Урок в средовом подходе Окружающий мир 3 класс Тема: Бактерии
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Рекомендовано педагогам начальной школы, работающим в средовом подходе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_sredovom_podhode_bakterii.docx | 42.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Шабалина Ольга Александровна,
учитель начальных классов,
ОАНО ЦО «Знак», г.Москва,
Урок в средовом подходе
Окружающий мир 3 класс
Тема: Бактерии
ЦЕЛИ: иметь расширенное представление о строении, распространении и значении бактерий в природе;
Уметь анализировать полученные знания и изготавливать модель бактериальной клетки.
Этап урока | Управленческие действия (учителя) | Способы действий учеников | Средство (для достижения цели) – это среда | Цель/ Ожидаемый результат | |
Трофика Стихии | |||||
Организационный момент | Обращение со словами приветствия | Согласие сотрудничать с учителем | Позитивный настрой на работу | Стихия приветствия, доброжелательства | Имеют установку на урок |
Актуализация знаний Самоопределение темы урока | Обращение к ученикам с загадками в целях постановки темы урока:
Заразить могу я вас. И холерой, и ангиной, Насморком и скарлатиной.
И не сделаешь кефира. Простоквашу и творог, Приготовить я помог.
Демонстрация муляжа бактерии | Состязание, соревнование, соприкосновение | Тексты загадок | Стихия интереса | Имеют опыт отгадывания, знают ответ |
Созерцание | Зрительная трофика (муляж бактерии) | Стихия любования, стихия демонстрирования | Умеют рассматривать объект наблюдения | ||
Опрашивание Какие слова помогли отгадать загадки? Как вы думаете, чему мы сегодня посвятим свой урок? На экране картинка- «Бактерии в поле микроскопа» | Соучастие | Трофика для слуха | Стихия интереса | Умеют слушать вопросы учителя и думать над ними | |
соучастие | Трофика для глаз | Умеют формулировать тему урока | |||
Обращение учителя: Сегодня мы более подробно познакомимся с удивительным царством- царством бактерий. Ученые считают, что бактерии – первые организмы, появившиеся на Земле. | Соучастие | Слуховая трофика (слово учителя) | Стихия интереса | Умеют слушать сообщение учителя | |
Опрашивание А что вам уже известно о бактериях? Что бы вы хотели узнать? | соучастие (ответы детей) | Трофика для ума | Стихия направленного интереса | Умеют давать полный ответ, умеют слушать одноклассников. | |
Обращение учителя Итак, вы сами определили план урока: 1.Как выглядят бактерии и их отличие от других организмов. 2. Роль бактерий в экосистеме. 3.Какую пользу и вред приносят бактерии. 4 . Необходимые правила гигиены. | соучастие | Трофика для слуха, ума | Стихия направленного интереса | Умеют составлять план урока | |
Работа по теме урока | Обращение учителя к ученикам с информацией (Бактерии живут повсюду…) | Сосредоточение | Трофика для слуха | Стихия направленного интереса | Имеют опыт слушания, умеют вычленять главное. |
Образ бактерий в мультфильмах | Сосредоточение на просмотре фрагмента из мультфильма | Трофика для глаз (ролик-отрывок из мультфильма) | |||
Ознакомление с научными знаниями: В настоящее время известно около 3000 видов бактерий. На земном шаре нет мест, где бы они ни обитали. Так в 1 г пахотной земли содержится от 1 до 20 млрд бактерий, даже в 1 г льда Антарктиды можно найти до 100 бактерий. | Сообщение научных данных о распространении бактерий | Слайд текста Трофика для глаз, ума | |||
Ознакомление учителя: интересно, что многие бактерии очень живучие, они могут выжить в самых неблагоприятных условиях. Например, долгие годы бактерии обходятся без пищи и не погибают при кипячении. Озадачивание вопросом: Как же выглядят бактерии? | Соучастие в восприятии информации | Трофика для слуха, ума | Стихия направленного интереса | Умеют слушать, строить ответ на заданный вопрос. | |
Физкультминутка | Ознакомление со строением бактерии Интернет ресурс youtube.com | Сосредоточение на просмотре фрагмента о строении бактерии | Трофика зрения, слуха, ума (фрагмент фильма) | Стихия направленного интереса | Умеют воспринимать информацию и запоминать ее |
Работа над созданием книжки – малышки (осмысление) Полезными знаниями надо делиться. Как вы думаете, нашим первоклашкам наши знания смогут пригодиться? Задание: предлагаю вам стать соавторами книжки-малышки для первоклассников. Раскрашивайте, дописывайте, вклеивайте все необходимое. Для работы у вас все есть. | Сосредоточение на задании | Трофика зрения, ума | Стихия выполнения задания | Умеют работать самостоятельно | |
Обыгрывание ситуации мышечного расслабления Давайте же мыться, плескаться, Имитируем умывание лица, глаз, ушей, рук. | Соучастие в совместных выполнениях движений | Трофика двигательной активности | Стихия игры | Умеют слушать и выполнять движения | |
Работа с материалом учебника стр.46-47 | Осмысление роли бактерий в экосистеме Ответьте на вопрос: Какую роль выполняют бактерии в экосистеме? | Сосредоточение | Трофика зрения, ума | Стихия поиска и познания | Умеют находить сходства и различия предметов |
Самостоятельная аналитическая работа в парах. Работа в тетради стр.22 Работа в группах Итог Рефлексия | Озадачивание вопросом: Какую пользу и вред приносят бактерии? Вам встретилось новое слово - паразиты. Что это такое? Найдите ответ в учебнике на стр.47. | Сосредоточение, сохранение полученной информации | Трофика зрительная | Стихия вопрошания | Умеют работать с информацией |
Озадачивание Задание: заполните таблицу «Бактерии – наши друзья, бактерии - наши враги» | Сосредоточение | Трофика для глаз, ума | Стихия направленного внимания | Имеют представления о роли бактерий в природе, Умеют работать в паре. | |
Ознакомление с историей изучения бактерий Рассказ учителя о первооткрывателе микромира Антони ван Левенгуке, просмотр видеофрагмента “Очень маленькие животные – анималькули” из фильма “Маленькие зверюшки Антони ван Левенгука” | Сосредоточение | Трофика для слуха | Стихия направленного внимания | Имеют расширенное представление об истории изучения бактерий | |
Опрашивание - Как первоначально Левенгук назвал бактерии? Какая наука получила развитие в результате исследований ученого? | Сосредоточение, сохранение сведений | Трофика для слуха, ума | Стихия вопрошания, стихия демонстрирования полученных знаний | Умение работать с информацией | |
Озадачивание Организация работы в парах: I - Работа с материалом учебника стр.48, составьте синквейн на тему «Бактерии» II - Можно ли узнать о присутствии бактерий, не видя их? Как узнать? Приведите примеры. Объясните, почему такое происходит? III - – Какие правила необходимо соблюдать, чтобы бактерии не мешали нам жить? Составьте памятку. Примерная памятка. 1)сохранять тело в чистоте, особенно руки, не грызть ногти, не есть руками; | Сосредоточение, сохранение сведений сотрудничество, соперничество Соучастие в обсуждении | Трофика зрения, ума (текст ), трофика для слуха | Стихия поиска, Познания, Стихия осмысления | Умеют работать с текстом, извлекать информацию, строить ответ на вопрос Уметь согласовывать свои действия с действиями партнера, производить простые логические действия (анализ, сравнение) уметь слушать одноклассников | |
IV - Объясните пословицы: В здоровом теле здоровый дух. Где много грязи, там раздолье заразе. | Сосредоточения, соучастие | Трофика для глаз, для ума (пословицы) | Стихия фольклора | Умеют объяснять и доказывать свою точку зрения | |
Осуществление мини-проектов “Бактерия” по изготовлению модели бактериальной клетки. На партах у каждого ученика приготовлены детали для изготовления модели: пластиковая форма от киндер-сюрприза, ватный диск, нить дл.10 см, нить дл.5 см, 4 драже аскорбиновой кислоты. Задание ученикам: из предложенных деталей собрать модель бактерии и обсудить результаты. | Создание образа бактерии | Предметы для модели | Стихия увлечения | Умеют изготавливать модель бактериальной клетки | |
Опрос: --Чему вы сегодня удивились? --Какие сделали открытия? --Какие знания приобрели? --Для чего нам нужны эти знания? Д/З Задания по выбору: I - Стр.учебника 46 - 48 составить вопросы по теме , II – тетрадь стр.22 Упр.39 III - interneturok.ru окруж. мир 2 класс, изучить тему «Чистота залог здоровья» и составить к ней кроссворд. Обобщение и оценивание учебного результата | Соучастие | Вопросы на осмысление полученных знаний | Стихия вопрошания, самовыражения, коллективной мыследеятельности | Умеют определять значение рассматриваемой темы и находить личностный смысл в ее изучении. Умеют включаться в ситуацию самоконтроля |
Список литературы:
1.Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:в 2 ч. Ч.1/Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана –Граф, 2013.
2. Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных организаций /Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана –Граф, 2014.
3.Мануйлов Ю.С.Урок в концепции средового подхода. – Н.Новгород, 2015.
4. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. – М. – Н. Новгород, 2002.
Веб-страницы:
- http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/BAKTERII.html-энциклопедия Кругосвет
- http://offline.by/forum/index.php?showtopic=117458&st=255 – фото льды Антарктиды
- http://kuda.su/tags/%E3%E5%E9%E7%E5%F0%EE%E2/ – фото гейзер
- http://oformi.net/gallery/priroda/18538-ubcs-el.html – капли воды
- http://cryazone.com/9839-bakterii-pod-mikroskopom.html – фото бактерии под микроскопом
- http://kmk-info.ru/tag/nauka-i-zhizn – фото бактерии M.tuberculosis
- http://www.youtube.com/watch?v=b-47L5vFc0g – видеофрагмент А.Левенгук
- http://www.youtube.com/watch?v=CaN6ajr9Kqc – видео Земля
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".
Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.Особое внимание уделила двум этапам у...
конспект урока по окружающему миру Тема Бактерии
урок по теме бактерии с групповой работой, с презентацией детей...
Средовый подход к организации образовательного процесса на уроках математики в условиях ФГОС
Средовый подход к образованию – дошкольному, школьному и особенно, к образованию непрерывному уже зафиксирован как перспективный на уровне «Всемирных докладов по образованию» ЮНЕСКО. Так что эта тема ...
Технологическая карта урока в средовом подходе по литературному слушанию в 1 классе
Технологическая карта урока в средовом подходе по литературному слушанию в 1 классе. Русская народная сказка "Лисичка-сестричка и волк"....
Сценарий музыкально-литературной композиции « День защитника Отечества» в средовом подходе
Сценарий музыкально-литературной композиции "День защитника Отечества" рекомендован педагогам начальной школы и воспитателям ГПД...
Технологическая карта урока в средовом подходе по литературному слушанию в 1 классе
Рекомендовано педагогам начальной школы, работающим в средовом подходе....
Технологическая карта урока (системно-деятельностный подход) Предмет: окружающий мир, класс- 4
Тема урока: Человеческие расыТип урока: урок открытия новых знаний.Форма урока: урок-исследование.К технологической карте урока прилагается "Оценка эффективности урока" с позиции системно-де...