Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?" (1 класс, "Школа России", ФГОС)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Данная разработка включает в себя цели урока, планируемые результаты, УУД и подробный сценарий урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_solntse_svetit_dnyom_a_zvyozdy_nochyu.docx | 29.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
Тема: Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?
Дата: 02.03.2017 г.
Класс: 1-Г
Учитель: Буркацкая Александра Эдуардовна
Цели
Образовательные: Формировать представления у детей о солнце, звездах, созвездиях.
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной и групповой работе; воспитывать познавательный интерес к предмету.
Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
- научатся сопоставлять видимые и реальные размеры звезд, в том числе и Солнца;
- наблюдать картину звездного неба,
- выстраивать рассуждения на заданную тему;
- выдвигать предположения и доказывать их;
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
- работать в парах.
Метапредметные:
- формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника
- формировать умение строить речевое высказывание в устной форме по теме урока;
Личностные:
- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время работы в паре, умения не создавать конфликтов и находить выходы из сложных ситуаций.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные:
общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели;
логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные:ориентирование в учебнике и рабочей тетради;
- принимают и сохраняют учебную задачу;
- оценивают результат своих действий;
прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;
- согласовывать свои действия с партнером;
- строить понятные речевые высказывания.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная, групповая и индивидуальная.
Ход урока
I Организационный момент.
Улыбнись с утра щенку,
И росинке и цветку,
Пёстрой бабочке в лугах, (Слайд 2)
Солнцу в лёгких облаках.
- Ребята давайте мы улыбнёмся друг другу.
- И снова у нас урок любознательных.
В начале урока хочу узнать у вас:
Какое сегодня число- 2 марта. День недели – четверг Температура воздуха утром - 4 градуса. (Слайд 3)
Днём синоптики обещают – 15 градусов.
II Сообщение темы урока
Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. А какой, давайте, прочитаем в учебнике на стр. 31. (Почему и зачем?)
- Кто из вас часто задаёт такие вопросы?
- С какой целью вы их задаёте? (Чтобы узнать новое).
Сегодня как всегда с нами на уроке Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик.
Чтобы узнать, что мы будем изучать на уроке, вы должны выполнить задание Черепахи.
У вас на столах лежит разрезная мозаика из геометрических фигур. Если эти фигуры правильно сложить вместе, то получится картинка, которая подскажет вам тему урока. (Работа в парах)
- Какие картинки у вас получились? Слайд 4
А теперь отгадайте загадки и проверим правы вы или нет.
- Кто-то утром, не спеша надувает желтый шар.
А как выпустит из рук, станет всем светло вокруг (Солнце) слайд 5
- Лишь солнце погасло и стало темно,
Как по небу кто-то рассыпал зерно
Какое? Не знаю. Одно лишь добавлю
Что было блестящим и ярким оно. (звезды)
- Вы догадались, о чем будем говорить сегодня?
- Какая буде тема урока?
- Прочитайте тему урока на экране.
(Почему солнце светит днём, а звёзды – ночью?)
Чтобы ответить на этот вопрос, Муравьишка-Вопросик предлагает отправиться в необычное путешествие, где нас ждёт только самое удивительное.
- На чём мы отправимся в путешествие? (на космическом корабле)
Отгадайте загадку
Чудо птица – алый хвост
Полетела в стаю звёзд.
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звёзд. (Ракета)
Итак, приготовились к путешествию.
Сесть удобнее -
Пристегнуть ремни -
Включить мотор -
5, 4, 3, 2, 1 Поехали!
Физкультминутка Полет в космос Слайд 7,8
III Работа по теме урока
1) Мы пролетаем над нашей планетой. Слайд 9
- На какой планете мы с вами живём? Земля
- Как называется страна, в которой мы живем? Россия
Молодцы! Вы хорошо это знаете.
2) - Что это светиться вдали? (Солнце) слайд 10
А можем мы подлететь к нему поближе?
- Что вы знаете про Солнце? (ответы детей)
3.Поиск информации (работаем в группах)
На парте карточка
1 группа Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Она похожа на огромный пылающий шар. Нам оно кажется маленьким кружком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии.
Учитель: Солнце от Земли находиться на расстоянии 150 миллионов километров. Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землёй, оно выглядело бы как большой футбольный мяч и горошина (показать футбольный мяч и горошину)
Мудрая Черепаха спрашивает: что будет, если погаснет Солнце? (ответы)
2 группа Если погаснет Солнце, на Земле исчезнет жизнь. Растения, животные и люди живут потому, что жизнь им дает Солнце. Оно согревает и освещает Землю. Древние люди поклонялись Солнцу как богу.
Вывод солнце - шар –гигант
Работа на листочках Нарисовать солнышко Задание 2
Загадка
рассыпалось к ночи зерно
глянули утром нет ничего
что это такое слайд 11
- Что мы можем увидеть на небе ночью?
- Хотели бы вы полететь к звёздам?
продолжить путь.
И вот перед нами бесконечное космическое пространство, в котором много звёзд.
Раньше в старину люди думали, что звезды – это маленькие фонарики, подвешенные к небу.
Ребята, кто ночью наблюдал за небом? Что вы там видели
- Вы знаете, что такое звезды?
Давайте послушаем группу 3
3 Группа Они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют, и кажутся очень маленькими. Звезды различаются по размерам, цвету и температуре. На ночном небе звезды мерцают разным светом: голубым, белым, желтым, красным. Самые горячие звёзды – белого и голубого цвета, затем жёлтые, а наиболее холодные – красные. Наше Солнце – жёлтая звезда. Найдите в учебнике на стр. 32 самые горячие звёзды.
- Какого они цвета? Белого и голубого Слайд 14
- Прочитайте, как они называются. (Регул, Сириус)
Давайте вместе прочитаем.
4 группа Есть звезды – гиганты, а есть звезды – карлики.
Звёзды, которые в десятки раз больше Солнца – гиганты.
Самая большая звезда (Альдебаран) найдите в учебнике
Читаем хором.
- Какую звезду мы ещё не назвали? (Солнце)
- Когда мы можем любоваться звёздами? (ночью)
Вылепить из пластилина модели звёзд.
(Проблемная ситуация)
- Муравьишка считает, что когда заканчивается ночь, звёзды выключают свет и ложатся спать. Это правда?
- Звёзды не ложатся спать днём, а продолжают светить, но из-за яркого солнечного света мы не можем их видеть. Лучше всего смотреть на звёзды в безлунные ночи. Слайд 16
- Давайте полюбуемся звездным небом. (Слайд 17)
- Кто изображён на картинке? (Звездочёт) слайд 18
- Кто такой звездочёт? (человек, который наблюдает за звёздами.)
Было принято считать, что они носили звездный колпак и плащ.
- А что это за прибор у звездочёта? (телескоп) слайд 19
- Для чего он служит? (для изучения звезд и других небесных тел)
- А сейчас как называют учёных, которые исследуют звёзды? – астрономы
Наука, которая изучает небесные тела, называется астрономия.
Давайте мы ещё раз прочитаем эти слова и постараемся запомнить их значение.
Если мы забудем значение какого-либо слова, где мы можем его найти? ( в словаре)
Физкультминутка
Раз подняться, потянуться
Два согнуться, разогнуться
Три в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На 4 руки шире
5 руками помахать
6 за парту сесть опять
Учитель Еще в древности люди заметили, что некоторые звезды образуют на небе фигуры. Они мысленно соединили их линией. Так появились созвездия. Созвездиям и самым ярким звёздам люди дали имена.
Существуют целые карты созвездий. На небосводе 88 созвездий.
- Какие созвездия знаете вы?
Мудрая Черепаха предлагает отправиться к созвездию Льва. (Слайд 20)
Найдите это созвездие в учебнике на стр. 33. Рассмотрите его внимательно.
Это созвездие состоит из 70 звезд. Самая большая звезда этого созвездия – Регул, что значит “царь”
- Мы уже познакомились с этой звездой?
- А о какой самой большой звезде мы сегодня говорили? (Альдебаран)
- А под каким созвездием родились вы?
- Ребята, где можно ещё найти сведения о Солнце, о звёздах и о созвездиях?
- Правильно. Такие книги называются энциклопедиями. Читая энциклопедии можно узнать обо всём.
IY Закрепление пройденного.
Муравьишка и Мудрая Черепаха решили проверить, хорошо ли вы запомнили то, что узнали во время путешествия.
1.Игра Звездный час слайд 21
За правильный ответ ученику дается звездочка.
- Как называется звезда, которую можно увидеть днем?
- Какой прибор используют для изучения звезд?
- Как называется группа звезд?
- Как называют ученых, которые изучают космические тела?
- Какого цвета бывают звезды?
- Как раньше называли ученых-астрономов?
- Поднимите звезды. Посмотрите, у нас с вами тоже получилось созвездие. Как его можно назвать?
10. Проверка знаний. Слайд 22
На слайде написаны предложения с пропущенными словами.
Солнце – это огромный пылающий (шар).
Солнце – это ближайшая к Земле (звезда).
Нам кажется оно маленьким кружочком, т.к. находится (далеко от Земли).
Звёзды отличаются друг от друга (по окраске и по величине).
Звёзд на небе очень много, и люди объединили их в (созвездия).
Днём можно увидеть только одну звезду (это Солнце).
Итог урока – Вот завершилось наше путешествие
Что вам запомнилось на уроке?
У кого были затруднения?
Оцените свою работу
Рефлексия
С использованием солнышка и тучки.
- Урок окончен! Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по окружающему миру на тему "Из истории имён", 3 класс, УМК "Школа 21 века", ФГОС
План-конспект урока "Из истории имён", задания для исследовательской деятельности учеников, задания для работы на уроке, презентация к уроку, задания для работы на интерактивной доске, фото урока....
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Экономика родного края (наши проекты)" 3 класс "Школа России"
"Экономика родного края (наши проекты)"...
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Солнце, воздух, вода и… растения."
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Солнце, воздух, вода и… растения." (Условия, необходимые для развития растений.)...
Урок по окружающему миру на тему:"Чем полезны овощи и фрукты?"1 класс. Школа России.
Урок по окружающему миру на тему :"Чем полезны овощи и фрукты?" написан в соотвествии с ФГОС. Помогает расширить уже имеющиеся знания об овощах и фруктах у обучающихся 1го класса и дать пред...
Конспект урока по окружающему миру "Природные богатства и труд людей-основа экономики" 3 класс, "Школа России"
Цели: ознакомление с новыми понятиями в экономике; развитие интереса, логического мышления, речи; воспитание бережного отношения к окружающей среде.Планируемые результаты:Предметные: уметь обобща...
Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях
Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....
Конспект урока по окружающему миру по теме: «Солнце, растения и мы с вами» 3 класс "Школа России"
Цель деятельности учителя: формирование знаний о дыхании и питании растений;Планируемые результатыПредметные:Знать, как дышат и питаются растения, взаимосвязь между неживой и живой природой, растениям...