Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования школы, авторской программы по окружающему миру: А. А. Плешаков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_got.doc | 354.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования школы, авторской программы по окружающему миру: А. А. Плешаков «Окружающий мир», 1-4 классы - Москва: Просвещение, 2011 г. и обеспечена учебно-методическим комплексом:
А. А. Плешаков «Окружающий мир»: Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе для 1 класса: В 2 частях. – Москва: Просвещение, 2014.;
О.И. Дмитриева Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс – Москва: ВАКО, 2011г.;
А.А. Плешаков Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса: В 2 частях. – Москва: Просвещение, 2014.
А.А. Плешаков Окружающий мир: Тесты для 1 класса. – Москва: Просвещение, 2014.
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Цели и задачи учебного предмета
Изучение предмета «Окружающий мир» направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности ребёнка как, гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания предмета являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации, и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета. Роль предмета «Окружающий мир» весьма велика. Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Учебный предмет «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития обучающихся следующие задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания». В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей. Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания. Учебный материал по «Окружающему миру» отобран таким образом, что позволяет формировать у обучающихся очень многие заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности. Прежде всего, это ознакомление школьников с разными методами познания окружающего мира. Структурным элементом урока становится деятельность моделирования, составление учениками схем, таблиц, графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями. Предусмотрена с учетом конкретного содержания урока речевая (коммуникативная) деятельность школьников: ознакомление с элементарной естественнонаучной и обществоведческой терминологией, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями для детей, средствами ИКТ. Развитие разнообразных умений по работе с информацией, поиск ее непосредственно в окружающем мире, в научно-художественной и справочной литературе, работа по ее преобразованию и хранению в табличной, знаковой и схематичной формах. В зоне внимания также находится анализ научного текста, составление описательных и сюжетных рассказов, пересказ текстов. Усилено внимание к развитию умений детей организовывать свою деятельность по изучению окружающего мира: умение выполнять инструкции (например, при проведении опытов), ставить цель наблюдения, сравнивать ее с полученным результатом и т. п. Предусмотрены и возможности для организации учебного сотрудничества (например, групповое выполнение практических работ, творческих заданий, работа в парах и др.), что способствует реализации важных задач. Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.
При изучении окружающего мира младший школьник:
– устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек–природа–общество»;
– осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно – этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
– подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
– подготавливается к получению дополнительного образования и изучению базовых предметов в основной школе.
Содержание предмета «Окружающий мир» строится на основе деятельностного подхода.
Программа построена на следующих принципах:
- личностно-ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);
- культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентированной функции знаний, принцип овладения культурой);
- деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, креативный принцип).
Особое внимание при изучении предмета уделяется работе с картами, словарями, учебным материалом, связанным с решением жизненных задач и проектной деятельностью. Практические работы, опыты, проводимые на занятиях, позволяют подвести обучающихся к самостоятельным выводам о том или ином явлении, об условиях его протекания. На основе данных, полученных во время проведения опытов, дети делают выводы на уровне теоретических обобщений. Большинство опытов носят демонстрационный характер.
Учебный процесс на основе данной программы опирается на следующие технологии обучения:
- проблемно-диалогического обучения;
- технология коллективного способа обучения;
- технология оценивания образовательных достижений;
- технология проектной деятельности;
- ИКТ – технологии.
Организационные формы обучения: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная, коллективная.
Для достижения планируемых результатов учителем и обучающимися используются материальные и идеальные средства обучения. Материальные средства обучения: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, расписание занятий, другие материально-технические условия обучения.
.В течение года осуществляются следующие виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
- Текущий: прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль осуществляется в формах:
- практические работы;
- творческие работы обучающихся;
- контрольные работы;
- блицопрос;
- самооценка и самоконтроль (определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности).
Тематические проверочные, контрольные работы; проводятся как учителем, так и администрацией:
- стандартизированные письменные и устные работы;
- практические работы;
- творческие работы.
Формы выставления оценки.
Результаты фиксируются в форме «волшебных линеечек», «лесенок успеха», «оценочных листах», значков-символов «+», «-», «?».
Для формирования определённых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться предусмотрено системное прохождение каждым обучающимся основных этапов формирования любого умения, а именно:
1) приобретение опыта выполнения УУД;
2) мотивация и построение общего способа (алгоритма) выполнения УУД (или структуры учебной деятельности);
3) тренинг в применении построенного алгоритма УУД, самоконтроль и коррекция;
4) контроль.
Использование деятельностного метода обучения позволяет при изучении всех разделов предмета организовать полноценную деятельность обучающихся с целью получения нового знания, его преобразования и применения.
Содержание предмета построено таким образом, что этот учебный предмет является основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий. Оно выстроено таким образом, что у школьников формируются учебные действия планирования последовательности шагов при решении задач; различения способа и результата действия; выбора способа достижения поставленной цели; использования знаково-символических средств для моделирования ситуации, представления информации; сравнения и классификации по существенному основанию. Особое значение имеет предмет для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.
Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных занятий по предмету. В процессе обучения ученики осваивает систему социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для его обучения, так и для социализации.
Отбор и структурирование содержания предмета «Окружающий мир», организация процесса изучения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм способствует достижению тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены данной программой.
Содержание учебников окружающего мира для 2 класса направлено на духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся, достижение ими личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов. Это выразилось в том, что задания в учебниках окружающего мира носят многофункциональный характер: разработанные на предметном содержании, они решают проблемы воспитания, развития обучающегося, создают условия для организации системно-деятельностного подхода, учат его учиться.
Воспитание патриотизма, осознания себя неотъемлемой частью своей Родины, чувства гордости за историю своей страны, своего народа, своей семьи; активное участие в событиях, от которых зависит общее благополучие. Решение этой задачи происходит постепенно и связано с формированием у обучающихся рефлексивной деятельности, основанной на чувственном восприятии учебного материала, вызывающем сопереживание, разделение общих радостей и горестей своего народа, желание участвовать в общих делах на благо своей семьи, класса и школы, города или села, своей Родины.
Осознание своей этнической принадлежности, знание основ своей национальной культуры уважительное отношение к культуре других людей. Такие знания обучающийся получит в результате осмысления содержания учебников, выстроенных в форме «диалога культур».
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Решение этой задачи также происходит постепенно и связано с формированием рефлексивной деятельности: осознания мотивов и значения учебной деятельности, понимания, какие качества личности необходимы для результативной учебы.
Понимание того, какие личностные качества необходимы для реализации успешной деятельности. Для овладения личностными компетентностями важно понимать, какие черты характера являются основой для осуществления успешной деятельности ученика, в первую очередь - учебы. В реализации данной задачи используется определение черт характера выдающихся исторических лиц, позволивших им достичь известности и славы в веках.
Ориентирование в своих мотивах и поступках на стереотип природосберегающего поведения. Для сохранения уникальных природных условий Земли, здоровья и жизни человечества, а также разумного и рационального использования природных ресурсов ученик как можно раньше должен осознать, что необходимо следовать правилам природосберегающего поведения, что и от его действий зависит «здоровье» окружающего мира, что он ответствен за свое поведение и может сделать мир чище и лучше. Осмыслению материала способствуют иллюстрации, позволяющие акцентировать внимание детей на различных локальных и глобальных экологических проблемах.
Понимание того, что для успешного решения разных социальных ситуаций необходимо уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Ученики должны осознать, что одним из эффективных способов достижения успеха в любой деятельности, в том числе и учебной, является освоение навыка совместной работы в сотрудничестве с партнером (партнерами).
Условия достижения метапредметных результатов.
Овладение способностью принимать и сохранять учебную задачу, поиск средств для ее осуществления. Данное направление универсальных учебных действий формирует первоначальную основу учебной деятельности. На понимание и сохранение учебной задачи направлены задания, в которых описываются этапы выполнения многокомпонентного задания. Эти задания являются предшествующим звеном для формирования более сложных универсальных учебных действий, лежащих в основе умения планировать свою деятельность, в том числе и учебную.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Обучающиеся познают очередность этапов, входящих в состав любого действия: понимание цели - планирование (выбор способов действия и их очередность) - проверка (оценка) результата - исправление ошибок (коррекция результата). Все это составляет основу системно-деятельностного подхода в обучении. Особенно сложна для учеников оценочная деятельность, поэтому при изучении предмета большое внимание уделяется формированию у школьников понимания того, что проверка результата (пошаговая или итоговая) является необходимым условием любого успешного действия.
Существенным для развития регулятивных универсальных учебных действий является развитие у обучающихся понимания, что решение «открытых» задач может быть осуществлено разными способами, что позволяет изучать предмет с различных точек зрения, формируя основу многогранного познания окружающего мира.
Осуществляя поиск необходимой информации, в том числе и в учебной литературе, обучающиеся на страницах учебника встречаются с заданиями, требующими для своего решения дополнительной информации и, как следствие, поиска необходимого информационного источника. Источники информации могут быть самые разнообразные: справочная и научно-популярная литература, сообщения СМИ, научно-популярные фильмы и познавательные телевизионные передачи для детей, опросы родителей или иных компетентных лиц, проведение наблюдений и простейших экспериментов, Интернет.
Умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Задания данного направления создают предпосылки для организации коммуникации в процессе общения с собеседником (диалог).
Общая характеристика учебного предмета.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в предмете выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в предмете; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе. Уважение к миру – это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания предмета «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Ученики ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач предмета важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности обучающихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный предмет «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами.
Предмет «Окружающий мир» интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
Математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами).
Литературное чтение (даёт более глубокие знания по изучению тем, связанных с определенными историческими периодами).
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Изучая предмет обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом предмет «Окружающий мир» в 1 классе изучается по два часа в неделю. Общий объем учебного времени в год составляет 66 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
В соответствии с учебным планом начального общего образования МКОУ «Пальяновская СОШ» на 2014-2015 учебный год (из основной образовательной программы начального общего образования школы) на изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе предусмотрено 66 часов (по 2 часа в неделю, 33 недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Одним из результатов обучения является осмысление обучающимися системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма −одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества −осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные результаты:
Ученик научится:
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- Овладеет начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Осознает свою этническую и национальную принадлежность.
- Получит развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД
Ученик научится:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД
Ученик научится:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в иллюстрации.
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
- Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
Предметными результатами изучения является формирование следующих умений.
Обучающийся научится: – приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; – определять своё отношение к миру; – доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам; – оценивать правильность поведения людей в природе; – называть окружающие предметы и их взаимосвязи; объяснять, как люди помогают друг другу жить; – называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека; называть основные особенности каждого времени года; – находить информацию о народах своего края; – узнавать по рисункам комнатные растения; – описывать птицу по плану; – группировать предметы домашнего обихода; – рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; – послеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; – соотносить временя года и месяцы; – называть времена года; – отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; – формулировать основные правила гигиены. | Обучающийся получит возможность научиться: – оценивать правильность поведения людей в природе; – оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения); – находить информацию о витаминах; – определять по рисункам профессии людей, называть их; – презентовать свой проект.
|
Тематическое планирование по предмету.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | |||
Проверочная работа | Контрольная работа | Экскурсия | Практическая работа | ||||
1. | В Задавайте вопросы! | 1 | - | - | - | - | Познакомиться с тем, как ученики будут учиться. Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов), сравнивать природные объекты и изделия, сравнивать и различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры явлений природы, приводить примеры веществ, описывать их. |
2. | . Что и кто? | 20 |
| Проводить наблюдения явлений природы. Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли, ориентироваться на местности с помощью компаса и карты. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников о планетах Солнечной системы. Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года. Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояния. Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра. Характеризовать круговорот воды в природе. | |||
3. | Как? Откуда? Куда? | 12 | Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки. Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков. Находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия. Моделировать формы поверхности из глины и пластилина. | ||||
4. | Где и когда? | 11 | Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности. Находить на физической карте России разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. Определять направления течения рек по карте и глобусу. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать сообщения и обсуждать полученные сведения. | ||||
5. | Почему и зачем? | 22 | - | Характеризовать экосистемы на одном-двух примерах. Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных зонах и обсуждать полученные сведения. Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон. | |||
ИТОГО | 66 | 12 | 5 | 2 | 2 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:
Авторская программа по окружающему миру: А.А.Плешаков «Окружающий мир». – Москва: «БАЛАСС», 2011.
А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Методические рекомендации. - Москва: «Баласс», 2013г.
А.А.Плешаков Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс. – Москва «Баласс», Издательство «Просвещение», 2012.
Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.
2. Специфическое сопровождение (оборудование)
- физический глобус Земли,
- атлас для начальных классов;
-настенные карты:
«Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;
- рисунки, слайды, диафильмы;
- самодельные наглядные пособия;
3. Интернет-ресурсы:
а) Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Планируемые результаты обучения | ||
План | Фактически | ||||
Предметные | Метапредметные универсальные учебные действия | ||||
| |||||
Введение. 1 ч | |||||
1 | 06.09 | Задавайте вопросы | Знать как устроен учебник для 1класса; Уметь ориентироваться в учебнике, пользоваться условными обозначениями учебника; Регулятивные:- определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Познавательные: осознанно и произвольно стоить речевые высказывания в устной форме, применять свой жизненный опыт для решения учебных задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками. | ||
Что и кто? | |||||
2 | 07.09 | Что такое Родина? | Знания: узнают о государственных символах России (флаге, гимне, гербе); о разных национальностях; как выглядят русские национальные костюмы, расскажут о родном городе. | Регулятивные:- определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Познавательные: осознанно и произвольно стоить речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные: формулировать вопросы, выполнять правила работы в парах. | |
3 | 13.09 | Что мы знаем о народах России? | Знания: узнают о народах, проживающих на территории России о разных национальностях; как выглядят русские национальные костюмы, расскажут о родном посёлке. | Регулятивные :планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи. Познавательные: применять свой жизненный опыт для решения учебных задач. Коммуникативные: уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками. | |
4 | 14.09 | Что мы знаем о Москве?
| Знания: узнают о столице нашей родины Москве. Умения: научатся отличать достопримечательности города Москвы от других стран. Навыки: составлять текст по картинке. | Регулятивные: определять цель учебной деятельности, контролировать свою деятельность. Познавательные: применять свой жизненный опыт для решения учебных задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | |
5 | 20.09 | Проект «Моя малая родина»
| Знания: узнают о малой Родине. Умения: научатся составлять проект на тему. фотографировать достопримечательности Навыки: составлять устный рассказ. | Регулятивные:- определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Познавательные: осуществлять Коммуникативные: уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками. | |
6 | 21.09 | Что у нас над головой? | Знания: познакомятся с наиболее узнаваемыми созвездиями. Умения: научатся узнавать ковш Большой Медведицы. Навыки: разделять объекты живой и неживой природы и изделия | Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Познавательные: применять свой жизненный опыт для решения учебных задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками. | |
7 | 27.09 | Что у нас под ногами?
| Знания: познакомятся с часто встречающимися камнями (гранитом, кремнем, известняком). Умения: научатся сортировать камешки по форме, размеру, цвету; различать виды камней. Навыки: различать объекты неживой и живой природы, работать с лупой | Регулятивные:- определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Познавательные: осуществлять Коммуникативные: формулировать вопросы, выполнять правила работы в парах. | |
8 | 28.09 | Что общего у разных растений?
| Знания: познакомятся с ролью растений в природе и жизни людей, поймут, почему нужно бережное отношение человека к растениям, усвоят, что у разных растений есть общие части. Умения: научатся их находить. Навыки: различать объекты неживой и живой природы | Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Познавательные: применять свой жизненный опыт для решения учебных задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками. | |
9 | 04.10 | Что растет на подоконнике? | Знания: познакомятся с наиболее распространёнными комнатными растениями. Умения: научатся различать изученные на уроке комнатные растения. Навыки: повторят основные правила ухода за комнатными растениями | Регулятивные: определять цель учебной деятельности , контролировать свою деятельность. Познавательные: применять свой жизненный опыт для решения учебных задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | |
10 | 05.10 | Что растет на клумбе?
| Знания: познакомятся с некоторыми декоративными растениями клумбы, цветника. Умения: научатся различать изученные растения клумбы, цветника. Навыки: использовать приобретённые знания для ухода за растениями | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: оформлять свою мысль в письменной речи. Коммуникативные: формулируют своё мнение и позицию. | |
11 | 11.10 | Что это за листья?
| Знания: познакомятся со строением листьев. Умения: научатся узнавать листья нескольких пород деревьев, используя сравнения. Навыки: правила поведения на природе | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: осуществлять Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | |
12 | 12.10 | Что такое хвоинки?
| Знания: познакомятся с группой хвойных деревьев, узнают их характерное отличие от лиственных деревьев. Умения: научатся наблюдать объекты окружающего мира, давать устное их описание. Навыки: различать объекты неживой и живой природы Знания: усвоят, что насекомые - это животные, у которых шесть пар ног, узнают о разнообразии животного мира. Умения: научатся приводить примеры насекомых. Навыки: повторят правила бережного отношения к природным объектам | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: осуществлять Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | |
13 | 18.10 | Кто такие насекомые?
| Знания: усвоят, что насекомые - это животные, у которых шесть пар ног, узнают о разнообразии животного мира. Умения: научатся приводить примеры насекомых. Навыки: повторят правила бережного отношения к природным объектам | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: осуществлять Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | |
14 | 19.10 | Кто такие рыбы?
| Знания: усвоят, что рыбы - водные животные, которые двигаются при помощи плавников и хвоста, тела большинства которых покрыты чешуёй; узнают о разнообразии подводного мира. Умения: научатся приводить примеры видов речных и морских рыб. Навыки: отличать рыб от других видов животных | Регулятивные: определять цель учебной деятельности, контролировать свою деятельность. Познавательные: применять свой жизненный опыт для решения учебных задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | |
15 | 25.10 | Кто такие птицы?
| Знания: усвоят, что птицы - это животные, тело которых покрыто перьями; узнают о разнообразии видов птиц. Умения: научатся приводить примеры видов перелётных и зимующих птиц. Навыки: отличать птиц от других животных | Регулятивные: уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник). Познавательные: задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни. | |
16 | 26.10 | Кто такие звери?
| Знания: усвоят, что звери - это животные, тело которых покрыто шерстью; познакомятся со зверьми, которые не подходят под обычное описание, со зверьми, которые обитают в наших лесах; узнают о многообразии видов зверей. Умения: научатся приводить примеры видов зверей. Навыки: отличать зверей от других животных | Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Познавательные: применять свой жизненный опыт для решения учебных задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками. | |
17 | 08.11 | Что нас окружает дома?
| Знания: познакомятся с группами предметов домашнего обихода. Умения: научатся группировать предметы домашнего обихода по их назначению; познакомятся с правилами противопожарной безопасности, с основными правилами обращения с газом, электричеством, водой. Навыки: повторят известные правила безопасного пове-дения дома и в школе | Регулятивные: уметь работать по предложенному плану. Познавательные: задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни. | |
18 | 09.11 | Что умеет компьютер?
| Знания: познакомятся с основными устройствами компьютера и их назначением, основными свойствами и функциями. Умения: научатся правилам безопасной работы на компьютере. Навыки: повторят известные правила безопасного поведения дома и в школе | Регулятивные: уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник, таблицы, карты). Познавательные: задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни. | |
19 | 15.11 | Что вокруг нас может быть опасным?
| Знание: узнают о существовании экстренных служб и номера их телефонов. Умение: научатся соблюдать осторожность при обращении с бытовыми приборами. Навыки: закрепят правила безопасного перехода улицы | Регулятивные: определять цель учебной деятельности , контролировать свою деятельность. Познавательные: применять свой жизненный опыт для решения учебных задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | |
20 | 16.11 | На что похожа наша планета?
| Знания: узнают о форме Земли, познакомятся с глобусом. Умения: научатся различать на карте (глобусе) материки и моря, океаны. Навыки: правильно формулировать свои высказывания | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: оформлять свою мысль в письменной речи. Коммуникативные: формулируют своё мнение и позицию. | |
21 | 122.11 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина»
| Знания: обобщат полученные знания. Умения: научатся перечислять основные способы получения информации об окружающем мире (наблюдали и делали опыты, слушали учителя и других взрослых, работали с учебником и другими книгами и т. д.). Навыки: уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: оформлять свою мысль в письменной речи. Коммуникативные: формулируют своё мнение и позицию. | |
Как, откуда и куда?(12ч) | |||||
22 | 23.11 | Как живет семья.
| Знания: познакомятся с понятием «семья». Умения: научатся уважать друг друга и приходить на помощь. Навыки: использовать основные правила поведения в школе | Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов. Коммуникативные: способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра. | |
23 | 29.11 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
| Знания: проследят путь воды из источника до крана в квартире, из канализации до водоёма. Умения: научатся очищать воду с помощью фильтра. Навыки: пользоваться водопроводным краном с целью экономного и бережного отношения к воде | Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов. Коммуникативные: способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра. | |
24 | 30.11 | Откуда в наш дом приходит электричество?
| Знания: узнают, где вырабатывается электричество, как оно попадает в дома. Умения: научатся собирать простейшую электрическую цепь. Навыки: безопасное пользование электроприборами | Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов. Коммуникативные: способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра. | |
25 | 06.12 | Как путешествует письмо.
| Знания: усвоят этапы путешествия письма. Умения: научатся правильно подписывать конверт. | Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов. Коммуникативные: способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра | |
26 | 07.12 | Куда текут реки? | Знания: узнают, что реки начинаются с родника, соединяются с другими реками и впадают в моря, названия больших рек, познакомятся с речным и морским транспортом, гидроэлектростанцией. Умения: научатся отличать реку от моря, речную воду от морской. Навыки: повторят правила безопасного поведения на водоёмах | Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов. Коммуникативные: способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра | |
27 | 13.12 | Откуда берутся снег и лед?
| Знания: узнают, что снег и лёд - это состояния воды, изучат свойства снега и льда. Умения: научатся отличать снег ото льда по их свойствам. Навыки: оформлять творческие работы (рисунки) | Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов. Коммуникативные: способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра | |
28 | 14.12 | Как живут растения? . | Знания: узнают общие условия, необходимые для жизни растений. Умения: научатся грамотно строить свои высказывания. Навыки: соблюдать правила ухода за комнатными растениями | Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: осуществлять Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | |
29 | 20.12 | Как живут животные?
| Знания: познакомятся с условиями жизни животных. Умения: научатся правильно называть детёнышей животных. Навыки: определять среду обитания животного по его внешнему виду | Регулятивные: определять цель учебной деятельности , контролировать свою деятельность. Познавательные: применять свой жизненный опыт для решения учебных задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | |
30 | 21.12 | Как зимой помочь птицам?
| Знания: научатся различать наиболее распространенных зимующих птиц. Умения: научатся делать кормушку из бумажного пакета, подбирать корм для птиц. Навыки: повторят правила бережного отношения к окружающей среде | Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: осуществлять Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | |
31 | 27.12 | Откуда берется и куда девается мусор? | Знания: усвоят, что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую приходится решать всем людям. Умения: научатся сортировать мусор из разного материала. Навыки: соблюдать чистоту в доме, городе, на природе, в школе | Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: осуществлять Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | |
32 | 10.01 | Откуда в снежках грязь. | Знания: усвоить, что заводы, фабрики, автомобили загрязняют Землю, что людям необходимо защищать ее от загрязнений. Умения: научатся использовать различные фильтры. Навыки: соблюдать чистоту в доме, городе, на природе, в школе | Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию), пытаться предлагать способ его проверки. Познавательные: определять тему и главную мысль текста, находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами. Коммуникативные: уметь задавать уточняющие вопросы. | |
33 | 11.01 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | Знания: обобщат полученные знания. Умения: научатся перечислять основные способы получения информации об окружающем мире (наблюдали и делали опыты, слушали учителя и других взрослых, работали с учебником и другими книгами и т. д.). Навыки: уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов | Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию), пытаться предлагать способ его проверки. Познавательные: осуществлять Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | |
Где и когда?(11ч) | |||||
34 | 17.01 | Когда учиться интересно?
| Знания: познакомятся с различными школьными помещениями, а также с работниками школы. Умения: научатся ориентироваться в школьном здании, знать расположение необходимых помещений. Навыки: использовать основные правила поведения в школе | Регулятивные: определять цель учебной деятельности, контролировать свою деятельность. Познавательные: применять свой жизненный опыт для решения учебных задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | |
35 | 18.01 | Проект «Мой класс и моя школа» | Знания: о школе и своем классе Умения: фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д. — коллективно составлять рассказ о школе и классе; — презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: оформлять свою мысль в письменной речи. Коммуникативные: формулируют своё мнение и позицию. | |
36 | 24.01 | Когда придет суббота? | Знания: усвоят, что такое настоящее, прошлое и будущее. Умения: научатся определять, какой день недели был вчера и какой будет завтра. Навыки: знать по порядку все дни недел | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: осуществлять Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | |
37 | 25.01 | Когда наступит лето? | Знания: усвоят, в какой последовательности сменяются времена года. Умения: научатся узнавать время года по характерным признакам. Навыки: творческое оформление ответа (рисунок, стишок и т. п.) | Регулятивные: определять цель учебной деятельности , контролировать свою деятельность. Познавательные: применять свой жизненный опыт для решения учебных задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | |
38 | 31.01 | Где живут белые медведи?
| Знания: усвоят, что на Земле есть очень холодные районы -Северный Ледовитый океан и Антарктида. Умения: научатся находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов. Навыки: находить отличия двух похожих объектов | Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию), пробует предлагать способ проверки. Познавательные: осуществлять Коммуникативные: уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни. | |
39 | 01.02 | Где живут слоны? | Знания: усвоят, что на Земле есть районы, где круглый год жарко. Умения: научатся находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов.
| Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию), пробует предлагать способ проверки. Познавательные: осуществлять Коммуникативные: уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни. | |
40 | 07.02 | Где зимуют птицы? | Знания: усвоят, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в теплые края. Умения: научатся приводить примеры птиц каждой группы. Навыки: бережное отношение к животному миру | Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию), пробует предлагать способ проверки. Познавательные: осуществлять Коммуникативные: уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни. | |
41 | 08.02 | Когда появилась одежда? | Знания: усвоят, что одежда появилась в глубокой древности и менялась с течением времени; что для каждого случая нужна подходящая одежда. Умения: научатся подбирать одежду по размеру. | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: осуществлять Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | |
42 | 14.02 | Когда изобрели велосипед? | Знания: усвоят, что детям до 14 лет нельзя кататься на велосипедах по улицам и дорогам; запомнить дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Умения: научатся называть и показывать части велосипеда. | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: осуществлять Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | |
43 | 15.02 | Когда ты станешь взрослым? | Знания: Чем взрослые люди отличаются от детей | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: осуществлять Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | |
44 | 28.02 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» | Знания: проверят знания полученные при изучении данного раздела. | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: осуществлять Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | |
Почему и зачем?(22ч) | |||||
45 | 01.03 | Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью? | Знания: усвоят, почему солнце светит днём, а звёзды ночью. Познакомятся с созвездиями. | Регулятивные :планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи. Познавательные: применять свой жизненный опыт для решения учебных задач. Коммуникативные: уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками. | |
46 | 07.03 | Почему Луна бывает разной?
| Знания: усвоят, что Луна - естественный спутник Земли; что она имеет форму шара, но не всегда видна на небе полностью; что на ней нет воздуха и поэтому не могут жить люди. Умения: научатся объяснять изменения формы Луны. Навыки: правильная, аккуратная работа с пластилином Знания: усвоят, что звук возникает из-за дрожания, колебания предметов и невидимой волной доходит до наших ушей. Умения: использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов. | Регулятивные :планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи. Познавательные: применять свой жизненный опыт для решения учебных задач. Коммуникативные: уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками. | |
47 | 14.03 | Почему идет дождь и дует ветер? | Знания: научатся объяснять причины возникновения дождя и ветра. Умения: научатся различать виды дождя и ветра. Навыки: выбирать одежду по погоде | Регулятивные :планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи. Познавательные: применять свой жизненный опыт для решения учебных задач. Коммуникативные: уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками. | |
48 | 15.03 | Почему звенит звонок? | Знания: узнают, почему звенит звонок. усвоят, что звук возникает из-за дрожания, колебания предметов и невидимой волной доходит до наших ушей. | Регулятивные :планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи. Познавательные: применять свой жизненный опыт для решения учебных задач. Коммуникативные: уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками. | |
49 | 21.03 | Почему радуга разноцветная | Знания: узнают, откуда появляется на небе радуга. Почему она цветная. | Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного). Коммуникативные: уметь задавать уточняющие вопросы. | |
50 | 22.03 | Почему мы любим кошек и собак?
| Знания: познакомятся с условиями жизни кошки и собаки, с основными правилами содержания этих животных. Умения: научатся правильно обустраивать уголок для кошки и собаки. Навыки: правила безопасности при общении с чужими домашними животными | Регулятивные: определять цель учебной деятельности, контролировать свою деятельность. Познавательные: применять свой жизненный опыт для решения учебных задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | |
51 | 04.04 | Проект «Наши домашние питомцы» | Знания: познакомятся с условиями жизни кошки и собаки, с основными правилами содержания этих животных. Умения: научатся составлять проект по теме Навыки: правила безопасности при общении с чужими домашними животными | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: осуществлять Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | |
52 | 05.04 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
| Знания: познакомятся с представителями сообщества «луг». Умения: узнают изученные природные объекты; сумеют объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы). Навыки: правила поведения на природе | Регулятивные: определять цель учебной деятельности, контролировать свою деятельность. Познавательные: применять свой жизненный опыт для решения учебных задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | |
53 | 11.04 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | Знания: познакомятся с голосами лесных жителей. Умения: научатся объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину (шумом мы пугаем животных, мешаем им, а сами можем увидеть и услышать гораздо меньше). Навыки: правила поведения на природе | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: оформлять свою мысль в письменной речи. Коммуникативные: формулируют своё мнение и позицию. | |
| |||||
54 | 12.04 | Зачем мы спим ночью?
| Знания: усвоят, что мы спим для того, чтобы отдохнуть и набраться сил. Умения: научатся правильно вести себя перед сном. . | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: осуществлять Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | |
55 | 11.04 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | Навыки: закрепят правила сохранения и укрепления здоровья Знания: усвоят, что овощей и фруктов надо есть как можно больше, потому что в них много витаминов. Умения: научатся приводить примеры овощей и фруктов. | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: осуществлять Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | |
56 | 18.04 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | Навыки: правила мытья фруктов и овощей перед едой Знания: усвоят, что чистить зубы и мыть руки необходимо для здоровья, что чистить зубы нужно два раза в день - утром и вечером, а мыть руки - перед едой, после посещения туалета | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: осуществлять Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | |
57 | 19.04 | Зачем нам телефон и телевизор?
| Знания : узнают зачем нам в быту нужен телефон и телевизор. Вред и пользу при просмотре телевизора | Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в специальной Коммуникативные: стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | |
58 | 25.04 | Зачем нужны автомобили?
| Знания: научатся объяснять назначение автомобилей; узнают о назначении ремня безопасности. Умения: научатся различать по внешнего виду основные группы автомобилей. Навыки: запомнить, что детям запрещено ездить на переднем сиденье автомобиля | Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в специальной Коммуникативные: стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | |
59 | 26.04 | Зачем нужны поезда?
| Знания: усвоят различия (по наз-начению) между товарным поездом, электричкой, пассажирским поездом дальнего следова-ния и поездом мет-ро. Умения: научатся соблю-дать правила поведения вблизи же-лезной дороги. Навыки: уметь использоваться приобретённые знания для удов-летворения познавательных интересов | Регулятивные: определять цель учебной деятельности , контролировать свою деятельность. Познавательные: применять свой жизненный опыт для решения учебных задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | |
60 | Зачем строят корабли?
| Знания: познакомятся с основными группами судов. Умения: научатся различать по внешнему виду основные группы судов; приводить примеры спасательных средств на корабле; научатся объяснять, зачем строят корабли. | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: осуществлять Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | ||
61 | Зачем строят самолеты?
| Знания: познакомятся с устройством самолёта. Умения: научатся классифицировать самолеты по их назначению. Навыки: уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов | Регулятивные: определять цель учебной деятельности , контролировать свою деятельность. Познавательные: применять свой жизненный опыт для решения учебных задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | ||
62 | 03.05 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
| Знания: усвоят почему нужно соблюдать правила поведения в автомобиле и поезде. Умения: научатся соблюдать правила поведения в автомобиле и поезде. Навыки: уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов | Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Познавательные: применять свой жизненный опыт для решения учебных задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками. | |
63 | 10.05 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?
| Знания: усвоят почему нужно соблюдать правила поведения в самолете и на корабле. Умения: научатся соблюдать правила поведения в самолете и на корабле Навыки: уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов | Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Познавательные: применять свой жизненный опыт для решения учебных задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками. | |
64 | 16.05 | Зачем люди осваивают космос?
| Знания: запомнят, что первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин; усвоят, что космонавты летают в космос для проведения научных исследований. Умения: научатся различать естественный и искусственные спутники Земли. Навыки: уметь работать в группах | Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Познавательные: применять свой жизненный опыт для решения учебных задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками. | |
65 | 17.05 | Почему мы часто слышим слово «экология»?
| Знания: усвоят, что экология - это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле; запомнить, что 22 апреля отмечается День Земли. Умения: повторят правила поведения на природе. Навыки: уметь работать в группах | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: оформлять свою мысль в письменной речи. Коммуникативные: формулируют своё мнение и позицию. | |
66 | 23.05 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» | Знания: обобщат полученные за год знания. Умения: научатся перечислять основные способы получения информации об окружающем мире (наблюдали и делали опыты, слушали учителя и других взрослых, работали с учебником и другими книгами и т. д.). Навыки: уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов | Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Познавательные: применять свой жизненный опыт для решения учебных задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками. |
Объяснительная записка
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта.»
Доклад на тему:«Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта.»...
Календарно-тематическое планирование 1 класс в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Календарно-тематическое планирование в 1 классе составленно в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Календарно-тематическое планирование 2 класс в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Календарно-тематическое планирование для 2-го класса разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащ
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы...
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Математика» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательн
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Математика» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального об...
1. Рабочая программа учебного курса по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской програ
1. Рабочая программа учебного курса по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерно...
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторско
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе ...