимательны,

А ещё старательны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.odt22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Почему идёт дождь и дует ветер?

Ход урока

1.Орг. момент.

                                    Заливистый школьный звонок

Позвал нас на урок

    Будьте внимательны,

 А ещё старательны.

2.Актуализация знаний.

- На прошлых уроках мы путешествовали в космос. Вспомним, что мы уже знаем: выполним тест.

Если согласны с утверждением, поставьте знак «+», если не согласны – «-».

(У обучающихся на партах карточки самооценки с заданиями)

-Возьмите листы самооценки и поработайте в них. Я даю вам 3 мин.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

1.Солнце – это ближайшая к земле звезда.(+)

2.Солнце – это самая большая звезда .(-)

3.Луна больше Земли (-)

4.Луна – это естественный спутник Земли(+)

5.На луне есть воздух и вода(-)

6.Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца(+)

7.С земли люди всегда видят круглую форму Земли(-)

-Проверьте свою работу с эталона (слайд 2)

Оцените свою работу :

зелёный кружок- я отлично справился,

жёлтый – 1-2 ошибки,

красный – мне пока нужна помощь.

3.Самоопределение к деятельности.

- На нашей удивительной планете Земля происходят самые разнообразные явления.

-Закройте глаза, расслабьтесь, послушайте.

(Звучит шум дождя, шум ветра.)

- О чём пойдёт речь сегодня на уроке, вы узнаете, если отгадаете загадки.

УЧИТЕЛЬ:

Он пришёл, наполнил кадки,

Поливал усердно грядки,

С шумом окна промывал,

На крыльце потанцевал.

Побродил по крыше вволю

И ушёл по лужам в поле. ( Дождь)

Носится, свищет,

Мечется, рыщет,

Где пробежит – листик дрожит.

Где пронесётся – дерево гнётся. (Ветер)

- Предположите, о чём сегодня пойдёт на уроке. ( О дожде и ветре)

-А почему идёт дождь?  (Ответы детей.)

- Что вы знаете о ветре? (Ответы детей.)

-Прочитайте тему урока на с. 36 учебника. (Почему идёт дождь и дует ветер?)

- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

4.Работа по теме урока.

-Послушайте стихотворение

Галины Михайловны  Новицкой «Дождик».

Ученик 1.   Мокнет ёжик, мокнет птичка,

                     Мокнет в поле электричка,

                      Мокнут ветки и соседки:

                      Не успели до беседки.          АНЯ

Ученик 2.                             Мокнут зонтики и шляпы,

                                                Мокнут чьи-то мамы, папы,

                                                Мокнут лавочки, ограды.  ДАША

Ученик3.    Лишь лягушки очень рады:

                      В лужах скачут, песни пляшут,

                      И зелёным флагом машут…   МАКАР

- Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение, грустное или весёлое? ( грустное)

- Почему?( Дождь льёт день и ночь. Мокнут птенчики, электрички, мамы, папы. Весёлое, потому что  лягушки рады )

-А всегда дождь вызывает грустное настроение? 

Ученик рассказывает о том какую пользу приносит дождь.

Ученик 4.         Кружит тучка надо мной.

                            Дождь весёлый, дождь грибной.

                            А грибы меня смешат:

                            От дождя под зонт спешат.

-Ребята,  а вы знаете, откуда берётся дождь? (Из тучи)

- А как дождик попадает в тучу? ( Не знаем)

-Три дня назад мы с вами  налили воды и поставили в тёплое место. Что произошло с водой? Давайте проверим.

(Вода испарилась)

Учитель

-Тоже происходит на поверхности земли. Вода испаряется непрерывно и в большом количестве. Она испаряется не только с поверхности рек, озёр, океанов, но и с суши.

-Что же происходит с водой в небе? Высоко в воздухе намного холоднее, чем на поверхности земли. Невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, и они образуют облако.

-Давайте посмотрим об этом мультфильм

«Круговорот воды в природе» 

(На доску прикрепляется карточка со словом  облако)

-Капельки соединяются, становятся крупнее. Так образуется туча.

  (На доску прикрепляется карточка со словом  туча)

-Нижний край тучи становится тёмным от крупных капелек, которые не могут   держаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождём.

      (На доску прикрепляется карточка со словом  дождь)

-Ребята, посмотрите, как образуются тучи и осадки.(Работа в парах)

Опыт №1

Плотно сжать сухой комок ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться, и набухать от воды. Осторожно приподнять вату ( пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.

(Учитель поясняет все действия, ребята выполняют работу.)

-Ребята, представьте, что у вас в руках маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облачко превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь.

-Туча, туча, что несёшь? Отвечает туча…

(Дети отвечают хором – дождь)

- Вот так появляется дождь.

Работа в парах:

-Прочитайте первое задание на с. 36 учебника. Обсудите в группах.

(Учитель выслушивает ответы детей)

-Проверьте себя. (Прочитайте  текст на с. 87)

 Почему так назвали дожди?   

(Ливень, или проливной дождь. Говорят, льёт как из ведра. Ситничек – мелкий дождь как из сита. Косой дождь, или косохлёст) 

(На доске карточки с надписями: ливень, ситничек, косохлёст)

-Прочитайте второе задание на с. 36 учебника. (Обсудите в парах.)

(Учитель выслушивает ответы)

-Проверьте себя. (Прочитайте  текст на с. 87)

-Что же такое туча?   (Тёмное густое облако)

-Из чего состоят тучи?   (Из тяжёлых капель воды)

- Почему они падают?  (Капельки тяжёлые и не могут долго держаться на небе. Они падают и образуют дождь.)

5. Физкультминутка.

- А теперь ребята отдохнем и превратимся в дерево.

- Ветер дует нам в лицо

- Закачалось деревцо

- Ветер тише, тише

-Деревцо всё выше, выше

6.Продолжение работы по теме урока.

-Ребята, а вы задумывались, кто гонит облака в небе?

-Что такое ветер?    (Это движущийся воздух.)

7. Работа в группах

-Прочитайте третье задание на с. 36 учебника.

(Обсудите в парах.)

-Проверьте себя. Прочитайте  текст на с. 87

- Ребята, а мы можем сами получить ветер?

Опыт №2

Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете?   (Ветер)

-Откуда он взялся? (Мы заставили рукой двигаться воздух)

Верно, но движение воздуха вы можете не только почувствовать, но и увидеть.

-Прочитайте четвёртое задание на с. 36 учебника. (Учитель выслушивает ответы нескольких учеников)

-Проверим  себя, правильно ответили на вопрос.

 Прочитайте  текст на с. 87

Вывод: просмотр на компьютере (приложение)

- Ребята, а нужен ли ветер живущим на земле?

(Рассказ ученика) 

7.Рефлексия

-Учащиеся отвечают на вопросы учебника с.37, в рамке

-Оцените свои достижения на уроке.

У вас на столах лежат капельки синего и серого цвета. Кто хорошо понял тему поднимите синие капельки, а кто не совсем хорошо, поднимите серые капельки.

Вернёмся к учебной задаче урока.

-Выяснили мы причины возникновения дождя и ветра?

- Что интересного вы сегодня узнали, услышали?

- Какие открытия вы для себя сделали?

Урок окончен, Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Какие бывают дожди"

Урок составлен в соответствии требованиям ФГОС , с использованием технологии развития критического мышления....

План - конспект урока по окружающему миру для 1 класса на тему: "Почему Луна бывает разной?"

В плане изложен доступный материал для 1 класса на вопрос - почему Луна бывает разной?...

Конспект урока по Окружающему миру. Тема: «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?» (3 класс)

Цель урока: формирование представления о небесных телах;Планируемые результаты:- воспитывать интерес к окружающему миру; воспитывать самостоятельность, аккуратность в ведение тетради; воспитывать жела...

Конспект открытого урока по окружающему миру. Тема: Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Данный материал содержит конспект уока и все необходимые наглядные материалы....

Технологическая карта урока окружающего мира "Погода. Почему идет дождь и дует ветер?" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представления о природных явлениях – дожде и ветре, причинах их возникновения, значении этих явлений для человека, растений и животных.Задачи урока:Д...