Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства нашего края" (УМК "Школа России" 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру

Цели деятельности учителя: формирование представлений о водоемах нашего края.
Планируемые результаты
Предметные: знать понятие река и ее части, учить различать водоемы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию
Личностные: ответственное отношение к учению; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
 
Тип урока: открытие нового знания
 
Оборудование: учебник, раздаточный материал, ПК, проектор, презентация по теме урока.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:        18.11.2019                                                                                                ФИО учителя: Шартон Ирина Александровна

Школа: МОУ Варшавская СОШ                                                                        ФИ студента: Ефименко Анастасия

Класс:4                                                                                                        ФИО методиста: Боева С.З.

Кабинет: 4

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: Водные богатства нашего края.

Цели деятельности учителя: формирование представлений о водоемах нашего края.

Планируемые результаты

Предметные: знать понятие река и ее части, учить различать водоемы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию

Личностные: ответственное отношение к учению; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник, раздаточный материал, ПК, проектор, презентация по теме урока.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1-2 мин

Утром ранним кто - то странный

Заглянул в моё окно.

На ладони появилось ярко - рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло, тонкий лучик золотой.

И как с первым лучшим другом

Поздоровалось со мной!

- Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой, дарит хорошее настроение. Давайте и мы с вами улыбнёмся друг другу, подарим хорошее настроение и начнём наш урок

- Я вижу что у вас сегодня прекрасное настроение.

Вы справитесь с любым заданием.

Настраиваются на работу.

– самоопределение (Л);

– смыслообразование (Л);

– целеполагание (П);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

II. Актуализация знаний и мотивация

4-5 мин

Для начала давайте проверим ваши знания. Попробуйте решить тест (на слайде вопросы теста)

Вопросы:

 1. Самая распространенная форма рельефа – это:

а) равнина;          б) горы.

2. Углубление  в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется:

а) балка;         б) холм;        в) овраг.

3. Каким цветом на карте обозначены плоскогорья?

а) желтым;        в) светло-коричневым;

б) зеленым;        г) коричневым.

4. Горы, созданные людьми, называют:

а) холмы;         б) терриконы;        в) плоскогорья.

5. Нижняя часть горы, холма – это:

а) подошва;         б) склон;        в) равнина.

6. Есть у оврага, холма и горы:

а) вершина;         б) склон;        в) подошва.

7. Углубление на земной поверхности с пологими, поросшими растениями склонами – это:

а) балка;         б) овраг;        в) озеро.

8. Каким цветом обозначены на карте низменности?

а) желтым;         б) зеленым;        в) светло-коричневым.

9. Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров, – это:

а) гора;         б) холм;        в) терриконы.

Сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте тест. (на слайде ответы)

Без ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3-4 ошибки – 3

5 и более – 2

Поднимите руку у кого не было ни одной ошибки. У кого 1-2? У кого 3-4? А есть такие, у кого 5 и более ошибок?

Какие вы молодцы!

Выполняют тест.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);

– использование знаково-символических средств (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– подведение под понятие (П);

– выполнение пробного учебного действия (Р);

– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

III. Постановка учебной задачи

4-5  мин

А сейчас отгадайте загадки

1)   Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.

2)   Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я.

Кто я такая?

Где же мы можем встретить воду в жидком состоянии?

Как можно назвать это одним словом?

Кто может предположить, какая тема нашего урока?

Какие цели мы можем поставить?

Отгадывают. загадки.

Вода.

В ручейке, реке, озере, море, океане.

Водоемы.

Формулировать тему и цели урока.

Водные богатства нашего края

1. Познакомиться с разнообразием водоемов нашего края.

2. Сформировать представления о естественных и искусственных водоемах.

3. Раскрыть значение водоемов в природе и жизни человека.

4. Выяснить необходимость и способы охраны водоемов.

– самоопределение (Л);

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);  

– поиск и выделение необходимой информации (П);  

– выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

– планирование (П);  

– прогнозирование (П);  

– структурирование знаний (П);  

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

IV. Открытие нового знания

7-8 мин

- Каким цветом обозначена вода на карте?

- Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему?

- Одинакова ли вода на вкус?

-Какая вода в водоемах нашего края?

- Где вода соленая?

2. Работа в группах

-Выясним, какие водные объекты находятся в нашем крае, и составим их список. Две группы работают с краеведческой литературой, третья группа — с картой нашего края.

(В результате работы в группах получается список водных объектов своего края, который можно записать в рабочей тетради на с. 68 (задание 1). Учитель вывешивает плакат «Схема реки».)

- Вспомните схему реки. Как называют место, где река берет свое начало?

- А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро?

-Что еще имеет река?

-А как мы это узнаем?

-Синим

-Синего. Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода.

-Нет, вода бывает пресная и соленая.

-Пресная

В морях и океанах

Исток

Устье

Притоки. Река течет по руслу, у нее есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми.

Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будут правый берег и правые притоки, а слева — левый берег и левые притоки.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

– волевая саморегуляция (Р);

– познавательная инициатива (Р);

– выдвижение гипотез и их обоснование (П);

– установление причинно-следственных связей (П);  

– построение логической цепи рассуждений (П);

– доказательство (П);

– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

V.Первичное закрепление во внешней речи

4-5 мин

1. Работа в группах

- А теперь составьте рассказ-описание реки по плану на с. 145 учебника.

(Работа ведется с использованием карты местности. После подготовки заслушивают ответы, которые учитель обобщает и дополняет.)

2. Работа в парах

- Заполните таблицу в рабочей тетради на с. 68 (с. 69 — если это не река).

(Коллективная проверка.)

Физкультминутка.

Выполняют задания в группах.

Выполняют задания в парах.

– подведение под понятие (П);

– установление причинно-следственных связей (П);  

– выполнение действий по алгоритму (П);

– доказательство (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

4-5 мин

Выполнение заданий в рабочей тетради

-Выполним задание 2 на с. 69, составим схему «Значение

водоемов в природе и жизни человека».

(Интересные схемы можно зарисовать на доске.)

-Рассмотрите рисунки в задании 3 на с. 70. Какие экологические проблемы отражены на этих рисунках?

- Какие меры охраны природы помогут решению этих проблем?

Примерный ответ. 1. Сточные воды и различный мусор попадают в водоемы и загрязняют их. 2. Люди, приезжающие отдыхать на водоемы, бросают в них разбитые бутылки, консервные банки и многое другое. 3. Люди применяют удобрения или ядохимикаты для повышения урожайности. Но иногда их используется больше нужного количества, тогда дождевая вода приносит часть удобрений и ядохимикатов в водоемы. 4. Водители моют автомобили или мотоциклы в реке.)

Высказывают мнение

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

– подведение под понятие (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– доказательство (П);

– контроль (Р);

– коррекция (Р);

– оценка (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

VII. Включение в систему знаний

7-8 мин

Работа по учебнику

С. 146-147

- Прочитайте в учебнике статью «Значение водных богатств и их охрана». Сформулируйте вопросы по прочитанному тексту.

В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистные сооружения, где использованная в производстве вода очищается и используется снова.

«Творческая работа»

Составление памятки «Правила поведения у водоема». Работа проводится в парах или группах. После прослушивания и обсуждения ответов детей, составляют общую памятку.

Памятка «Правила поведения у водоема»

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

-Что еще загрязняет водоемы, с чем надо бороться?

Ученики работают с текстом. Затем задают друг другу вопросы.

В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты.

– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

– понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

– установление причинно-следственных связей (П);

– контроль, коррекция, оценка (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

– постановка вопросов (К);

– осознание ответственности за общее дело (Л);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

2-3 мин

-Какое значение в природе имеют водоемы?

- А для человека?

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

- Где могут пригодиться в жизни новые знания?

-Какие трудности возникли в работе?

- Что показалось наиболее интересным?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Кого можно поблагодарить за работу?

(Самооценка. Комментарий учителя.)

Отвечают на вопросы

– рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Водоемы нашего края".

Очень хочется рассказать детям как можно больше о том месте, где они лечатся, расширить их кругозор об окрестностях СПб....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ТЕМА: «НАШИ ПОМОЩНИКИ – ОРГАНЫ ЧУВСТВ.» 3 КЛАСС ЗПР

Цели:1. Обобщить знания детей об органах чувств человека.2. Развивать практические навыки, наблюдательность, умение работать в группе.3. Воспитывать бережное отношение к своему организму.Планируемый р...

Конспект урока по окружающему миру, тема: «Наши ближайшие соседи» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: ознакомление детей со странами, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации.Планируемые результаты:Предметные:- уметь находить и показывать на карте страны и и...

Конспект урока по Окружающему миру. Тема: "Наши ближайшие соседи" (3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с государствами- ближайшими соседями России.Планируемые результаты:Предметные: ·        знать:государства, граничащие ...

Конспект урока по окружающему миру . Тема: «Наши ближайшие соседи»

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о других странах, которые находятся на границе с Россией;Планируемые результаты:Предметные:Знать, какие страны находятся на гра...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Наши ближайшие соседи» (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о других странах, которые находятся на границе с Россией;Планируемые результаты:Предметные:Знать, какие страны находятся на гра...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Наши ближайшие соседи". (УМК "Школа России", 3 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о ближайших соседях России; формирование умения работы с картой.Планируемые результатыПредметные:Знать ближайших соседей России;знать столицы стра...