Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Школа России" тема "Наш край"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Разработка урока по окружающему миру УМК "Школа России" 2 четверть, 4 класс . Тема :"Наш край", форма работы -групповая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Школа России" тема "Наш край" | 49.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Наш край».
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательные:
-сформировать представление обучающихся о родном крае;
-развивать умение работать с картой и дополнительной литературой;
-ознакомить с административной картой России, Орловской области.
Развивающие:
- развивать умения анализировать и на основе анализа строить выводы.
Воспитательные:
-воспитывать любовь к своему краю.
Метапредметные:
-формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-учить детей использованию исследовательского метода для поиска информации.
Формировать УУД:
Личностные
-развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
-способствовать развитию умения работать в группе;
-способствовать расширению словарного запаса детей;
-умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД
-умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД
-умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-высказывать свое предположение на основе работы с дополнительной литературой и атласом Орловской области;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;
-работать по предложенному учителем плану;
-умение извлекать информацию, представленную в разных формах(текст, карта);
-находить ответы на вопросы. Используя свой жизненный опыт.
Познавательные УУД
-делать выводы на основе обобщения знаний, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Формы организации учебно - познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая
оборудование: презентация, компьютер, рей буки, мультимедийный проектор, экран; административная карта России; административная карта Орловской области; презентация «Наш край»
Для детей : лист с инструкциями, лист самооценки.
Ход урока.
- Добрый день. Мы проводим урок окружающего мира. -Сегодня вы будете работать в группах, протяните друг другу руки, открытая ладонь – демонстрация доверия и согласия. -Присаживайтесь. Кто у нас дежурный? -Дежурный нам расскажет итоги наблюдения за погодой за последнюю неделю ноября. Откройте дневники наблюдений. (Рассказ о погоде) - Ребята, у кого есть какое- либо дополнение к сообщению? - Мы закончили свои наблюдения за осенними изменениями в природе, вы все научились наблюдать и рассказывать о своих наблюдениях. - В дальнейшем мы продолжим эту работу. И в конце года положим их в портфолио. - У каждого из вас на столе лежит лист самооценки, на протяжении всего урока мы будем с ним работать, будем его заполнять. - Заполните в оценочном листе графу наблюдение за природой. - Когда я готовилась к уроку, мне вспомнилось стихотворение нашего земляка Дмитрия Ивановича Блынского. Оно поможет сформулировать тему урока: Пойдем в мой край, В поля, в луга Орловщины, Нигде я лучше края не встречал, Я тут на ты с любым ручьем и рощею, Тут для меня начало всех начал. - О чем это стихотворение? (О родном крае) - А какой край вы считаете родным? (там где родились) - Мы начинаем изучение нового раздела «Родной край- часть большой страны» -Какова тема нашего урока? (НАШ КРАЙ) -Вы правильно её сформулировали. Оцените свои достижения в оценочном листе. -Точно также называется книга Андрея Федоровича Кострица, которой будем пользоваться на уроке. -Вы будете пользоваться и другой литературой, которая представлена вам на столе «Справочного материала». 3. Актуализация опорных знаний. -Сейчас мы отправимся в путешествие по нашему родному краю. -А помогут нам в этом географические карты. - Ребята, разрешите мне быть вашим экскурсоводом, вы - мои помощники. -Ребята. какая это карта? (карта полушарий) - В каком полушарии расположена наша страна? (в восточном). - На каком материке? (на материке Евразия) - А это какая карта? (физическая карта России) - Что мы можем узнать по физической карте? (Рельеф, города, реки). - Посмотрите, какая карта представлена на слайде? (Карта природных зон) - Покажите природные зоны, расположенные на территории нашей страны. А как вы думаете. В какой зоне находится наша область? (В зоне лесов). - Ребята, кто вспомнил все виды карт, отметьте в оценочном листе. -Ребята, познакомьтесь с новым видом карт: административной картой России. Вся территория представляет собой ковер из разных по цвету, форме, размеру кусочков. Так обозначаются края, округа, области, входящие в состав России. -Найдите Орловскую область, назовите областной центр. 4.Первичное усвоение новых знаний. -Наше путешествие продолжается, но теперь по нашей малой Родине - Орловскому краю. - Чтобы вы хотели узнать о родном крае? (Кто соседи, области, о природе, о животных, как их охраняют, какие реки протекают по территории, какие полезные ископаемые есть в крае). -Исходя из ваших вопросов мы можем поставить следующие задачи: 1. Определить местоположение Орловской области на административной карте России. - Как будет называться группа. Которая будет работать над этим вопросом? (Географы). - Какая группа хочет ответить на этот вопрос? -Получите инструкцию. - Как будет называться группа, которая будет изучать растительный и животный мир нашего края? (Биологи). -Какая группа хочет решить эту задачу? -Получите инструкцию. - А как будет называться группа, которая расскажет нам о полезных ископаемых края? (геологи) -Какая группа займется этим вопросом? -Получите инструкцию. - И изучением четвертой задачи займется группа №4. Как мы её назовем? (Экологи) - Группа экологи получите инструкцию. -Роли в группах распределите самостоятельно. 5.Самостоятельная работа в группах по инструкции. -Ребята, вы работаете самостоятельно. Не забывайте заполнять оценочные листы. 6. Проверка знаний. -Проверим, что вы узнали о нашем крае. -Географы я попрошу вас к доске. Остальные откройте атлас на с.7- новый вид карты, с которой мы познакомились. Административная карта Орловской области. (РАССКАЗ) - Сравните карту с атласом. Как ребята поработали? (Группа подготовила полное. Объёмное выступление). Оцените работу в группе. -Следующая группа «Биологи». Вы с какой картой работали? Откройте атлас на с.22 (рассказ) -Оцените работу группы. (Рассказ интересный, доступно рассказали0 - Предоставим слово группе «Геологов». Откройте атлас на с. 13 - Что вы можете сказать о работе этой группы? - Предоставим слово группе экологов. - Им было дано задание составить рассказ по презентации о редких растениях и животных «Орловского полесья». -Оцените выступление группы экологов (Речь построена, материал доносился доступно. Нам было интересно). _ Молодцы! Группы выступали хорошо. Не забывайте про свои оценочные листы. 7. Первичное закрепление -Ребята, в конвертах проверочный тест, но не на всех. По 1 человеку от группы будут работать на рейбуках, по этим же вопросам. Подпишите тесты. Сдайте их. - Какую оценку получили ребята, работающие на рейбуках. Эти оценки пойдут в ваши дневники. - Возьмите свои оценочные листы и подведите итог своей работы. -Дети. Поднимите руку у кого графа могу полностью заполнена. Вы справились с работой на уроке. Те, кто затруднялись и кому было сложно, не расстраивайтесь, мы будем продолжать работать над теми вопросами, которые вызвали у вас затруднение. _-Какие задачи ставились в начале урока? - Справились с поставленными задачами? -Что нового вы узнали? (Я не знал, что нашей области есть залежи железной руды. Я не знал – теперь знаю) -Дома я предлагаю вам выполнить задание творческого характера «Наш край». | ОЦЕНКА Слайды 1 -5 Слайд 6 ОЦЕНКА СЛАЙД 7 СЛАЙД 8 СЛАЙД 9 СЛАЙД 10 Слайд 11 ОЦЕНКА СЛАЙД 12 ЗАДАЧИ ХВАЛИТЬ ОЦЕНКА СЛАЙД НУЖЕН???? |
Инструкция для группы
«Географы»
1.Распределите обязанности.
2. Наложите прозрачный лист на карту нашего края соответственно сторонам горизонта.
3. Обведите границу Орловской области.
4.Наклейте названия областей, граничащих с Орловской областью.
5. Обозначьте областной центр город Орёл и города : Болхов, Мценск, Новосиль, Ливны, Малоархангельск, Дмитровск-Орловский.
6.Обведите реки: Ока, Зуша, Сосна.
Используя дополнительную литературу А.Ф. Кострица «Край наш Орловский» с.7,найдите информацию об истоке и устье рек: Ока, Зуша, Сосна.
7.Подготовьте вступление, используя полученную информацию по плану:
- Покажи границы нашей области.
- С какими областями граничит наш край. (назови соседей)
- Покажи на карте и назови областной цент
- Покажи и назови крупные районные города области
- Какие формы рельефа характерны для нашей области
- Какие реки протекают по территории области
8. Оцени работу в группе, используя оценочный лист.
Выступление географов
Орловская область образовалась в 1778 году. Наша область граничит на западе с Брянской областью, на северо-западе с Калужской, на севере- с тульской, на востоке с Липецкой, на юге с Курской. В состав нашей области входит 19 районов.
Областной центр – город Орёл, крупные районные города: Болхов, Мценск (в котором м живем), Ливны, Дмитровск-Орловский, Малоархангельск, Новосиль.
Поверхность орловской области – холмистая равнина изрезанная балками ( Длинный овраг (обычно с пологими склонами, поросшими растительностью) и оврагами ( Глубокая длинная с крутыми склонами впадина на поверхности земли.)
В нашем крае ярко выражены все времена года.
По Орловской области протекает много рек и речек. Самая большая река Ока берет свое начало у села Александровка Глазуновского района. Её самый большой приток река Зуша. Она берет свое начало в Тульской области. Река Сосна является правым притоком реки Дон. Исток реки у деревни Федоровка в Покровском районе Орловской области.
Тест
- С каким новым видом карт мы познакомились?
А) карта полушарий Б) административная карта В) карта природных зон
- На какой реке расположен город Орел?
А) Сосна Б) Зуша В) Ока
- Закончи предложение: Большую часть Орловской области составляют:
А) хвойные леса; Б) сельскохозяйственные угодья; В) широколиственные леса
- Какое животное, занесенное в Красную книгу России, обитает на территории
национального парка «Орловское полесье»?
А) тетерев Б) выхухоль В) косуля
- Самое распространенное полезное ископаемое Орловской области.
А) железная руда Б) глина В) строительный камень
- Можно ли на юге нашей области ориентироваться по компасу?
А) да Б) нет В) не знаю
Инструкция для группы
«Биологи»
- Распределить обязанности.
- Расположите карту соответственно сторонам горизонта.
- Опираясь на материал атласа Орловской области на с.21, укажите, какие леса преобладают по всей территории области.
- Наклейте условные знаки на прозрачный лист.
- Опираясь на материал атласа Орловской области на с. 22, укажите на своей карте места обитания самых распространенных животных нашей области.
- Используя литературу А.Ф. Кострица «Край наш Орловский с.12-21 подготовьте выступление по плану:
1. Природные зоны Орловской области.
2.Растительность области
3. Животный мир области
- Оцените работу в группе, используя оценочный лист.
Рассказ биологов
Орловская область расположена на границе между лесной и степной зонами. Условной границей между ними служит река Ока. Лесов в нашем крае мало- 1/10 часть от всей территории. В западном и северо-западном районах Дмитровском, Хотынецком, Мценском преобладают хвойные, мелколиственные, широколиственные, а также смешанные леса. Здесь растут: дуб, береза, сосна, ель, осина, липа, ольха, черемуха, рябина, клен, ясень, дикая яблоня и груша, лещина, крушина, бересклет бородавчатый. Лесостепь встречается в основном в восточных районах и в некоторых центральных. Степная флора представлена шлемником приземистым, резухой ушастой, лапчаткой донской, солнечником узколистным, мордовником обыкновенным и др. Степи нашего края почти целиком распаханы и превращены в культурные поля.
В нашем крае обитает много различных диких животных. Самым крупным диким животным является лось. В лесах водится дикий кабан. Из хищных животных – волк, лисица, барсук. Пушные звери: белка, выдра речная, заяц-русак.
Жизнь большинства птиц Орловской области связана с лесами. Рощами. Не все птицы живут у нас круглый год. В лесах водятся : глухарь, тетерев, лесной голубь. К хищным птицам относятся: ястреб тетеревятник, сова ушастая, пустельга обыкновенная.
Инструкция для группы
«Экологи».
- Распределить обязанности в группе.
- Используя слайды презентации и дополнительную литературу (атлас с.23) составить устный рассказ.
План.
- Что такое заказники.
- Местоположение заказников, на территории Орловской области.
- Национальный парк на территории области.
- Какие растения охраняются в Национальном парке Орловской области?
- Охраняемые виды животных в национальном парке.
А) зубр
Б) выхухоль
В) вечерница гигантская
Г) орел змееяд
3. Откройте атлас на с.23.Нанесите на прозрачный лист основные видовые заказники и национальный парк.
4.Оцените работу в группе, используя оценочный лист.
Рассказ
Инструкция для группы
«Геологи».
- Распределите обязанности.
- Заполните карточку по теме «Полезные ископаемые нашего края», используя атлас на с .13 и книгу А.Ф. Кострица «Край наш Орловский» с.9-11.
- Нарисуйте условные знаки месторождений полезных ископаемых на карту.
Наш край (_____________) полезными ископаемыми. В Орловской области распространены (________________________) они имеются повсеместно и часто выходят на поверхность земли по ( _______________________________________). Наиболее крупные месторождения
( _____________________________________) находятся у окрестностей городов
(_____________________________________ ) . Крупное месторождение песка (_____________________________________) в 20 км севернее от города (_________) .
Орловская область богата (_________________________________________). Среди природных богатств нашей области занимает (_____________). Он используется в качестве (__________________). Месторождения торфа в
( ________________________________________________) районах.
В Орловской области расположен "хвост" пласта (_________________________), однако руда в нем трудно добываема. Руда в (_______________________________)залегает на глубине 180-260 метров, содержание железа в среднем около 58%. Месторождение имеет промышленное значение, но в настоящее время не разрабатывается.
4.Оцените работу в группе, используя оценочный лист.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "РАСТЕНИЕВОДСТВО В НАШЕМ КРАЕ"
Цели урока: сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае, познакомить с отраслями растениеводства (полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство), расширить знания о раст...
Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Наш край"
Данный урок посвящен теме "Наш край" (Брянская область)....
Конспект урока по окружающему миру "Животноводство в нашем крае" 4 класс Школа России
Предлагаю конспект по окружающему миру в 4 классе УМК "Школа России"...
конспект урока по окружающему миру 4 класс "Наш край"
конспект урока "наш край"...
Конспект урока по окружающему миру + презентация "Достопримечательности родного края" (УМК "Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова", 3 класс)
Цель деятельности учителя: формирование знаний о достопримечательностях родного края.Планируемые результаты:Предметные:Знать понятия «достопримечательность», «Родина»;Знать дос...
Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства нашего края" (УМК "Школа России" 4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о водоемах нашего края.Планируемые результатыПредметные: знать понятие река и ее части, учить различать водоемы естественного и искусственного про...
Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства нашего края"
Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства нашего края"...