Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Наш край"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Данный урок посвящен теме "Наш край" (Брянская область).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект по окружающему миру 4 класс | 42.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 20. ТЕМА: НАШ КРАЙ.
Цели | Создать условия для ознакомления с административной картой России и с картой области, с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края,; систематизации и расширения знаний учащихся о природе и хозяйстве своего края; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о родном крае; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | Открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником и дополнительной литературой. Личностные: имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная, групповая |
Образовательные | http://festival.1september.ru/articles/562851/ |
Оборудование | Экран, компьютер, презентация; словарь Ожегова; административная карта России; карта родного края (области), карточки, учебное пособие «Природа родного края.2 класс». |
Основные | Административная карта России, карта родного края |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного Постановка целей и задач урока. | Учитель - Добрый день, ребята. Закройте глаза и тихо повторяйте за мной: Прекрасно все на небе, Прекрасно на земле, Прекрасно все вокруг, Прекрасно все во мне! - Открыли глаза, посмотрели друг на друга, улыбнулись, тихо сели.
Звучит запись песни «Наш край». - Как вы думаете, почему прозвучала эта песня? Почему наш урок начался так необычно? - Да, совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела «Родной край – часть большой страны». Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел(стр.135 учебника). О чудесном нашем крае Будет разговор, О прекрасном милом крае, Где мы все живём! (На доске тема урока: «Наш край».) слайд 1 - Что же значит слово «край»? Найдите толкование слова в словаре Ожегова. Какие определения для нас подходят? - Какая цель может быть поставлена в связи с темой? (Узнать больше о родном крае) - Что вы хотели бы узнать о родном крае? - Вот об этом мы и будем сегодня говорить на уроке. На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие – на следующем уроке. | Слушают учителя, принимают участие Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место читают (Вопросы детей: -Какой он наш край? Как живут и чем занимаются люди? Что окружает нас? и др.) | Фрон-тальная, индиви-дуальная | Личностные: понимают значение знаний для человека Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями | Устные ответы. Организация рабоче- го места |
II. Актуализация опор-ных знаний | Проверка задания | - Прежде чем начнем изучать наш край, вспомним, о чем мы говорили на предыдущих уроках. - Я думаю, что вы очень много знаете о природных зонах России, сумеете назвать каждую из основных зон и показать её местоположение на карте. - Давайте проверим, так ли это. 1. До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да и снег скрипел под полозьями нарт. (Тундра) 2. С приближением лета с каждым днём становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю влагу из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её: остались только травы с узкими листьями. (Степь) 3. Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе. (Пустыня) 4. Снег и лёд покрывают территорию на протяжении всего года. Зимой здесь солнце совсем не показывается над горизонтом. В это время наблюдается интереснейшее явление . По небу то проносятся огромные волны красного, зелёного цветов, то появляются пылающие длинные ленты уходят в небесную бездну. Здесь люди постоянно не живут. Имеются метеостанции, где работают научные экспедиции. (Арктическая пустыня) 5. Солнце здесь стоит высоко над горизонтом и тепла достаточно круглый год. Зима очень тёплая и мягкая. Бывает, что выпадает снег, но он быстро тает. Солнце, тепло, море, лечебные грязи и целебные минеральные воды привлекают сюда людей на отдых и лечение. (Черноморское побережье Кавказа) 6. В этой зоне хорошо выражены четыре времени года. Здесь много водоёмов: ручьёв, рек, озёр. Она занимает большую часть территории России. В природе этой зоны немало красивейших уголков, которые доставляют нам эмоциональное наслаждение. Во все времена люди восхищались этой красотой, воспевали в песнях, стихах, живописи. (Лесная зона) -А сейчас выполните, пожалуйста, тест в КИМах, стр.32.( слайд 2). Сильные ученики выполняют задания на карточках (приложение 1). | Отвечают показывают природные зоны на карте | Фронтальная. Индиви- дуальная Взаимо-провер-ка(рабо-та в парах) | Познавательные: извлекают необходи- мую информацию из высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания; осуществляют логические действия. | Устные ответы Пись-менная работа |
| По родному краю | Регулятивные: ориентируются по карте; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | ||||
III. Изучение нового материала | Знакомство Постановка проблемного вопроса | – Внимательно посмотрите на административную карту России и изучите условные обозначения. Что расскажет карта? Что расскажут условные обозначения? – Найдите на карте самые крупные республики, края, – Где в основном находятся эти большие по территории республики, округа, края? - Найдите на карте территорию, где мы живем. – Это наш край, наша малая родина. - Сейчас мы более подробно исследуем Брянскую область и попытаемся решить проблему : «Что я могу рассказать иностранцам о моем крае?» - Исследовать мы будем по плану: (слайд 3) 1. Название области. 2. Положение области на карте. 3.Экономика области. 4. Природа области. 5. Охрана окружающей среды в нашем крае. - Как вы считаете, есть ли какие-то факты об области, которые будут интересны иностранцам? - Посмотрите на административную карту Брянской области. Какой город является главным в Брянской области? Покажите на карте. – Кто наши соседи? ( слайд 4, 5)
| Рассказывают об особенностях условных обозначений, показывают на карте России Брянскую область. Перечисляют города, населенные пункты Брянской области. | Фрон-тальная, индивидуальная | Устные ответы |
IV. Практическая деятельность | Работа с дополнительной литературой Задания | -Работать будем в группах: группа «Географы», группа «Экономисты», группа «Натуралисты». Работать будете с картами и дополнительной литературой «Природа нашего края». У каждой группы есть вопросы (приложение 2), на которые вам нужно ответить. Работаем с дополнительными источниками информации и заполняем карточки-помощницы (приложение 3). - Проверим, какой материал об области вы собрали, зачитаем текст, который получился у вас в карточках. (слайд 6,7,8-животные) - Если есть в области исчезающие виды растений и животных, то они должны охраняться. Поэтому в области создан заповедник «Брянский лес». О нем расскажет Катя (приложение 4). ( слайд 9-18 - Красная книга Брянской области) - А как вы оцениваете экологическую ситуацию в области ? - О экологической ситуации в области расскажет Андрей.(приложение 5) Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации | Рассказывают о растительном и животном мире родного края, называют развитые отрасли производства своего края. Устный рас- Ответы уч-ся Устный рас- Выполняют | Групповая | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов допол- нительной литературы Регулятивные: ориентируются в дополнительной литературе, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия. принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Над какой темой работали? - Вернемся к проблеме урока. Вспомним, как она звучала. - Как ответите на этот вопрос ? – Какая информация показалась для вас значимой? Почему? – Какие задания вызвали затруднения? Почему? – Какие задания не вызвали затруднений при их выполнении? – Как оцениваете свою деятельность? (Слайд 19) | Отвечают смайлики | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя |
| Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карточки
№ 1. Определите, о какой природной зоне идет речь:
• Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом – полярный день. Почва почти совсем не образуется, там вечная мерзлота. (Ледяная зона.)
• Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая температура воздуха, сильные ветры – все это препятствует росту больших деревьев. (Тундра.)
• Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая весна, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жаркое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые. (Зона степей.)
• Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров. (Зона пустынь.)
№ 2. Постарайтесь исправить ошибки в цепи питания:
• Сова, змея, подорожник, слизень. (Подорожник, слизень, змея, сова.)
• Кузнечик, орел, ящерица, клевер. (Клевер, кузнечик, ящерица, орел.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1 группа
- Где расположена Брянская область?
- Какой город является главным в нашей области?
- Кто наши соседи?
- В какой природной зоне, тепловом поясе мы живем? (карта)
- Познакомимся с картой Брянской области ( на доске, на партах).
- Перечислите известные вам города, реки, населенные пункты.
- Найдите поселок, в котором мы живем.
- Сделаем вывод.
2 группа
- Богата ли наша область полезными ископаемыми? ( карты )
- А какие полезные ископаемые есть на территории нашего поселка?
- Какие отрасли сельского хозяйства развиты в области?
- Какие отрасли промышленности являются ведущими?
- Сделаем вывод.
3 группа
- Какие животные и растения встречаются на территории области?
- Есть ли исчезающие виды?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Карточка-помощница для первой группы:
Брянская область расположена на ….. ( Восточно-Европейской равнине), в зоне …( лесов), в …. (умеренном) тепловом поясе. Она находится в …. (западном ) направлении от Москвы. Главный населенный пункт области – город …( Брянск). Соседи области: государства….. ( Украина , Белоруссия), области …. (Смоленская, Тульская. Орловская, Курская, Калужская).
Карточка-помощница для второй группы:
В Брянской области развиты отрасли сельского хозяйства, такие как …(земледелие, животноводство). Выращиваются такие культуры ,как …(зерновые, сахарная свекла и другие). В области значительные запасы таких полезных ископаемых, как ..(торф, песок, глина, мел). Ведущими отраслями промышленности являются….. ( машиностроение, пищевая промышленность, деревообрабатывающая промышленность, стекольная промышленность и другие).
Карточка-помощница для третьей группы:
Большая часть Брянской области лежит в …. ( лесной) природной зоне. Чаще встречаются такие породы деревьев как …(ель , сосна, береза, дуб). В области встречаются разнообразные травянистые растения…. ………( подорожник, одуванчик и другие). В лесах области обитают животные.. .. ( заяц-русак, лисица, хорек, лось, белка, грызуны) и различные виды птиц …. (клест, воробьи, синицы, поползень и другие). Также в области есть исчезающие виды растений и животных ….( зубр, венерин башмачок и другие).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Сообщение:
Заповедник «Брянский лес» основан в 1987 году, расположен на территории Суземского и Трубчевского районов Брянской области. Он находится на границе с Украиной. Заповедник имеет охранную зону площадью 9654 га. На прилегающих к заповеднику территориях создана сеть государственных заказников и памятников природы областного значения, охрана которых осуществляется землепользователями совместно с заповедником. Сюда включен государственный природный заказник федерального значения «Клетнянский» (площадь 39100 га). Особенность животного населения этих мест — прохождение южных рубежей современного распространения некоторых лесных видов. В их числе: глухарь, мохноногий сыч, заяц-беляк, рысь,бурый медведь и др. В октябре 2011 года в заповедник были завезены 7 зубров. Всего планируется завезти около 20 животных .Брянский лес – единственное место в Европе, где встречаются все 10 видов дятлов: большой пёстрый дятел, средний пёстрый, малый пёстрый дятел, сирийский, белоспинный, желна,седой, зелёный, трёхпалый и вертишейка .
(презентация- Красная книга Брянской области)
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Сообщение:
Природные условия для жизни населения в области не совсем благоприятные. Экологическая ситуация осложняется главным образом загрязнением атмосферы, вод, сельскохозяйственным загрязнением почв, на юго-западе радиоактивным загрязнением из-за аварии на Чернобыльской АЭС . В настоящее время природа остро нуждается в нашей защите. Миллионы лет она помогала нам, а теперь настала наша очередь.
Ранее считалась, что планета земля богата неограниченными природными ресурсами, которые человек мог использовать для своих целей в неограниченном количестве. Однако со временем потребности человека начали расти, а природные ресурсы истощаться. Люди пытаются улучшить свой быт, их запросы растут, и тем временем природные ископаемые исчезают как снег весной. В итоге получается, что человек стал на путь откровенного и ничем не прикрываемого грабежа природных достояний и постепенно утрачивает свой человеческий облик. Если так пойдет и дальше, то человечество в недалеком будущем ожидает неминуемая физическая деградация.
Но кто, если не мы? Абсолютно каждый житель планеты должен осознавать, что планета земля его дом, именно она дает ему все необходимое для жизни. Только в единстве с природой можно сохранить себя и весь род человеческий от духовной деградации и неминуемой гибели. Наше поколение должно оставить потомком чистую и богатую планету, на которой люди бы жили счастливо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Водоемы нашего края".
Очень хочется рассказать детям как можно больше о том месте, где они лечатся, расширить их кругозор об окрестностях СПб....
Конспект урока по окружающему миру "Ты -велосипедист" Пономарёва Елена Владимировна МАОУ с УИОП "СОШ №3" г. Березники Пермский край
Цель: познакомить детей с историей возникновения велосипеда, с устройством велосипеда, с правилами использования велосипеда...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе УМК "Школа России" Наш край – Саратовская область
Цели урока:Сформировать представление учащихся о родном крае; изучить географическое положение Саратовской области, используя методы исследования.Совершенствовать умение работать с картой и дополнител...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: "Водоёмы нашего края".
Развёрнутый конспект урока по окружающему миру в 4 классе....
Конспект урока по окружающему миру.Тема: Полезные ископаемые нашего края (В гостях у Хозяйки Медной горы)
Конспект урока по окружающему миру...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Родной край-часть большой страны.Курский край." УМК "Школа России"
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор А.А.Плешаков....
Конспект урока по окружающему миру "Родной край" 1 класс.
Цель урока:- расширить знания учащихся о родном крае;-формировать умение самостоятельно открывать новые знания: «что такое город-село?»;-способствовать развитию мон...