Проект духовно-нравственного воспитания и обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Захарова Галина Николаевна

Проект духовно-нравственного воспитания и обучания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов направлен на воспитание в каждом обучающемся с ОВЗ гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, подготовку их к социализации в самостоятельной жизни. Проект реализуется в двух сферах: в процессе обучения (урочная деятельность) и во внеклассной работе (внеурочная деятельность).

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

«КАЛИНИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

429212, Вурнарский район, с. Калинино, ул. Советская, д. 20 тел (8-83537) 60-3-69 (факс)

E-mail: vur-internat@narod.ru

_____________________________________________________________________________

 

ПРОЕКТ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ

Срок реализации: 4 года

 Возраст детей: 7 – 15 лет

Разработчик:

Захарова Г.Н., учитель

начальных классов

с. Калинино

2024 г.

ПРОЕКТ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ

Эпиграф: Защитить Детство – сохранить Будущее!

Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного воспитания и обучения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа развития школы.

Миссия проекта: Проект духовно-нравственного воспитания и обучения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов направлен на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов обучающихся с ОВЗ, подготовку их к социализации в самостоятельной жизни.

Данный проект реализуется в двух сферах: в процессе обучения (урочная деятельность) - во внеклассной работе (внеурочная деятельность)

Цель проекта: создать социально-педагогические условия для духовно-нравственного воспитания и обучения обучающихся с ОВЗ и детей - инвалидов.

Задачи:

- Формирование способности сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов.

- Создание в классе атмосферы любви, взаимопонимания и взаимопомощи.

- Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание и обучение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.

Проект реализуется в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов.

Проект духовно-нравственного воспитания и обучения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов содержит шесть разделов.

1.  Цель и задачи духовно-нравственного воспитания и обучения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.

2.  Основные направления духовно-нравственного воспитания и обучения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов

3.  Содержание духовно-нравственного воспитания и обучения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов

4.  Совместная деятельность класса, семьи по духовно-нравственному воспитанию и обучению обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.

5.  Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания и обучения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.

6.  Критерии эффективности функционирования духовно-нравственного воспитания и обучения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов

Основные понятия:

Социализация — усвоение обучающимся с ОВЗ и детьми-инвалидами социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.

Духовно-нравственное воспитание и обучение – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися с ОВЗ и детьми – инвалидами базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Ценностные установки духовно-нравственного обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов.

- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);

- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

- традиционные российские религии (культурологические представления о религиозных идеалах);

- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

- человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Портрет будущего выпускника – гражданина России

- Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними.

- Любознательный,  интересующийся, активно познающий мир.

- Владеющий основами умения учиться.

- Любящий родной край и свою Родину, не разделяющий мир на чужих и своих.

- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение, принимающий решения с учётом позиций всех участников, умеющий дружить и сотрудничать.

- Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Девиз проекта: «В здоровом теле – здоровый дух!!».

Актуальность:  В настоящее время у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, идет усиление процесса индивидуализации, отчуждения. Материальные блага стали занимать значительно больше места в желаниях школьников, культура и образование, как и духовно-нравственные ценности, отодвигаются на периферию их ценностных ориентаций.

          В чрезвычайно  сложной ситуации оказываются  обучающиеся с ОВЗ и дети-инвалиды, удаленные из семьи на период учебных занятий. Потребительское отношение, неумение строить жизнь по духовно-нравственным, социально-культурным нормам и правилам, непонимание социальных взаимоотношений между людьми затрудняет процесс социальной адаптации и интеграции обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов. Вышеизложенные проблемы усугубляются при наличии у обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов отклонений в интеллектуальном и психическом развитии.

Учитывая это, я решила разработать Проект духовно-нравственного воспитания и обучения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.

В этой проекте учитываются социально-экономическое факторы, экологические условия, которые отрицательно сказывается на жизнь и здоровье обучающегося. Снижение уровня жизни, рост преступности, кризис семьи, безработица – влияют на класс в целом, и на каждого отдельного обучающегося.

Проект включает себя три подпроекта:

  1. Подпроект развития классного коллектива «Маленькая страна»,
  2. Подпроект индивидуального развития обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов «Цветик –пятицветик»,
  3. Подпроект «Радуга» совместного творческого взаимодействия педагогов, родителей, обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов.

«МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»

Детская организация на базе класса

Общие положения.

Детская организация обучающихся 1 класса «Маленькая страна» является самодеятельным, добровольным объединением обучающихся 1 класса БОУ «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Детская организация участвует в реализации целей и задач школьной детской организации «Дружба».

Детская организация не принадлежит ни к какой партии и отвергает диктат любой политической системы.

Цель классной детской организации.

Выявить творческую индивидуальность обучающихся, объединить детей на основе общих дел по интересам и увлечениям для развития и самоутверждения. В основе организации лежит добро, справедливость, уважение к каждому, чтобы дети и взрослые равноправно сотрудничали. Детская организация ставит своей целью сделать жизнь детей наиболее разнообразной и интересной, познать себя.

Организационное строение детской организации.

Высшим органом детской организации «Маленькая страна» является родительское собрание, которое собирается один раз в четверть.

Собрание принимает и изменяет Правила детской организации, планы и программы деятельности, избирает актив класса.

Актив детской  организации.

Актив – это временное объединение ребят для проведения конкретных дел, проводимых детской организацией.

Кто его создает? – Детская организация.

Что делает актив детской организации? – Придумывает и организует интересные и полезные дела. Отстаивает права и интересы детской организации.

Законы членов детской организации.

  1. Закон правды. Запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим
    тебя людям. Будь правдив.
  2. Закон добра. Будь добр к ближнему и добро вернется к тебе.
  3. Закон  заботы.  Прежде  чем требовать  внимания к себе,  прояви  его  к
    окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
  4. Закон милосердия. Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у
    которых слезы на глазах. Не забывай о них.
  5. Закон памяти. Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем
    народе и о своей истории.
  6. Закон  уважения.   Хочешь,   чтобы  тебя  уважали,  уважай  человеческое
    достоинство других.
  7. Закон   старости.   Помни,   старость   уважается   у   всех   народов.   Будь
    цивилизован.
  8. Закон свободы. Каждый человек хочет быть свободным. Отстаивая свою
    свободу, не забывай о свободе другого человека.

      9. Закон смелости. Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе будь
          смел.

      10. Закон чести. Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни    

           о своей духовной силе, благородстве, достоинстве.

Правила членов детской организации.

Коллективно обсуждать и решенье принимать:

     Делать где? Зачем? И что?

     Как? Когда? Во сколько? Кто?

На сборе не молчать, громко тоже не кричать,

Слушать друг друга, говорить по кругу.

Что не нравится сказать, и решенье подсказать.

Книжки добрые любить

И воспитанными быть.

Учиться отлично.

Дружбой дорожить.

Старых везде уважать

И всегда ми помогать.

Малышей не обижать

Труд любить всегда.

Одеваться аккуратно,

Чтоб смотреть было приятно.

Соблюдать  всегда дисциплину и режим.

Так на свете жить,

Чтоб людям радость приносить.

Наших правил ровно пять – мы их будем выполнять!

Мы активные ребята!

     Первоклассник не забудь – далеко ты держишь путь!

Мы отважные ребята!

     Как страны родной герои, жизнь свою хотим построить!

Мы прилежные ребята!

     Только тех, кто любит труд, первоклассниками зовут!

Мы правдивые ребята!

     Никогда, нигде, ни в чем мы друзей не подведем!

Мы веселые ребята!

Наши песни, танцы, смех делим поровну на всех!

Что объединяет членов детской организации?

Стремление сделать жизнь интереснее, желание научиться слышать, понимать друга и действовать вместе.

Что нам помогает жить интересно?

Игра и песня, танцы и конкурсы.

Работа детской организации.

Детская организация действует по собственной программе, которая состоит из 6 направлений:

Здоровье

Общение

Учение

Досуг

Образ жизни

Труд

Актив класса – наше  классное самоуправление.

Командир:

- участвует в планировании и организации внеклассной работы в классе;

- утверждает план класса, детской организации;

- регулирует дежурство в классе;

- следит за посещаемостью обучающихся;

- помогает учителю в проведении мероприятий;

- поздравляет с праздниками, днями рождения.

Зам. командира:

- следит  за учебой обучающихся класса;

- следит за состоянием школьных принадлежностей;

- наличием учебных принадлежностей.

Санитар:

- следит за санитарным состоянием класса;

- внешним видом обучающихся;

- наличие санитарных принадлежностей;

- гигиеной тела.

Редколлегия:

- выпускает стенгазеты, оформляет классные уголки;

- оформляет конкурсные работы;

- изготовляет поделки.

Физорг:

- помогает учителю в проведении спортивных мероприятий;

- сам непосредственно участвует в спортивно-массовых мероприятиях;

- следит за бережным хранением спортивного инвентаря.

            Игровик:

- разучивает новые подвижные игры;

- организует и проводит подвижные игры во время перемен и во внеурочное время.

Цветовод:

- следит за своевременным уходом за цветами;

- следит за пересадкой молодых побегов;

- осуществляет полив и рыхление;

- протирает пыль с листьев.

Библиотекарь:

- подшивает газеты и журналы;

- следит за посещением библиотеки;

- следит за состоянием библиотечных книг.

            Хозяйственник:

- следит за состоянием классного учебного инвентаря;

- следит за санитарным состоянием парт;

- организует влажную и генеральную уборку класса.

Добрые традиции класса

  1. День знаний.
  2. День пожилых.
  3. День учителя.
  4. День инвалидов.
  5. Дни рождения.
  6. Новогодняя елка.
  7. Конкурс рисунков.
  8. Конкурс поделок.
  9. Конкурс танцев.
  10. Конкурс песен.
  11. Конкурс стихов.
  12. Родительские собрания.
  13. Первенство класса  по шашкам.
  14. Первенство класса по легкой атлетике.
  15. День семьи.
  16. Трудовой десант «Пришкольный участок».
  17. Экскурсии.
  18. Конкурс «А ну-ка, мальчики!»
  19. Конкурс «А ну-ка, девочки!»
  20. Открытые уроки для родителей
  21. Школа родителей

Ожидаемые результаты проекта

Рекомендации

Ответы

Какими способами, формами, документами будет подтверждено

Опишите, как выполнение проекта повлияет на реальную ситуацию в школе, что изменится в результате реализации проекта

Будет создан реальный инструмент, адаптированный и готовый к внедрению в образовательный процесс школы, в данный момент такой инструмент отсутствует.

Отчет о проделанной работе;

Наличие положительного опыта сотрудничества.

Участие родителей в деятельности класса.

Докажите соответствие результатов цели, задачам проекта

В результате реализации проекта создается инструмент для достижения поставленной цели.

Отчет о проделанной работе.

Какие организации получат пользу от реализации проекта

1.Классная детская организация «Маленькая страна».

2.Школьная детская организация «Дружба».

2. БОУ «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.

Дипломы, грамоты, благодарственные письма

Назовите конкретные количественные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта

Выпуск газеты со страницей посвященной родителям класса.

Проведение общеклассных бесед каждую пятницу, родительских собраний, классного проекта с участием родителей,

Газеты

Протоколы родительских собраний

Материалы общеклассных бесед.

Пополнение методической копилки класса.

Назовите конкретные качественные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта

Получение качественного, продукта, адаптированного к условиям и требования современной школы, путем апробации разработанных материалов в условиях класса.

Отчет о проделанной работе.

Эффект проекта в долгосрочной перспективе

Создание положительного опыта, формирование тенденции информатизации. Появление материала готового к внедрению и использованию в классах.

 Эффект бабочки

ПОДПРОЕКТ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

«МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»

Девиз подпроекта «Учиться, учиться и учиться!».

В подпроекте развития классного коллектива «Маленькая страна» осуществляются мероприятия с духовно-нравственным воспитанием, интеллектуальным и физическим развитием обучающихся. Мы разработали концепцию подпроекта. Важно то, что обучающиеся устают, проводя сообща в условиях школы (класса) по 4-5 часов ежедневно. Мы поставили перед собой задачу, чтобы учебно-воспитательный процесс был интенсивным и увлекательным. Это должно помочь удержать в обучающемся чувство радости в школе. Обучающиеся начальных классов испытывают потребность в ярких, красочных событиях. Вся работа должна развивать творчество, фантазию, побуждать к активным действиям. Условия нашей школы помогают мне в решении поставленной задачи. Уроки ритмики, логопедии, музыки увлекают обучающихся с первых дней учебы. Мы решаем и такие задачи: развитие эстетического вкуса и чувства, воспитание души (духовное воспитание), создание условий для раскрытия способностей и природных задатков обучающихся.

В 2019 году я начала работать с обучающимися первого класса  по своему подпроекту развития классного коллектива «Маленькая страна».

В нашем подпроекте: дуб - моя семья, берёза – учителя, куст – родители обучающихся, первая бабочка – чувашские народные сказки, вторая бабочка – русские народные сказки, третья бабочка – украинские народные сказки,.

Учебно-воспитательная работа состоит из двух направлений: воспитание (река Воспитания) и обучение (озеро Обучения). В озере  Обучения  плавают оценки - лебеди. В реке Воспитания  плавают сказочные персонажи: золотая рыбка, щука.

Воспитание состоит из 7 направлений (это символизирует радуга):

1) духовное воспитание

2) нравственное воспитание

3) гражданское воспитание

4) эстетическое воспитание

5) физическое воспитание

6) трудовое воспитание

7) семейное воспитание.

Обучение состоит из 6 направлений:

  1. общение
  2. учеба
  3. труд
  4. здоровье
  5. досуг
  6. образ жизни.

Вся  учебно-воспитательной работы состоит из 3 направлений (облака):

1. «Общение»

2. «Развитие»

3. «Коррекция»

 «Общение»

Все учителя мечтают видеть своих учеников послушными, понимающими, но зачастую мы не придаем значения переживаниям обучающихся, считая их пустяками, не заслуживающими внимания. Ученик остается один на один со своими эмоциями и не всегда находит силы справиться с ними самостоятельно. А это отражается на формировании характера и самооценки, на общении со сверстниками и может серьезно осложнить его жизнь в дальнейшем. Поэтому мы выбрали именно такое направление  первого подпроекта. Общение является непременным условием развития  ребенка. Подпропроект  работает по такому алгоритму (капельки):

  1. общение с родителями;
  2. общение с обучающимися;
  3. общение с педагогами;
  4.  общение со сверстниками.

В добукварном периоде  я большое внимание уделяю общению с родителями. Так, если родителям нравится в школе, то это радостное настроение передастся и их детям. Найдя общий язык с родителями, я стараюсь сделать общение с обучающимися интересным и увлекательным, так как у обучающегося развивается речь-основное средство общения. Общение становится интересным и познавательным не только для обучающегося, но и   для меня. Потому что я смогу замечать, оценивать, развивать то новое, что будет появляться в ученике и радоваться  становлению его личности.

«Развитие»

Эта направление охватывает психическое развитие (развитие внимания, общей и мелкой моторики, памяти,...),физическое развитие (организация здоровьесберегающей деятельности), умственное развитие. Ее цель-создание условий для полноценного психического, физического и умственного развития школьника на уроках и во внеурочной деятельности.

«Коррекция»

Эта направление направлено на преодоление общих для всех обучающихся недостатков, обусловленных отставанием  в интеллектуальном развитии:    

1) коррекция  умственных способностей

2) социальная адаптация в классе, школе, жизни.

3) профессиональная ориентация.

Эти направления работают в  каждом  классе:

1 класс

Цель: развитие общей и мелкой моторики. Учебно-воспитательная работа идет по русской народной сказке «Колобок».

P1010002

2 класс

Цель: формирование читательской самостоятельности. Учебно - воспитательная работа идет по русской народной сказке «Теремок».

C:\Users\Маша\Кино\Desktop\мамусик\мама\IMG_0656.JPG

3 класс

Цель: развитие речи. Учебно-воспитательная работа идет по украинской народной сказке «Колосок».

Изображение2 013

4 класс

Цель: развитие креативных способностей. Учебно-воспитательная работа идет по    сказке А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».

C:\Documents and Settings\ADMIN\Рабочий стол\МАМАМ\Галя\ЗГН1\Захарова Г.Н. 001.jpg

Интеллектуальная игра - путешествие в сказочную « Маленькую страну» идет с первого по четвертый класс. Вся наша классная семья путешествует по карте: 

G:\сайт Захаровой\6.jpg

Задачи направлений:

I.   1. Организовать работы по повышению уровня воспитанности.

     2. Помочь обучающимся в обретении культуры общения.

     3. Развивать деловые и нравственные отношения между обучающимися.

II. 1. Вырабатывать сознательное отношение к укреплению своего здоровья.

     2. Создать условий для осознания обучающимися здоровья как ценности.

III. 1. Развивать умения организовать умственный труд обучающегося

      2. Формировать положительный мотив учения.

      3. Создавать условия для развития познавательных интересов обучающихся.

      4. Уметь разрешать   возникшие проблемные жизненные ситуации.

      5. Создать условия для  реализации обучающегося и его окружения в решении проблем социальной жизни.    

Перечень основных мероприятий:

  1. Индивидуальная работа с обучающимися.
  2. Проведение классных часов.
  3. Внеклассные мероприятия: предметные кружки, конкурсы сказок, стихотворений, рисунков; выставка поделок; спортивные кружки (шашки); участие в соревнованиях, проводимых в классе и школе.
  4. Внешкольные мероприятия, проводимые в школе, районе, республике: конкурс рисунков,  выставка поделок.

I этап. Повышение уровня воспитанности. Подпроект составлен на 4 года, но подразумевается дальнейшее развитие подпроекта.

1 класс «Колобок»

Задачи: Знакомство с классным коллективом, выявление индивидуальных качеств каждого ребенка.

2 класс «Теремок»

Задачи: Формирование классного коллектива,  выявление лидера.

3 класс «Колосок»

Задачи: Трудовое воспитание как  основное направление для успешной социализации обучающихся.

4 класс «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Задачи: Ориентировка в многообразии окружающего мира. Использование креативных способностей обучающихся для адаптации в окружающей действительности.  

II этап. 5 – 6 классы.

Направление: Формирование коллектива на основе школьной детской организации «Дружба».

Задача II этапа  умение показать взаимосвязь личных достижений с достижениями коллектива и наоборот.

III этап. 7-9 классы

Направление: Профессиональная ориентационная работа.

            Задача III этапа: Помочь определить будущую профессию  исходя из личных  интеллектуальных качеств, духовно-нравственных ценностей, профессиональных способностей и интересов.

Задача: Помочь определить будущую профессию  исходя из личных  интеллектуальных, качеств, профессиональных способностей и интересов.

G:\Моё\Оформление класса\Путешествие в сказочную Маленькую страну\IMG_0355.jpg

Результаты:

  1. Овладение обучающимися способами ведения здорового образа жизни.
  2. Повышение уровня воспитанности.
  3. Достижения коллективных результатов обучающихся в мероприятиях разного уровня.

            Коллектив класса с радостью участвуют в классных, общешкольных, районных, республиканских мероприятиях.

Коллективный результат:

- Творческий коллектив 1 класса - I место в республиканском конкурсе социальной рекламы о пользе чтения «Чтение – основа успеха»;

- Творческий коллектив 1 класса – 2 место в межрегиональном инклюзивном фестивале-конкурсе видеороликов народных праздников и игр «Народное творчество»;

- Творческий коллектив «Теремок» - лауреат IV Республиканского фестиваля-конкурса творчества детей с ОВЗ «Вдохновение»;

- Творческий коллектив класса – 1 место во II Международном конкурсе «Новые таланты»;

- 3 класс – 1 место в фестивале-конкурсе «Фольклорный праздник «Улах» в рамках межшкольного проекта «Народные традиции – моя история и моя культура».

Весь класс  занимается в кружках « Цветоводство», «Шашки».          

Эта игра и задания, с которыми они познакомятся в детской организации «Маленькая страна», будут способствовать развитию речи, памяти, художественного вкуса и воображения обучающихся.

 

ПОДПРОЕКТ «ЦВЕТИК-ПЯТИЦВЕТИК»

ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ НА ОСНОВЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»

Эпиграф: «Дети цветы – и пусть они растут в нашем саду!»

Цель:

Развитие креативных способностей обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов.

Девиз:

«Лети, лети лепесток!

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли –

Быть по – моему вели».

Актуальность: В этой школе я уже работаю 35 год. Из них 28 лет - классным руководителем в начальных классах. Все мы большое значение придаём классному коллективу. Мне кажется, чтобы воспитать полноценного гражданина своей Родины, надо обратить внимание на его личностные качества. Ведь обучающийся с ОВЗ и дети - инвалиды, такие же ученики, как и в любой другой школе. Он – личность. Существует психологическая закономерность: если у обучающихся  нет внутреннего стимула к саморазвитию, то нет и воспитания – целенаправленного процесса формирования и развития личности. И мне, как классному руководителю, надо воспитывать, развивать положительные качества этой личности. И я думаю моя задача: помочь обучающимся стать достойными гражданами своей страны. Поэтому мы с ребятами разработали подпроект «ЦВЕТИК-ПЯТИЦВЕТИК».

В нашем подпроекте на земле растут цветики – пятицветики. Их семь, так как количество обучающихся в классе 7. У каждого ученика свой цветик-пятицветик. Каждый лепесток обозначает определённое направление. Например:

здоровье – красный лепесток,

общение – жёлтый,

учёба – зелёный,

образ жизни –  синий,

досуг – белый.

Лепестки могут быть любого цвета. ТРУД – это земля. Какой труд мы вложим в эту землю, такие будут цветики – пятицветики. Наш труд будет определён по пяти направлениям: пение; рисование, вышивание (шитьё, вязание), изготовление поделок (конструирование, оригами, аппликации, работы из солёного теста, природного материала и т. д.); танцы; спортивные игры (шашки), чтение. В этом подпроекте мы выделили пять направлений, в которых (или хотя бы в одной из них) может проявить себя каждый обучающийся с ОВЗ.

Перечень направлений:

1. «Чтение»

2. «Рисование»

3. «Пение»

4. «Танцы»

5. «Спорт»

Задачи:

1. Признать личность развивающегося человека высшей социальной ценностью, уважать её уникальность и своеобразие.

2. Учитывать особенности обучающихся с ОВЗ, изучать и воспитывать индивидуально – личностные свойства школьника.

3. Использовать в подпроекте национальные традиции народа, его культуру.

4. Организовать интересную жизнедеятельность.

5. Развивать уважительные отношения  между педагогами и обучающимися.

6. Вовлечь каждого ученика в деятельность (по всем пяти направлениям).

 Перечень основных мероприятий:

1. Индивидуальная работа с каждым обучающимся (по всем пяти направлениям).

2. Проведение соревнований.

3. Проведение конкурсов.

4. Проведение выставок.

5. Ведение исследовательской работы.

Для общения классного руководителя с обучающимися подходит модель активного взаимодействия («Союз»). Педагог постоянно находится в диалоге с обучающимися, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. В этом случае возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.

Индивидуальная работа.

В подпроекте «Цветик – пятицветик» мы исходили из положения о том, что развитие человека осуществляется в его деятельности. Следовательно, объектом коррекционной индивидуальной работы должна быть деятельность обучающихся. Целью индивидуальной работы является повышение готовности обучающихся к самостоятельной организации своей умственной и физической деятельности в ситуациях, которые включают элементы нового.

Индивидуальная работа в коррекционной школе направлена на преодоление недостатков обучающихся, обусловленных отставанием в интеллектуальном развитии. Поэтому деятельность обучающихся я стараюсь организовать в соответствии с требованиями режима, соблюдение которых охраняет и укрепляет неполноценную нервную систему. В практической деятельности всегда опираюсь на наглядные образы предметов и явлений. Изучаю личность каждого обучающегося. Для этого:

1) я ознакомилась с личными делами обучающихся;

2) выяснила состояние здоровья каждого обучающегося;          

3) наблюдала за обучающимися с момента его прихода в школу (отношение с родителями, товарищами и учителями, его роль в коллективе, развитие навыков поведения);

4) веду дневники наблюдения;

5) наблюдаю за особенностями моторики, речи, которые в первую очередь подлежат коррекции;

6) выявляю особенности характера каждого обучающегося;

7) организую индивидуальные занятия – повседневно, последовательно, длительно;

8) провожу индивидуальные занятия со слабоуспевающими на уроках и во внеурочное время;

9) постоянно держу связь с родителями, родными обучающихся, помогаю им в воспитании детей;

10) по итогам учебных четвертей провожу индивидуальные беседы, раскрывая способности и возможности каждого ученика;

11) провожу работу по выработке каллиграфии (проверка тетрадей, конкурсы);

Результаты:

            Каждый обучающийся с ОВЗ и дети-инвалиды  с интересом участвуют в классных, общешкольных, районных, республиканских конкурсах:

- Андреев К. - 3 место в республиканском конкурсе фотографий «Лето! Ах, Лето!»;

- Пиков А. – Диплом лауреата 2 степени республиканского конкурса рисунков, фотографий, вокальных произведений, хореографии, прозы и авторских стихотворений и авторского творчества на тему «Нашим мамам посвящаем!»; - призёр республиканского фотоконкурса «Чăваш тĕнчи» - 2020, посвящённого 100 – летию образования Чувашской автономной области;

- Золотаев Н. - лауреат республиканского конкурса «Безопасный Интернет – детям»; 1 место в республиканской олимпиаде по математике среди обучающихся 2-4 классов школ, реализующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 1 место в IV Республиканской очно-заочной предметной олимпиаде для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; 3 место в Республиканской олимпиаде по математике среди обучающихся 2-4 классов школ, реализующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 1 место в V республиканской очно - дистанционной предметной олимпиаде для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

- Якушин К. – 2 место в республиканском конкурсе фотоматериалов (селфи) среди обучающихся образовательных организаций «Я выбираю жизнь»; - 3 место в республиканском конкурсе рисунков «День воды с РусГидро»; 3 место в Республиканской олимпиаде по русскому языку среди обучающихся 2-4 классов школ, реализующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 3 место и онлайн-конкурсе «Я талант!»;

- Ананьев Я. – победитель в республиканском онлайн-конкурсе «Чувашская елочная игрушка»; лауреат Всероссийского творческого конкурса «Они защищают Отечество»; лауреат Всероссийского творческого конкурса «В этот светлый день весенний»;

- Васильева Р. – 1 место в IV Республиканской очно-заочной предметной олимпиаде для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; 1 место в V республиканской очно - дистанционной предметной олимпиаде для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

- Машинов Д. – призёр Межрегионального фестиваля творчества обучающихся и педагогов «Хузангаевские чтения – 2022»; 3 место в Республиканской олимпиаде по русскому языку среди обучающихся 2-4 классов школ, реализующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Павлов Е. – победитель республиканского конкурса «Чувашская елочная игрушка».

ПОДПРОЕКТ «РАДУГА»

СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ

Девиз: «Мы такие разные, но вместе!»

Цель: развить творческое взаимодействие между всеми членами образовательного процесса (детьми, педагогическими работниками, родителями);

Задачи:

– пропаганда экологических знаний и здорового образа жизни;
– презентация положительного семейного опыта;
– представление творчества семей, отдельных обучающихся, педагогов, родителей;
– описание и пропаганда семейных традиций и семейных достижений;
– психолого-педагогическое просвещение родителей;
– диагностические исследования (анкетирование).

Семь цветов радуги:

Красный – классный руководитель

Оранжевый – обучающиеся 1 класса

Жёлтый – родители обучающихся 1 класса

Зелёный – психолог

Голубой – социальный педагог

Синий – логопед

Фиолетовый – дефектолог Тихонова С.Г. и педагоги, работающие в этом классе (учитель музыки Кузьмин А.Н.; воспитатели: Яковлева И.В., Арбузова Н.Г.)

Формы взаимодействия педагогов и родителей:

1) Создание системы сотрудничества класса с семьей.
2) Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
3) Развитие семейных ценностей у детей.

4) Работа по возрождению интереса родителей к школе и школьной жизни; 
5) Побуждение родителей к творчеству через участие в школьных мини-проектах различной направленности;
6) Участие в выпуске классной газеты; 
7) Организация в классе творческой работы родительского комитета из наиболее активных и неравнодушных родителей для вовлечения в классную деятельность родителей и детей;
8) Повышение престижа здорового образа жизни;
9) Создание положительного опыта

Целевая аудитория: обучающиеся 1 класса – 7 человек, их родители, психолог, социальный педагог, логопед, дефектолог, учитель музыки, воспитатели.

Статистические данные по реализации подпроекта

Показатель

Всего

1.

Количество людей, задействованных в программе:

27

а)

детей

7

б)

педагогов

8

в)

родителей

12

2.

Количество организаций

 классный коллектив

Работа с родителями.

  1. Работу с родителями строю на основе глубокого и систематического изучения семьи.
  2. Внимание родителей направляю на формирование у детей трудовых навыков, привычек культурного поведения.
  3. Держу тесную связь с родителями обучающихся путём личного контакта.
  4. По окончании каждой четверти сообщаю родителям об успехах и труде ребёнка.
  5. Провожу индивидуальные беседы с родителями, родными о режиме школьников, гигиене школьников на морально – эстетические и психологические темы.
  6. Особое внимание обращаю на работу с родителями, родными «трудных» детей. Трудновоспитуемых вовлекаю в работу кружков.
  7. Провожу консультации с родителями по охране здоровья детей.
  8. По пятницам «Школа родителей»

Основные мероприятия:

  1. Тематические родительские собрания;
  2. Праздники класса;
  3. Спортивные состязания "Мама, папа, я - спортивная семья";
  4. Открытые уроки по субботам;
  5. Выставки семейного творчества;
  6. Индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей;
  7. Тематические беседы;
  8. Проведение классных проектов с участием родительской общественности, конкурсов, спортивных праздников.
  9. Создание буклета о классе для будущих первоклассников и их родителей.
  10. Создание методической копилки психолого-педагогических тем для общеклассного просвещения родительской общественности.
  11. Создание видеотеки  о классе для будущих первоклассников и их родителей. (Эти фильмы нужны в работе классных руководителей.)

Примерный механизм реализации подпроекта «Радуга»

Родительские собрания:

Заседания родительского комитета класса:

Общеклассные беседы:

Классные проекты с участием родителей:

Школьный сайт

ИТОГ ГОДА

1 раз в четверть

1 раз в год

4 раза в учебный год

«Нет войне!»

«Зелёный класс»

 «Комнатные растения»

Технология подведения итогов жизни класса.

Мероприятия

Сроки

Разработка нормативно-правовой базы подпроекта
Разработка презентации о классе и буклета для родителей
Родительские собрания в классе
Работа с родителями будущих первоклассников.

Апрель-май

Подбор материалов для методической копилки и медиатеки психолого-педагогических тем, презентаций, видеофильмов.
Планирование работы подпроекта на учебный год.

Август

Родительские собрания в 1-4-х классах.
Разработка нормативной базы подпроекта «Радуга»
Статьи для родителей (и самих родителей) 1- 4-х классов

«Школа родителей» по пятницам

Сентябрь

Оформление классного уголка

Презентация подпроекта «Радуга» в школе

Октябрь

Общеклассный доклад на тему: «Радость в воспитании и обучении обучающихся с ОВЗ и детей - инвалидов начальных классов» в 1 классе
Родительские собрания в 1-4-х классах.
Классный проект – фотовыставка “Я и моя семья” 
Пополнение медиатеки для работы с родителями. 
Работа с уголком здоровья
Статьи для родителей (и самих родителей) 1-х и 4-х классов.

Ноябрь

Круглый стол с приглашением родителей.
Общеклассный доклад на тему: «Трудовое участие ребёнка в жизни семьи» в 1 классе
Родительские собрания в 1-4-х классах.
Статьи для родителей (и самих родителей) 1-4-х классов

Декабрь

Индивидуальные беседы

Консультации

Январь

Конкурс поделок «Подарок папе»

Фотовыставка «Мой папа»

Февраль

Конкурс поделок «Подарок маме»

Фотовыставка «Моя мама»

Март

Конкурс рисунков «Моя семья»

Весёлые старты «Папа, мама, я - спортивная семья»

Апрель

Статьи для родителей.
Выступление с концертом.
Заседание родительского комитета. Подведение итогов.
Подготовка отчета по реализации подпроекта. Планирование коррекционной работы.

Май

Описание возможностей организации и квалификации сотрудников подпроекта

Сотрудники подпроекта

№ п/п

Ф.И.О.

Основная должность

Должность по подпроекту

1.

 Захарова Г.Н.

Классный руководитель

организатор; участник разработки подпроекта; координатор; проводит мониторинг.

2.

 Александрова В.С.

Тихонова С.Г.

Ананьева Е.Н.

Петров П.Я.

Психолог

Дефектолог
Логопед
Социальный педагог

участники разработки содержательной стороны подпроекта; работают с родительской общественностью;

3.

Яковлева И.В.

Арбузова Н.Г.

Кузьмин А.Н.

Педагогический коллектив класса

участники разработки содержательной стороны подпроекта; работает с родителями по привлечению их к воспитательной работе школы.

Ресурсная база организации подпроекта «Радуга»:

Для встреч с родителями – класс.

Ожидаемые результаты:

  1. Создание атмосферы радости; создание среды возможной успешности, когда каждый ученик сможет почувствовать радость и испытать вкус успеха, вкус победы;
  2. Установление отношений партнерского сотрудничества с семьей как субъектом образовательной и досуговой деятельности;
  3. Творческое развитие и образование каждого ребенка;
  4. Накопление опыта творческой деятельности у всех участников подпроекта;
  5. Удовлетворенность родителей содержанием и результативностью воспитательной деятельности в классе;
  6. Повышение уровня родительской компетентности, психолого-педагогической культуры родителей;
  7. Появление материала готового к внедрению и использованию в классе.

Диагностики

  1. Анкетирование родителей
  2. Карта развития  обучающихся класса.

Методы и формы отслеживания результатов

  1. Анкетирование родителей;
  2. Проведение “Дня открытых дверей”, где обобщить опыт работы с родителями;
  3. Участие родителей в совместных классных проектах;
  4. Выпуск стенгазет
  5. Подведение итогов, награждение;
  6. Диагностика, социометрия (начальная, итоговая);
  7. Выявление итогов исследовательской работы: деятельность по отслеживанию творческих достижений детей; диагностика  – пополнение карты развития обучающихся класса;
  8. Подведение итогов и награждение лучшей творческой семьи;
  9. Организация фотовыставки “Я и моя семья”;
  10. Представление информации о результатах работы по подпрограмме на совещаниях, мо начальных классов.

Предлагаемые критерии оценки эффективности подпроекта

Количество:

- привлеченных детей;

- привлеченных родителей;

- распространенных объявлений, листовок, открыток, буклетов, презентаций;

- выступлений детского коллектива перед  родителями, воспитанниками;

- часов для исследования и обработки

- газеты, рисунки, поделки;

Качество:

- Повышение информированности детей, родителей о работе класса;

- Духовно-нравственное, патриотическое, семейное, экологическое и эстетическое воспитание детей;

- Приобретение опыта работы;

- Привлечение родителей к мероприятиям, проводимых в классе (школе, селе, районе, республике);

- Повышение уровня воспитанности обучающихся класса;

- Создание положительного опыта.

- Повышение уровня интереса родителей к воспитательной работе класса.

          Личностные результаты родителей:

          - Пикова Н. (мама Пикова А.) - призёр республиканского фотоконкурса «Чăваш тĕнчи» - 2020, посвящённого 100 – летию образования Чувашской автономной области.

Исследовательская работа

Итогом всей работы по этому подпроекту является исследовательская работа всей нашей классной семьи (учитель, родители, обучающиеся с ОВЗ и дети - инвалиды) по темам:

  1. Развитие мелкой моторики рук обучающихся с ОВЗ и детей - инвалидов.
  2. Развитие мелкой моторики ног обучающихся с ОВЗ и детей - инвалидов.
  3. Развитие артикуляционного аппарата обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов.
  4. Русская народная сказка «Колобок».
  5. Проект «Письмо солдату» Навстречу 75 – летию Победы в Великой Отечественной войне.

6) Проект «Зелёный класс».

      7) Мини - проект «Комнатные растения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации.

Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»...

Доклад «Воспитание гражданственности и патриотизма у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношески...

Экологическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

От правильного построения взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребёнку надо...

«ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Тема: Особенности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяСодержание:Введение1. Сущность понятия «духовно-нравственное развитие и воспитание...

Мастер -класс «Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»

Мастер -класс «Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»...

Духовно-нравственное воспитание детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

Данная статья ориентирована на тех, кого интересуют проблемы духовно-нравственного воспитания лиц с отклонениями в умственном развитии, тех, кто хотел бы работать в этом направлении. Проблема духовно-...