Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
| Учитель проделывает опыт: берет полный до краев стакан с водой, накрывает листом бумаги, ладонью плотно прижимает лист к краям стакана, не отпуская ладони, другой рукой переворачивает стакан бумагой вниз, аккуратно отпуская ладонь. Вода из стакана не выливается. Учитель предлагает детям поучаствовать в следующем опыте: желающие берут расчески, трут их о волосы или о шерстяные тряпочки, а затем подносят к мелко нарезанным бумажным кусочкам. Чудо – кусочки прилипли к расческам. И последний опыт: в сосуд с водой одновременно бросить кусочки льда и магниты, имеющие похожую форму, массу, размер. (Кусочки льда стали плавать на поверхности воды, остальные предметы погрузились в воду.) - Какой вопрос возникал у вас каждый раз? (Отчего и почему?) II. Постановка проблемной ситуации. Учитель читает сказку: Жили-были в стране Явлений (слово-опора появляется на доске) мать Причина (слово-опора появляется на доске) и ее дочь Следствие (слово-опора появляется на доске). Если бы не было Причины, то не было и Следствия. Мать и дочь были всегда неразлучны. Куда мать, туда и дочь следом. О чем дочь не спросит: «Почему?»- мать всегда знает и всегда объяснит. А дочка умница: как мать скажет, так она всегда и сделает. Удивлялись люди такому послушанию да согласию, а потом догадались: в стране Явлений и не может быть иначе. У каждого Явления есть Причина, и у каждой Причины есть Следствие. - Какой вопрос чаще всего задаете вы и дочь в сказке Следствие? - Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Верно, тема урока «Отчего и почему». | Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; 6) ориентироваться на развороте учебника; 7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
| - Послушайте стихотворение. Говорила туча туче: - Прочь с дороги пар летучий! Ты не видишь – я спешу, Налечу и сокрушу! Отвечала туча туче: - Ты сама сверни-ка лучше. Не уйдешь с дороги прочь Разнесу тебя на клочья! У меня заряд гремучий Буду биться я с тобой Электрической стрелой. …Почернели обе тучи, Лбы,- что каменные кручи. И, как в поле два быка, Сшиблись в небе облака. Покатил по небу гром, Сотрясая все кругом, Тут сверкает, блещет там- Трах – и небо пополам! И дрожат леса, поля: Вдруг расколется земля. - О каком явлении природы идет речь? (Гроза.) - Чем сопровождается гроза? - Что страшнее «гром» или «молния»? - Задайте свой вопрос. (Отчего получается гром?) - На этот вопрос нам поможет ответить материал из энциклопедии. (Один из учеников приготовил рассказ из энциклопедии.) - Так что является следствием, а что причиной? (На доске под словами опорами дети приписывают.) -Как вести себя во время грозы? (материал из энциклопедии). - Но вот налетел ветер, разогнал тучи, засияло солнце. Два села - как берега, А над ними - мост-дуга. Почему ступить не может На дугу ничья нога? Что же это за дуга? (Радуга.) (На доске появляется иллюстрация радуги, ее могут составить и сами дети.) - Задайте вопрос. (Почему появилась радуга?) - Давайте вспомним, что предшествовало появлению радуги? (Дождь и солнце.) - Чем являются дождь и солнце по отношению к радуге? (Причиной.) - Отметим на доске. - Кто раскрасил радугу? На этот вопрос нам опять поможет ответить энциклопедия. (Один из учеников приготовил рассказ из энциклопедии.) Физминутка. Радуга-дуга | Здравствуй, радуга-дуга, Разноцветный мостик! Здравствуй, радуга-дуга! Принимай нас в гости. Мы по радуге бегом Пробежимся босиком. Через радугу-дугу Перепрыгнем на бегу. И опять бегом, бегом Пробежимся босиком. | Дети выполняют поклон. рисуют в воздухе дугу,разводят руки в стороны. Вновь выполняют поклон. Идут по кругу, взявшись за руки. Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени. Встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках. Делают еще четыре прыжка на носках. Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени. |
- Итак, что идет сначала, а что потом, причина или следствие? - Как найти причину? (Задать вопрос почему?) - Откройте учебник, стр.82 – 83. - Какое слово помогает найти следствие? (Поэтому) - Сравните предложения на стр.83. | Личностные УУД: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙΙ. Применение нового знания.
| I.Работа в группах. – Давайте потренируемся в поиске причин явлений и их следствий. - Разойдитесь по 3 группам. Распределите роли в группе. Выполните задания. Подготовьте члена группы для ответа. Скушай кашку, не упрямься, Ножками не топай. Расскажу тебе я сказку, Как в стране далекой Жил малыш один упрямый. Маму он не слушал, Вредничал, кричал и плакал, Ничего не кушал. И однажды за обедом, Громко топнув ножкою, Превратился он в козленка С хвостиком и рожками.
Плачет маленький питон, Сам себя запутал он. Сам себя переползал И себя узлом связал. Кто теперь ему поможет? Он себя найти не может! Купили в магазине Резиновую Зину, Резиновую Зину В корзинке принесли. Она была разиней, Резиновая Зина, Упала из корзины, Измазалась в грязи.
(Выступление групп о проделанной работе.) II. Работа в учебнике. Работа в парах. 1. – Давайте потренируемся в поиске причин явлений. – Выполните задание на с. 83. Объясните, где можно поставить слово «поэтому», а где нельзя. Проверка выполнения задания. – А что бывает раньше – причина или следствие? Посмотрите на нижние картинки и восстановите правильный ход событий. 2. Выполнение задание по нижней картинке на с. 83. Проверка. 3. – Как вы думаете, всегда ли то, что случилось раньше, бывает причиной того, что происходит потом? – Откройте учебник на с. 84. – Расскажите историю, изображённую на верхних рисунках. – Можно ли сказать, что чёрная кошка является причиной того, что Незнайка оказался в больнице? (Нет) – Почему Незнайка оказался в больнице? (Незнайка не знает правил дорожного движения). |
|
IV.Самостоятельная работа | - Каждый из вас получил карточку с заданием. Как только вы выполните задание, вы можете проверить свою работу, оценивая себя. Пошел дождь небо затянуло тучами
В цветке спрятан нектар пчела летит к цветку
Поздно лег спать опоздал в школу
Птицы улетают на юг дни становятся короче - Какие у нас получились результаты. Кто не допустил ошибок? |
|
V. Итог урока. | - Что является результатом действия причины? (Следствие.) - Сделайте вывод по уроку, вставив ключевые слова урока (текст с пропусками записан на доске). ____________ всегда раньше ____________. Если ____________ устранить, то не будет ____________ - Где в жизни вы сталкиваетесь с причинами и их следствием? Во всем причина есть и следствие,
Сей жизни истина стара.
Мы отвечаем за последствия
Того, что сделано вчера. - Если вы и в дальнейшем ваши умы будут пытливыми, то на все вопросы «отчего?» и «почему?» вы сможете найти ответ, а урок окружающего мира вам в этом поможет. Вы сможете раскрыть тайну проделанных в начале урока опытов. - Оцените свою работу на уроке, если вы все поняли и можете объяснить другому, поставьте себя в верхней части шкалы, если поняли, но немного сомневаетесь в своих знаниях - в середину шкалы, если вам нужна помощь консультанта - проставьте в основание. - Сообщите о результатах работы. |
|