Конспект урока 1 класса "Отчего и почему?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Лесникова Елена Александровна

Данная разработка урока предназначена для учителей. работающих по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okr.mir_.docx33.7 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Тема: Отчего и почему.

Задачи:

- учить находить причинно-следственные связи;

- формировать навык причинного объяснения собственного опыта;

- развивать логическое мышление, абстракцию, т. е перехода от наглядно-образного мышления к обобщенному, к установлению причинно-следственных связей;

-развивать речь, память.

Оборудование:

емкость с водой, лед, стакан с водой;

лист бумаги, шерстяная ткань, расчески, магниты;

задания - стихи для групп;

карточки для индивидуальной работы;

иллюстрации (молнии, радуги);

треугольная призма;

энциклопедии, опорные слова (причина, следствие, явление, отчего, почему).

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Учитель проделывает опыт:

берет полный до краев стакан с водой, накрывает листом бумаги, ладонью плотно прижимает лист к краям стакана, не отпуская ладони, другой рукой переворачивает стакан бумагой вниз, аккуратно отпуская ладонь. Вода из стакана не выливается.

Учитель предлагает детям поучаствовать в следующем опыте:

желающие берут расчески, трут их о волосы или о шерстяные тряпочки, а затем подносят к мелко нарезанным бумажным кусочкам. Чудо – кусочки прилипли к расческам.

И последний опыт:

в сосуд с водой одновременно бросить кусочки льда и магниты, имеющие похожую форму, массу, размер. (Кусочки льда стали плавать на поверхности воды, остальные предметы погрузились в воду.)

- Какой вопрос возникал у вас каждый раз? (Отчего и почему?)

II. Постановка проблемной ситуации.

Учитель читает сказку:

Жили-были в стране Явлений (слово-опора появляется на доске) мать Причина (слово-опора появляется на доске) и ее дочь Следствие (слово-опора появляется на доске). Если бы не было Причины, то не было и Следствия. Мать и дочь были всегда неразлучны. Куда мать, туда и дочь следом. О чем дочь не спросит: «Почему?»- мать всегда знает и всегда объяснит. А дочка умница: как мать скажет, так она всегда и сделает. Удивлялись люди такому послушанию да согласию, а потом догадались: в стране Явлений и не может быть иначе. У каждого Явления есть Причина, и у каждой Причины есть Следствие.

- Какой вопрос чаще всего задаете вы и дочь в сказке Следствие?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Верно, тема урока «Отчего и почему».

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации. 

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

- Послушайте стихотворение.

Говорила туча туче:
- Прочь с дороги пар летучий! 
Ты не видишь – я спешу,
Налечу и сокрушу!
Отвечала туча туче:
- Ты сама сверни-ка лучше.
Не уйдешь с дороги прочь
Разнесу тебя на клочья!
У меня заряд гремучий
Буду биться я с тобой
Электрической стрелой.
…Почернели обе тучи,
Лбы,- что каменные кручи.
И, как в поле два быка,
Сшиблись в небе облака.
Покатил по небу гром,
Сотрясая все кругом, 
Тут сверкает, блещет там-
Трах – и небо пополам!
И дрожат леса, поля:
Вдруг расколется земля.

- О каком явлении природы идет речь? (Гроза.)

- Чем сопровождается гроза?

- Что страшнее «гром» или «молния»?

- Задайте свой вопрос. (Отчего получается гром?)

- На этот вопрос нам поможет ответить материал из энциклопедии. (Один из учеников приготовил рассказ из энциклопедии.)

- Так что является следствием, а что причиной?

(На доске под словами опорами дети приписывают.)

http://festival.1september.ru/articles/553043/img.gif

-Как вести себя во время грозы? (материал из энциклопедии).

- Но вот налетел ветер, разогнал тучи, засияло солнце.

Два села - как берега,
А над ними - мост-дуга.
Почему ступить не может
На дугу ничья нога?
Что же это за дуга? 
(Радуга.)

(На доске появляется иллюстрация радуги, ее могут составить и сами дети.)

- Задайте вопрос. (Почему появилась радуга?)

- Давайте вспомним, что предшествовало появлению радуги? (Дождь и солнце.)

- Чем являются дождь и солнце по отношению к радуге? (Причиной.)

- Отметим на доске.

- Кто раскрасил радугу? На этот вопрос нам опять поможет ответить энциклопедия. (Один из учеников приготовил рассказ из энциклопедии.)

Физминутка.

 

Радуга-дуга

Здравствуй, радуга-дуга, 
Разноцветный мостик!
Здравствуй, радуга-дуга! 
Принимай нас в гости. 
Мы по радуге бегом 
Пробежимся босиком. 
Через радугу-дугу
Перепрыгнем на бегу. 
И опять бегом, бегом 
Пробежимся босиком.

Дети выполняют поклон.
рисуют в воздухе дугу,разводят руки в стороны.
Вновь выполняют поклон.
Идут по кругу, взявшись за руки.
Бегут по кругу друг за другом, 
высоко поднимая колени.
Встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках.
Делают еще четыре прыжка на носках.
Бегут по кругу друг за другом, 
высоко поднимая колени.

- Итак, что идет сначала, а что потом, причина или следствие?

- Как найти причину? (Задать вопрос почему?)

- Откройте учебник, стр.82 – 83.

- Какое слово помогает найти следствие? (Поэтому)

- Сравните предложения на стр.83.

Личностные УУД:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

  I.Работа в группах.

– Давайте потренируемся в поиске причин явлений и их следствий.

- Разойдитесь по 3 группам. Распределите роли в группе. Выполните задания. Подготовьте члена группы для ответа.

Скушай кашку, не упрямься,
Ножками не топай.
Расскажу тебе я сказку,
Как в стране далекой
Жил малыш один упрямый.
Маму он не слушал,
Вредничал, кричал и плакал,
Ничего не кушал.
И однажды за обедом,
Громко топнув ножкою,
Превратился он в козленка
С хвостиком и рожками.

Плачет маленький питон, 
Сам себя запутал он. 
Сам себя переползал 
И себя узлом связал. 
Кто теперь ему поможет? 
Он себя найти не может!

Купили в магазине 
Резиновую Зину, 
Резиновую Зину 
В корзинке принесли. 
Она была разиней, 
Резиновая Зина, 
Упала из корзины, 
Измазалась в грязи. 

(Выступление групп о проделанной работе.)

   II. Работа в учебнике. Работа в парах.

1. – Давайте потренируемся в поиске причин явлений.

– Выполните задание на с. 83. Объясните, где можно поставить слово «поэтому», а где нельзя.

Проверка выполнения задания.

– А что бывает раньше – причина или следствие? Посмотрите  на нижние картинки и восстановите правильный ход событий.

2. Выполнение задание по нижней картинке на с. 83.

Проверка.

3. – Как вы думаете, всегда ли то, что случилось раньше, бывает причиной того, что происходит потом?

– Откройте учебник на с. 84.

– Расскажите историю, изображённую на верхних рисунках.

– Можно ли сказать, что чёрная кошка является причиной того, что Незнайка оказался в больнице? (Нет)

– Почему Незнайка оказался в больнице? (Незнайка не знает правил дорожного движения).

IV.Самостоятельная работа

- Каждый из вас получил карточку с заданием. Как только вы выполните задание, вы можете проверить свою работу, оценивая себя.

Пошел дождь                                            небо затянуло тучами

В цветке спрятан нектар                         пчела летит  к цветку

Поздно лег спать                                      опоздал в школу

Птицы улетают на юг                              дни становятся короче

- Какие у нас получились результаты. Кто не допустил ошибок?

V. Итог урока.

- Что является результатом действия причины? (Следствие.)

- Сделайте вывод по уроку, вставив ключевые слова урока (текст с пропусками записан на доске).

____________ всегда раньше ____________.
Если ____________ устранить, то не будет ____________

- Где в жизни вы сталкиваетесь с причинами и их следствием?

Во всем причина есть и следствие,

Сей жизни истина стара.

Мы отвечаем за последствия

Того, что сделано вчера.

- Если вы и в дальнейшем ваши умы будут пытливыми, то на все вопросы «отчего?» и «почему?» вы сможете найти ответ, а урок окружающего мира вам в этом поможет. Вы сможете раскрыть тайну проделанных в начале урока опытов.

- Оцените свою работу на уроке, если вы все поняли и можете объяснить другому, поставьте себя в верхней части шкалы, если поняли, но немного сомневаетесь в своих знаниях - в середину шкалы, если вам нужна помощь консультанта - проставьте в основание.

- Сообщите о результатах работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...