Открытый урок "План и карта"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Баева Наталия Владимировна

Окружающий мир

 (2 класс, УМК «Школа 2100»)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

План и карта Окружающий мир, 2 класс ГБОУ гимназия №1 Баева Наталия Владимировна

Слайд 4

Определяем основной вопрос урока Посмотри, какую карту я нарисовала! Ты нарисовала не карту, а план. Кто прав? Какие возникают вопросы? Что такое карта? Что такое план? Чем карта отличается от плана?

Слайд 5

Как изменяются видимые размеры поезда, когда он удаляется? Совместное открытие знаний Он становится меньше. Как изобразить большой участок Земли на маленьком листе бумаги? Зачем это делают? План и карта

Слайд 6

Узнайте ответ на этот вопрос на с. 78. Совместное открытие знаний Что такое план? Изображение предметов такими, как мы их видим сверху, называется планом. Что в плане особенного? 1. Изображение схематичное. 2. Вид сверху. 3. Изображение уменьшено.

Слайд 7

Физминутка

Слайд 8

На каком из рисунков Чив смотрит с высоты дома, а на каком – с высоты птичьего полёта?

Слайд 9

Можно ли разглядеть гнездо Чива на рисунке?

Слайд 10

План местности Совместное открытие знаний Можно ли по плану определить расстояние от одной точки до другой? Мы не можем измерить расстояние с помощью плана, на нём уменьшенное изображение предметов.

Слайд 11

Совместное открытие знаний Как можно сделать полезным план в измерении расстояния, прочитайте на с. 80. Чем выше мы поднимаемся над местностью, тем меньше кажутся предметы на ней. Это правило используют при изготовлении плана: размеры предметов и расстояния между ними уменьшают. Во сколько раз они уменьшены, показывает масштаб – условная мера. Масштаб 1 : 1000. В 1 сантиметре – 10 метров. Масштаб 1 : 1000. В 1 сантиметре – 1 метр.

Слайд 12

Измерьте по плану длину класса и длину школы

Слайд 13

Физминутка (для глаз)

Слайд 14

Совместное открытие знаний Почему приходится уменьшать предметы на плане? Невозможно большие предметы уместить на маленьком листе. Если продолжать это уменьшение, что должно остаться? Вместо домов останутся точки. Если подняться на ещё большую высоту на самолёте, что мы увидим? Увидим только самые крупные предметы: города, реки, озёра.

Слайд 15

Совместное открытие знаний Какие объекты будут хорошо видны по-прежнему? Дорога и река. Дома уже трудно рассмотреть. Удобен ли в этом случае план? Нет. Как быть, если надо изобразить большой участок земной поверхности? Узнайте об этом, прочитав текст на с. 81. Размеры многих предметов с самолёта или из космоса сокращаются настолько, что их трудно узнать. Тогда их обозначают условными знаками. Такое изображение предметов на поверхности Земли называется географической картой.

Слайд 16

Совместное открытие знаний Условные знаки на карте Расскажите, чем отличается вид этих важных объектов на Земле и на карте. Для чего нужна карта? Может ли карта указывать дорогу?

Слайд 17

Совместное открытие знаний Какие стороны света вы знаете? Есть ли они на карте? Запомните: на любой карте север находится наверху.

Слайд 18

Совместное открытие знаний Чем карта отличается от плана? Сходства : Различия : изображение схематичное вид сверху уменьшенное изображение, обозначен масштаб обозначены направления на стороны света на карте не обозначаются дома на карте обозначаются реки, озёра, города, горы в очень уменьшенном варианте план более подробен

Слайд 19

Применяем знания Постройте схему взаимосвязи между этими понятиями. Карта дома реки города улицы лес крупный масштаб мелкий масштаб план Карта реки города лес мелкий масштаб План дома реки улицы лес крупный масштаб

Слайд 20

Применяем знания Где план, а где карта?

Слайд 21

Применяем знания

Слайд 22

Применяем знания

Слайд 23

Применяем знания

Слайд 24

Применяем знания

Слайд 25

Применяем знания

Слайд 26

Применяем знания

Слайд 27

Применяем знания

Слайд 28

Применяем знания

Слайд 29

Применяем знания

Слайд 30

Применяем знания

Слайд 31

Итог урока Что вы нового для себя узнали? Что вам помогло открыть новые знания? Где пригодятся эти знания? Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? Как работал каждый из вас?

Слайд 32

Рефлексия Как работал ты? Какую работу мы сегодня выполняли? Чему учились? Кто или что вам помогало справиться? Кто доволен сегодня своей работой? ОПЕРАЦИЯ «ХИМС»

Слайд 33

Рефлексия ОПЕРАЦИЯ «ХИМС» Х орошо … И нтересно … М ешало … С собой возьму …

Слайд 34

Домашнее задание Попробуйте самостоятельно применить полученные сегодня на уроке знания, выполнив задание в рабочей тетради с.25

Слайд 35

Источники информации 1. Тексты, задания и иллюстрации из учебника для 2-го класса «Окружающий мир. Наша планета Земля» А.А. Вахрушева, О.В. Бурского, А.С. Раутиана. 2. Задания из Методических рекомендаций для учителя по курсу «Окружающий мир» для 2-го класса А.А. Вахрушева, Е.А. Самойловой, О.В. Чихановой. 3. Изображения с http://images.yandex.ru 4. Авторские задания.



Предварительный просмотр:

Проект учебного занятия

(Баева Наталия Владимировна, ГБОУ гимназия№1)

Окружающий мир

 (2 класс, УМК «Школа 2100»)

Тема: «План и карта»

Тип: открытие новых знаний

Цели:

-формировать у обучающихся понятие «карта», «условные знаки на карте»;

-развивать любознательность, речь, логическое мышление, память;

- воспитывать умение выслушивать мнение товарищей, работать в парах , интерес к учению, окружающему миру, России,  доброжелательность.

Прогнозируемые результаты:

- знать, что такое карта; понимать условные обозначения на них, т.е. обладать элементарными навыками чтения карт (понятия: план, карта);

- уметь различать план и карту, иметь представление о масштабе  (понятия: условные знаки, масштаб).

УУД

Личностные:

- не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению;

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по коллективно составленному плану;  

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- высказывать своё предположение 

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в обсуждениях, работая в паре.

Познавательные:

-  уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Информационно-технологические ресурсы:

УМК «Школа 2100»

- А.А.Вахрушев и др.

- презентация «План и карта»

- тетрадь, учебник, линейка

- электронные физкультминутки

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

Парная

Индивидуальная

Личностно-ориентированная  развивающая технология, реализующая компетентностный  подход:

 - широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы для развития коммуникативных умений учащихся (уделяя на первых этапах большое внимание распределению ролей и функций в группах и парах, закладывая нравственную и технологическую основу коммуникативных умений);

- самостоятельное добывание знаний учащимися;

- в ходе образовательного процесса выстраивание партнерских отношений;

- осуществляют самооценку учебной деятельности.

- использование индивидуальных творческих домашних заданий с дальнейшей их оценкой по параметрам: самостоятельность выполнения, оригинальность, стремление ученика к нахождению нестандартных способов решения, использование альтернативных источников информации;

 – проведение с детьми рефлексии урока (что узнали, что понравилось, что хотелось бы изменить и т. п.).

Этапы

Задача этапа

Формы организации

Методы обучения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы контроля

Планируемые результаты

Организация начала занятия

Подготовка учащихся к работе на занятии

коллективная

Приветствует учащихся, настраивает на урок, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

фронтальная

(Р) волевая саморегуляция.

Полная готовность класса, оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм

Подготовка к основному этапу

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

коллективная

беседа

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Слушают и отвечают.

.

Фронтальная

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

Организовать актуализацию умений;

организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия

Слушают и отвечают.

Выполняют задание в группах.

Представляют работу группы у доски с самооценкой.

Проговаривают, что повторили.

Проговаривают название этапа с учителем.

Отвечают на вопрос.

Совместное открытие знаний

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока

Организует составление совместного плана действий.

Организует определение средств. Организует уточнение следующего шага учебной деятельности

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог.

Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.

Организует уточнение темы урока.

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, ставят цель урока.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

Называют средства.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

Под руководством учителя выполняет составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Фиксируют новое знание в речи и знаках.

Под руководством учителя формулируют тему урока.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Самостоятельное применение знаний

Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Выполняют задание самостоятельно в паре.

Самостоятельная работа в паре

Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД).

Итог урока

Организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.

Выполняют самооценку.

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Рефлексия

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

коллективная

беседа

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку

фронтальная

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

 

Записывают в дневник



Предварительный просмотр:

Конспект урока

I.Организация начала занятия

Учитель приветствует учащихся, настраивает на урок, проверяет готовность к уроку

II.Подготовка к основному этапу

- Лене отправил электронное письмо её друг. Вы догадались о ком речь? (Миша)

Слайд 2

- Чтобы помочь открыть письмо Лене, нам необходимо ответить на вопросы Миши.

- Поможем Лене?

Ш. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

     Вопросы:

- Какие стороны света вы знаете?

- Какой прибор помогает определить направление сторон света?

- Представьте, что вы летите в самолете и смотрите вниз. Каким кажутся все предметы? Почему?

-Вы правильно ответили на поставленные вопросы и можно открыть письмо.

Слайд 3

(в письме кусочки плана, учащимся необходимо их собрать)

- Что это такое? (Дети делают предположения)

Слайд  4

- А сейчас давайте послушаем диалог Миши и Лены.

Лена: Миша, я нарисовала карту.

Миша: Это не карта, а план.

– Как вы думаете, кто прав?

Дети высказывают свои предположения.

– Какие вопросы возникают? (Что такое карта? Что такое план? Чем отличается карта от плана?)

– Как вы думаете, какая будет тема урока? (План и карта)

– Составим план урока.

План (примерный).  

Учитель вместе с детьми планирует деятельность на уроке.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

  1. Совместное открытие нового материала

Слайд 5

- Как изменяются видимые размеры поезда, когда он удаляется? (он становится меньше)

- Можно ли изобразить большой участок Земли на маленьком листе бумаги? Как?

    -  Для чего нам нужен план?

Слайд 6

- Чтобы точно ответить на вопрос, куда можно заглянуть? Где можно вычитать нужную информацию? (в учебник, с. 78)

– Что в плане особенного?

1. Изображение схематичное.

2. Вид сверху.

3. Изображение уменьшено.

Физминутка Слайд 7

– Посмотрите на с. 79, давайте прочитаем приключения воробья Чива.

Дети читают.

Слайд 8

– На каком из рисунков Чив смотрит с высоты дома, а на каком — с высоты птичьего полёта?

   

Слайд 9

- Можно ли разглядеть гнездо Чива на следующем рисунке?

Слайд 10

– Как вы думаете, можно ли по плану определить расстояние от одной точки до другой?

– Значит, план совершенно бесполезен в этом смысле?

Слайд 11

– Как можно сделать полезным план в измерении расстояния, прочитайте на с. 80.

– Посмотрите два плана на с. 80. Давайте разберёмся с масштабом.

– Почему пришлось уменьшать предметы на плане? (Мы не можем такие большие предметы уместить на маленьком листочке.)

– А если продолжать это уменьшение?.. Что должно остаться? (Останутся вместо домов точки.)

– А если подняться на ещё большую высоту на самолёте или из космоса? (Ни домов, ни школы не будет видно. Останутся лишь самые крупные предметы: города, реки, озёра.)

Слайд 12

Задание для работы в парах. Но перед этим озвучим правила работы в парах.

        (1-ое правило – договориться, 2-ое правило – уважать мнение товарища)

- Посмотрите, что изображают эти два плана? Прочитай масштаб.

- Сообща,  работая в паре, найдите в классе предметы размером 1 м и 2 м. Измерьте по плану длину класса и длину школы.

ФИЗМИНУТКА (для глаз) Слайд 13

Слайд 14

- Почему приходится уменьшать предметы на плане? (невозможно большие предметы уместить на маленьком листе)

- Если продолжать это уменьшение, что должно остаться? (вместо домов останутся точки)

Если поняться на ещё большую высоту на самолёте, что мы увидим? (увидим только самые крупные предметы: города, реки, озёра)

Слайд 15

-Какие объекты будут хорошо видны по – прежнему? (дорога и река. Дома уже трудно рассмотреть.

- Удобен ли в этом случае план? (нет)

-Как быть, если надо изобразить большой участок земной поверхности?  Узнайте об этом, прочитав текст на с.81.

(Размеры многих предметов с самолёта или из космоса сокращаются настолько, что их трудно узнать. Тогда их обозначают условными знаками. Такое изображение предметов на поверхности Земли называется географической картой.)

Слайд 16

-Расскажите, чем отличается вид этих важных объектов на Земле и на карте.

-Для чего нужна карта? Может ли карта указывать на дорогу?

Слайд 17

-Какие стороны света вы знаете? Есть ли они на карте?

Слайд 18

-Чем карта отличается от плана?

Похожи:

– Изображение схематичное.

– Вид сверху.

– Уменьшенное изображение, обозначен масштаб.

– Обозначены направления на стороны света.

Отличия:

– На карте не обозначаются дома.

– На карте обозначаются реки, озёра, города, горы в очень уменьшенном варианте.

– План более подробен.

– Как изображают дома на плане и на карте? (На плане дома изображены, а на карте показан лишь город, а сами дома – нет.)

  1. Самостоятельное применение новых знаний

Слайд 19

-Постройте схему взаимосвязи между этими понятиями

карта дома реки города улицы лес крупный масштаб мелкий масштаб план

Слайд 20-30

Индивидуальная работа

Игра «Где план? Где карта?»

- Если перед вами план, то вы расправляете руки, как крылья и летите на высоте птичьего полета.

- Если перед вами карта, то вы сжимаетесь.

  1. Итог урока

Слайд 31

  • Что вы нового для себя узнали?
  • Что вам помогло открыть новые знания?
  • Где пригодятся эти знания?
  • Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
  • Как работал каждый из вас?

  1. Рефлексия

Слайд 32

– Как работал ты?

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему учились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

Слайд 33

Операция «ХИМС»

Цель: Выяснить впечатления учеников от прошедшего урока.

Технология проведения:

У каждого ученика листочки. Отметьте галочкой:

– Хорошо…

– Интересно…

– Мешало…

–С Собой возьму…

См. Приложение

  1. Домашнее задание

Слайд 34

Попробуйте самостоятельно применить полученные сегодня на уроке знания, выполнив задание в рабочей тетради с. 25

Ребята, спасибо за помощь!

Мне было с вами очень комфортно вести занятие.

Благодарю за активную работу на уроке.

Желаю успехов в учебе.

Приложение

Хорошо:

работал в паре

отвечал на вопросы учителя

Интересно:

сравнивал  карту  и план

Мешало:

работа с другом

вопросы учителя

С собой возьму:

умение читать карту

умение различать условные

знаки на карте

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Изучаем карту полушарий: материки и океаны"

Урок по курсу «Окружающий мир» во 2 классе  программа «Школа 2100» с использованием компьютерных технологий по теме : "Изучаем карту полушарий: части света, материки, океаны". Одна из основ...

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси» (4 класс)

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру 4 класс «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (Программа "Школа России".)Цель: - формировать представление о возникновении сла...

Технологическая карта и презентация открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Имя существительное"

Технологическая карта и презентация открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Имя существительное"...

технологическая карта открытого урока

3  класс Тема В.Г.Короленко "Слепой музыкант"...

Открытый урок Природоведение 4 класс по теме Карта полушарий. Материки на карте и глобусе.

План-конспект урока природоведение (4 класс) по теме: "Карта полушарий. Материки на глобусе и карте "....

Урок "открытие" нового знания. Карта

Карта урока.Тип урока: освоение нового знания.Технология деятельного подхода.1) Этап урока.2) Цельэтапа. Формируемые УУД.3) Деятельность учителя.Деятельность учащегося....