Урок окружающего мира 4 класс. Жизнь древних славян.
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок окружающего мира в 4 «Б» классе. Тема урока: Жизнь древних славян.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_v_4_b_klasse._tema_uroka_zhizn_drevnih.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 «Б» классе.
Тема урока: Жизнь древних славян.
Цели урока:
Сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;
развивать устную речь, умение работать по карте;
прививать интерес к истории Отечества.
Оборудование: физическая карта Евразии, презентация «Жизнь древних славян», учебники, тетради с контурными картами, цветные карандаши.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И не досуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
II. Повторение изученного материала. Постановка целей урока.
Мы закончили изучать раздел «Страницы всемирной истории». Давайте вспомним, в каких эпохам мы побывали? (лента времени)
Первая эпоха - Первобытная история, вторая - Мир древности, третья - Средние века, четвертая - Новое время, пятая - Новейшее время (прикрепить карточки к «Ленте времени»).
Сегодня мы вернемся в средние века, примерно в VI века нашей эры.
Начинаем изучать раздел «Страницы истории Отечества». Как вы думаете, о чем мы узнаем, изучая этот раздел? Что такое Отечество? Мы узнаем о наших предках – славянах. О важных событиях в истории России.
Тема нашего урока «Жизнь древних славян».
III. Работа над новой темой урока.
- Слово учителя с использованием ИКТ (1-й слайд -рисунок славянина, жилище древних ).
- Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне. Остатки этих поселений сохранились до наших дней, их сейчас изучают археологи.
Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.
- Жилище древних славян.
В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по-черному – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил в оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти всё свободное место, стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.
Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.
Жили славяне племенами, как правило, это были родственники, которые вели совместное хозяйство.
IV. Физкульт. минутка.
1. Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда-сюда,
Делай раз и делай два!
2. Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем-
Крылья сложили назад.
V. Продолжение темы урока.
1. Работа с картой. (ИКТ)
Рассмотрите карту (с. 35 учебника). Что вы можете узнать с её помощью о расселение славян?
Давайте найдем эти моря и реки на физической карте Евразии. (дети у карты)
Какие племенные объединения были у славян? (жили племенами восточные, западные, южные славяне)
Какое из племён занимало наибольшее пространство? (восточные славяне)
2.Работа в тетради. (контурная карта с. 13)
Раскрасьте различными цветами территории, на которых жили восточные, западные, южные славяне. Подпишите названия рек и морей.
- Быт древних славян.
Чтение текста в учебнике с. 36-38.
- Что узнали о быте славян, чем они занимались?
- Какая была посуда у древних славян?
- Из чего была сшита одежда?
- Какими людьми были славяне?
4. Верования славян (боги).
Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей.
- Лаждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца - Ярило.
- Но бывает так, что солнце сердиться на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.
- Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун.
Перун – бог грома и молнии. Он бьет дубиной – гремит гром; стрелами – молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем. Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей. «Убей тебя Перун» - говорили тому, кому желали зла.
- Славянские праздники.
- Чтобы боги были к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Прослушайте сообщения ребят славянских праздниках. Многие из них сохранились до наших дней. (ИКТ).
Масленица.
Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.
Троица.
Девичьим праздником назывался семик — неделя перед Троицей. Этот
праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия. В это время убирали лентами молодую березку — священное дерево Лады и украшали березовыми ветками дома. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни. В четверг семицкой недели, после обеда, в разгар праздника, проходил смотр невест. По вечерам молодежь «гоняла русалок» — играла в горелки со стеблями полыни или лютика в руках. По поверью, эти травы предохраняли от козней нечистой силы. В последний день праздника березу срубали, а девичьи венки пускали по реке. У кого венок уплывет далеко — той скоро замуж. За веселье и гадания семицкую неделю, которую праздновали еще в прошлом веке, называют зелеными святками.
VI. Физкульт. минутка.
- Во время праздников славяне любили поиграть. Вот одна из таких игр:
«Барашеньки крутороги».
Барашеньки крутороги (дети изображают рожки на голове)
По лесам ходили (ходьба с высоким подниманием стопы),
По степям бродили (ходьба на носочках),
На дудочке играли (ходьба на носках),
Ваню потешали (улыбаются,строя «рожицы» друг другу).
Иванов день.
Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.
- Сохранялись ли эти праздники до наших дней?
- Какие обычаи мы соблюдаем в своих семьях, которые пришли к нам от древних славян?
Славяне умели не только трудиться, но и веселиться.
- Духи, божества природы.
Родной привычный им мир славяне населяли самыми фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой.
ИКТ. Сообщения о домовом, лешем, водяном.
Домовой.
Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он – вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из "малых" божеств.
Леший.
"Леший" на старославянском языке означает "лесной дух".Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда.
Водяной.
Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались "гремячими" и это сохранилось в названии многих источников
VII. Закрепление, проверка полученных знаний.
- Работа в тетради.
Стр. 14, задание № 6 «Неверные утверждения».
- Объясните, почему это неверное утверждение? (бог воды – Себек с головой крокодила в Древнем Египте).
2. Книжная выставка – рекомендуемая литература.
VIII. Подведение итогов урока.
- Кто такие восточные славяне?
- С чем были жизнь, занятия, верования славян.
Вывод: Восточные славяне (предки русских, украинцев и белорусов) – древние жители Восточной Европы. Их жизнь, занятия, верования были тесно связаны с природой.
IX. Домашнее задание. Прочитать текст на стр. 34-38. Задание в тетради: стр. 14, № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Жизнь древних славян"
Презентация составлена с учетом краеведческого материала. Быт, жилище, уклад жизни, занятия славян, одежда, верования. Общие корни русских, белоруссов, украинцев....
Урок окружающего мира в 4 классе "Жизнь древних славян"
Урок окружающего мира с применением программы SMART NOTEBOOK включает разные виды деятельности, направленные на изучение уклада и быта древних славян. Применение на этапе контроля системы ...
Разработка урока окружающего мира в 4 классе "Жизнь древних славян"
На уроке рассматривается Жизнь Древних славян. Их расселение, быт, занятия. В кого верили Древние славяне. К уроку прилагается презентация....
Урок в 3 классе "Жизнь древних славян"
Цель: Сформировать у учащихся представление о жизни древних славян; развивать устную речь, умение работать по карте; прививать интерес к истории Отечества....
Урок по окружающему миру в 4 классе `Жизнь древних славян` Школа России.
Урок по окружающему миру в 4 классе `Жизнь древних славян...
Урок в 4 классе "Жизнь древних славян"
Познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян....
Технологическая карта урока по окружающему миру. ТЕМА: ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
Цели: Создать условия для ознакомления с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, приобщения младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков; раскрытия значения з...