Сценарий игровой программы по экологическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья "Мы здесь живем"
материал по окружающему миру (4 класс) на тему
Сценарий внеклассного мероприятия по экологическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_po_ekologii_s_ovz.docx | 114.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий игровой программы по экологическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья
"Мы здесь живём"
Классный руководитель: Кочеганова Тамара Георгиевна
Цель: Расширить представления детей о природе родного края.
Задачи:
Обучающие задачи:
1.Закрепить знания обучающихся о растениях, животных, птицах, живущих вокруг села ;
2. Закрепить правила поведения на природе;
Коррекционно-развивающиеся задачи:
1. Коррекция внимания, образного мышления, памяти;
2. Расширение кругозора и объёма словаря;
3.Формирование пространственных представлений.
Воспитательные задачи:
1.Прививать любовь к окружающей природе;
2. Воспитать патриотические чувства;
3.Учить работать в коллективе, помогать друг другу.
Место проведения: МБОУ "Атнарская СОШ" Красночетайского района
Участники: обучающиеся 3 класса (всего 19, один ребенок с ОВЗ);
Предварительная работа: оформление плаката; задание- подготовить мини стенгазеты, названия групп, эмблемы; учить стихи;
Тип занятия: игра - путешествие;
Вид занятия: закрепление знаний;
Оборудование: карточки с жалобами;
коробка с10 предметами ( шишки, листья, пёрышки птиц, небольшая коряга, катушка с нитками, жёлудь, мох, ластик, яблоко, мячик);
лепестки цветов красного, розового, синего цветов для каждого обучающегося; проектор; листочки с надписями "юный эколог";
Результативность: способствует повышению экологической культуры и экологического сознания обучающихся, способствует получению и расширению знаний о животном и растительном мире родного края.
Ход мероприятия
I. Организационная часть.
На доске плакат (здание, речка, лесок, луг, дети, радуга). Учитель читает стих.
Наша планета Земля очень щедра и богата, Горы , леса и поля - Дом наш родимый ребята. ( Л.Савчук) |
Учитель: Здравствуйте, дети. Как вы думаете, о чем будем говорить на этом занятии? ( о природе)
Сегодня мы отправимся в путешествие вокруг села Атнары. А в путешествие отправимся по необычной тропинке, по волшебной тропинке. Но мы должны отыскать эту тропинку. Для этого вы должны назвать авторов следующих отрывков:
1. Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза. (И.А.Крылов. Стрекоза и муравей)
2. Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
(А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
3. Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть по - моему вели. (В.Катаев. Цветик-семицветик)
II. Основная часть.
Учитель: Молодцы, вы нашли эту невидимую дорогу. И по этой дороге мы отправимся в путешествие. Прежде давайте разделимся на группы.(дети знакомят своими командами, мини газеты вешают на доску).
СЛАЙД (луг с. Атнары) Вот мы на лугу, где пасутся наши коровы. Поднимают руки те ребята, которые тут были. А все ли мы знаем о луге?
(рассказ детей о луге).
Учитель Вытяните одну из карточек с текстом «жалоб» животного и определите, о ком идёт речь, и какую пользу приносит оно.
Жалоба I. Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая.
СЛАЙД (жаба) Ответ: В жалобе говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей, целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу, – и они исчезнут.
Жалоба II. На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим, висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.
СЛАЙД (летучая мышь) Ответ: Во второй – о летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от неё огромная. Они поедают вредных насекомых ночью. Как бы сменяя птиц, которые едят насекомых днём.
Жалоба III. Я длиной до 25 см. У меня красивый хвост. Встречаюсь в сухих, хорошо прогреваемых солнцем местах. Дети любят хватать меня за мой красивый хвост. А я, чтобы спасти себе жизнь, сбрасываю его.
СЛАЙД (ящерица) Ответ: Это ящерица. Ящерица полезна тем, что питается насекомыми.
Учитель: Молодцы! Может кто -то еще знает о животных и растениях нашего луга?( ответы детей: Ваня рассказал о кузнечиках, ( ребенок с ОВЗ) рассказал о цветах и что их нельзя рвать, показал всем свою ромашку, сделанную на уроке). А сейчас наши девочки исполнят танец "Ромашка".
Танец "Ромашка", исполняют девочки из команды "Ромашка".
Учитель: Теперь отправляемся дальше. И вот наша речка Айхол.
СЛАЙД (река Айхол)
Ученик: Поедем на рыбалку,
Возьми с собой меня.
Какие там красоты,
Пером не описать,
Немного подучиться,
Художником бы стать.
Я посижу у речки,
И наловлю лещей,
Без всякого лекарства,
Я стану здоровей! (Марк Львовский)
Учитель: А кто из вас на рыбалке в этом году был? Может просто так гуляли? Хорошо. Теперь узнаем, какие вы внимательные. Знаете ли вы о растениях и животных водоемах? Для этого поиграем в игру "Четвертое лишнее". Вы должны назвать лишнее слово и объяснить почему оно лишнее.
1. Осока, ромашка, роза, ряска. СЛАЙД
2. Камыш, рогоз, василек, череда. СЛАЙД
3. Карась, красноперка, акула, окунь. СЛАЙД
4.Цапля , кукушка, утка, зимородок. СЛАЙД
5. Водомерка, гладыш, клоп-солдатик, ручейник. СЛАЙД
6. Прудовик обыкновенный, катушки, янтарка, краб. СЛАЙД
Учитель: Молодцы! А может быть еще кто-то из вас интересные случаи помнит, которые произошли у реки? (ответы детей, а ребенок с ОВЗ показал свою аппликацию рыбку из яичной скорлупы, Диана прочла отрывок из рассказа Юрия Скворцова "Кӳлě хěрринче").
Физкультминутка:
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Дети по лесу гуляли,
за природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их все лучи согрели,
Дружно хлопаем
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.
СЛАЙД (лес рядом с селом Атнары) Учитель: Отправляемся дальше. А вот и наш лес. Чтобы не заблудиться в лесу мы должны узнать, что находится в этой коробке.
"Чёрный ящик"
В коробке 10 предметов ( шишки, листья, пёрышки птиц, небольшая коряга, катушка с нитками, жёлудь, мох, ластик, яблоко, мячик) . Дети, вы должны исследовать содержимое коробки закрытыми глазами. По команде засунуть руки в коробку и вытаскивать по одному предмету и описывать ( например: природный предмет, где растет, польза).
Учитель: Ох, какие вы молодцы. Вот мы с вами попутешествовали, а теперь пора домой. Чтобы вернуться обратно мы должны составить правила поведения в природе.( дети высказывают свои мнения).
А теперь прочитаем на экране эти правила.
• Не руби в лесу деревья, не ломай сучья и кусты. Помни, что воздух в лесу содержит в 300 раз меньше бактерий, чем в городе.
• Не рви лесные и полевые цветы. Помни: ландыш зацветает на 6-й год, а венерин башмачок — на 18-м году.
• Не разоряй муравейники. Знай, что 3—4 муравейника надежно охраняют 1 га леса от вредителей.
• Будь осторожен с огнем в лесу. Помни: 97% пожаров возникает по вине человека.
• Не включай громко в лесу радиоприемники, магнитофоны, так как это тревожит птиц и зверей.
• Не оставляй неубранный мусор. Помни, что брошенная бумага сгниет через 2 года, битое стекло пролежит 30 лет, полиэтилен — несколько десятилетий.
• Не оставляй надписей на деревьях и камнях. Они вызовут лишь досаду и сожаление у тех, кто придет после тебя.
Учитель: Молодцы. Вы настоящие экологи. И я вам раздам листочки -значки юных экологов. С сегодняшнего дня мы с вами будем еще ответственнее относиться к природе.
Дети из каждой команды читают стихи.
Ученик 1: Наша планета
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету! (Я. Аким)
Храм природы
ученик с ОВЗ: Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь. (А. Смирнов)
Ученик: Давайте вместе Землю украшать
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая! (Е. Смирнова)
III. Заключительная часть.
Учитель: А теперь давайте определим, как вам понравилось это путешествие.
Дети составляют цветок из лепестков разного цвета - цветовая рефлексия.
СЛАЙД
КРАСНЫЙ ЦВЕТ - Мне очень хорошо! Всё понравилось! Здорово!
РОЗОВЫЙ - Я не скучал.
СИНИЙ - Мне все не понравилось.
Дети клеят лепестки и получившиеся цветы приклеивают на плакат.
Учитель: Дорогие ребята! Очень хотелось бы, чтобы вы все запомнили эти правила поведения в природе и требовали выполнения их от своих знакомых и друзей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Влияние хантыйского и мансийского фольклора на эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями"
Данная статья была представлена на Межрегиональной научно – практической конференции «Языки и культура коренных малочисленных народов ...
" Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья"
" Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья"...
Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации.
Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации....
Принципы семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Принципы, которые отражают суть современного семейного воспитания детей с ОВЗ....
Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Нейропсихологический подход как система комплексного развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. В связи с этим возникла потребность в поиске специальных методик, позволяющих не только выявить пробле...
Экологическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
От правильного построения взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребёнку надо...
«Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении»
На этапе развития инклюзивного образования остается актуальным вопрос о создании системной модели совместного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной среде нормально развивающихся сверстников...