Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Медведская Любовь Сергеевна

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Это урок новых знаний.Выбранная структура урока рациональна для решения поставленной цели, т.е. объяснения причин возникновения природных явлений, что обеспечивает для каждого учащегося ситуацию успеха, помогает осуществлять личностно - ориентированный подход в обучении. Для обучения деятельности использовался подводящий диалог, создание проблемной ситуации. Учебные задания не даются в готовом виде, используются задания развивающего характера. контроль над учебной деятельностью осуществляется через организацию коллективного поиска и самостоятельной работы поискового характера.На уроке реализуются принципы наглядности, научности, доступности, индивидуализации и дифференциации, прицип связи обучения с жизнью. Урок сопровождается показом презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Медведская Любовь Сергеевна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ №4

 г.Бежецка Тверской области

Класс:1

Урок окружающего мира

1 класс

Тема: Почему идёт дождь и дует ветер?

Цель: объяснить причины возникновения природных явлений.

 

Задачи:

 - расширить и уточнить представление детей о дожде и ветре;

 - раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных и человека;

 - формировать опыт исследовательской работы;

 - развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

 - воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные:

расширять представление о дожде и ветре как природных   явлениях, познакомиться с причинами возникновения дождя и ветра,  научиться объяснять причины возникновения  дождя и ветра.

Метапредметные результаты:

 

Познавательные УУД:

 - ставить и формулировать проблемы;

 - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

 - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

 -запись, фиксация информации об окружающем мире,

 - установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД:

 -предвосхищать результат;

 - адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок;

 -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

 - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

 

Коммуникативные УУД:

 -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

 - предлагать помощь и сотрудничество;

 - определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

 - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

 - формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

 

Личностные:  понимать значение знаний для человека и принимать его.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: предметы для построения модели дождя, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник, вертушки, рисунки, свеча для демонстрации опыта, презентация, запись шума дождя и шума ветра.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Заливистый школьный звонок

Позвал нас на урок

Будьте внимательны,

А ещё старательны.

  1. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, о чём говорили на прошлом уроке.

Работа в парах.

- Поработаем в парах. Перед вами лежат листочки, соедините высказывания из первого столбика со словами из второго столбика.

 Солнце – это огромный, пылающий                          созвездие

Солнце – это ближайшая к Земле                               шар

Луна – это                                                                           звезда

Луна движется вокруг                                                      спутник Земли

Скопление звёзд на небе                                                Земли

Проверка  (слайд 1)

- Почему на Луне не могут жить люди, животные, растения? ( Нет воды, нет воздуха.)

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, вы любите разгадывать загадки? А  тайны?

Сегодня мы с вами будем раскрывать тайны, которые придумала сама природа.

Наши друзья ВОПРОСИК МУРАВЬИШКА и МУДРАЯ ЧЕРЕПАХА, как всегда будут нам помогать!

-  Угадайте, о чём сегодня пойдёт речь? Закройте глазки и послушайте.

Слушание звуков: шум дождя и шум ветра.

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это -...  дождь (слайд 2)

Кто не ведает границ?
Кто летит быстрее птиц?
Он то грозен, то мятежен,
То, как пух весенний нежен.
Кто свободней всех на свете?
Догадались? Это...
ветер

 (слайд 3)

  1. Целеполагание.

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

(- Почему идёт дождь и дует ветер? – это тема нашего сегодняшнего урока.  Мы будем раскрывать секреты этих явлений.) (Слайд 4)

Задайте   вопрос, который вас давно интересует.

Помните, что у нас есть слова-помощники:

Где? Как? Почему? Откуда? Зачем? Когда?

(Вопросы детей)

- Откуда идёт дождь?

- Что такое дождь?

- Когда идёт дождь?

- Как дождик появляется в тучках?

- Зачем идёт дождь?

- Какой бывает дождь?

- Что такое ветер?

- Почему дует ветер?

- Какой бывает ветер?

  1. Совместное открытие нового.

  1. Беседа.

- Послушайте стихотворение Г. Ладонщикова про дождик, которое называется «Ненастье».

Читает ученик.

Дождик, дождик, что ты льешь?

Льешь и дни и ночи.

Ждали мы тебя, но все ж

Надоел ты очень!

В гнездах птенчики пищат,

Плачут окон стекла,

Невозможно выйти в сад –

Вся земля промокла...

- Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение: грустное или веселое? (Грустное.)

- Почему грустное настроение? (Дождь льет день и ночь. Надоел он. Холодно. В гнездах пищат птенчики. Земля промокла, нельзя гулять.)

- А всегда ли дождь вызывает грустное настроение? (Нет.)

- А когда дождь приносит радость?

Дети рассказывают о том, какую пользу приносит дождь: весенний, летний – поливает траву, освежает воздух в жару, осенью – грибная пора... (если есть затруднения, рассказывает, помогает учитель).

- Ребята, а вы знаете, откуда берется дождь? (Он льет из тучи.)

- А как дождик попадает в тучу? (Не знаем. Или: варианты ответа детей. Учитель уточняет, направляет ответы детей в нужном направлении, что привести к понятию испарения влаги.)

2) Ответ на этот вопрос нам поможет найти опыт №1.

- Что я делаю? (Нагреваю воду.)

- А что в природе нагревает воду? (Солнце)

- Солнце - самый сильный источник тепла в природе.

- Что мы наблюдаем дальше? (Начинает подниматься пар). Но в природе пар невидим.

- Как вы думаете, что будет, если пар соприкоснется с холодным предметом? (Ставлю предмет).

- Проверим, так ли это? (Показываю)

- Почему образовались капельки?

-Чем выше, тем холоднее. А в природе маленькие капельки остывают, собираются вместе и образуют тучку.

- А что же произойдет дальше? (Когда капелек набирается много, туча становится тяжелой, капельки не могут удержаться в небе и падают на землю. Вот и получается дождь.)

- А теперь вы проведёте опыт. Перед вами лежит вата, пинцет и блюдце с водой.

3) Опыт № 2.

 Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухнет от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем.

 Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.

 -Ребята, представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идёт дождь.

 -Туча, туча что несешь?

 Отвечает туча…

 Дождь!

 -  Вот так появляется дождь.

4) Моделирование «Образование дождя»

(установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений).

(Дети выходят к доске и находят нужные предметы.)

- То же происходит и на поверхности земли. Вода испаряется непрерывно и в большом количестве. Она испаряется не только с поверхности рек, озер, морей и океанов, но и с суши. Много воды испаряется с поверхности почвы, песка, глины, большое количество воды испаряют растения.

На доску прикрепляется ЛУЖА.

- Что же происходит с водой в небе? Высоко в воздухе намного холоднее, чем на поверхности земли. Невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, и они образуют облако.

Выше появляются  невидимые КАПЕЛЬКИ  и стрелочка, показывающая движение вверх и появляется тучка «ВЕСЁЛАЯ», а затем  «ХМУРАЯ ТУЧКА с ДОЖДИКОМ».

– Капельки соединяются, становятся крупнее. Так образуется туча.

Нижний край тучи становится темным от крупных капелек, которые не могут больше держаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождем.

5) Просмотр «Путешествие капельки».

6) Работа по учебнику с.36.

- Ребята, а вы знаете, какие бывают дожди?

(Дожди бывают разные: проливные, мелкие, моросящие.)

- Давайте рассмотрим рисунки с различными видами дождя и соотнесем их с названиями.

(Слайды – рисунки с видами дождей: ливень, ситничек, косохлест.)

- Почему так назвали дожди? Прочитайте.

- Ливень, или проливной дождь. Говорят, что дождь льет как из ведра.

- Ситничек – мелкий дождь, как из сита.

 - Косой дождь, или косохлест.

7) Рефлексия. Вывод. Почему идет дождь?

- Что же такое туча? (Темное, густое облако.)

- Из чего состоят тучи? (Из тяжелых капель воды.)

- Почему они падают на землю и что из них образуется? (Капельки тяжелые и не могут долго держаться в небе. Они падают, и образуется дождь.)

Что такое туча? Это темное, густое облако. Если появились тучи – жди дождя. Капельки воды, из которых состоят тучи, тяжелые. Они не могут долго держаться в небе и падают на землю. Вот и получается дождь.

6. Физкультминутка «Злая тучка».

Дождик, дождик,

Дождик, лей!

Нам с тобою веселей!

Не боимся сырости,

Только лучше вырастем.

7. Работа по теме урока.

Совместное открытие нового.

1) Демонстрация опытов.

-Ребята, а вы не задумывались, кто гонит облака высоко в небе? (Ветер).

Бежал по тропке луговой –

Кивали маки головой,

Бежал по речке голубой –

И речка сделалась рябой.

- Что такое ветер? (Это движущийся воздух.)

- А откуда появляется ветер? Почему он дует? Мы узнаем об этом на уроке.

Учитель показывает опыты.

Опыт № 1.

- Сейчас мы с вами сделаем ветер. Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете? (Ветерок.)

- А откуда он взялся? (Мы заставили рукой двигаться воздух.)

- Верно, но движение воздуха вы можете не только почувствовать, но и увидеть.

Опыт № 2 (с вертушкой).

Ребёнок идёт по классу с вертушкой, она вращается.

- Почему вращается вертушка?

Ответы детей….

Опыт № 3 (со спиралью).

Учитель держит спираль из бумаги  над пламенем огня (спиртовки) и спираль начинает вращаться.

- Почему?

Ответы детей….

Опыт № 4 (со свечой).

Учитель приоткрывает дверь класса и опускает к порогу зажженную свечу. Пламя свечи отклоняется внутрь комнаты, так как из коридора движется холодный воздух. Затем учитель медленно поднимает свечу кверху. Пламя отклоняется в сторону коридора. Это из классной комнаты выходит теплый воздух.

- Почему же ветер дует в разные стороны? Оказывается, вверху воздух выходит из комнаты наружу. Это теплый воздух. Он выходит на улицу. А холодный воздух тяжелее и он находится внизу. Он входит в комнату с улицы. Так получается «ветер» в комнате. Но именно так получается и ветер в природе.

Оказывается, ветер – это движение воздуха! Теплый воздух движется наверху, а холодный внизу, и они стремятся поменяться местами. Слайд

- Ребята, какой можно сделать вывод о том, как движется воздух.(Теплый воздух поднимается вверх, он легкий. А тяжелый, холодный воздух устремляется на его место.)

-  А теперь давайте прочитаем в учебнике, что об этом говорит Мудрая Черепаха.

Дети читают текст учебника на с. 37.

Ветер – это движущийся воздух. Почему же он движется? Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.

  1. Просмотр видеоролика.

- Как вы думаете - ветер «мешает» или «помогает» людям?

- Ребята, вы знаете, что ветер может быть другом человека. Но он может быть и врагом. Расскажите, какие несчастья приносит сильный ветер.

(Валит деревья. Обрывает провода. Срывает крыши домов.)

Просмотр видеоролика «Ураган в Новосибирске»

  1. Групповое исследование.

1 группа  находит доказательства, что ветер действительно помогает людям;

2 группа находит доказательства, что ветер вредит людям;

3 группа  распределяет  рисунки по группам: ветер-друг или ветер-враг.

Ветер, ветер, где ты был?
В поле мельницу крутил,
Перенес пыльцу с цветов,
Поиграл меж облаков.
С ребятишками я в парке
Наигрался в догонялки.
В море паруса поднял,
В город дождик я пригнал.
(Добро)

Ветер воет, завывает,
Гнет деревья до травы.
С веток яблоки срывает,
Тащит шапку с головы.
Растрепал зеленый ельник,
В щели узкие проник.
Что он делает, бездельник,
Ошалелый озорник?

( Зло)

Ветер - друг человека

Приносит дожди.

Разгоняет тучи, сушит дороги.

Уносит копоть из города.

Двигает ветряную мельницу.

Помогает парусным судам.

Переносит пыльцу с цветка на цветок. 

Ветер - враг человека.

Смерч, тайфун, бури, ураганы  приносят разрушения.

Ветры - суховеи сушат землю, деревья, травы.

Северные ветры приносят злые холода.

Пыльные бури сдувают слой почвы.

Слайды.

- Но человек воспользовался силой ветра. Ветер приводит в движение ветряные двигатели, которые вращают жернова мельниц, качают воду из колодцев или пруда, вырабатывают электричество.

- Еще в древности человек научился строить лодки и корабли, и чтобы они двигались быстрее, на корабли поставили мачты с парусами. Ветер надувал паруса и толкал корабль вперед.

- Если бы в природе не происходило движение воздуха, то в жарких странах, где нестерпимо печет солнце, стало бы еще жарче. В холодных странах стало бы еще холоднее. Но ветер переносит теплый воздух из жарких стран в холодные, а холодный воздух – в жаркие страны. От этого в жарких странах делается прохладнее, а в холодных – теплее. Ветер перегоняет облака с места на место, разносит воду по всей земле. Если бы не ветер, в сухие места не приходили бы тучи и облака. Там не было бы дождей и снега. Пересохли бы ручьи, реки, озера, колодцы.

Вот такую помощь оказывает ветер. 

Вывод:   Ветер может быть и другом, и врагом человека. Это явление природы изучается, чтобы можно было использовать силу ветра для полезных дел и предупредить людей о приближающейся опасности.

  1. Работа по учебнику.

- Какой же бывает ветер?

Выберите слова, с помощью которых можно описывать ветер.

Дети работают со с. 36 учебника.

(Сильный, холодный, сырой, тёплый, порывистый, слабый.)

8. Рефлексия.

- Почему идет дождь и дует ветер?

- Что интересного вы сегодня услышали, узнали?

- Какие открытия вы для себя сделали?

- Оцените свою работу на уроке.

Дети отвечают на вопросы и оценивают свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 1 класс . почему идёт дождь и дует ветер ?

урок окружающего мира 1 класс . почему идёт дождь и дует ветер ?...

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Почему идет дождь и дует ветер?" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Почему идет дождь и дует ветер?" 1 класс (конспект  + презентация)...

Учебно- методический комплект по окружающему миру на тему:"Почему идёт дождь и дует ветер?" 1 класс Школа России

Учебно- методический комплект по окружающему миру на тему:"Почему идёт дождь и дует ветер?" 1 класс  Школа России...

Презентация к уроку окружающего миру по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?" 1 класс

Презентация к уроку окружающего миру по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?" 1 класс...

Урок окружающего мира по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"

Это урок был проведен в 3 четверти, как открытый. структура урока соответствует уроку по ФГОС...