Урок окружающего мира в 4 классе "Наши подземные богатства"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Корабельникова Ирина Сергеевна, учитель начальных классов МКОУ СОШ № 20
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4
Тема: Наши подземные богатства
Оборудование: АРМ, коллекции полезных ископаемых, карточки с заданиями.
Ход урока
- Организационный момент
- Ребята, к нам на урок сегодня пришли гости. Встанем и поприветствуем их.
- Постановка проблемы, сообщение темы урока
- Сегодня мне бы хотелось наш урок начать с просмотра видеофрагмента известного мультфильма.
(Фрагмент м/ф «Белоснежка и 7 гномов»)
- Узнали, какой это мультфильм? («Белоснежка и 7 гномов»)
- Чем занимаются гномы под землёй? (Добывают полезные ископаемые, богатства)
- Предположите, какая тему нашего урока? (Наши подземные богатства)
СЛАЙД 1
- Проверка домашнего задания
Но хозяйка подземных богатств
В своё царство не пустит нас,
Пока о водоёмах мы
Не услышим подробный рассказ.
СЛАЙД 2
- Что такое водоёмы? (Водоёмы – это хранилища воды, которые необходимы всему живому).
- На какие две группы делятся водоёмы? (Естественные и искусственные).
- Приведите примеры водоёмов, которые вы знаете. (Озеро, река, пруд, водохранилище, ручей, море, река…)
- На доске вы видите названия водоёмов. Распределите их в 2 колонки в таблицах на вашем столе.
- Работа по теме урока.
- Молодцы!
О водоёмах много знаете вы,
Ответы достойны похвалы.
Открыты ворота подземной страны,
Любые клады на карте найдёте вы.
- А к подземным богатствам нас проведёт один из семи гномов, который пришёл к нам в гости.
ГНОМ
- А кого вы видите стоит напротив гнома?
ПИРАТ
- Что их объединяет? (Они ищут сокровища, богатства)
- Какие это могут быть богатства? (Драгоценности, клады)
СЛАЙД 3
- А это всё похоже на клад?
- Нет, но это НАШИ подземные богатства!
СЛАЙД 4
- А наш гномик пришёл не с пустыми руками, а с подарками. Он принёс нам некоторые богатства из своей подземной кладовой. Но для того, чтобы различить их, нам нужно будет сначала изучить их основные свойства.
- Сейчас мы поработаем в группах. Помните, что, работая в группе, вы должны уважать мнение друг друга.
- 1 группа – гранит, известняк; 2 группа – песок и глина, торф; 3 группа – уголь, железная руда; 4 группа – нефть, природный газ.
- Заполните таблицу.
ПОДГОТОВКА – 5 мин.
- Какие способы добычи нам известны? (Открытый и закрытый)
(СПАСОБЫ ДОБЫЧИ – СЛАЙД 5)
ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП (СЛАЙД 6, 7)
- Физкультминутка
- Все сидят, у кого попадаются карточки с ответом – те встают.
- Он очень прочен и упруг,
Строителям - надёжный друг:
Дома, ступени постаменты
Красивы будут и заметны. (Гранит)
- Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. ( Мел)
- Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
- На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
- Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
- Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи... (Железная руда)
- Если встретишь на дороге,
То увязнут сразу ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу. (Глина)
- Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он – удобрение. (Известняк)
- Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)
- Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
- Закрепление
- Игра «Найди гранит, известняк» СЛАЙД 8, 9.
- Легенда о каменном поясе.
СЛАЙД 10
А сейчас я предлагаю познакомиться с некоторыми месторождениями полезных ископаемых нашей области. Но прежде послушайте легенду.
Было это очень давно. Жило на Севере большое и богатое племя богатырей. Оно мирно трудилось. Но однажды из-за дальних морей пришло с огнем и мечом другое племя. И вспыхнула жаркая битва.
Когда иссякли силы северных богатырей, вождь призвал к себе самого сильного и ловкого юношу. Он дал ему пояс, в котором хранились сокровища племени, добытые за 1000 лет.
- Здесь богатство нашего народа, - сказал вождь, - оно не должно достаться врагу. Унеси, спрячь, сохрани.
Дни и ночи шел юноша, унося драгоценный пояс. Но враги узнали об этом и пустились в погоню.
Не пристало богатырю бежать от боя! – сказал себе юноша. Он взял пояс могучей рукой, размахнулся широко и забросил сокровища за глухие дремучие леса, в неприступные горы. Потом богатырь выхватил свой меч и принял неравный бой.
А пояс с несметными сокровищами враги так и не нашли и уплыли обратно за моря.
Вот такая легенда. Казалось бы, сказка, но ведь сказок без вымысла не бывает. И слово “Урал” обозначает именно “пояс”, и часто каменным поясом называют Уральские горы. А легенда сказала правду о несметных сокровищах каменного пояса.
Трудно перечислить все сокровища уральской земли, но мы сегодня начнём работу с контурной картой полезных ископаемых только Челябинской области.
- Месторождения каких полезных ископаемых вы видите на карте? (Мрамор, бурый уголь, железные руды, медные руды, глина, песок, известняк, никелевые руды).
- Найдите их у себя на карте и перенесите, пожалуйста, на контурную карту.
- Итог
- Итак, что же такое полезные ископаемые? Все природные богатства, которые добывают люди)
- В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? (в твёрдом, жидком, газообразном)
- Добывая полезные ископаемые, люди изменяют поверхность земли. При этом местность, окружающая месторождения, становится непригодной для жизни. Что нужно делать, чтобы не случилось экологической катастрофы?
- Домашнее задание.
Подготовь сообщение о том, какие полезные ископаемые добывают в нашей области. Сообщение представь в виде кроссворда или викторины. + Карточка.
ГРАНИТ | ГРАНИТ | ИЗВЕСТНЯК | ИЗВЕСТНЯК | |||
МЕЛ | МЕЛ | ТОРФ | ТОРФ | |||
ПЕСОК | ПЕСОК | УГОЛЬ | УГОЛЬ | |||
ГАЗ | ГАЗ | ГЛИНА | ГЛИНА | |||
НЕФТЬ | НЕФТЬ | МЕЛ | ГРАНИТ | |||
ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА | ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА | ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА | ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА | |||
Название | Основные свойства | Хозяйственное значение | Способ добычи | |||
ГРАНИТ | ||||||
ИЗВЕСТНЯК | ||||||
ПЕСОК И ГЛИНА | ||||||
ТОРФ | ||||||
УГОЛЬ | ||||||
ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА | ||||||
НЕФТЬ | ||||||
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку окружающего мира"как человек использует богатства природы"
презентация к уроку...
Урок окружающего мира в 4 классе Богатство недр
Урок окружающего мира для 4 класса УМК "Планета знаний", на котором дети получают представление о полезных ископаемых, знакомятся с их свойствами и способами добычи, показывают значение...
Конспект урока окружающего мира по теме " Природные богатства и труд людей – основы экономики". Презентация к уроку.
Этот материал можно использовать в любом УМК, а также и на классном часе....
План урока окружающего мира на тему "Подземные богатства родного края"
Урок составлен составлен с учетем возрастных, индивидуальный, психологических особенностей учащихся 4 класса. В урок включен материал о подземных полезных ископаемых России и Республики Дагестан...
Технологическая карта урока окружающего мира "В поисках подземных кладовых" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Цель урока: расширение знаний обучающихся о полезных ископаемых.Задачи урока:Дидактические:1. расширить знания обучающихся о ПИ;2. познакомить обучающихся с историей добычи и использования ПИ в своём ...
Презентация у к уроку окружающего мира "В поисках подземных кладовых"
Презентация к уроку...
Презентация к уроку окружающего мира " В поисках подземных кладовых" 4 класс УМК "Перспектива"
Презентация к уроку окружающего мира " В поисках подземных кладовых" 4 класс УМК "Перспектива"...