ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
в 4 классе на тему "Древний мир-возникновение первых цивилизаций"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
окружающий мир, древний мир, первые цивилизации, 4 класс, конспект урока | 53.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
г.о. Самара, 2017г.
УМК/учебник/авторы: «Школа 2100», Окружающий мир, 4 класс, 2 часть, А.А. Вахрушев.
Тема урока: «Древний мир - рождение первых цивилизаций»
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: формирование первичного представления у учащихся об эпохе Древнего мира.
Планируемые результаты:
предметные: расширение знаний об эпохе Древнего мира, расширение кругозора школьников, умение сравнивать эпохи между собой.
метапредметные:
познавательные: способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); умение выдвигать гипотезы и обосновывать их; умение анализировать, классифицировать найденную информацию; умение принимать и сохранять учебную задачу;
регулятивные: владение способами организации, планирования различных видов деятельности; обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе; адекватно воспринимать оценку учителя; коммуникативные: способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием; готовность слушать собеседника, вести диалог; умение задавать вопросы; умение строить высказывания;
личностные: сформированность мотивации к обучению, заинтересованность в расширении и углублении знаний по окружающему миру и способность к саморазвитию;
Задачи урока:
- познакомить учащихся с новым понятием – «цивилизация»;
- учить работать с исторической картой учебника;
- анализировать ответы товарищей и высказывать свое мнение.
- развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление), устную и письменную речь, обогащать словарный запас.
Ресурсы: ТСО, презентация, учебник, рабочая тетрадь.
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и приемы работы | Формируемые УУД |
Орг.момент | 1 мин | Здравствуйте, ребята, приготовьтесь к уроку. У нас сейчас урок окружающего мира. | Приветствуют учителя | Словесный | РУУД: умение организовывать свое рабочее место |
Актуализация опорных знаний | 4 мин | - Скажите, а где мы побывали на прошлом уроке? - Что интересного вы узнали об этой эпохе? -Перечислите все культурные достижения людей в эпоху Первобытного мира. - Кто сможет определить временной промежуток эпохи Первобытного мира? - Что такое государство? - Что вы понимаете под словом «культура»? | - В первобытном мире. - Как жили первобытные люди. - Возникновение земледелия и скотоводства – одно из главных достижений первобытного человека. До этого человек ничего не производил и питался лишь тем, что давала ему природа. Теперь, выращивая растения и животных, сам он реже голодал и меньше зависел от ее капризов. Жизнь его стала более сытой и безопасной. - 10 тыс.лет назад – 5 тыс.лет назад. - организация, которая управляет обществом в какой-либо стране. - Воспитание, образование, развитие. | Словесный, опрос Беседа Фронтальный опрос Анализ Сравнение Обобщение | КУУД: готовность слушать собеседника, вести диалог; умение задавать вопросы; умение строить высказывания Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
Целеполагание | 3 мин | - Откройте учебник на с. 46 посмотрите на " Реку времени". Как вы думаете, в какую эпоху мы совершим наше сегодняшнее путешествие? - Какая это по счету эпоха? - Кто сможет определить временной промежуток эпохи Древнего мира? - Запишите на доске. - Мы совершим путешествие во вторую эпоху человечества. И тема урока -"Древний мир- рождение первых цивилизаций". СЛАЙД 1 | - в эпоху Древнего мира. - Вторая - ХХХ в. до н.э. - 4 в. н.э. Записывает на доске один учащийся. | Словесный Работа с учебником Разъяснение Наглядный Сравнение Презентация | Регулятивные: осуществление действий по инструкции. |
Открытие нового материала | 11 мин | СЛАЙД 2 (на слайде изображены солнечные и песочные часы, календарь, буквы алфавита, цифры от 0 до 9). - Пользуемся ли мы в современном мире всеми этими предметами? - Как вы думаете, есть ли среди этих предметов древние или все они современные? - Для чего служат нам часы, календарь, буквы и цифры? - Что такое древний мир? Какая это эпоха по счету? - Могли часы, календарь, буквы, цифры появиться в первобытном обществе? - Откройте учебник на с.52. Определим проблему урока. Кто прочтет? - Какое мнение высказала Анюта об эпохе Древнего мира? - Что предположил Илюша? - Сформулируйте вопрос урока. - Обратите внимание на название темы: « Древний мир – рождение первых ЦИВИЛИЗАЦИЙ». - Значит, какое основное отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного общества? - Посмотрите на рисунки на с. 53. Как вы думаете, что такое цивилизация? - Прочитаем текст « Новая ступень в развитии общества». - Читает…. - Спасибо, следующий… -Прочитайте из текста, что такое цивилизация. - Чем цивилизация отличается от первобытного общества? - Рассмотрите карту на с.54-55. - Просмотрите легенду к карте. - Что обозначено на карте розовой линией? - Что находится за пределами этой границы? - В каких частях света возникли древние цивилизации? - Посмотрите на картинки вокруг карты. Какие постройки сооружали жители разных частей света в эпоху Древнего мира? - Посмотрите на карту. Два мира одновременно существовали на планете и обменивались своими достижениями. | - Пользуемся. Но не всеми. - Древние, но используются в современном мире. - Чтобы рассчитывать время, чтобы читать, писать, считать. - Вторая эпоха всемирной истории? - Нет, так как первобытные люди не знали письменности, а алфавит нужен для письма. Читают текст на с.52. - В Древнем мире, как и в Первобытном, люди, наверное, только самым простым и несложным вещам научились. Ведь когда хотят сказать, что это вещь простая и уже ненужная, так и говорят – «очень древняя». - Мы пользуемся огнем, который научились разжигать первобытные люди, - возразил Илюша. – Наверное, и в Древнем мире придумали что-то такое, чем мы пользуемся сейчас. - Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся? - В эту эпоху появились первые цивилизации. - Цивилизация - возникновение городов, государств, письменности. Читают двое учащихся. - Более высокую ступень развития мы называем цивилизацией. - Цивилизации- большие общества со своей культурой. - В первобытном обществе были поселки, роды и племена, рассказывали сказания. А в Древнем мире уже были города, государства и возникла письменность. Смотрят карту. - Граница цивилизованного мира. - Мир первобытных племен. Ориентируются по карте для ответа на вопрос Ищут по карте. - Храм Парферон, Колизей, Египетские пирамиды, Буддийская ступа, Великая Китайская стена. | Словесный, беседа, рассказ, наглядный, показ презентации. Фронтальный опрос Работа с картой Работа с учебником | РУУД: осуществление действий по инструкции. КУУД: высказывать свою точку зрения. ПУУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. ЛУУД: заинтересованность в расширении и углублении знаний по окружающему миру и способность к саморазвитию; |
Физ. минутка | 1 мин | Учитель показывает физические упражнения. | Дети повторяют за учителем | Практический | ЛУУД: укрепление здоровья |
Закрепление изученного материала | 11 мин | - Посмотрите на слайде, где располагались цивилизации Древней Европы и найдите их у себя в учебнике. СЛАЙД 3 СЛАЙД 4 - Посмотрите, где размещались цивилизации Древнего востока. - Какой мир был обширнее- мир первобытных племен или мир древних цивилизаций? - Снова обратимся к карте. - Что отмечено разными цветами? - какие цивилизации расположились в Европе? - Какие цивилизации расположились на Древнем Востоке? - По берегам, каких великих морей и рек размещалась цивилизация Древней Европы? - Древнего Востока? - Прочитаем информацию про цивилизации Древней Европы и Древнего востока и сравним. Прочитайте вслух. Четыре учащихся вслух озвучивают для товарищей информацию. СЛАЙД 5, СЛАЙД 6, СЛАЙД 7. - Какие цивилизации принято именовать морскими цивилизациями и почему? - В какой цивилизации в государстве был один человек - монарх (фараон, царь, император)? - Рассмотрите картинки, которые размещены вокруг карты и подписи рядом с ними. - Ваша задача: на листе бумаги написать название цивилизации( НЕ ГОРОДА, а ЦИВИЛИЗАЦИИ) , и каким памятником архитектуры она прославилась. - На это задание вам дается 3 минуты. - Проверьте правильность на слайде. СЛАЙД 8, СЛАЙД9 - Посмотрите на с.56. Рассмотрите иллюстрации и скажите, где что было изобретено? - Прочитайте текст под рисунками. - В честь кого были названы Олимпийские игры? - Как звали героя, имя которого стало символом борьбы за свободу и справедливости? - Посмотрите на рисунке на с. 57, как развивалась техника в эпоху Древнего мира. - Посоветуйтесь со своим соседом по парте и скажите, что изменилось в жизни людей с появлением этих изобретений? - Прочитаем текст на с.58. Читать начнет… - Что считалось добром, а что злом в эпоху Древнего мира? | Слушают.
- Древний мир. - Разные цивилизации. - Древний Рим, Древняя Греция (Эллада). - Древний Египет, Западная и Средняя Азия, Древняя Индия, Древний Китай. - Ледовитый океан, Дунай, Днепр. - Индийский океан, Тигр, Евфрат, Нил, Ганг, Хуанхе, Янцзы, Инд. Читают со слайда информацию. - Цивилизации Древней Европы. - В цивилизации Древнего Востока. - Древняя Европа: колизей, Храм Парферон. - Древний Восток: Буддийская ступа, Великая Китайская стена, Египетские пирамиды, Ворота Богини Иштар. - В Древнем Египте календарь в 365дней. - В Древней Индии цифры от 0 до 9. - В Древнем Риме названия месяцев. -Древнем Междуречье изобрели единицы измерения времени. - В Древнем Китае изобрели Шелк, иероглифы. - В Древней Греции алфавит из гласных и согласных букв. Читают текст под рисунками. - в честь бога Зевса, жившего на горе Олимп. - Спартак. - Изобрели железный топор, дисковое колесо, колесо со спицами, парусно-гребные корабли. Читают текст. - « Настоящим человеком признается только человек своей цивилизации, своей культуры». | Словесный, беседа, фронтальный опрос, наглядный, показ презентации. Частично-поисковой Анализ Сравнение Работа с учебником | Регулятивные: осуществление действий по инструкции. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. ЛУУД: заинтересованность в расширении и углублении знаний по окружающему миру и способность к саморазвитию; |
Самостоятельная работа | 6 мин | - Откройте р.т. на с.36. Прочитайте з.1 Н. Вставьте в текст рабочие слова. Выполняйте самостоятельно. Затем проверим. На это задание вам дается 2 мин. СЛАЙД 10 - Следующее задание П. Выполняйте самостоятельно. На это задание вам дается 2 мин. СЛАЙД 11 - Переходим к заданию 2Н. Прочитайте задание. - Где изобрели алфавит из гласных и согласных букв? - Где изобрели календарь, в котором год равен 365 дням? - Где изобрели цифры от 0 до 9? - Где изготовляли шелковые ткани? - Где изобрели латинский язык? - Теперь выполним задание П. - Добавь в кроссворд в любом подходящем под буквой месте «Междуречье» и запишите изобретения этой цивилизации. - Прочитаем вывод на с.59. | - древнего, цивилизаций, города, иметь законы, собирать налоги, держать войско. Так появлялись государства. - Из железа, колесо, умение обращаться и использовать огонь для приготовления пиши и обогрева жилища. - Греция. - Египет. - Индия. - Китай. - Рим. - изобретение единицы измерения времени. Читают. | Самостоятельная работа Презентация Рассуждение Саморегуляция | ПУУД: способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); |
Итог урока | 1 мин | - Какие цивилизованные страны существовали в эпоху Древнего мира? - В чем отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного мира? - Что такое цивилизация? | - Древней Европы и Древнего Востока. - В древнем мире появились города, письменность, а в Первобытном мире люди только научились добывать огонь и пищу. - Более высокая ступень развития. | Беседа Фронтальный опрос | КУУД: готовность слушать учителя, вести диалог |
Домашнее задание | 1 мин | Уч. С.53, с.56 – читать. Р.т. – с.36 ,1М. | Записывают домашнее задание | Объяснение | ЛУУД: заинтересованность в расширении и углублении знаний |
Рефлексия | 1 мин | Ребята, вам было сложно работать сегодня на уроке? Почему? | Ответы детей | Словесный, беседа. | РУУД: адекватно воспринимать оценку учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс -Занков
Тема урока: «Растительноядные и хищные животные на Земле»....
Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс. Тема урока «Птицы»+ презентация
УМК: « Перспективная начальная школа»Класс: 2 классПредмет: Окружающий мирТема урока: Птицы.Тип урока: Урок изучения нового материалаЦель: Знакомство с птицами, как представителями животно...
Технологическая карта урока по окружающему миру. 1 класс Тема урока: «Наступление Осени»
Задачи урока : Систематизировать знания об изменениях в неживой и живой природе осенью; актуализация понятий: явления природы, осадки, облачность температура; формирование понятийного...
Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.
Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....
технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : "Человеческие расы"
Тема урока: «Человеческие расы.»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.Задачи: Формировать...
Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : Засушливые зоны умеренного пояса.Зона пустынь.
Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Зона пустынь»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение образовательных результатов посредством технологии про...
Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."
Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мел...