Урок по окружающему миру на тему: "Жизнь древних славян"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Мы продолжаем путешествие по дороге истории. И путь наш лежит по страницам истории отечества. Нам предстоит поработать с учебником, отвечать на вопросы, решать исторические задачи. Мы будем работать вместе, в парах и самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Окружающий мир | 18.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Жизнь древних славян.
Цели урока:
Сформировать у учащихся представления о жизни древних славян; развивать устную речь, умение работать по карте.
Ход урока.
- Организационный момент.
Мы продолжаем путешествие по дороге истории. И путь наш лежит по страницам истории отечества. Нам предстоит поработать с учебником, отвечать на вопросы, решать исторические задачи. Мы будем работать вместе, в парах и самостоятельно.
Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью древних славян; где жили древние славяне, чем занимались, как были устроены их дома, во что верили.
Итак, начинаем.
- Новая тема.
- Слово учителя:
Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне. Остатки этих поселений сохранились до наших дней, их сейчас изучают археологи.
Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы (глубокие канавы), ставили частокол. Частокол строился из крепких брёвен. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Брёвна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.
В домах древних славян пол был на метр углублён в землю, стены сложены из тонких слоёв деревьев-жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связанны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней – толстый слой соломы.
Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой – ведь стёкол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня, печь – она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по – чёрному – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти все свободное место стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами – это постели.
Как ни просто устроено жильё, в нём можно было укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.
В каждом посёлке обычно жили родственники, которые нередко вели хозяйство вместе.
- Работа по карте.
- Рассмотрите карту на стр. 35. Что вы можете узнать с её помощью о расселение славян? (Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы по берегам рек и морей).
- По берегам каких рек и морей расселились древние славяне? (Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла, от берегов Чёрного моря до берегов Балтийского моря).
- Найдите эти моря и реки на карте. (Дети работают у карты).
- Какие племенные объединения были у славян? (Жили славяне племенами: восточные славяне, западные славяне, южные славяне).
- Какое из племён занимало наибольшее пространство? (Племя восточных славян).
- Работа с учебником.
Прочитайте текст на стр. 34 - 35. При чтении будьте предельно внимательными, так как знания, полученные из учебника, потребуются для ответов на очень интересные вопросы.
- Как жили славяне? (Жили славяне племенами).
- Почему славяне были крепкими, выносливыми? (Каждый день их был полон трудовых забот. Их налаженную жизнь могло потревожить появление недругов, какое-либо бедствие).
- Чем занимались мужчины? (Все мужчины были охотниками, рыболовами).
- На кого они охотились? (Охотились они на кабанов, медведей, косуль).
- Кто такие бортники? (Они собирали мёд диких пчёл).
- Чем занимались женщины? (Женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, пряли, шили. Многие из них занимались врачеванием, готовили лекарственные снадобья из трав).
- Почему древние славяне жили племенами? (Сообща занимались земледелием. Чтобы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес).
III. Физкультминутка.
- Я предлагаю вам побыть в роли древних славян. (Дети сопровождают слова учителя соответствующими движениями).
- Мы охотники, мы стреляем из лука.
- Мы рыболовы, мы ловим рыбу багром.
- Мы бортники, мы лезем на дерево за мёдом диких пчёл.
- Мы занимаемся земледелием:
- рубим деревья,
- пашем землю,
- сеем просо, пшеницу,
- жнём колосья,
- молотим зерно,
- замешиваем тесто,
- печём хлеб.
- Какой ароматный получился хлеб!
IV. Продолжение новой темы.
- Почему древние славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают боги? (Славяне считали, что лес и деревья, ручейки и речки, солнце и ветер – всё это живое, одушевлённое. И всеми повелевают боги).
- Кто, по поверьям славян водился в реках, в лесу, в доме? (Русалки, лешие, домовые).
- О каком боге Древних славян вы узнали, прочитав текст в учебнике? (Перун – бог грома и молнии).
V. Закрепление изученного материала.
- Проверим полученные знания, выполним тест.
1) Русские, украинцы и белорусы произошли от:
а) восточных славян;
б) западных славян;
в) южных славян.
2) Древние славяне жили:
а) семьями;
б) в одиночку;
в) племенами.
3) Свои дома славяне строили:
а) из камня;
б) из кирпича;
в) из столбов деревьев.
4) Посуду древние славяне делали из:
а) глины;
б) металла;
в) дерева.
5) Праздник Ивана Купалы:
а) в честь воды;
б) в честь Солнца;
в) в честь Земли.
- Молодцы! Все справились с тестом.
VI.Домашнее задание.
Стр. 34-38: прочитать.
Стр. 39: выполнить задания № 1-4.
VII. Итог урока.
- Что интересного узнали на уроке?
- Дома расскажите родителям о том, что узнали на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру по теме " Жизнь пресного водоёма"
Дети знакомятся с пресными водоёмами, с их животным и растительным миром....
Урок по окружающему миру по теме " Жизнь пресного водоёма"
Театрализованное представление.Дети разыгрывают мини-спектакль....
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Жизнь растений"
Конспект по окружающему миру на тему: "Жизнь растений"(3 класс) УМК "Планета знаний"...
Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Жизнь древних славян"
Окружающий мир 4 класс...
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс: Жизнь Древних Славян
УМК "Школа России"...
Открытый урок по окружающему миру" 4 класс "Жизнь древних славян"
Конспект открытого урока по окружающему миру "Жизнь древних славян". Цель урока: формирование представления о жизни древних славян, их быте, внешнем виде и верованиях....