тема | Почему идёт дождь и дует ветер? |
Тип урока | Усвоение новых знаний |
Цели | формировать представления о таких природных явлениях как ветер и дождь развивать познавательные способности учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой деятельности, развивать речь, внимание, память, логическое мышление;
|
Оборудование | *картинки с изображением: Круговорота воды в природе Виды дождя Таблица образования ветра Вид *учебник *тестовая тетрадь *мультфильм : «как образуется дождь» *материалы для изготовления ветряной вертушки (палочка, плотная бумага) |
Ход урока: |
1. | Организационный момент |
| Ветерок спросил, пролетая: - Отчего ты, рожь, золотая? А в ответ колоски шелестят: - Золотые руки растят! Бежать по кругу на носочках, руки на поясе; менять направление бега. Остановиться, руки вверх, наклоны в стороны. Два наклона к носочкам. |
2. | Артикуляционная гимнастика |
| «Заборчик»
- Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
Подъезжает шофёр, Ну, а впереди – забор. Тормозит и назад. И так восемь раз подряд. |
3. | Пальчиковая гимнастика |
| «Дождик» Раз, два, три, четыре, пять, (ударить пальцами обеих рук по коленям. С мизинца - левой рукой, с большого пальца — правой рукой) Дождик вышел погулять. (беспорядочные удары) По привычке шел неспешно, (указательным и средним пальцами шагаем вперед) Ведь спешить ему куда? На табличке вдруг читает: (ударяем то кулачками, то ладонями) "Не ходите по газону!" Дождь тихонечко вздохнул: "Ох!» (часто и ритмично хлопаем в ладоши) И ушел. Засох газон. (ритмично хлопаем по коленям) |
4. | Гимнастика для глаз |
| «Дождик» Капля первая упала – кап! И вторая прибежала – кап! Мы на небо посмотрели Капельки «кап-кап» запели, Намочили лица, Мы их вытирали. Туфли – посмотрите – Мокрыми стали. Плечами дружно поведем И все капельки стряхнем От дождя убежим, Под кусточком посидим.
Сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх. То же самое. Смотрят вверх. Вытирают» лицо руками. Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз. Движения плечами. Приседают, поморгать глазами. |
5. | Сообщение темы и цели урока |
| На нашей планете существует много природных явлений (торнадо, грозы, засуха), одним из них является дождь. Благодаря ему растения получают необходимое количество влаги, что способствует их росту и развитию. Сегодня на уроке мы узнаем, что такое дождь и ветер, как они образуются. |
6. | Новая тема: Что такое Дождь? И почему он идёт? |
|
| Дождь образуется при конденсации водяного пара, который собирается в облака, преобразующиеся в тучи, из которых на поверхность земли выпадают капли воды. Это явление – следствие и составная часть круговорота воды в природе. С поверхности водоемов, почвы и растений вода испаряется, попадает в атмосферу, где впоследствии и происходит образование дождевых туч, которые перемещаются воздушными потоками в разных направлениях и выпадают совсем не там, где образуются первичные облака. В среднем обновление водяного пара в атмосфере происходит раз в 10 дней. По мере продвижения насыщенного влагой воздуха в верхние слои атмосферы он охлаждается и расширяется за счет понижения давления. Далее происходит конденсация, образуются мельчайшие капельки, слагающие облака. Внутри облаков капли постоянно перемещаются, движутся вниз, увеличиваются в размерах и, в конце концов, могут выпасть на землю в виде дождя. дождь является составляющей частью вечного движения воды в природе. И если по каким-либо причинам вода перестанет испаряться с земной поверхности, мы лишимся дождей, их живительной силы. |
|
7. | Новая тема: Что такое Ветер? И почему он дует? |
|
| Бывает выглянешь за окно, а там деревья машут ветвями. На самом деле не деревья машут ветвями, а ветер, который дует с такой силой, что ветви с листьями гнутся в разные стороны. Ветер может быть легким и теплым, а может быть сильным и холодным. Согласно определению, ветер – это горизонтально направленное движение воздушных масс (потоков) на небольшом расстоянии от поверхности земли. Вы обращали внимание, что зимой, открывая дверь с улицы в теплую комнату, вы вызываете поток воздуха в направлении с улицы в комнату? Движение воздуха в комнате возникает тогда, когда температура в помещении не везде одинакова. В природе ветры возникают по той же причине. Солнечные лучи в течение дня пронизывают воздушную оболочку Земли. Часть из них достигает поверхности — они нагревают почву, камни и скалы, воду морей и океанов. А те отдают это тепло окружающему воздуху, и воздушная оболочка — атмосфера — нагревается. За одно и то же время сильнее нагреваются темные предметы. Они как бы больше впитывают тепло. Точно так же неравномерно нагреваются вода и суша, отражающая меньше солнечных лучей. Светлые поверхности на Земле поглощают меньше тепла, чем темные. Асфальт, например, темный, поэтому заасфальтированная улица раскаляется сама собой. А так как горячий воздух поднимается вверх, с затененных мест, скажем из леса, на городские улицы начинают перемещаться более прохладные воздушные потоки. На своем пути холодный воздух подхватывает сухую листву, обрывки бумаги и другой мусор, кружит и увлекает за собой. Возникают маленькие вихри. Примерно таким же путем образуются и большие тропические вихри — ураганы и смерчи. Чем больше разница температур, тем быстрее движутся воздушные массы, тем сильнее ветер. |
|
8. | Физминутка |
|
| «Ветер» Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише… Деревца все выше, выше. |
|
9. | Работа с учебником |
|
| Работая в учебнике на стр. 36-37 мы повторим что такое дождь, ветер и почему они идут и дуют |
|
10. | Закрепление изученного |
|
| Просмотр мультфильма: «Как образуется дождь» Изготовление вертушки для игры с ветром. |
|
11. | Работа в тетрадях |
|
| Проверим полученные сегодня знания по тестовым тетрадям на стр.43 |
|
12. | Итог урока |
|
| Закончим сегодняшний урок ответив на вопросы в учебнике на стр.37 |
|