Урок окружающего мира в 4 классе "Наши подземные богатства"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Данный урок позволяет организовать деятельность учащихся по выявлению, осмыслению и усвоению характерных признаков полезных ископаемых в процессе овладения метапредметными универсальными учебными действиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_4_klasse_nashi_podzemnye_bogatstva.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Наши подземные богатства»
Цель урока: организовать деятельность учащихся по выявлению, осмыслению и усвоению характерных признаков полезных ископаемых в процессе овладения метапредметными универсальными учебными действиями.
Задачи урока:
Предметные задачи: способствовать
- формированию понимания учащимися разнообразия полезных ископаемых; их свойств, значения для людей;
- развитию навыков определения свойств полезных ископаемых по характерным признакам, самостоятельному изучению основных особенностей подземных богатств;
- созданию благоприятных условий для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.
Метапредметные задачи:
познавательные – создать условия формирования и развития умений самостоятельно добывать, отбирать, систематизировать и использовать информацию для решения поставленных задач и объяснения своей точки зрения;
- осуществлять действия сравнения, сопоставления, систематизации, выведения выводов и обобщений;
- формулировать и выражать свои мысли убедительно, опираясь на собранные доказательства;
регулятивные – предоставить возможности для формирования умений
- выдвигать, аргументировать и проверять гипотезы;
- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить учебную задачу и планировать деятельность по ее достижению;
- осуществлять текущий контроль процесса своей деятельности и ее результата;
коммуникативные – способствовать развитию навыков сотрудничества в коллективной деятельности.
Личностные задачи:
- содействовать формированию ценностного отношения к процессу самостоятельного добывания знаний и осознанной активной позиции в осуществлении деятельности
Формировать УУД:
Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотношения того, что известно, с чет, что не известно.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической речью.
Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и не существенных)
Планируемый результат:
Предметные:
Знать – виды и свойства полезных ископаемых.
Уметь - использовать полученные знаний в практической деятельности.
Личностные: отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке; формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу.
Ресурсы: Учебник: А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть; рабочая тетрадь “Окружающий мир» 4 класс, 1 часть, презентация; компьютер, интерактивная доска, коллекции полезных ископаемых, изделия из камней и глины, ножницы, набор школьных мелков, мыло, кирпич, таблетки активированного угля, стакан.
№ | Ход урока | Слайды |
I. | Организационный этап. | |
Вот уже звенит звонок, | ||
II. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности | |
-Как вы думаете, кто эта Хозяйка, которая приглашает нас в свое царство? (Ящерица, а зовет она нас к себе в гости под землю). -Вспомните, в каком литературном произведении был такой персонаж? (Бажов «Малахитовая шкатулка». -Что же там интересного, под землей? (Подземные богатства - полезные ископаемые). « Ничего на свете нет богаче Недр земных, что нам принадлежат. С сотворенья мира, не иначе Эти клады под землей лежат. С. Щепачев - Сегодня на урок я принесла товары, которые можно приобрести в магазине, те которые необходимы в быту. Вот они: ножницы, набор школьных мелков, мыло, кирпич, таблетки активированного угля, стакан. Что объединяет эти товары? (Они созданы человеком и необходимы людям). -Из чего они сделаны? (Трудно ответить, хотя можно предположить, что они сделаны из того, что дала природа). -Попробуйте сформулировать точнее. (Из полезных ископаемых). -Почему они так называются? (Их добывают глубоко под землей). - Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. ( Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе). -Вспомните, пожалуйста, где они добываются? (Они добываются глубоко под землей, являются нашим богатством, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства»). | Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 | |
III. IV. V. VI. | Актуализация знаний. Постановка проблемы | |
1) Актуализация знаний -Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека? -Что такое полезные ископаемые? (Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве). -Какие полезные ископаемые вам известны? (Гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ). -В природе очень много подземных богатств, польза от их добычи и переработки огромна, поэтому человечество не может жить без использования полезных ископаемых. 2) Постановка проблемы -Посмотрите на карту. Как вы думаете, что обозначают эти значки? - Какой значок, какое полезное ископаемое обозначает? - Почему значки стоят в определенном месте? - Почему густота их разная? - Можете ли вы ответить на эти вопросы? (Нет) -Ребята, посмотрите на карту! Как вы думаете, почему полезные ископаемые находятся на карте в определенных местах? А, может быть, мы можем их поместить куда хотим? (Дети высказывают свое мнение) - Если на карте стоит значок, то что это обозначает? (Здесь находятся полезные ископаемые) - Как вы думаете, как мы можем назвать место, где на карте стоит условное обозначение полезного ископаемого? (Дети затрудняются ответить на вопрос) -Место, где находится данное полезное ископаемое, называется месторождение. -Как вы считаете, почему на карте густота условных обозначений полезных ископаемых разная? В одном месте один значок, а в другом – два и более? (Дети высказывают свое мнение) -Скажите, как вы считаете, как мы называем место, где много воды? (Если «зашли в тупик», то учитель сам называет слово «бассейн») БАССЕЙН – природные скопления полезных ископаемых, которые залегают на больших площадях. Презентация Каменный уголь Один из учащихся читает загадку Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. -Что это? -Как на карте обозначается каменный уголь? -Найдите на карте и покажите месторождения каменного угля. -Расскажите как добывают каменный уголь? -Что вы можете рассказать о труде шахтеров? -Разгадайте следующую загадку. Без нее не побежит Ни автобус, ни такси, Не поднимается ракета. Отгадайте, что же это. -Что представляет из себя нефть? -Каким значком обозначено на карте месторождение нефти? -Найдите и покажите на карте месторождения нефти. -Как добывают нефть? -Какие полезные ископаемые человек использует в строительстве? -С помощью условных обозначений карты найдите и покажите месторождения песка, глины, известняка. -Расскажите, как добывают строительные материалы. -О чем эта загадка? Не зря она варилась в доменной печи. На славу получились ножницы, ключи... -Зачем человеку железная руда? -Покажите на карте месторождения железной руды. -О каком полезном ископаемом идет речь в следующей загадке? По трубе течет, -Если полезные ископаемые залегают глубоко под землей, то для их добычи бурят скважины. -Из скважин добывают грунтовые воды, нефть, природный газ. -Для транспортировки сооружают водопроводы, нефтепроводы и газопроводы. По железным дорогам перевозят в цистернах, по морям и океанам везут нефтеналивные танкеры. Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением. -Что это? (Торф) -Что вы можете рассказать о торфе? (Легкий, впитывает влагу, рыхлый, непрочный, хорошо горит. Образуется из остатков растений на болотах). -Где человек использует его? (Служит для удобрения полей, для подстилок скоту, для отапливания помещений). -А это что? Очень прочен и упруг, Строителям надежный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. -Вспомните, из чего состоит гранит. | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 | |
Первичное усвоение новых знаний -А сейчас вам предстоит выполнить следующее задание. -Рассмотрите образцы полезных ископаемых, которые лежат у вас на столах. -Дайте характеристику каменному углю и граниту по плану, который вы видите на интерактивной доске. -Подготовьтесь рассказать о своих результатах. План изучения свойств каменного угля
План изучения свойств гранита
| Слайд 17 | |
Первичная проверка понимания ( Ребята дают характеристику каменному углю и граниту, сравнивают их) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Тест «Наши подземные богатства» 1. Легкий, бесцветный – это…. а) песок; б) газ; в) торф. 2. К полезным ископаемым относятся... а) кирпич, бетон, бензин; б) станки, вазы, ножницы; в) нефть, газ, глина. 3. В строительстве используются... а) торф, железная руда, самоцветы; б) песок, глина, гранит; в) мрамор, каменный уголь, нефть 4. При помощи буровых установок добывают... а) нефть, природный газ; б) калийную соль, алмазы; в) мрамор, гранит. 5. Полезные ископаемые, обладающие горючими свойствами… а) глина, известняк, песок; б) железная руда, золото; в) каменный уголь, торф, нефть. - Проверим ответы теста и поставим себе оценки за урок… Для этого воспользуйтесь ключом к тесту: Ключ 1. б 2. в 3. б 4. а 5. в 5 – все ответов верны 4 – 1 ошибка 3 – 2 ошибки -Поднимите руки у кого 5? 4? 3?.. -Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. | ||
VII. | Информация о домашнем задании Дома прочитаете еще раз информацию о наших подземных богатствах и ответите на вопросы рубрики «Проверь себя» С.150-159, вопросы “Проверь себя”. | Слайд 19 |
VIII. | Рефлексия учебной деятельности на уроке -С какой проблемой мы столкнулись в самом начале урока? (Мы не знали какими знаками на карте обозначаются полезные ископаемые) -О чем мы говорили на уроке? (О наших подземных богатствах) - На какой вопрос мы смогли дать ответ? (Подземные богатства очень важны для жизни человека, но их запасы исчерпаемы, поэтому нужно бережнее к ним относиться) - Что нового мы узнали? (Мы узнали о свойствах полезных ископаемых, об их месторождениях) - Дадим себе самооценку. Кто из вас работал сегодня «отлично»? Поднимите руки. А кто – «хорошо»? Понравился ли вам урок? Какое у вас настроение? | Слайд 20 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку окружающего мира"как человек использует богатства природы"
презентация к уроку...
Урок окружающего мира в 4 классе Богатство недр
Урок окружающего мира для 4 класса УМК "Планета знаний", на котором дети получают представление о полезных ископаемых, знакомятся с их свойствами и способами добычи, показывают значение...
Конспект урока окружающего мира по теме " Природные богатства и труд людей – основы экономики". Презентация к уроку.
Этот материал можно использовать в любом УМК, а также и на классном часе....
План урока окружающего мира на тему "Подземные богатства родного края"
Урок составлен составлен с учетем возрастных, индивидуальный, психологических особенностей учащихся 4 класса. В урок включен материал о подземных полезных ископаемых России и Республики Дагестан...
Технологическая карта урока окружающего мира "В поисках подземных кладовых" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Цель урока: расширение знаний обучающихся о полезных ископаемых.Задачи урока:Дидактические:1. расширить знания обучающихся о ПИ;2. познакомить обучающихся с историей добычи и использования ПИ в своём ...
Презентация у к уроку окружающего мира "В поисках подземных кладовых"
Презентация к уроку...
Презентация к уроку окружающего мира " В поисках подземных кладовых" 4 класс УМК "Перспектива"
Презентация к уроку окружающего мира " В поисках подземных кладовых" 4 класс УМК "Перспектива"...