Открытый урок по окружающему миру" 4 класс "Жизнь древних славян"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Фетисова Марина Михайловна

Конспект  открытого урока по окружающему миру "Жизнь древних славян". Цель урока: формирование представления о жизни древних славян, их быте, внешнем виде и верованиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: "Жизнь древних славян"

Класс: 4

Предмет: окружающий мир

Автор УМК: А.А.Плешаков

Тип урока: урок открытия нового знания, урок-исследование.

Цель: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян, быте,внешнем виде и верованиях славян.

Задачи.

Образовательные:

-сформировать у учащихся представление о жизни древних славян; познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;

Развивающие:

- развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, устную речь, умение работать с картой;

-расширять словарный запас учащихся;

-охранять и укреплять физическое и психическое здоровье учащегося;

-создавать ситуацию успеха для каждого ученика;

Воспитывающие:

- прививать интерес к истории Отечества, к традициям русского народа;

-повышать мотивацию детей к познанию окружающего мира.

Формирование познавательных УУД: ученик научится или получит возможность научиться: самостоятельно формулировать познавательную цель, решать проблемы поискового характера, находить необходимую информацию, анализировать ее, выделять главное, структурировать знания, осознанно строить речевое высказывание, рефлексировать процесс и результат своей деятельности.

Формирование регулятивных УУД: урок позволяет обеспечить организацию учащимися своей учебной деятельности: целеполагание как постановку учебной задачи, определение промежуточных целей с учетом конечного результата, составление последовательности действий, прогнозирование результата и уровня усвоения знаний, контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном и внесение необходимых корректив в случае расхождения с образцом, осознание качества усвоения. Формирование коммуникативных УУД: каждый ученик получает возможность проявить инициативу, сотрудничая при поиске и сборе информации; в случае возникновения конфликта найти способ его разрешения; владеть монологической и диалогической речью, выражая свои мысли.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Оборудование: для учителя -компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация Microsoft PowerPoint; для детей — учебник, конверты с карточками и листы А 2 для групповой работы; предметы обихода из школьного музея: прялка, рубель, элементы одежды (лапти, пояс, рубаха, сарафан)

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока:

1. Орг. момент. (Создание ситуации успеха) СЛАЙД 2

Прозвенел опять звонок,

Начинается урок.

Постарайтесь все понять,

Что-то новое узнать.

Нам историю России

Интересно изучать.

2. Актуализация знаний.

- Какой раздел мы изучили? («Страницы Всемирной истории») слайд 3

3. Самоопределение к деятельности.

 Колесо истории возвращает нас в обратную сторону и переносит в средние века, примерно в VI век нашей эры. Начинаем изучать раздел «Страницы истории Отечества».

Слайд 4

О, Русь моя, тебе хвала,

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала!

Н. Кончаловская (эти слова советской писательницы, которая написала немало книг по истории нашей страны для детей)

- О чем нам сегодня расскажет  Русь? СЛАЙД 5

-Прочитайте тему урока записанную на доске (Жизнь древних славян). Запишите ее в тетрадь.

-Посмотрите на вопросы: кто? Какие? Где? Как? Чем?Каким богам? Запишите их в тетрадь.

Что бы вы хотели узнать о своих предках? Сформулируйте свои вопросы, используя данные слова.( кто наши предки? Какими они были? Где жили? Как жили? Чем занимались?)

- Итак, какова цель урока?(Узнать о жизни древних славян и ответить на поставленные вопросы)

4. Открытие нового знания

     Работа в группах

- Сегодня вы будете исследователями. Кто это? (те, кто занимается научными исследованиями, выясняет, изучает что-то).

Я предлагаю работать по группам. Отчет о проделанной работе вы будете делать в конце урока. Каждая группа подчеркивает в тетради свои вопросы.

1-я группа исследует  вопросы Кто такие наши предки? И какие они были?

2-ая группа исследует вопросы Где и как они жили?

3-я группа исследует вопросы Чем они занимались и каким богам поклонялись?

СЛАЙД 6 (ПРЕДМЕТЫ БЫТА)

Посмотрите на предметы на ЭКРАНЕ(прялка, рубель, лапти, веретено). Выскажите предположение, кому могли бы принадлежать такие предметы? Потомкам, предкам, современникам? СЛАЙД 7

-Дайте определение, кто такие предки? Предки – это люди, которые жили перед нами.

-А современники? Современники - это люди, которые живут с нами в одно время, например,в настоящее время.

-Кто же такие потомки? Потомки - это люди, которые будут жить после нас.

-К кому мы отправимся в путешествие?(предкам)

-Чтобы определить, кто были наши предки я предлагаю перейти к следующему слайду СЛАЙД 8 (М. В.  Ломоносов)

Наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была так велика, что прославленных предков наших, воинов называли богатырями. Славно сражались они мечом и копьем.

-Прочитайте выделенные слова.

-Как называются эти слова?  Какие слова называют однокоренными?

- Назовите общий корень. «СЛАВ» (пишу на доске)

-О ком мы сегодня будем говорить? Как называют наших предков? СЛАВЯНЕ (дописать слово)

-На первый вопрос КТО были наши предки? мы ответили.

- Следующий вопрос: Какими они были?

СЛАЙД 9 (КАРТИНА)

-Славяне были крепкими, выносливыми, готовыми к любым неожиданностям. Один из византийцев, живший в 6 веке писал, что славяне высокого роста и огромной силы, цвет кожи у них не очень белый, а скорее всего золотистый. Это неплохие и совсем незлобные люди. Им свойственны гостеприимство, радушие, которое они проявляли к иноземцам и свободолюбие.

- Следующий вопрос, для исследований – это ГДЕ ЖИЛИ СЛАВЯНЕ?

СЛАЙД 10 (КАРТА)

Для этого  мы заглянем в прошлое на полторы тысячи лет назад, в 5 век нашей эры.В это время мы обнаружим на огромном пространстве Восточной Европы бескрайние дремучие леса, топкие болота, полноводные реки Днепр, Волга, Западная Двина, Дон, Дунай и мелкие речушки. В те времена эти края населяли Восточные славянеО них сегодня мы ведем наши исследования.

- Послушайте стихотворение Н. Кончаловской и подумайте, почему именно на этих территориях остановились славяне?

СЛАЙД 11

Жили славяне племенами. Племен было много (перечисление - восточные славяне (от них произошли русские, украинцы и белорусы)

СЛАЙД 12 (ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ)

Были племена западных славян, южных славян.

5. Физкультминутка

6. Продолжение работы по теме урока

Теперь исследуем, как жили наши предки. СЛАЙД 13 (ГОРОДИЩЕ)

Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому славяне селились обычно в местах, окружённых крутыми склонами, глубокими рвами, оврагами и водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали глубокие канавы, ставили частокол. Частокол ставился из крепких брёвен. Для этого срубали деревья, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Брёвна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называется частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

СЛАЙД 14 (ЗЕМЛЯНКА) Жильем служили землянки, выкопанные в земле. Пол был на метр углублен в землю, стены выложены из тонких жердей. Крыша тоже была из жердей, покрытых толстым слоем соломы. Крышу изнутри поддерживал столб. В углу находилась сложенная из камня печь: она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по-черному: это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогало сохранить тепло в землянке, но от этого все стены были в копоти и саже.

- Я хотела бы добавить, что жили славяне племенами, каждое племя состояло из рода, род-это семья. Значит, племя состояло из нескольких семей.

- Следующий вопрос: Чем занимались славяне?

СЛАЙД 15

- Кем были мужчины? (рыболовы, охотники, бортники-собиратели дикого меда) СЛАЙД 16

-Чем занимались женщины? (готовили пищу, занимались огородами, многие из них занимались врачеванием - собирали лекарственные травы).  СЛАЙД 17

- Чем занимались сообща? (земледелием) СЛАЙД 18

- Еще женщины умело пряли и шили одежду. СЛАЙД 19

 Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками.

СЛАЙД 20 - 21

Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов.

-Из всего этого можно сделать вывод, жизнь наших предков зависела от природы в гораздо большей степени, чем в настоящее время. Опыт предков необходимо изучать, чтобы научиться жить в гармонии с природой, беречь природу. Ведь лес и деревья, солнце и ветер – всё казалось славянам живым, одушевлённым.

Поэтому сейчас поговорим о  верованиях древних славян. СЛАЙД 22

Древние славяне были язычниками, т.е. они поклонялись многим богам. (Ярило, Перун). Для поклонения своим богам они не строили храмы.

СЛАЙД 23

Они совершали обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные и каменные статуи языческих богов – идолы.

Славянские праздники.

- Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники.

Многие из них сохранились до наших дней.

Масленица. Слайд 24

Это праздник проводов зимы и встречи весны.

Слышали праздник «Иван-Купала»? слайд 25

Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.

Славяне умели не только трудиться, но и веселиться.

6. Закрепление изученного материала.

- я надеюсь, что все группы слушали внимательно и теперь каждая группа исследователей выберет из предложенных картинок те, которые относятся к сегодняшней теме «Жизнь древних славян».

1 группа приклеивает картинки с ответами на вопросы кто наши предки и какие они были

2 группа с ответами на вопросы где и как жили древние славяне

3 группа  с ответами на вопросы чем занимались и каким богам поклонялись

7. Рефлексия.

- Какую тему мы сегодня исследовали? Достигли ли мы поставленной цели «Узнать о жизни древних славян?»

-Кто считает, что узнал на уроке много нового и интересного?

-Кому работа на уроке показалась интересной?

- Что вас особенно удивило?

8. Итог урока.

Прошли века, наполненные бурными историческими событиями. Потомки древних восточных славян – русские, белорусы, украинцы – образовали свои государства. Происхождение у них одно, языки близкие, история общая. Не зря говорят: «Народное братство дороже всякого богатства. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить об этом. Это наша история.

СЛАЙД 25 (СПАСИБО)

Домашнее задание: знать историю возникновения славянских народов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Жизнь древних славян" 4 класс.

-  Колесо истории возвращает нас в обратную сторону и переносит нас в средние века, примерно в VI век нашей эры. - Начинаем изучать раздел «Страницы истории Отечества»....

Разработка урока по окружающему миру "Жизнь древних славян", с презентацией , 4 класс. УМК "Школа России".

Урок окружающего мира по теме "Жизнь древних славян", с презентацией, 4 класс. УМК "Школа России"....

Проект урока по окружающему миру "Жизнь древних славян 4 класс"

1-й  урок в разделе «Страницы истории Отечества»Цель: формировать представление о жизни древних славян и выявить  особенности их занятий и быта....

Конспект урока по окружающему миру" Жизнь древних славян"

Конспект урока по окружающему миру " Жизнь древних славян"...

Конспект урока по окружающему миру "Жизнь древних славян", УМК "Школа России", 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование  представления о жизни древних славянПланируемые результатыПредметные:-знать, как  и где жили древние славяне, о быте и их  веровании,-уметь дава...