Экологическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
статья по окружающему миру на тему

От правильного построения взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребёнку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-17g.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание обучающихся с ограниченными

                                      возможностями здоровья.

 Выполнила: Голота Т.А.

учитель начальных классов

ГБОУ школы-интерната №113 г.о. Самара

 В настоящее время слово «экология» стоит в сочетании со словами «природа» и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы немыслима без экологии души. Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель.

От правильного построения взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребёнку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.  С первых дней пребывания детей в школе не упускаю ни одной возможности на любом уроке, чтобы использовать её для воспитания любви и бережного отношения к природе.

У детей с ограниченными возможностями здоровья трудно установить связь между причиной и следствием. Дети с ОВЗ не всегда могут применить знания в практической деятельности. Поэтому, решая эту проблему, я вовлекаю детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной закономерностью. В своей деятельности по формированию экологических знаний и умений через внеклассную работу я выделила следующие направления работы:

Познавательное направление работы, (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины).

Познавательно-развлекательное направление работы (устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).

Практическое направление работы, (посадка растений, озеленение класса, подкормка птиц).

Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты)

Разнообразная деятельность дает им возможность овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы.    Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья, ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей школьников являются дидактические игры. Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Например: без насекомых не могут жить птицы, растения.

При проведении дидактических игр я опираюсь на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей, связь с жизнью, соответствие содержания внеклассной работы возрасту обучающихся, особенностями их умственного развития и интересов.

      Применение игровой технологии позволяет пробудить у детей интерес, увлечь их, воодушевить полученными результатами, развивает коммуникативные навыки.

      Основная цель экологического воспитания обучающихся – формирование знаний о природе, умений мыслить и строить свою деятельность в природе на основе природ сохранения, целесообразности, экологической оправданности, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, а также воспитание чувств.

        Задачи экологического воспитания:

1) Воспитательные - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, стремления охранять окружающую среду, беречь природные ресурсы; воспитание нравственного отношения к природе как универсальной ценности;

 2) Образовательные - формирование системы знаний о природе края, экологических проблемах современности и путях их решения;

3) Развивающие – развитие умений по оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; выбору мер защиты здоровья от вредного влияния опасных факторов окружающей среды, по сохранению и укреплению здоровья.

        Педагог использует следующие методы, формы работы и средства для достижения цели экологического воспитания:

  1. Методы: организации деятельности (учебно-познавательная, трудовая, игровая, физкультурно-оздоровительная и др. в природе);

-методы формирования сознания и поведения;

-методы словесные, наглядные, практические;

-методы стимулирования, поощрения.

    2. Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные: групповые и индивидуальные внеклассные занятия, общественно-полезный труд, традиционные школьные праздники, концерты, экскурсии, прогулки, соревнования, конкурсы, тематические декады и др.

       3. Средства: объекты природы, окружающая среда, общение с детьми, организация совместной деятельности, организация коллективных мероприятий, работа с родителями, коллективом воспитанников, игра, труд, художественная литература, картины о природе, изобразительные средства.

        Экологическое воспитание неотделимо от других направлений воспитательной работы: умственного, нравственного, физического, трудового, эстетического, гражданско-правового, здоровье сберегающего воспитания, обучающихся в условиях ухудшающейся экологической обстановки, обучению мерам защиты от вредных факторов среды обитания. Это, в первую очередь, сохранение собственного здоровья, ведение здорового образа жизни, повышение адаптационных возможностей организма, ознакомление детей с факторами, ухудшающими здоровье и вызывающими болезни: некачественные продукты питания, плохие климатические условия, загрязнённые вода и воздух. Педагоги учат детей задумываться о своём отношении к вредным привычкам, полезны ли некоторые «вкусные» продукты, как защитить свою кожу от экологически вредных факторов среды, какую пользу принося витамины, чем полезны овощи и фрукты, как нужно заботиться о своём здоровье, ухаживать за кожей, руками, телом, следить за изменениями в погоде и т. д.

     Наблюдая за природой, ребята отмечают, как изменяется природа по временам года, устанавливают связи между живой и неживой природой, знакомятся с трудом людей и обязательно оказывают помощь старшим в труде. Считаю, что если мы совместными усилиями (учитель, родители) будем прививать детям любовь к природе, то у них не поднимется рука на живое, им захочется сохранить то, чему сам успел порадоваться. Забота ребенка о маленьком растении, о беспомощном живом существе делает его добрее, внимательнее, воспитывает в нем гуманность.       Эти качества со временем перерастают в постоянное чувство ответственности за все живое, бережное, разумное отношение к природе в целом.                                Экологическое образование можно осуществлять на всех уроках в начальной школе. Например, на уроках чтения, упражняясь в выразительном чтении произведений, дети вспоминают взаимосвязи в природе. Процесс познания проходит намного активнее, когда затрагивается эмоциональная сфера личности ребенка. Совершая с учащимися экскурсии в природу, учу их эстетическому восприятию, говорю, на что надо обратить внимание.

     А бывает, что и дети учат родителей правильному поведению в природе. Даю советы родителям, как помогать детям общаться с природой, заботиться о ней, быть друзьями детей, растить настоящих граждан. Объясняю родителям, как важно стать друзьями детей. Как передается по наследству, из поколения в поколение все доброе и хорошее, что закладывается в детстве. Все родители хотят видеть своих детей настоящими людьми, поэтому я всегда приглашаю на наши экскурсии с детьми родителей.

      Показателями воспитанной личности служат: экологические практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы, умении применять экологические знания за пределами школы. И пусть результаты нашей работы ещё не так различимы, но кропотливая работа в этом направлении способствует повышению общей культуры наших воспитанников, формированию их нравственного облика, приучает задумываться о своём поведении в природе, выбирать варианты взаимодействия, соответствующие закону и совести.

    Познавательные, коррекционные, творческие, сюжетно- ролевые, дидактические игры – отличное средство систематизации и закрепления знаний о природе. Они проводятся с ребятами индивидуально или группой в досуговое время, помогают определить компетентность воспитанников в вопросах экологии, экологической культуры, здоровье сбережения, создают условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностными подходами и ориентациями.

      Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. При взаимодействии с окружающей средой у детей расширяется кругозор, приобретаются новые знания, воспитываются духовные, нравственные и волевые качества, такие, как дружба и взаимопомощь, взаимное доверие, настойчивость, выдержка, коллективизм. Развиваются двигательные навыки и укрепляется здоровье, изучаются правила поведения в окружающем природно-предметном мире.

     Чтобы сформировать у детей сознательное отношение к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную и предметную среду, показывать взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма от воздействия внешних фактов, деятельности человека.        

      Таким образом, правильно спланированная работа ведет к тому, что дети становятся добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться, овладевают навыками ухода за растениями и животными.

      Вся работа проходит на достаточно высоком уровне с использованием современных технологий. Современные дети очень хорошо ориентируются в информации, которую нам предоставляет интернет. Нашу жизнь невозможно представить без интернета и компьютера. Это возможность узнать много нового в той области знания, которая вас интересует. Ученики с большим удовольствием пользуются услугами. Умеют пользоваться поисковыми системами. Учитель должен правильно организовать поиск и отбор нужной информации.   Особенно можно выделить дистанционные конференции, которых можно использовать во внеурочной деятельности.

      Анализируя деятельность данного направления, можно отметить, что наиболее эффективными формами и средствами воспитания экологической культуры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья являются: экскурсии, труд в природе, разнообразные по форме мероприятия на экологические темы. Они позволяют показать детям природные связи, формируют у них личностное отношение к природе, формы экологического и нравственного поведения, позволяют приобрести практические навыки и умения деятельности в природе, сохранения своего здоровья.

        Литература:

1. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. –М.,1995

2. Климцова Т.А. Экология в начальной школе. /Из опыта/ - «Начальная школа».-2000.№6

3. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. // НШ. – 1999. - №1. С. 19-22

4. Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников. / Русс. яз. – 1993. - №6.

 5. Боголюбов С. А. Природа: что мы можем. М. – 1987.

 6. Бондаренко В. Д. Культура общения с природой. М. – 1987.

 7. Вершинин Н. А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям. // НШ. – 1998. - №10. С. 9-11.

 8. Воробьева А. Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ. – 1998. № 6. С. 63-64.

 9. Гетьман В. Ф. Экскурсии по природоведению во 2-3 классах. // Рад. шк. – 1983.

 10. Дмитриев Ю. Д. Земля у нас одна. М.: Детская литература. – 1997.

 11. Кириллова З. П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования. М.: Просвещение. – 1983.

 12. Тихонова А. Учебная природная тропа для младших школьников. // НШ. – 1991. №9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Воспитание гражданственности и патриотизма у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношески...

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР....

«ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Тема: Особенности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяСодержание:Введение1. Сущность понятия «духовно-нравственное развитие и воспитание...

Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ посредством внеурочной деятельности»

Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся ...

ПРОГРАММА по патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Мой край. Мой город. Моя Родина»

Представлена Программа патриотического и гражданского воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которая направлена на коррекцию познавательных процессов и социальную адаптацию, а ...

Проект духовно-нравственного воспитания и обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Проект духовно-нравственного воспитания и обучания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов направлен на воспитание в каждом обучающемся с ОВЗ гражданина и патриота, на рас...