Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе программы А. А. Плешакова, УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_kl._rp._okr._mir.docx | 952.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру создана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования, примерной программы учебного курса «Окружающий мир» А. А. Плешакова.
Рабочая программа используется в полном объёме и интегрируется с курсом «Основы безопасности жизнедеятельности» Л. П. Анастасовой и др.
Цели и задачи изучения предмета
В результате изучения данного предмета реализуются следующие учебные цели:
- формированиецелостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и различных опасных чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место курса в учебном плане
Согласно учебному (образовательному) плану всего на изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе выделяется 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебных недели), что соответствует авторской программе.
Содержание курса
Как устроен мир (7 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Путешествие по городам и странам (13 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека
Расхождение авторской и рабочей программы
Распределение часов по разделам в рабочей программе соответствует распределению часов в авторской программе.
Планируемые результаты изучения предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; российский народ и историю России;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологии учебного предмета;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета.
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе обучающиеся научатся:
- устанавливать связь между человеком – как частью природы и обществом;
- характеризовать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- формулировать основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- называть основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
- устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- характеризовать строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- выполнять правила гигиены; основы здорового образа жизни;
- выполнять правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- выполнять правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
- определять потребности людей; товары и услуги;
- выявлять роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
- называть некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- выполнять правила личного поведения в природе, выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Календарно-тематическое планирование
№п. п. | Название раздела, темы урока | Кол-во часов | Дата проведения урока | Примечания |
Как устроен мир | 6ч | |||
1 | Природа. Ценность природы для людей.Экскурсия № 1 «Разнообразие природы» | 06.09. | ||
2 | Человек.ОБЖ № 1 | 08.09. | ||
3 | Проект № 1 «Богатства, отданные людям».ОБЖ № 4, 5 | 13.09. | ||
4 | Общество | 15.09. | ||
5 | Что такое экология. ОБЖ № 2 | 20.09. | ||
6 | Природа в опасности! Охрана природы Проверочная работа № 1 «Как устроен мир» | 22.09. | Уч. с. 154 | |
Эта удивительная природа | 18ч | |||
7 | Презентация проекта №1 «Богатства, отданные людям». Тела, вещества, частицы | 27.09. | ||
8 | Разнообразие веществ.Практическая работа № 1 «Исследуем продукты на содержание крахмала» | 29.09. | ||
9 | Воздух и его охрана. Опыт«Расширение воздуха» | 04.10. | ||
10 | Вода. Практическая работа № 2«Исследуем свойства воды». ОБЖ № 18 | 06.10. | ||
11 | Превращения и круговорот воды.Опыт «Наблюдение за круговоротом воды». ОБЖ № 19 | 11.10. | ||
12 | Берегите воду! | 13.10. | ||
13 | Что такое почва. Практическая работа № 3 «Исследуем состав почвы» | 18.10. | ||
14 | Разнообразие растений. Практическая работа № 4 «Рассматривание живых и гербарных растений» | 20.10. | ||
15 | Солнце, растения и мы с вами ОБЖ № 20 | 25.10. | ||
16 | Размножение и развитие растений. Практическая работа № 5«Изучаем способы распространения плодов» | 27.10. | ||
17 | Охрана растений. ОБЖ № 3 | 08.11. | ||
18 | Разнообразие животных. ОБЖ № 6 | 10.11. | ||
19 | Кто что ест? | 15.11. | ||
20 | Природные особенности Смоленского края. Проект № 2 «Разнообразие природы нашего края» | 17.11. | ||
21 | Размножение и развитие животных | 22.11. | ||
22 | Охрана животных. Животный мир Смоленской области. | 24.11. | ||
23 | В царстве грибов. Грибы Смоленского края | 29.11. | ||
24 | Великий круговорот жизни.ОБЖ № 21, 22 Проверочная работа № 2 «Эта удивительная природа» | 01.12. | ||
Мы и наше здоровье | 10ч | |||
25 | Организм человека.Практическая работа № 6 «Измеряем свой рост и массу тела» | 06.12. | ||
26 | Органы чувств.ОБЖ № 14 | 08.12. | ||
27 | Надежная защита организма. Практическая работа № 7«Исследуем нашу кожу» | 13.12. | ||
28 | Опора тела и движение. ОБЖ № 15 | 15.12. | ||
29 | Наше питание. Практическая работа № 8 «Изучаем состав продуктов» | 20.12. | ||
30 | Проект № 3 «Школа кулинаров» | 22.12. | ||
31 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 9 «Учимся измерять пульс» | 10.01. | ||
32 | Умей побеждать болезни | 12.01. | ||
33 | Здоровый образ жизни. ОБЖ № 16, 17 | 17.01. | ||
34 | Проверочная работа № 3 «Мы и наше здоровье». Презентация проектов | 19.01. | ||
Наша безопасность | 7 ч | |||
35 | Огонь, вода и газ. ОБЖ № 7, 26 | 24.01. | ||
36 | Чтобы путь был счастливым. ОБЖ № 8,9 | 26.01. | ||
37 | Дорожные знаки.ОБЖ № 10, 13Экскурсия № 2« Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы» | 31.01. | ||
38 | Опасные места. ОБЖ № 23, 30 Проект № 4 «Кто нас защищает» | 02.02. | ||
39 | Природа и наша безопасностьОБЖ № 25, 27 | 07.02. | ||
40 | Экологическая безопасность. Практическая работа № 10 «Учимся пользоваться бытовым фильтром для воды» | 09.02. | ||
41 | Проверочная работа № 4 «Наша безопасность». Презентация проектов | 14.02. | ||
Чему учит экономика | 12 ч | |||
42 | Для чего нужна экономика. ОБЖ № 28 | 16.02. | ||
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики.ОБЖ № 29 | 21.02. | ||
44 | Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Исследуем полезные ископаемые» | 28.02. | ||
45 | Растениеводство. Практическая работа № 12 «Учимся сравнивать и описывать культурные растения» | 02.03. | ||
46 | Животноводство | 07.03. | ||
47 | Какая бывает промышленность. ОБЖ № 11, 12 | 09.03. | ||
48 | Проект № 5 «Экономика родного края» | 14.03. | ||
49 | Что такое деньги. Практическая работа №13 «Изучаем российские монеты» | 16.03. | ||
50 | Государственный бюджет | 21.03. | ||
51 | Семейный бюджет. ОБЖ № 24 | 23.03. | ||
52 | Экономика и экология | 04.04. | ||
53 | Проверочная работа № 5 «Чему учит экономика».Презентация проектов | 06.04. | ||
Путешествие по городам и странам | 15 ч | |||
54 | Золотое кольцо России. ОБЖ № 31,32 | 11.04. | ||
55 | Золотое кольцо России.Практическая работа № 14 «Города «Золотого кольца» на карте России» | 13.04. | ||
56 | Проект № 6 «Музей путешествий» | 18.04. | ||
57 | Наши ближайшие соседи | 20.04. | ||
58 | На севере Европы | 25.04. | ||
59 | Что такое Бенилюкс? | 27.04. | ||
60 | В центре Европы | 02.05. | ||
61 | Путешествие по Франции и Великобритании | 04.05. | ||
62 | Смоленская область на карте России. Полезные ископаемые Смоленской области | 09.05. | ||
63 | Растения Смоленского края | 11.05. | ||
64 | Водоемы Смоленщины. Охрана природы нашего края | 16.05. | ||
65 | Итоговая контрольная работа | 18.05. | ||
66 | На юге Европы | 23.05. | ||
67 | По знаменитым местам мира | 25.05. | ||
68 | Экскурсия № 3 «Путешествие по родному городу» | 30.05. |
Учебно-методические средства обучения
1. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч.М.:Просвещение,2012.
2. А.А.Плешаков. Окружающий мир.3 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. М.: Просвещение. 2012.
3. А.Плешаков. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся. М.: Просвещение. 2013.
4.Н.Ю.Васильева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».М.: «ВАКО». 2014
5. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,3 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...