Урок по предмету "Окружающий мир" на тему "Богатства нашего края" 4 класс УМК "Школа России"
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме
Урок окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России".Тема:"Богатства нашего края".На уроке узнаем 1. Какие полезные ископаемые добывают во Владимирском крае. 2. Где находятся их месторождения. 3. Основные свойства добываемых полезных ископаемых и их применение в народном хозяйстве.Используемые формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Для повышения интереса к предмету использую игровые элементы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzhayushchemu_miru_averyanova_inna_alekseevna.rar | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 18
Урок на городской конкурс
профессионального мастерства учителей начальных классов
«Мой лучший урок по предмету «Окружающий мир»»
Тема: Богатства нашего края
Учитель II квалификационной категории:
Аверьянова Инна Алексеевна
г. Ковров
Тема урока: Богатства нашего края (урок проводится после экскурсии в Мелехово в ККУ).
Цели: 1. Создание психолого–педагогических условий для развития познавательной активности.
2. Формирование у учащихся представлений о полезных ископаемых нашего края.
3. Воспитание любви и уважения к окружающему нас миру.
Задачи: 1. Формировать умения работать с картой, коллекционным материалом.
2. Развивать коммуникативные отношения учащихся через групповую и парную
работы.
3. Развивать мыслительные операции: умение сравнивать, делать выводы, логически
мыслить.
4. Познакомить детей с полезными ископаемыми нашего края, их свойствами,
применением, охраной.
5. Способствовать воспитанию бережного отношения к богатствам края.
Оборудование:
1. Демонстрационный материал:
- физическая карта Владимирской области;
- ПК
- мультимедийный проектор
2. Раздаточный материал:
- учебник «Мир вокруг нас», автор А.А.Плешаков;
- рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас», автор А.А.Плешаков;
- физические карты Владимирской области для групповой работы;
- коллекция полезных ископаемых;
- условные знаки полезных ископаемых;
- дополнительная литература (карточка - приложение);
- карточка (план описания полезного ископаемого);
- тест;
- карточки с зашифрованными названиями полезных ископаемых;
Ход урока.
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов на уроке.
2. Проверка домашнего задания.
Заслушивание сообщений о водоёмах нашего края (3 человека). Оценивание ответов детей.
3. Актуализация знаний учащихся. Введение в тему урока.
- Сегодня продолжим постигать тайны нашего Владимирского края, а о чём мы будем говорить на уроке, давайте выясним.
- Прочитайте записи и скажите, что это (слайд 1).
Д. Это полезные ископаемые. Значит, тема урока «Полезные ископаемые Владимирского края»
(открывается запись темы урока на доске).
- А можно ли тему урока назвать иначе?
Д. Да, т.к. полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.
- Найдите лишнее слово.
Д. Лишнее слово «геолог», т.к. это человек, который ищет полезные ископаемые. Монитор выключить.
- Давайте вспомним, а что уже знаем о полезных ископаемых и поиграем в игру «Верю – не верю» (дети сигнализируют карточками).
- Веришь ли ты, что полезные ископаемые – это неживая природа?
- Веришь ли ты, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?
- Веришь ли ты, что месторождение полезных ископаемых – это место их добычи?
- Веришь ли ты, что известняк и гранит добывают при помощи буровых установок?
- Веришь ли ты, что торф и каменный уголь используют как топливо?
- Веришь ли ты, что во Владимирской области есть месторождения различных полезных ископаемых?
- Вы уже достаточно знаете о полезных ископаемых. А что бы ещё хотели узнать сегодня на уроке?
Д. Какие полезные ископаемые добывают в нашем Владимирском крае?
Где находятся их месторождения? Основное свойство добываемых полезных ископаемых.
Применение их в народном хозяйстве (предполагаемые ответы детей заготовлены учителем заранее и вывешиваются на доску по мере их ответов в виде плана урока).
4. Изучение нового материала.
- Для того чтобы вы смогли узнать как можно больше о полезных ископаемых, вам предстоит выполнить работу в группах.
При помощи карты – определителя вы установите месторождение полезных ископаемых, а заполнить таблицу в рабочей тетради и составить рассказ – учебник на с. 160 – 165, дополнительная литература – приложение и план изучения полезного ископаемого.
Своё исследуемое полезное ископаемое узнаете, расшифровав слово на карточке (у каждой группы есть одна карточка с зашифрованным названием полезного ископаемого:
пкеос, лгаин, вестизняк, фрот, лезженая дару). Когда будете готовы, выберите двух выступающих. Один человек рассказывает, а другой показывает образец полезного ископаемого из коллекции и месторождения на карте, прикрепляя условные знаки.
٭Работа в группах. Во время самостоятельной работы учитель оказывает помощь по необходимости.
Физминутка.
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Влево, вправо поворот.
Наклонились, прямо встали.
Руки вниз и вверх подняли,
Руки плавно опустили.
Всем улыбки подарили.
٭Отчёт групп.
- Отдохнули, а теперь послушаем ваши сообщения. Разгадывая загадки, узнаете, в какой последовательности будете выступать (подготовленные ученики читают загадки).
Рассказы детей сопровождаются показом образцов полезных ископаемых и соответствующих слайдов (2 – 6). На физической карте Владимирской области обозначаются месторождения полезных ископаемых. Дети других групп слушают и заполняют таблицу в тетради. Монитор выключить.
По окончании отчёта оценивается работа групп.
- Работа какой группы вам понравилась больше всего? Почему? Выставление отметок.
٭Об охране полезных ископаемых. Постановка проблемы.
- Как вы думаете, а нужно ли охранять полезные ископаемые? Ведь на Земле их очень много.
(разные мнения детей)
- Эту проблему нам поможет решить учебник. Поработайте в парах и найдите ответ на с.168.
Д. Отвечают на вопрос, доказывают словами текста.
- А знаете ли вы, что (монитор включить)
- 1т металлолома сберегает 2т железной руды;
- 1т пластмассы заменяет 6т стали? (слайд 7) Монитор выключить.
- А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?
Д. Собирать металлолом. Не жечь лишний свет, этим экономим горючие полезные ископаемые. Оберегать от пожаров.
- Когда вырастите, вам предстоит решать проблемы, связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.
5. Закрепление изученного материала.
- А теперь проверим, хорошо ли запомнили то, о чём говорили на уроке. Предлагаю тест (приложение).
Если из выбранных букв получится слово, то работа выполнена верно (самопроверка).
- Какое слово вы получили? Проверьте себя (слайд 8). Монитор включить. Монитор выключить.
6. Домашнее задание.
Продолжаем работать с контурной картой. Нанесите на контурную карту Владимирской области месторождения полезных ископаемых и запомните где и что добывают в нашем крае.
7. Итог урока.
- Какие тайны Владимирского края вы сегодня открыли? Какое полезное ископаемое вызвало у вас больший интерес? Почему? Всё ли мы узнали, что хотели?
- Сегодня вы все хорошо потрудились. А чья работа понравилась больше всего?
Оцените себя, показав условную карточку.
Приложение 1.
Песок.
Песок – это рыхлая, сыпучая горная порода Бледно – жёлтой окраски. Песок используется для производства стекла и в строительстве. Из – за способности пропускать воду и задерживать нежелательные частицы, ещё применяют в фильтрах и системах водоочистки.
Самые крупные месторождения во Владимирской области находятся в Муромском, Меленковском, Гусь – Хрустальном районах. Добывается открытым способом.
Приложение 2.
Глина.
В нашем крае открыто более 60 месторождений глины. Самое крупное Мстёрское. Добывается открытым способом.
Глина широко используется в хозяйстве. Она идёт на изготовление кирпича, черепицы, керамики.
Приложение 3.
Известняк.
Во Владимирской области самые крупные месторождения известняка находятся в посёлках Мелехово Ковровского района, Добрятино и Алфёрово Гусь – Хрустального района. Разновидностью известняка являются мел и мрамор.
Известняк – это древнейший строительный отделочный камень. Считается символом прочности и надёжности. Доказаны его целебные свойства. Он способен очищать воздух, уничтожать болезнетворные микробы.
Приложение 4.
Торф.
Во Владимирской области открыто более 1000 месторождений торфа. Самые крупные находятся в Мещере. Особо выделяется Курлово Гусь – Хрустального района.
Приложение 5.
Железная руда.
Во Владимирской области открыты месторождения железной руды. Распространены они около городов Муром и Меленки. В ХVIII – XIX вв. руда интенсивно разрабатывалась для выплавки железа. В настоящее время промышленного значения не имеет.
Приложение 6.
Загадки.
Он очень нужен детворе, Если встретишь на дороге, Этот мастер белый – белый
Он на дорожках во дворе, То увязнут сильно ноги. В школе не лежит без дела.
Он и на стройке, и на пляже, А сделать миску или вазу Пробегает по доске,
Он и в стекле расплавлен даже. Она понадобится сразу. Оставляет белый след.
Она варилась долго Росли на болоте растения,
В доменной печи. Стали топливом и удобрением.
На славу получились
Ножницы, ключи.
Приложение 7.
Тест. Проверь себя!
1.Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
А) врачи; У) геологи; И) строители.
2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
М) глина; Д) торф; Н) известняк.
3. Какое из полезных ископаемых служит топливом?
Е) железная руда; И) торф; Я) песок.
4. Металлы получают из …
Р) известняка; Ц) железной руды; Ч) торфа.
5. Зачем мы собираем металлолом?
А) мы сохраняем запасы руды;
Ю) очищаем территорию от мусора;
Ё) качаем мышцы.
Ключ: умница.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум по закреплению пройденного материала 3 класс "Школа России"
Закрепление пройденного материала.Многозначные числа. ...
Урок русского языка "Всё о глаголе"3 класс "Школа России"
Обобщающий урок русского языка в 3 классе по теме:" Глагол"....
урок по окружаещему миру охрана животных 3 класс Школа "России" Плешаков.
открытый урок по окружающему миру для 3 класса. Тема охрана животных. Школа "России" Плешаков....
Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".
Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....
Конспкт урока по окружающему миру Тема: «Наши ближайшие соседи» Школа России 3 класс
Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о других странах, которые находятся на границе с Россией;Планируемые результаты:Предметные: Знать, какие страны находятся на границе с Ро...
Конспект урока по окружающему миру Тема: «Наша безопасность», УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: обобщение и систематизация знаний по разделу “Наша безопасность”; проведение проверочной работы по разделу “Наша безопасность” .Планируемые результат...
Конспект урока литературного чтения В. Дуров «Наша жучка»( УМК "Школа России ",3 класс )
Цели урока: ознакомить учащихся с произведением В.Л.Дуров “Наша Жучка”; создать условия для формирования читательских умений и навыков (умения выразительно читать, анализировать текст худо...