Тема:«Водные богатства. Река и её части»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Тема урока: Водные богатства. Река и ее части.
Цель:Развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий.
- И сегодня, ребята, мы отправимся по экологической тропе. Закройте глаза и прислушайтесь. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта. | 37.82 КБ |
Презентация к уроку. | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формир. способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||
| ||||||||||||||||
Здравствуйте, ребята! Посмотрите на желтый цвет и успокойте свои эмоции, настройтесь на работу. | Организованное самоуправление и развитие коллективного общения по конкретной теме. | Осознанное и произвольное построение высказывания | Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме | Планирование учебного сотрудничества | Осуществляют мотивационную установку на предстоящую работу | Волевая саморегуля-ция | ||||||||||
| ||||||||||||||||
- Знаете ли вы, что нашу планету Земля называют «голубой» планетой? - Рассмотрите модель нашей планеты– глобус, возможно, вы увидите подсказку. Слайд - 2 (Много синего и голубого цвета) - Кто знает, что обозначают эти цвета на глобусе? (Так обозначается вода) - Действительно, воды на планете очень много. Гораздо больше, чем суши. И, если, планету разделить на 4 «равных» части, то 3 части – это вода. Слайд - 3 2017 год – год Экологии, также 22 марта был День воды . Слайд - 4 - И сегодня, ребята, мы отправимся по экологической тропе. Закройте глаза и прислушайтесь. (Грамзапись «Звуки реки, водопада») - Открываем все глаза. Что подсказали вам звуки? - Где в природе мы встречаем воду? - Наша тропа поведет нас по водоемам суши. А что люди обычно берут в путь?(воду).Слайд - 5 - Какой вкус у морской воды? - Можно ли её пить? - Попробуйте догадаться о каком водоёме мы будем говорить сегодня? Загадка Не конь,а бежит, Не лес, а шумит. (Река). Слайд - 5 - Что вы знаете о реке? ( Река – это постоянный водоток. ) - А есть ли у реки начало, и есть ли конец?(Да). - Кто сможет назвать тему урока? (Река и её части). - Может, вы,знаете какая в реке вода на вкус? - Да, а по научному несоленая вода называется пресной. И сегодня, мы узнаем о водоемах с пресной водой. Тема урока. Река и ее части. Слайд - 6 | Учатся ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя | Умение формулировать тему урока | Слушать и понимать высказывания собеседников | Умение донести свою позицию до собеседника оформить свою мысль в устной форме | Самоконтроль и взаимоконтроль ответов на вопросы учителя | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей | ||||||||||
III . Постановка учебных задач | ||||||||||||||||
-Какие цели поставим на урок? (сформулировать ответы учащихся) - Что поможет нам на уроке? (Помогут нам в этом ваше внимание, смекалка, ваши знания и умения. А также наши проекты.) | Учатся ставить учебные задачи | Постановка и формулирование проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания | Донести свою позицию до собеседника | Оформить свою мысль в устной форме | Дополняют ответы и действия учащихся, контролируют правильность и полноту действий | Осуществляют взаимоконтроль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться | ||||||||||
IV. Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач | ||||||||||||||||
Чтение текста – Водные богатства. стр. 82. -Давайте прочитаем текст учебника. 2. Питание рек . Слайд - 7 3. Истоки рек. Слайд - 8 - Ребята, какая река привлекла ваше внимание? (Терек. Она является символом нашего города Владикавказа) Ученица: -А я подготовила проект о реке Терек. Проектная работа. Река Терек – 9,10 слайды | Умения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса | Взаимодействуют друг с другом в парах, в группах, фронтально | Умения донести свою позицию до собеседникапланировать работу в группе, в паре | Понимать план действий | Проговаривают последовательность действий на уроке | ||||||||||
V. Физкультминутка «Лодочка» | ||||||||||||||||
- Ребята, наше путешествие мы продолжим на лодочке Две ладошки прижму и по речке поплыву. Две ладошки, друзья,- это лодочка моя. А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно. Вышли на берег крутой И отправились домой. | Формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня | Бережное отношение к своему здоровью | Организация эмоциональной разгрузки (релаксации) | Культура общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой деятельности | Осуществлять самоконтроль | Выполняют действия под руководством учителя | ||||||||||
VI. Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач | ||||||||||||||||
1. Река и её части - В начале урока мы ставили цель, узнать какие части у реки. -Посмотрите внимательно на фотографию в учебнике. - Названия этих частей реки мы можем найти в тексте. И обратите внимание на выделенные слова. 2. Работа в парах -Кто с кем рядом сидит, повернитесь друг к другу и на счёт соедините ваши пальчики. Один, два, три, четыре, пять Пять, четыре, три, два, один. Это значит, ребята, сейчас работаем в парах. Работа (по карточкам) – Как называются части реки. ( на доске картинка, прикрепляем карточки с названиями частей реки). Работали вы дружно, помогали друг другу. Молодцы! -Ребята, как вы думаете, в реке вода стоит или движется? А почему течёт река? - А давайте проверим. 3. Практическая работа - Рассмотрим опыт и найдём эту особенность. Эксперимент с водой - 1 группа - А можно перелить её, не поднимая стаканчик? (Нет.) Эксперимент с водой - 2 группа Макет. Наливаем воду. Итак, делаем вывод, куда текут реки? ( Река течёт под воздействием притяжения Земли. С более высоких участков по наклону в низкие участки.) | Умения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса | Взаимодействуют друг с другом в парах, в группах, фронтально | Умения донести свою позицию до собеседника планировать работу в группе, в паре | Понимать план действий | Проговаривают последовательность действий на уроке | ||||||||||
4.Какие еще бывают реки? Поиграем в игру. Я буду показывать, а вы называть: (широкие и узкие, глубокие и мелкие, тихие и шумные) Слайд - 11 - Ребята, а ещё реки могут быть чистые и грязные, мутные и прозрачные. Слайд - 12 - По каким причинам такое бывает? (ответы учащихся) -Кто чаще всего виноват в этом?(Человек). - А как сделать,чтобы реки были чистыми? (ответы учащихся: предлагают варианты). - Молодцы! Ваши варианты хороши! - Но именно человек должен следить за нашим богатством-чистой водой! | Проявлять учебно – познавательный интерес к проблеме урока, высказывать свои пути решения проблемы | Используют знания в практической работе. Перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса | Озвучивают удачные результаты работы, комментируют их. | Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества | Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль хода и результата выполненных действий | Вносят необходимые коррективы по ходу проверки работы | ||||||||||
VII. Закрепление изученного материала | ||||||||||||||||
8. Игра «Да – нет» - Ребята давайте поиграем в игру «Да -нет» Исток – это начало реки?(Да) Родник может быть началом реки? (Да) Устье – это река поменьше? (Нет) Горные реки медленные и извилистые (Нет) Пресная вода находится в реках(Да) | Умение различать части реки | Умение работать с тестами | Оформлять свою мысль в устной и письменной форме | Донести свою позицию до собеседника | Удерживать цель деятельности до получения её результата | Использовать речь для регуляции своих действий | ||||||||||
VIII. Контроль и самоконтроль | ||||||||||||||||
9. Тест - Ребята на партах у вас тесты, сами оцените свои знания по изученной теме. Ваши работы я соберу, проверю. | Анализ : «УМЕЮ – НЕ УМЕЛ», комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку | Осознанно и произвольно обосновывают качество продуктивной деятельности класса | Взаимодействуют друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают индивидуальные и групповые оценки. | Уметь строить в коммуникации оценочные суждения на основе предложенного алгоритма оценки работ | Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах и группах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий | Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практичес-ких работах корректи-ровку и недопущения повторения подобных ошибок. | ||||||||||
IX. Рефлексия учебной деятельности | ||||||||||||||||
- Что нового вы узнали для себя? - О чём расскажете дома? - Ребята, давайте выясним, понравился вам урок или нет. У вас на столе лежат смайлики разного цвета, выберите тот, который вам подходит. Жёлтый – всё понравилось, Красный – не понравилось. - Благодарю всех за работу на уроке! Все молодцы! | Обобщать полученные знания | Постановка учебных задач на следующие уроки | Строить понятные для партнёра высказывания учитывающие что партнёр видит и знает, а что нет | Проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения | Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата | Учиться совместно с учителем и другими учениками оценивать результаты творческой работы своей и сверстников |
Технологическая карта урока
Дата проведения: | |
Предмет: | Окружающий мир |
Класс: | 2 |
Тип урока: | Открытие нового знания |
Тема урока | «Водные богатства. Река и её части» |
Цель урока | Развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий |
Задачи урока: | Предметная Организовать деятельность учащихся по освоению нового материала. Метопредметная Познавательная: - Выявлять особенности разных объектов. - Извлекать информацию из текстов, книг, рассказов участников учебного процесса. - Применять схемы, классифицировать объекты. - Выбирать решение из нескольких предложенных. Регулятивная: - Узнавать и понимать учебную задачу, принимать советы и инструкции учителя. - Формулировать учебную задачу, совместно составлять план действий для решения учебной задачи. - Анализировать эмоциональное состояние, связанное с учебной деятельностью. - Осуществлять итоговый контроль деятельности. - Оценивать собственную работу. Коммуникативные: - Воспринимать текст с учетом поставленной задачи. - Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения. - Отвечать на вопросы, строить деловой монолог. - Высказывать свою точку зрения, осознавать наличие других мнений. - Вступать в учебное сотрудничество, проявляя доброжелательность. Личностные УУД: - Выражать положительное отношение к процессу познания. - Мотивировать свои действия, проявлять доброжелательность, внимательность. - Воспринимать речь учителя, одноклассников. - Желание быть аккуратным, поддерживать порядок на рабочем месте. |
Место урока в системе уроков | Урок 4,в 3 разделе «Путешествия» |
Основные понятия и термины темы | Понятия «река», «исток», «русло», «устье», «родники», «пресные воды». |
Межпредметные связи | Литературное чтение «Загадки», математика «Счёт притоков», экология «Бережное отношение к воде» |
Ресурсы урока | Программа окружающего мира автор А.А Плешаков, «Школа России», карточки для работы в паре, в группе и самостоятельной работы; компьютер, проектор, мультимедийная презентация, видеофрагменты. |
Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся | Для организации деятельности учителя и обучающихся использовались: - информационно - коммуникативная, личностно-ориентированные, здоровье сберегающие технологии; - индивидуальные, групповые и фронтальные формы; - словесный, визуальный объяснительно-иллюстративный, информационно-просветительский, дифференцированный методы. |
Подписи к слайдам:
Река – водный поток, текущий в выработанном им углублении Течение реки Исток – начало реки Устье – место впадения реки в океан, море, озеро, реку Главная река Правый приток Левый приток Длина реки Река и её части
Питание рек 1. Снеговое 2. Дождевое 3. Подземное 4. Смешанное питание
Родник Ледник Болото р. Волга р. Терек р. Москва Слияние рек р. Обь (р. Бия + р. Катунь ) Озеро р. Ангара Истоки рек
На берегу быстрой реки расположены большие города и маленькие посёлки, включая Беслан, Кизляр, Терек и Владикавказ. Беслан Кизляр Терек Владикавказ В каждом из них есть свои знаменитые места, на которые стоит посмотреть. Питание реки ледниковое и дождевое. Река Терек, является самой большой на территории Кавказа. С этим местом связано много исторических событий, а также древних легенд. Люди часто приезжают, чтобы насладиться красотой быстрой речки. Здесь можно увидеть и рыбаков, поскольку именно в реке Терек водятся такие ценные виды рыб как лосось, сазан, форель, сом, судак и усач.
Равнинные Горные р. Волга р. Терек Спокойное течение Широкая речная долина Длина реки большая Бурный поток Узкое ущелье Реки короткие Виды рек
широкие узкие глубокие мелкие
чистые грязные мутные
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Окружающий мир" 2 класс. Тема: Водные богатства"
Конспект урока по предмету "Окружающий мир "во 2 классе . Тема урока Водные богатства"...
Урок по окружающему миру во 2-ом классе по теме: Водные богатства
Урок открытия новых знаний....
Конспект урока по окружающему миру на тему «Водные богатства». 2 класс. Школа России. Плешаков А.А.
Конспект урока по окружающему миру на тему «Водные богатства». 2 класс. Плешаков А.А....
Урок окружающего мира на тему "Водные богатства нашего края".
Составленная технологическая карта позволяет дать представления о водоемах, их видах. Знакомит с водоемами нашего края и их особенностью....
Конспект урока окружающего мира для 2 класса по теме "Водные богатства Земли"
Урок окружающего мира "Водные богатства Земли" - урок изучения нового материала....
Урок ознакомления с окружающим миром для учащихся 4 класса УМК "Школа России". Тема: "Водные богатства нашего края"
Материал можно использовать на уроках окружающего мира в 4 классе при изучении раздела "Наш край"....