Урок окружающего мира в 4 классе "Наши подземные богатства"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Корабельникова Ирина Сергеевна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_podzemnye_bogatstva_4_klass_shkola_rossii.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Корабельникова Ирина Сергеевна, учитель начальных классов МКОУ СОШ № 20

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4

Тема: Наши подземные  богатства

Оборудование: АРМ, коллекции полезных ископаемых, карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент
  • Ребята, к нам на урок сегодня пришли гости. Встанем и поприветствуем их.
  1. Постановка проблемы, сообщение темы урока
  • Сегодня мне бы хотелось наш урок начать с просмотра видеофрагмента известного мультфильма.

(Фрагмент м/ф «Белоснежка и 7 гномов»)

  • Узнали, какой это мультфильм? («Белоснежка и 7 гномов»)
  • Чем занимаются гномы под землёй? (Добывают полезные ископаемые, богатства)
  • Предположите, какая тему нашего урока? (Наши подземные богатства)

СЛАЙД 1

  1. Проверка домашнего задания

Но хозяйка подземных богатств

В своё царство не пустит нас,

Пока о водоёмах мы

Не услышим подробный рассказ.

СЛАЙД 2

  • Что такое водоёмы? (Водоёмы – это хранилища воды, которые необходимы всему живому).
  • На какие две группы делятся водоёмы? (Естественные и искусственные).
  • Приведите примеры водоёмов, которые вы знаете. (Озеро, река, пруд, водохранилище, ручей, море, река…)
  • На доске вы видите названия водоёмов. Распределите их в 2 колонки в таблицах на вашем столе.
  1. Работа по теме урока.
  • Молодцы!

О водоёмах много знаете вы,

Ответы достойны похвалы.

Открыты ворота подземной страны,

Любые клады на карте найдёте вы.

  • А к подземным богатствам нас проведёт один из семи гномов, который пришёл к нам в гости.

ГНОМ

  • А кого вы видите стоит напротив гнома?

ПИРАТ

  • Что их объединяет? (Они ищут сокровища, богатства)
  • Какие это могут быть богатства? (Драгоценности, клады)

СЛАЙД 3

  • А это всё похоже на клад?
  • Нет, но это НАШИ подземные богатства!

СЛАЙД 4

  • А наш гномик пришёл не с пустыми руками, а с подарками. Он принёс нам некоторые  богатства из своей подземной кладовой. Но  для того, чтобы различить их, нам нужно будет сначала изучить их основные свойства.
  • Сейчас мы поработаем в группах. Помните, что, работая в группе, вы должны уважать мнение друг друга.
  • 1 группа – гранит, известняк; 2 группа – песок и глина, торф; 3 группа – уголь, железная руда; 4 группа – нефть, природный газ.
  • Заполните таблицу.

ПОДГОТОВКА – 5 мин.

  • Какие способы добычи нам известны? (Открытый и закрытый)

 (СПАСОБЫ ДОБЫЧИ – СЛАЙД 5)

ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП (СЛАЙД 6, 7)

  1. Физкультминутка
  • Все сидят, у кого попадаются карточки с ответом – те встают.

  1. Он очень прочен и упруг,

Строителям - надёжный друг:

Дома, ступени постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит)

  1. Этот мастер белый-белый

   В школе не лежит без дела:

   Пробегает по доске,

   Оставляет белый след. ( Мел)

  1. Он очень нужен детворе,

   Он на дорожках во дворе,

   Он и на стройке, и на пляже,

   Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

  1. На кухне у мамы

   Помощник отличный.

   Он синим цветком

   Расцветает от спички. (Газ)

  1. Без неё не побежит

   Ни такси, ни мотоцикл,

   Не поднимется ракета.

   Отгадайте, что же это? (Нефть)

  1. Она варилась долго

   В доменной печи,

   На славу получились

   Ножницы, ключи... (Железная руда)

  1. Если встретишь на дороге,

   То увязнут сразу ноги.

   А сделать миску или вазу -

   Она понадобится сразу. (Глина)

  1. Покрывают им дороги,

   Улицы в селении,

    А ещё он есть в цементе.

   Сам он – удобрение. (Известняк)

  1. Росли на болоте растения,

   Стали топливом и удобрением. (Торф)

  1. Он чёрный, блестящий,

   Людям помощник настоящий.

   Он несёт в дома тепло,

   От него кругом светло,

   Помогает плавить стали,

   Делать краски и эмали. (Уголь)

  1. Закрепление
  1. Игра «Найди гранит, известняк» СЛАЙД 8, 9.
  2. Легенда о каменном поясе.

СЛАЙД 10

А сейчас я предлагаю познакомиться с некоторыми месторождениями полезных ископаемых  нашей области. Но прежде послушайте легенду.

Было это очень давно. Жило на Севере большое и богатое племя богатырей. Оно мирно трудилось. Но однажды из-за дальних морей пришло с огнем и мечом другое племя. И вспыхнула жаркая битва.

Когда иссякли силы северных богатырей, вождь призвал к себе самого сильного и ловкого юношу. Он дал ему пояс, в котором хранились сокровища племени, добытые за 1000 лет.

- Здесь богатство нашего народа, - сказал вождь, - оно не должно достаться врагу. Унеси, спрячь, сохрани.

Дни и ночи шел юноша, унося драгоценный пояс. Но враги узнали об этом и пустились в погоню.

Не пристало богатырю бежать от боя! – сказал себе юноша. Он взял пояс могучей рукой, размахнулся широко и забросил сокровища за глухие дремучие леса, в неприступные горы. Потом богатырь выхватил свой меч и принял неравный бой.

А пояс с несметными сокровищами враги так и не нашли и уплыли обратно за моря.

Вот такая легенда. Казалось бы, сказка, но ведь сказок без вымысла не бывает. И слово “Урал” обозначает именно “пояс”, и часто каменным поясом называют Уральские горы. А легенда сказала правду о несметных сокровищах каменного пояса.

Трудно перечислить все сокровища уральской земли, но мы сегодня начнём работу с контурной картой полезных ископаемых только Челябинской области.

  • Месторождения каких полезных ископаемых вы видите на карте? (Мрамор, бурый уголь, железные руды, медные руды, глина, песок, известняк, никелевые руды).
  • Найдите их у себя на карте и перенесите, пожалуйста, на контурную карту.

  1. Итог
  • Итак, что же такое полезные ископаемые? Все природные богатства, которые добывают люди)
  • В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? (в твёрдом, жидком, газообразном)
  • Добывая полезные ископаемые, люди изменяют поверхность земли. При этом местность, окружающая месторождения, становится непригодной для жизни. Что нужно делать, чтобы не случилось экологической катастрофы?
  1. Домашнее задание.

Подготовь сообщение о том, какие полезные ископаемые добывают в нашей области. Сообщение представь  в виде кроссворда  или викторины. + Карточка.


ГРАНИТ

ГРАНИТ

ИЗВЕСТНЯК

ИЗВЕСТНЯК

МЕЛ

МЕЛ

ТОРФ

ТОРФ

ПЕСОК

ПЕСОК

УГОЛЬ

УГОЛЬ

ГАЗ

ГАЗ

ГЛИНА

ГЛИНА

НЕФТЬ

НЕФТЬ

МЕЛ

ГРАНИТ

ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

Название

Основные

свойства

Хозяйственное

значение

Способ добычи

ГРАНИТ

ИЗВЕСТНЯК

ПЕСОК

И ГЛИНА

ТОРФ

УГОЛЬ

ЖЕЛЕЗНАЯ

РУДА

НЕФТЬ

ПРИРОДНЫЙ

ГАЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе Богатство недр

Урок окружающего мира для 4 класса УМК "Планета знаний", на котором дети получают представление о полезных ископаемых, знакомятся с их свойствами и способами добычи, показывают значение...

План урока окружающего мира на тему "Подземные богатства родного края"

Урок составлен составлен с учетем возрастных, индивидуальный, психологических особенностей учащихся 4 класса. В урок включен материал о подземных полезных ископаемых России и  Республики Дагестан...

Технологическая карта урока окружающего мира "В поисках подземных кладовых" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: расширение знаний обучающихся о полезных ископаемых.Задачи урока:Дидактические:1. расширить знания обучающихся о ПИ;2. познакомить обучающихся с историей добычи и использования ПИ в своём ...

Презентация к уроку окружающего мира " В поисках подземных кладовых" 4 класс УМК "Перспектива"

Презентация к уроку окружающего мира " В поисках подземных кладовых" 4 класс УМК "Перспектива"...