Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Это урок новых знаний.Выбранная структура урока рациональна для решения поставленной цели, т.е. объяснения причин возникновения природных явлений, что обеспечивает для каждого учащегося ситуацию успеха, помогает осуществлять личностно - ориентированный подход в обучении. Для обучения деятельности использовался подводящий диалог, создание проблемной ситуации. Учебные задания не даются в готовом виде, используются задания развивающего характера. контроль над учебной деятельностью осуществляется через организацию коллективного поиска и самостоятельной работы поискового характера.На уроке реализуются принципы наглядности, научности, доступности, индивидуализации и дифференциации, прицип связи обучения с жизнью. Урок сопровождается показом презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_v_1_klasse_pochemu_idyot_dozhd_i_duet_veter.do | 41.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Медведская Любовь Сергеевна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №4
г.Бежецка Тверской области
Класс:1
Урок окружающего мира
1 класс
Тема: Почему идёт дождь и дует ветер?
Цель: объяснить причины возникновения природных явлений.
Задачи:
- расширить и уточнить представление детей о дожде и ветре;
- раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных и человека;
- формировать опыт исследовательской работы;
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные:
расширять представление о дожде и ветре как природных явлениях, познакомиться с причинами возникновения дождя и ветра, научиться объяснять причины возникновения дождя и ветра.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире,
- установление причинно-следственных связей.
Регулятивные УУД:
-предвосхищать результат;
- адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок;
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные УУД:
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Личностные: понимать значение знаний для человека и принимать его.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: предметы для построения модели дождя, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник, вертушки, рисунки, свеча для демонстрации опыта, презентация, запись шума дождя и шума ветра.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Заливистый школьный звонок
Позвал нас на урок
Будьте внимательны,
А ещё старательны.
- Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, о чём говорили на прошлом уроке.
Работа в парах.
- Поработаем в парах. Перед вами лежат листочки, соедините высказывания из первого столбика со словами из второго столбика.
Солнце – это огромный, пылающий созвездие
Солнце – это ближайшая к Земле шар
Луна – это звезда
Луна движется вокруг спутник Земли
Скопление звёзд на небе Земли
Проверка (слайд 1)
- Почему на Луне не могут жить люди, животные, растения? ( Нет воды, нет воздуха.)
- Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, вы любите разгадывать загадки? А тайны?
Сегодня мы с вами будем раскрывать тайны, которые придумала сама природа.
Наши друзья ВОПРОСИК МУРАВЬИШКА и МУДРАЯ ЧЕРЕПАХА, как всегда будут нам помогать!
- Угадайте, о чём сегодня пойдёт речь? Закройте глазки и послушайте.
Слушание звуков: шум дождя и шум ветра.
Мочит поле, лес и луг, Город, дом и все вокруг! Облаков и туч он вождь, Ты же знаешь, это -... дождь (слайд 2) | Кто не ведает границ? (слайд 3) |
- Целеполагание.
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
(- Почему идёт дождь и дует ветер? – это тема нашего сегодняшнего урока. Мы будем раскрывать секреты этих явлений.) (Слайд 4)
Задайте вопрос, который вас давно интересует.
Помните, что у нас есть слова-помощники:
Где? Как? Почему? Откуда? Зачем? Когда?
(Вопросы детей)
- Откуда идёт дождь?
- Что такое дождь?
- Когда идёт дождь?
- Как дождик появляется в тучках?
- Зачем идёт дождь?
- Какой бывает дождь?
- Что такое ветер?
- Почему дует ветер?
- Какой бывает ветер?
- Совместное открытие нового.
- Беседа.
- Послушайте стихотворение Г. Ладонщикова про дождик, которое называется «Ненастье».
Читает ученик.
Дождик, дождик, что ты льешь?
Льешь и дни и ночи.
Ждали мы тебя, но все ж
Надоел ты очень!
В гнездах птенчики пищат,
Плачут окон стекла,
Невозможно выйти в сад –
Вся земля промокла...
- Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение: грустное или веселое? (Грустное.)
- Почему грустное настроение? (Дождь льет день и ночь. Надоел он. Холодно. В гнездах пищат птенчики. Земля промокла, нельзя гулять.)
- А всегда ли дождь вызывает грустное настроение? (Нет.)
- А когда дождь приносит радость?
Дети рассказывают о том, какую пользу приносит дождь: весенний, летний – поливает траву, освежает воздух в жару, осенью – грибная пора... (если есть затруднения, рассказывает, помогает учитель).
- Ребята, а вы знаете, откуда берется дождь? (Он льет из тучи.)
- А как дождик попадает в тучу? (Не знаем. Или: варианты ответа детей. Учитель уточняет, направляет ответы детей в нужном направлении, что привести к понятию испарения влаги.)
2) Ответ на этот вопрос нам поможет найти опыт №1.
- Что я делаю? (Нагреваю воду.)
- А что в природе нагревает воду? (Солнце)
- Солнце - самый сильный источник тепла в природе.
- Что мы наблюдаем дальше? (Начинает подниматься пар). Но в природе пар невидим.
- Как вы думаете, что будет, если пар соприкоснется с холодным предметом? (Ставлю предмет).
- Проверим, так ли это? (Показываю)
- Почему образовались капельки?
-Чем выше, тем холоднее. А в природе маленькие капельки остывают, собираются вместе и образуют тучку.
- А что же произойдет дальше? (Когда капелек набирается много, туча становится тяжелой, капельки не могут удержаться в небе и падают на землю. Вот и получается дождь.)
- А теперь вы проведёте опыт. Перед вами лежит вата, пинцет и блюдце с водой.
3) Опыт № 2.
Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухнет от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем.
Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.
-Ребята, представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идёт дождь.
-Туча, туча что несешь?
Отвечает туча…
Дождь!
- Вот так появляется дождь.
4) Моделирование «Образование дождя»
(установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений).
(Дети выходят к доске и находят нужные предметы.)
- То же происходит и на поверхности земли. Вода испаряется непрерывно и в большом количестве. Она испаряется не только с поверхности рек, озер, морей и океанов, но и с суши. Много воды испаряется с поверхности почвы, песка, глины, большое количество воды испаряют растения.
На доску прикрепляется ЛУЖА.
- Что же происходит с водой в небе? Высоко в воздухе намного холоднее, чем на поверхности земли. Невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, и они образуют облако.
Выше появляются невидимые КАПЕЛЬКИ и стрелочка, показывающая движение вверх и появляется тучка «ВЕСЁЛАЯ», а затем «ХМУРАЯ ТУЧКА с ДОЖДИКОМ».
– Капельки соединяются, становятся крупнее. Так образуется туча.
Нижний край тучи становится темным от крупных капелек, которые не могут больше держаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождем.
5) Просмотр «Путешествие капельки».
6) Работа по учебнику с.36.
- Ребята, а вы знаете, какие бывают дожди?
(Дожди бывают разные: проливные, мелкие, моросящие.)
- Давайте рассмотрим рисунки с различными видами дождя и соотнесем их с названиями.
(Слайды – рисунки с видами дождей: ливень, ситничек, косохлест.)
- Почему так назвали дожди? Прочитайте.
- Ливень, или проливной дождь. Говорят, что дождь льет как из ведра.
- Ситничек – мелкий дождь, как из сита.
- Косой дождь, или косохлест.
7) Рефлексия. Вывод. Почему идет дождь?
- Что же такое туча? (Темное, густое облако.)
- Из чего состоят тучи? (Из тяжелых капель воды.)
- Почему они падают на землю и что из них образуется? (Капельки тяжелые и не могут долго держаться в небе. Они падают, и образуется дождь.)
Что такое туча? Это темное, густое облако. Если появились тучи – жди дождя. Капельки воды, из которых состоят тучи, тяжелые. Они не могут долго держаться в небе и падают на землю. Вот и получается дождь.
6. Физкультминутка «Злая тучка».
Дождик, дождик,
Дождик, лей!
Нам с тобою веселей!
Не боимся сырости,
Только лучше вырастем.
7. Работа по теме урока.
Совместное открытие нового.
1) Демонстрация опытов.
-Ребята, а вы не задумывались, кто гонит облака высоко в небе? (Ветер).
Бежал по тропке луговой –
Кивали маки головой,
Бежал по речке голубой –
И речка сделалась рябой.
- Что такое ветер? (Это движущийся воздух.)
- А откуда появляется ветер? Почему он дует? Мы узнаем об этом на уроке.
Учитель показывает опыты.
Опыт № 1.
- Сейчас мы с вами сделаем ветер. Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете? (Ветерок.)
- А откуда он взялся? (Мы заставили рукой двигаться воздух.)
- Верно, но движение воздуха вы можете не только почувствовать, но и увидеть.
Опыт № 2 (с вертушкой).
Ребёнок идёт по классу с вертушкой, она вращается.
- Почему вращается вертушка?
Ответы детей….
Опыт № 3 (со спиралью).
Учитель держит спираль из бумаги над пламенем огня (спиртовки) и спираль начинает вращаться.
- Почему?
Ответы детей….
Опыт № 4 (со свечой).
Учитель приоткрывает дверь класса и опускает к порогу зажженную свечу. Пламя свечи отклоняется внутрь комнаты, так как из коридора движется холодный воздух. Затем учитель медленно поднимает свечу кверху. Пламя отклоняется в сторону коридора. Это из классной комнаты выходит теплый воздух.
- Почему же ветер дует в разные стороны? Оказывается, вверху воздух выходит из комнаты наружу. Это теплый воздух. Он выходит на улицу. А холодный воздух тяжелее и он находится внизу. Он входит в комнату с улицы. Так получается «ветер» в комнате. Но именно так получается и ветер в природе.
Оказывается, ветер – это движение воздуха! Теплый воздух движется наверху, а холодный внизу, и они стремятся поменяться местами. Слайд
- Ребята, какой можно сделать вывод о том, как движется воздух.(Теплый воздух поднимается вверх, он легкий. А тяжелый, холодный воздух устремляется на его место.)
- А теперь давайте прочитаем в учебнике, что об этом говорит Мудрая Черепаха.
Дети читают текст учебника на с. 37.
Ветер – это движущийся воздух. Почему же он движется? Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.
- Просмотр видеоролика.
- Как вы думаете - ветер «мешает» или «помогает» людям?
- Ребята, вы знаете, что ветер может быть другом человека. Но он может быть и врагом. Расскажите, какие несчастья приносит сильный ветер.
(Валит деревья. Обрывает провода. Срывает крыши домов.)
Просмотр видеоролика «Ураган в Новосибирске»
- Групповое исследование.
1 группа находит доказательства, что ветер действительно помогает людям;
2 группа находит доказательства, что ветер вредит людям;
3 группа распределяет рисунки по группам: ветер-друг или ветер-враг.
Ветер, ветер, где ты был? | Ветер воет, завывает, ( Зло) |
Ветер - друг человека Приносит дожди. Разгоняет тучи, сушит дороги. Уносит копоть из города. Двигает ветряную мельницу. Помогает парусным судам. Переносит пыльцу с цветка на цветок. | Ветер - враг человека. Смерч, тайфун, бури, ураганы приносят разрушения. Ветры - суховеи сушат землю, деревья, травы. Северные ветры приносят злые холода. Пыльные бури сдувают слой почвы. |
Слайды.
- Но человек воспользовался силой ветра. Ветер приводит в движение ветряные двигатели, которые вращают жернова мельниц, качают воду из колодцев или пруда, вырабатывают электричество.
- Еще в древности человек научился строить лодки и корабли, и чтобы они двигались быстрее, на корабли поставили мачты с парусами. Ветер надувал паруса и толкал корабль вперед.
- Если бы в природе не происходило движение воздуха, то в жарких странах, где нестерпимо печет солнце, стало бы еще жарче. В холодных странах стало бы еще холоднее. Но ветер переносит теплый воздух из жарких стран в холодные, а холодный воздух – в жаркие страны. От этого в жарких странах делается прохладнее, а в холодных – теплее. Ветер перегоняет облака с места на место, разносит воду по всей земле. Если бы не ветер, в сухие места не приходили бы тучи и облака. Там не было бы дождей и снега. Пересохли бы ручьи, реки, озера, колодцы.
Вот такую помощь оказывает ветер.
Вывод: Ветер может быть и другом, и врагом человека. Это явление природы изучается, чтобы можно было использовать силу ветра для полезных дел и предупредить людей о приближающейся опасности.
- Работа по учебнику.
- Какой же бывает ветер?
Выберите слова, с помощью которых можно описывать ветер.
Дети работают со с. 36 учебника.
(Сильный, холодный, сырой, тёплый, порывистый, слабый.)
8. Рефлексия.
- Почему идет дождь и дует ветер?
- Что интересного вы сегодня услышали, узнали?
- Какие открытия вы для себя сделали?
- Оцените свою работу на уроке.
Дети отвечают на вопросы и оценивают свою работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира. 3 класс. "Почему идет дождь и дует ветер?"
Урок по развитию речи в 3 классе....
урок окружающего мира 1 класс . почему идёт дождь и дует ветер ?
урок окружающего мира 1 класс . почему идёт дождь и дует ветер ?...
Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Почему идет дождь и дует ветер?" 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Почему идет дождь и дует ветер?" 1 класс (конспект + презентация)...
Учебно- методический комплект по окружающему миру на тему:"Почему идёт дождь и дует ветер?" 1 класс Школа России
Учебно- методический комплект по окружающему миру на тему:"Почему идёт дождь и дует ветер?" 1 класс Школа России...
Презентация к уроку окружающего миру по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?" 1 класс
Презентация к уроку окружающего миру по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?" 1 класс...
Урок окружающего мира по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"
Это урок был проведен в 3 четверти, как открытый. структура урока соответствует уроку по ФГОС...