Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Яицкая Олеся Викторовна

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся  3 класса  разработана  на основе требований к результатам освоения основной  образовательной программы начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_3_klass.docx36.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нельхайская  средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»:

Руководитель методического объединения

__________ Ленчук Н.Г.

протокол      №  1

от  «   29  »           августа       2016 г.

«Согласовано»:

заместитель директора по УВР._________ Ильенко Е.В

«29» августа 2016 г

«Утверждено»:

директор МБОУ

Нельхайская СОШ

_______ О.В. Архинчеева

Протокол №1 от «30 » августа  2016 г.

Приказ №60    от 30 .08.2016г

Рабочая  программа

по окружающему миру  для обучающихся 3  класса

на 2016-2017   учебный год

Составитель:

Яицкая Олеся Викторовна

2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся  3 класса  разработана  на основе требований к результатам освоения основной  образовательной программы начального общего образования.

Изучение курса реализуется через УМК:

-программа Школа России научный руководитель А.А. Плешаков (сборник программ). М.: Просвещение, 2011.  

-учебник УМК Школа России Окружающий мир 3 класс в 2 частях. Учебник для общеобразовательных учреждений с электронным приложением. Плешаков А. А.  3-е изд. перераб. 2015- 2016 год, Просвещение 

-рабочая тетрадь в 2 частях Окружающий мир 3 класс. Плешаков А. А.  3-е изд. перераб. 2016 год, Просвещение.

Цели:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная  аттестация  проводится в целях контроля  эффективности образовательного процесса.

1.3. Текущий контроль успеваемости - систематическая проверка учебных достижений учащихся, проводимая педагогом на текущих занятиях в соответствии с учебной программой дисциплины.

1.4. Формы текущего контроля:

  - устный опрос учащихся - контроль, проводимый после изучения    материала по одному или нескольким темам (разделам) дисциплины в виде ответов на вопросы и обсуждения ситуаций.

- письменный контроль(контрольный диктант, контрольная работа,  творческая работа – изложение, сочинение) - контроль, предполагающий работу с поставленными вопросами, решением задач, анализом ситуаций, выполнением практических заданий по отдельным темам (разделам) курса.

1.5. Промежуточная аттестация  - оценка качества усвоения учащимися  содержания какой-либо отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы проводится в форме итоговой комплексной контрольной работы.

Планируемые результаты учебного предмета

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдать объекты окружающего мира;

- работать с учебником, энциклопедиями;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

Содержание учебного предмета

Как устроен мир (7 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: Что нас окружает?

Эта удивительная природа (19ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые,   рыбы,   земноводные,   пресмыкающиеся,   птицы,   звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (8 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности  людей.   Какие  потребности  удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (12 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека

Тематическое планирование по окружающему миру

Класс 3 а

Количество часов по учебному плану

Всего 68 часов; в неделю 2 часа.

Проверочных работ: 6

№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

      Раздел, тема урока                                                      

Кол-во часов

Как устроен мир-7 часов

1

02.09

Природа. Ценность природы для человека

1

2

06.09

Человек

1

3

09.09

Наши проекты «Богатства, отданные людям»

1

4

13.09

Общество

1

5

16.09

Что такое экология

1

6

20.09

Природа в опасности!Охрана природы

1

7

23.09

Проверочная работа  №1 по теме «Как устроен мир».

1

Эта удивительная природа-19 часов

8

27.09

Тела, вещества, частицы

1

9

30.09

Разнообразие веществ

1

10

04.10

Воздух и его охрана

1

11

07.10

Вода

1

12

11.10

Превращение и круговорот воды

1

13

14.10

Берегите воду!

1

14

18.10

Что такое почва

1

15

21.10

Разнообразие растений

1

16

25.10

Солнце, растения и мы с вами

Размножение и развитие растений

1

17

28.10

Размножение и развитие растений

1

18

08.11

Охрана растений

1

19

11.11

Разнообразие животных

1

20

15.11

Кто что ест

1

21

18.11

Наши проекты «Разнообразие природы родного края»

1

22

22.11

Размножение и развитие животных

1

23

25.11

Охрана животных

1

24

29.11

В царстве грибов

1

25

02.12

Великий круговорот жизни

1

26

06.12

Проверочная работа №2 по теме «Эта удивительная природа».

1

27

09.12

Организм человека

1

28

13.12

Органы чувств

1

29

16.12

Надёжная защита организма

1

30

20.12

Опора тела и движения

1

31

23.12

Наше питание.

Наши проекты «Школа кулинаров»

1

32

27.12

Дыхание и кровообращение

1

33

13.01

Умей предупреждать болезни

1

34

17.01

Здоровый образ жизни

1

35

20.01

Проверочная работа №3 по теме « Мы и наше здоровье».

1

36

24.01

Презентация проектов «Богатства, отданные людям»,  «Разнообразие природы родного края»,«Школа кулинаров».

1

Наша безопасность- 8 часов

37

27.01

Огонь, вода и газ

1

38

31.01

Чтобы путь был счастливым

1

39

03.02

Дорожные знаки

1

40

07.02

Наши проекты «Кто нас защитит»

1

41

10.02

Опасные места

1

42

14.02

Природа и наша безопасность

1

43

17.02

Экологическая безопасность

1

44

21.02

Проверочная работа №4 по теме «Наша безопасность».

1

45

24.02

Для чего нужна экономика

1

46

28.02

Природные богатства и труд людей -основа экономики

1

47

03.03

Полезные ископаемые

1

48

07.03

Растениеводство

1

49

10.03

Животноводство

1

50

14.03

Какая бывает промышленность

1

51

17.03

Наши проекты: «Экономика родного края»

1

52

21.03

Что такое деньги

1

53

24.03

Государственный бюджет

1

54

04.04

Семейный бюджет

1

55

07.04

Экономика и экология

1

56

11.04

Обобщение знаний.  Проверочная работа №5 по теме «Чему учит экономика».

1

Путешествие по городам и странам-12 часов

57

14.04

Золотое кольцо России

1

58

18.04

Золотое кольцо России

1

21.04

Наши проекты «Музей путешествий»

1

25.04

Наши ближайшие соседи

28.04

На севере Европы

1

62

05.05

Что такое Бенилюкс

1

63

12.05

В центре Европы

1

64

16.05

По Франции и Великобритании

1

65

19.05

На юге Европы

1

66

23.05

По знаменитым местам мира

1

67

26.05

Проверочная работа №6 по теме «Путешествие по городам и странам»

1

68

30.05

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам».

Презентации проектов

«Кто нас защищает»,

«Экономика родного края»,

«Музей путешествий»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс

Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...