Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства нашего края"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства нашего края"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vodnye_bogatstva_nashego_kraya.docx | 25.25 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Тема: Водные богатства нашего края.
Цели деятельности учителя: формирование представлений о водоемах нашего края.
Планируемые результаты
Предметные:знать понятие река и ее части, учить различать водоемы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию
Личностные:ответственное отношение к учению; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование:учебник, раздаточный материал, ПК, проектор, презентация по теме урока.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 1-2 мин | Утром ранним кто - то странный Заглянул в моё окно. На ладони появилось ярко - рыжее пятно. Это солнце заглянуло, Будто руку протянуло, тонкий лучик золотой. И как с первым лучшим другом Поздоровалось со мной! - Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой, дарит хорошее настроение. Давайте и мы с вами улыбнёмся друг другу, подарим хорошее настроение и начнём наш урок - Я вижу что у вас сегодня прекрасное настроение. Вы справитесь с любым заданием. | Настраиваются на работу. | – самоопределение (Л); – смыслообразование (Л); – целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
II. Актуализация знаний и мотивация | 4-5 мин | Для начала давайте проверим ваши знания. Попробуйте решить тест (на слайде вопросы теста) Вопросы: 1. Самая распространенная форма рельефа – это: а) равнина; б) горы. 2. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется: а) балка; б) холм; в) овраг. 3. Каким цветом на карте обозначены плоскогорья? а) желтым; в) светло-коричневым; б) зеленым; г) коричневым. 4. Горы, созданные людьми, называют: а) холмы; б) терриконы; в) плоскогорья. 5. Нижняя часть горы, холма – это: а) подошва; б) склон; в) равнина. 6. Есть у оврага, холма и горы: а) вершина; б) склон; в) подошва. 7. Углубление на земной поверхности с пологими, поросшими растениями склонами – это: а) балка; б) овраг; в) озеро. 8. Каким цветом обозначены на карте низменности? а) желтым; б) зеленым; в) светло-коричневым. 9. Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров, – это: а) гора; б) холм; в) терриконы. Сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте тест. (на слайде ответы) Без ошибок – 5 1-2 ошибки – 4 3-4 ошибки – 3 5 и более – 2 Поднимите руку у кого не было ни одной ошибки. У кого 1-2? У кого 3-4? А есть такие, у кого 5 и более ошибок? Какие вы молодцы! | Выполняют тест. | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П); – использование знаково-символических средств (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – подведение под понятие (П); – выполнение пробного учебного действия (Р); – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); |
III. Постановка учебной задачи | 4-5 мин | А сейчас отгадайте загадки 1) Я и туча, и туман, И ручей, и океан, Я летаю и бегу, И стеклянной быть могу. 2) Меня пьют, Меня льют, Всем нужна я. Кто я такая? Где же мы можем встретить воду в жидком состоянии? Как можно назвать это одним словом? Кто может предположить, какая тема нашего урока? Какие цели мы можем поставить? | Отгадывают. загадки. Вода. В ручейке, реке, озере, море, океане. Водоемы. Формулировать тему и цели урока. Водные богатства нашего края 1. Познакомиться с разнообразием водоемов нашего края. 2. Сформировать представления о естественных и искусственных водоемах. 3. Раскрыть значение водоемов в природе и жизни человека. 4. Выяснить необходимость и способы охраны водоемов. | – самоопределение (Л); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); – поиск и выделение необходимой информации (П); – выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); – планирование (П); – прогнозирование (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); |
IV. Открытие нового знания | 7-8 мин | - Каким цветом обозначена вода на карте? - Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему? - Одинакова ли вода на вкус? -Какая вода в водоемах нашего края? - Где вода соленая? 2. Работа в группах -Выясним, какие водные объекты находятся в нашем крае, и составим их список. Две группы работают с краеведческой литературой, третья группа — с картой нашего края. (В результате работы в группах получается список водных объектов своего края, который можно записать в рабочей тетради на с. 68 (задание 1). Учитель вывешивает плакат «Схема реки».) - Вспомните схему реки. Как называют место, где река берет свое начало? - А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро? -Что еще имеет река? -А как мы это узнаем? | -Синим -Синего. Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода. -Нет, вода бывает пресная и соленая. -Пресная В морях и океанах Исток Устье Притоки. Река течет по руслу, у нее есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми. Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будут правый берег и правые притоки, а слева — левый берег и левые притоки. | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); – волевая саморегуляция (Р); – познавательная инициатива (Р); – выдвижение гипотез и их обоснование (П); – установление причинно-следственных связей (П); – построение логической цепи рассуждений (П); – доказательство (П); – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – достижение договоренностей и согласование общего решения (К); |
V.Первичное закрепление во внешней речи | 4-5 мин | 1. Работа в группах - А теперь составьте рассказ-описание реки Зун –Мурино и Иркут по плану на с. 145 учебника. (Работа ведется с использованием карты местности. После подготовки заслушивают ответы, которые учитель обобщает и дополняет.) 2. Работа в парах - Заполните таблицу в рабочей тетради на с. 68 (с. 69 — если это не река). (Коллективная проверка.) Физкультминутка. | Выполняют задания в группах. Выполняют задания в парах. | – подведение под понятие (П); – установление причинно-следственных связей (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – доказательство (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой | 4-5 мин | Выполнение заданий в рабочей тетради -Выполним задание 2 на с. 69, составим схему «Значение водоемов в природе и жизни человека». (Интересные схемы можно зарисовать на доске.) -Рассмотрите рисунки в задании 3 на с. 70. Какие экологические проблемы отражены на этих рисунках? - Какие меры охраны природы помогут решению этих проблем? | Примерный ответ. 1. Сточные воды и различный мусор попадают в водоемы и загрязняют их. 2. Люди, приезжающие отдыхать на водоемы, бросают в них разбитые бутылки, консервные банки и многое другое. 3. Люди применяют удобрения или ядохимикаты для повышения урожайности. Но иногда их используется больше нужного количества, тогда дождевая вода приносит часть удобрений и ядохимикатов в водоемы. 4. Водители моют автомобили или мотоциклы в реке.) Высказывают мнение | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); – подведение под понятие (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – доказательство (П); – контроль (Р); – коррекция (Р); – оценка (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); |
VII. Включение в систему знаний | 7-8 мин | Работа по учебнику С. 146-147 - Прочитайте в учебнике статью «Значение водных богатств и их охрана». Сформулируйте вопросы по прочитанному тексту. В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистные сооружения, где использованная в производстве вода очищается и используется снова. «Творческая работа» Составление памятки «Правила поведения у водоема». Работа проводится в парах или группах. После прослушивания и обсуждения ответов детей, составляют общую памятку. Памятка «Правила поведения у водоема» 1. Не бросай мусор в воду. 2. Не оставляй мусор на берегу. 3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах. -Что еще загрязняет водоемы, с чем надо бороться? | Ученики работают с текстом. Затем задают друг другу вопросы. В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты. | – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); – понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); – установление причинно-следственных связей (П); – контроль, коррекция, оценка (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). – постановка вопросов (К); – осознание ответственности за общее дело (Л); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) | 2-3 мин | -Какое значение в природе имеют водоемы? - А для человека? - Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? - Удалось ли нам достигнуть поставленной цели? - Где могут пригодиться в жизни новые знания? -Какие трудности возникли в работе? - Что показалось наиболее интересным? - Что на уроке у вас хорошо получалось? - Кого можно поблагодарить за работу? (Самооценка. Комментарий учителя.) | Отвечают на вопросы | – рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Животноводство в нашем крае"
Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Животноводство в нашем крае"....
Конспект урока по окружающему миру "Водоемы нашего края".
Очень хочется рассказать детям как можно больше о том месте, где они лечатся, расширить их кругозор об окрестностях СПб....
Презентация к уроку по окружающему миру "Водоемы нашего края"
Презентация - виртуальное путешествие по водоема Курортног района СПб поможет детям наглядно познакомиться с реками и озерами нашего края и с их историей....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ТЕМА: «НАШИ ПОМОЩНИКИ – ОРГАНЫ ЧУВСТВ.» 3 КЛАСС ЗПР
Цели:1. Обобщить знания детей об органах чувств человека.2. Развивать практические навыки, наблюдательность, умение работать в группе.3. Воспитывать бережное отношение к своему организму.Планируемый р...
Конспект урока по окружающему миру "Животноводство Пермского края"
Тема «Животноводство Пермского края» выбрана с как региональный компонент на уроках окружающего мира, а также как актуальная проблема, которую ставит перед нами (гражданами РФ) правительство и президе...
Конспект урока по окружающему миру, тема: «Наши ближайшие соседи» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: ознакомление детей со странами, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации.Планируемые результаты:Предметные:- уметь находить и показывать на карте страны и и...
Конспект урока по Окружающему миру. Тема: "Наши ближайшие соседи" (3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление с государствами- ближайшими соседями России.Планируемые результаты:Предметные: · знать:государства, граничащие ...