УРОК. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. ТЕМА: ПОЧЕМУ ИДЁТ ДОЖДЬ И ДУЕТ ВЕТЕР?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

СОЛОВЬЁВА СОФЬЯ БОРИСОВНА

ТИП УРОКА: УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

формирование представления о таких природных явлениях как ветер и дождь

развитие познавательных способностей учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой деятельности

развитие речи, внимания, памяти, логического мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

тема

Почему идёт дождь и дует ветер?

Тип урока

Усвоение новых знаний

Цели

формировать представления о таких природных явлениях как ветер и дождь

развивать познавательные способности учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой деятельности, развивать речь, внимание, память, логическое мышление;

Оборудование

*картинки с изображением:

Круговорота  воды в природе

Виды дождя

Таблица образования ветра

Вид

*учебник

*тестовая тетрадь

*мультфильм : «как образуется дождь»

*материалы для изготовления ветряной вертушки (палочка, плотная бумага)

Ход урока:

1.

Организационный момент

Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего ты, рожь, золотая?

 

 

А в ответ колоски шелестят:

- Золотые руки растят!

 

Бежать по кругу на носочках,

руки на поясе;

менять направление бега.

 

Остановиться, руки вверх,

наклоны в стороны.

Два наклона к носочкам.

2.

Артикуляционная гимнастика

«Заборчик»

- Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Подъезжает шофёр,

Ну, а впереди – забор.

Тормозит и назад.

И так восемь раз подряд.

3.

Пальчиковая гимнастика

«Дождик»

Раз, два, три, четыре, пять, (ударить пальцами обеих рук по коленям. С мизинца - левой рукой, с большого пальца — правой рукой)

Дождик вышел погулять. (беспорядочные удары)

По привычке шел неспешно, (указательным и средним пальцами шагаем вперед)

Ведь спешить ему куда?

На табличке вдруг читает: (ударяем то кулачками, то ладонями)

"Не ходите по газону!"

Дождь тихонечко вздохнул: "Ох!» (часто и ритмично хлопаем в ладоши)

И ушел. Засох газон. (ритмично хлопаем по коленям)

4.

Гимнастика для глаз

«Дождик»

Капля первая упала – кап!

И вторая прибежала – кап!

Мы на небо посмотрели

Капельки «кап-кап» запели,

Намочили лица,

Мы их вытирали.

Туфли – посмотрите –

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнем

От дождя убежим,

Под кусточком посидим.

Сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх.

То же самое.

Смотрят вверх.

Вытирают» лицо руками.

Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.

Движения плечами.

Приседают, поморгать глазами.

5.

Сообщение темы и цели урока

На нашей планете существует много природных явлений (торнадо, грозы, засуха), одним из них является дождь. Благодаря ему растения получают необходимое количество влаги, что способствует их росту и развитию. Сегодня на уроке мы узнаем, что такое дождь и ветер, как они образуются.

6.

Новая тема: Что такое Дождь? И почему он идёт?

Дождь образуется при конденсации водяного пара, который собирается в облака, преобразующиеся в тучи, из которых на поверхность земли выпадают капли воды. Это явление – следствие и составная часть круговорота воды в природе.

С поверхности водоемов, почвы и растений вода испаряется, попадает в атмосферу, где впоследствии и происходит образование дождевых туч, которые перемещаются воздушными потоками в разных направлениях и выпадают совсем не там, где образуются первичные облака.

В среднем обновление водяного пара в атмосфере происходит раз в 10 дней. По мере продвижения насыщенного влагой воздуха в верхние слои атмосферы он охлаждается и расширяется за счет понижения давления.  Далее происходит конденсация, образуются мельчайшие капельки, слагающие облака. Внутри облаков капли постоянно перемещаются, движутся вниз, увеличиваются в размерах и, в конце концов, могут выпасть на землю в виде дождя.

дождь является составляющей частью вечного движения воды в природе. И если по каким-либо причинам вода перестанет испаряться с земной поверхности, мы лишимся дождей, их живительной силы.

7.

Новая тема: Что такое Ветер? И почему он дует?

Бывает выглянешь за окно, а там  деревья машут ветвями. На самом деле не деревья машут ветвями, а ветер, который дует с такой силой, что ветви с листьями гнутся в разные стороны. Ветер может быть легким и теплым, а может быть сильным и холодным.

Согласно определению, ветер – это горизонтально направленное движение воздушных масс (потоков) на небольшом расстоянии от поверхности земли.

Вы обращали внимание, что зимой, открывая дверь с улицы в теплую комнату, вы вызываете поток воздуха в направлении с улицы в комнату? Движение воздуха в комнате возникает тогда, когда температура в помещении не везде одинакова. В природе ветры возникают по той же причине.

Солнечные лучи в течение дня пронизывают воздушную оболочку Земли. Часть из них достигает поверхности — они нагревают почву, камни и скалы, воду морей и океанов. А те отдают это тепло окружающему воздуху, и воздушная оболочка — атмосфера — нагревается. За одно и то же время сильнее нагреваются темные предметы. Они как бы больше впитывают тепло. Точно так же неравномерно нагреваются вода и суша, отражающая меньше солнечных лучей.

Светлые поверхности на Земле поглощают меньше тепла, чем темные. Асфальт, например, темный, поэтому заасфальтированная улица раскаляется сама собой. А так как горячий воздух поднимается вверх, с затененных мест, скажем из леса, на городские улицы начинают перемещаться более прохладные воздушные потоки. На своем пути холодный воздух подхватывает сухую листву, обрывки бумаги и другой мусор, кружит и увлекает за собой. Возникают маленькие вихри. Примерно таким же путем образуются и большие тропические вихри — ураганы и смерчи. Чем больше разница температур, тем быстрее движутся воздушные массы, тем сильнее ветер.

8.

Физминутка

«Ветер»

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише…

Деревца все выше, выше.

9.

Работа с учебником

Работая в учебнике на стр. 36-37 мы повторим что такое дождь, ветер и почему они идут и дуют

10.

Закрепление изученного

Просмотр мультфильма: «Как образуется дождь»

Изготовление вертушки для игры с ветром.

11.

Работа в тетрадях

Проверим полученные сегодня знания по тестовым тетрадям на стр.43

12.

Итог  урока

Закончим сегодняшний урок ответив на вопросы в учебнике на стр.37


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Почему идёт дождь и дует ветер"

Урок окружающего мира по теме "Почему идет дождь и дует ветер", проведенный в 1 класс, УМК "Школа России"...

Учебно- методический комплект по окружающему миру на тему:"Почему идёт дождь и дует ветер?" 1 класс Школа России

Учебно- методический комплект по окружающему миру на тему:"Почему идёт дождь и дует ветер?" 1 класс  Школа России...

Презентация к уроку окружающего миру по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?" 1 класс

Презентация к уроку окружающего миру по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?" 1 класс...

Урок окружающего мира по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"

Это урок был проведен в 3 четверти, как открытый. структура урока соответствует уроку по ФГОС...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Это урок новых знаний.Выбранная структура урока рациональна для решения поставленной цели, т.е. объяснения причин возникновения природных явлений, что обеспечива...

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Тема: Почему идёт дождь и дует ветер?

расширять знания о дожде и ветре, знании этих явлений для жизни растений, животных и человека;объяснять причины возникновения ветра и дождя;развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жиз...

Конспект урока по окружающему миру .Тема: Почему идёт дождь и дует ветер?

од урока1.Орг. момент.Заливистый школьный звонокПозвал нас на урокБудьте внимательны,А ещё старательны....