Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 3 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_3_klass.docx | 36.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нельхайская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено»: Руководитель методического объединения __________ Ленчук Н.Г. протокол № 1 от « 29 » августа 2016 г. | «Согласовано»: заместитель директора по УВР._________ Ильенко Е.В «29» августа 2016 г | «Утверждено»: директор МБОУ Нельхайская СОШ _______ О.В. Архинчеева Протокол №1 от «30 » августа 2016 г. Приказ №60 от 30 .08.2016г |
Рабочая программа
по окружающему миру для обучающихся 3 класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
Яицкая Олеся Викторовна
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 3 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Изучение курса реализуется через УМК:
-программа Школа России научный руководитель А.А. Плешаков (сборник программ). М.: Просвещение, 2011.
-учебник УМК Школа России Окружающий мир 3 класс в 2 частях. Учебник для общеобразовательных учреждений с электронным приложением. Плешаков А. А. 3-е изд. перераб. 2015- 2016 год, Просвещение
-рабочая тетрадь в 2 частях Окружающий мир 3 класс. Плешаков А. А. 3-е изд. перераб. 2016 год, Просвещение.
Цели:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация проводится в целях контроля эффективности образовательного процесса.
1.3. Текущий контроль успеваемости - систематическая проверка учебных достижений учащихся, проводимая педагогом на текущих занятиях в соответствии с учебной программой дисциплины.
1.4. Формы текущего контроля:
- устный опрос учащихся - контроль, проводимый после изучения материала по одному или нескольким темам (разделам) дисциплины в виде ответов на вопросы и обсуждения ситуаций.
- письменный контроль(контрольный диктант, контрольная работа, творческая работа – изложение, сочинение) - контроль, предполагающий работу с поставленными вопросами, решением задач, анализом ситуаций, выполнением практических заданий по отдельным темам (разделам) курса.
1.5. Промежуточная аттестация - оценка качества усвоения учащимися содержания какой-либо отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы проводится в форме итоговой комплексной контрольной работы.
Планируемые результаты учебного предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Содержание учебного предмета
Как устроен мир (7 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Эта удивительная природа (19ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (8 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (12 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека
Тематическое планирование по окружающему миру
Класс 3 а
Количество часов по учебному плану
Всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Проверочных работ: 6
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Раздел, тема урока | Кол-во часов |
Как устроен мир-7 часов | ||||
1 | 02.09 | Природа. Ценность природы для человека | 1 | |
2 | 06.09 | Человек | 1 | |
3 | 09.09 | Наши проекты «Богатства, отданные людям» | 1 | |
4 | 13.09 | Общество | 1 | |
5 | 16.09 | Что такое экология | 1 | |
6 | 20.09 | Природа в опасности!Охрана природы | 1 | |
7 | 23.09 | Проверочная работа №1 по теме «Как устроен мир». | 1 | |
Эта удивительная природа-19 часов | ||||
8 | 27.09 | Тела, вещества, частицы | 1 | |
9 | 30.09 | Разнообразие веществ | 1 | |
10 | 04.10 | Воздух и его охрана | 1 | |
11 | 07.10 | Вода | 1 | |
12 | 11.10 | Превращение и круговорот воды | 1 | |
13 | 14.10 | Берегите воду! | 1 | |
14 | 18.10 | Что такое почва | 1 | |
15 | 21.10 | Разнообразие растений | 1 | |
16 | 25.10 | Солнце, растения и мы с вами Размножение и развитие растений | 1 | |
17 | 28.10 | Размножение и развитие растений | 1 | |
18 | 08.11 | Охрана растений | 1 | |
19 | 11.11 | Разнообразие животных | 1 | |
20 | 15.11 | Кто что ест | 1 | |
21 | 18.11 | Наши проекты «Разнообразие природы родного края» | 1 | |
22 | 22.11 | Размножение и развитие животных | 1 | |
23 | 25.11 | Охрана животных | 1 | |
24 | 29.11 | В царстве грибов | 1 | |
25 | 02.12 | Великий круговорот жизни | 1 | |
26 | 06.12 | Проверочная работа №2 по теме «Эта удивительная природа». | 1 | |
27 | 09.12 | Организм человека | 1 | |
28 | 13.12 | Органы чувств | 1 | |
29 | 16.12 | Надёжная защита организма | 1 | |
30 | 20.12 | Опора тела и движения | 1 | |
31 | 23.12 | Наше питание. Наши проекты «Школа кулинаров» | 1 | |
32 | 27.12 | Дыхание и кровообращение | 1 | |
33 | 13.01 | Умей предупреждать болезни | 1 | |
34 | 17.01 | Здоровый образ жизни | 1 | |
35 | 20.01 | Проверочная работа №3 по теме « Мы и наше здоровье». | 1 | |
36 | 24.01 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края»,«Школа кулинаров». | 1 | |
Наша безопасность- 8 часов | ||||
37 | 27.01 | Огонь, вода и газ | 1 | |
38 | 31.01 | Чтобы путь был счастливым | 1 | |
39 | 03.02 | Дорожные знаки | 1 | |
40 | 07.02 | Наши проекты «Кто нас защитит» | 1 | |
41 | 10.02 | Опасные места | 1 | |
42 | 14.02 | Природа и наша безопасность | 1 | |
43 | 17.02 | Экологическая безопасность | 1 | |
44 | 21.02 | Проверочная работа №4 по теме «Наша безопасность». | 1 | |
45 | 24.02 | Для чего нужна экономика | 1 | |
46 | 28.02 | Природные богатства и труд людей -основа экономики | 1 | |
47 | 03.03 | Полезные ископаемые | 1 | |
48 | 07.03 | Растениеводство | 1 | |
49 | 10.03 | Животноводство | 1 | |
50 | 14.03 | Какая бывает промышленность | 1 | |
51 | 17.03 | Наши проекты: «Экономика родного края» | 1 | |
52 | 21.03 | Что такое деньги | 1 | |
53 | 24.03 | Государственный бюджет | 1 | |
54 | 04.04 | Семейный бюджет | 1 | |
55 | 07.04 | Экономика и экология | 1 | |
56 | 11.04 | Обобщение знаний. Проверочная работа №5 по теме «Чему учит экономика». | 1 | |
Путешествие по городам и странам-12 часов | ||||
57 | 14.04 | Золотое кольцо России | 1 | |
58 | 18.04 | Золотое кольцо России | 1 | |
21.04 | Наши проекты «Музей путешествий» | 1 | ||
25.04 | Наши ближайшие соседи | |||
28.04 | На севере Европы | 1 | ||
62 | 05.05 | Что такое Бенилюкс | 1 | |
63 | 12.05 | В центре Европы | 1 | |
64 | 16.05 | По Франции и Великобритании | 1 | |
65 | 19.05 | На юге Европы | 1 | |
66 | 23.05 | По знаменитым местам мира | 1 | |
67 | 26.05 | Проверочная работа №6 по теме «Путешествие по городам и странам» | 1 | |
68 | 30.05 | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Презентации проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс
Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...