Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир (человек, природа, общество)» для слепых обучающихся 4 класса
рабочая программа (4 класс)

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир (человек, природа, общество)» для слепых обучающихся

4 а класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент общего образования, дополнительного образования и воспитания

Министерства образования и науки Ульяновской области

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

 «Школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья № 91»

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

_______________Ю.А. Николаева

«        »   августа   2019 г.

Протокол методического совета №_1___

от «     »  августа  2019 г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор

_____________ В.А. Куприянов

«        »  августа  2019 г.

Приказ №         от «     » августа 2019 г.

Протокол педсовета №_1__

от «        »   августа   2019 г.

Рабочая программа

по учебному предмету

«Окружающий мир (человек, природа, общество)»

для слепых обучающихся

 4 а класса

на 2019-2020 учебный год

РАССМОТРЕНО:

Заседание МО

Учителей, классных руководителей и

воспитателей  начальных классов

Руководитель МО_______ Л.Ю. Башкатова    

Протокол №_1__ от «23»   августа   2019 г.                                          

Составитель:

Страхова Вера Юрьевна,

учитель начальных классов

                                                                             

                                                     Ульяновск

2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая  программа по учебному предмету «Окружающий мир (человек,природа,общество)» составлена в соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, адаптированной основной общеобразовательной программы школы для слепых  обучающихся, на основе  программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» - М.: Просвещение, 2014,  учебника А.А. Плешакова. «Окружающий мир» 3 класс, в двух частях , 2 часть – М.: МИПО РЕПРО, 2016 г.;  учебника А.А. Плешакова « Окружающий мир» 4 класс,  в двух частях,  1  часть – М.: МИПО РЕПРО, 2017 г.,  с учётом учебного плана ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 91». 

         Изучение курса «Окружающий мир (человек, природа, общество)» направлено на достижение следующих целей:

-формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.

           Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование у слепых  обучающихся уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование у слепых обучающихся модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;

4) формирование у слепых обучающихся компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.

           Специфика курса «Окружающий мир(человек, природа, общество)»  » состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт  слепым  обучающимся материал естественных и социально гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.  Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.

          Курс «Окружающий мир(человек, природа, общество)»  » представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин.   В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.

             Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения  слепыми обучающимися значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

        Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными нау ками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает  слепым  обучающимся в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

           Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения  слепые обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

             Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

         Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и  физической культуры, приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

                                    Общая характеристика учебного предмета.

           Отбор содержания курса «Окружающий мир (человек, природа, общество)»» осуществлён на основе следующих ведущих идей:1) идея многообразия мира;2) идея целостности мира;3) идея уважения к миру.

               Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

                 Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе, что осуществляется через раскрытие разнообразных связей между неживой и живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого при родного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.                       Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

          Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

           В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разно образные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.  Слепые  обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

          В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание (определение) объектов окружающего мира с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) выявление и моделирование связей в окружающем мире с помощью книги для чтения, графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическое нормотворчество, включающее анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, выработку соответствующих норм и правил, которое осуществляется с помощью специально разработанного пособия по экологической этике.

             Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы, поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от  взрослых.

          Коррекционная работа направлена на  выработку сенсомоторной культуры у слепых  обучающихся  специальных приёмов и способов обследования учебных материалов.

        Учащихся с аномалией зрения следует знакомить (по возможности) с натуральными объектами окружающего мира, при этом необходимо подбирать экземпляры, которые имеют хорошо выраженные характерные признаки, доступные для ослабленного зрения и восприятия с помощью сохранных сенсорных систем.

        При замене натуральных объектов на модели, макеты, рельефно-плоскостные пособия необходимо учитывать их размер, цвет, контрастность. Эти показатели изобразительных пособий должны находиться в зависимости от зрительных возможностей и особенностей восприятия детьми дидактического материала.

В процессе обучения к одной и той же теме целесообразно возвращаться несколько раз в течение года как для закрепления полученных представлений и ориентировочных навыков, так и в целях дальнейшего обобщения и развития.

В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности,  вариативности, выделения понятийного ядра, системно - деятельностного подхода.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному (образовательному) плану ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 91» на учебный предмет «Окружающий мир(человек, природа, общество)»  » в  четвёртом    классе отводится 68 часов (2 час в неделю, 34 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир

(человек, природа, общество)»

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий, в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение слабовидящими обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
  • проявление чувства гордости за свою Родину;
  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций ;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком;
  • уважительное отношение к иному мнению;
  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание
  • личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению,
  • в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех
  • его участников.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

Обучающийся научится:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;
  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные  вещества;
  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • вырабатывать правильную осанку;
  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;
  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица текст и иллюстрации учебника);
  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

Содержание учебного предмета

I полугодие (32 ч)

       

В I полугодии  4 класса изучение учебного предмета « Окружающий мир(человек, природа, общество)»» начинается с изучения разделов и тем учебника  А.А. Плешакова. «Окружающий мир» 3 класс, в двух частях , 2 часть – М.: МИПО РЕПРО,  2016.

3класс.2 часть

                                             

                                               «Наша безопасность» (8ч)

         

        Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения  на дорогах. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих- ответственный  долг каждого  человека. Личная ответственность  каждого человека за состояние своего здоровья.

       Правила безопасного поведения в природе. Положительное и отрицательное влияние

деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья.

«Чему учит экономика?» (12ч) 

 

              Значение труда в жизни человека и общества. Зависимость жизни человека от природы. Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Полезные

ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Профессии людей.  

     Дикорастущие  культурные растения .Роль растений в природе и жизни людей. Профессии людей.

      Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни  людей. Профессии людей.

      Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.

      Особенности труда людей родного края, их профессии.  

    Семья - самое близкое   окружение человека. Хозяйство семьи.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана

природных богатств.

Путешествие по городам и странам(12ч) 

           Города Золотого кольца России (по выбору).    Наша Родина — Россия. Города России. Родной край — частица России. Страны и народы мира. Россия на карте,  государственная граница России. Страны и народы мира.    

         Страны и народы мира. Знакомство с несколькими странами: название,

расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности   . Страны и народы мира. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической     карте, столица, главные достопримечательности.

       Страны и народы мира. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

       Страны и народы мира. Охрана памятников истории и культуры.

       Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Особенности труда людей родного края. Наша Родина — Россия. Города России. Страны и народы мира.                    

                                                         

II полугодие (36 часов)

        Во  II полугодии  4 класса изучение учебного предмета « Окружающий мир(человек, природа, общество)» начинается с изучения разделов и тем учебника А.А. Плешакова « Окружающий мир» 4 класс,  в двух частях,  1  часть – М.: МИПО РЕПРО,  2017.

4класс. 1 часть

                                                  Земля и человечество (11ч)

             Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле . Звёзды и планеты. Смена дня планеты. Смена дня и ночи на

Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли

Вокруг Солнца как причина смены времён  года.

            Звёзды и планеты.

            Глобус как модель Земли. География Земли. Географическая карта и план.

           История Отечества. Охрана памятников истории и культуры.

           Счёт лет в истории.

           Человек — часть природы. Охрана природных богатств.

            Охрана природных богатств. Охрана памятников истории и культуры.

                                         Природа России (13ч)

         Важнейшие природные объекты своей страны. Заповедники, национальные парки,

их роль в охране природы. Важнейшие природные объекты своей страны. Заповедники,

национальные парки, их роль в охране природы.

        Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны.

        Природные зоны России: основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых

зон, охрана природы).

        Охрана природных богатств. Отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы.

       

Родной край-часть большой страны (12ч)

           Родной край — частица России.

           Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).      

           Водоёмы родного края (название, краткая характеристика на основе наблюдений).

           Полезные ископаемые родного края. Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

          Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы. Взаимосвязи в природном

сообществе. Влияние человека на природные сообщества.

          Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

          Дикорастущие культурные растения. Значение труда в жизни человека и общества.

          Дикие и домашние животные. Значение труда в жизни человека и общества.

        Человек и природа.

Тематическое планирование

Наименование разделов

Всего часов

I полугодие,

 часа

3 класс,2часть

I

«Наша безопасность» 

8

1

Огонь, вода и газ

1

2

Чтобы путь стал счастливым

1

3

Дорожные знаки

1

4

Дорожные проекты « Кто нас защищает?»

1

5

Опасные места

1

6

Природа и наша безопасность

1

7

Экологическая безопасность 

1

8

Обобщение знаний по теме « Наша безопасность» Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопасность»

1

II

«Чему учит экономика?»  

12

9/1

Для чего нужна экономика

1

10/2

Природные богатства и труд людей- основа экономики

1

11/3

Полезные ископаемые

1

12/4

Растениеводство

1

13/5

Животноводство

1

14/6

Какая бывает промышленность

1

15/7

Наши проекты « Экономика родного края»

1

16/8

Что такое деньги

1

17/9

Государственный бюджет

1

18/10

Семейный бюджет

1

19/11

Экономика и экология

1

20/12

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика?   «Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Чему учит экономика?»

1

III

Путешествие по городам и странам

12

21/1

Золотое кольцо России

1

22/2

Золотое кольцо России

1

23/3

Золотое кольцо России

1

24/4

Наши проекты « Музей путешествий»

1

25/5

Наши ближайшие соседи

1

26/6

На севере  Европы

1

27/7

Что такое Бенилюкс

1

28/8

В центре Европы

1

29/9

По Франции и Великобритании

1

30/10

На юге Европы

1

31/11

По знаменитым местам мира

1

32/12

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика?   «Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Путешествия по городам и странам»

1

II  полугодие 

4класс,1часть

IV

Земля и человечество

11

33/1

Мир глазами астронома

1

34/2

Планеты Солнечной системы

1

35/3

Звёздное небо- Великая книга Природы

1

36/4

Мир глазами географа

1

37/5

Мир глазами историка

1

38/6

Когда и где?

1

39/7

Мир глазами эколога

1

40/8

Сокровища Земли под охраной человечества»

1

41/9

Сокровища Земли под охраной человечества»

1

42/10

Обобщение знаний по теме «Земля и человечество?  

1

43/11

«Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Земмля и человечество»

1

V

Природа России

13

44/1

Моря, озёра и реки России

1

45/2

Моря, озёра и реки России

1

46/3

Природные зоны России

1

47/4

Зона арктических пустынь

1

48/5

Тундра

1

49/6

Леса России

1

50/7

Леса России

1

51/8

Лес и человек

1

52/9

Зона степей

1

53/10

Пустыни

1

54/11

У Чёрного моря

1

55/12

Обобщающий урок-игра по разделу « Природа России»

1

56/13

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Природа России»

1

V I

Родной край-часть большой страны

12

57/1

Наш край

1

58/2

Поверхность нашего края

1

59/3

Поверхность нашего края (экскурсия)

1

60/4

Водные богатства нашего края

1

61/5

Водные богатства нашего края

1

62/6

Наши подземные богатства

1

63/7

Земля-кормилица

1

64/8

Экскурсия в лес и на луг

1

65/9

Растениеводство в нашем крае

1

66/10

Животноводство в нашем крае

1

67/11

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « родной край-часть большой страны»

1

68/12

Обобщающий урок –игра  по теме « Родной край-часть большой страны»

1

Итого

68

Учебно - методическое и

материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Пособия для учащихся:

  • Основная:
  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. В 2 ч. (2ч) - М.: МИПО РЕПРО,  2016. 
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч. (1ч.) - М.: МИПО РЕПРО,  2017..
  • Дополнительная:
  1. Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2016.
  2. Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2016.
  3. Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2015.
  4. Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2016.
  5. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2017.
  6. Плешаков А. А. Зелёные страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2015.
  7. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2015.
  8. Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2016.
  9. Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2017.

Методические пособия для учителя

  1. Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2014.
  2. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс. – М.: ВАКО, 2013.
  3. Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2014.
  4. Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2014.
  5. Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2014.
  6. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2013.
  7. Плешаков А. А. Зелёные страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2012.
  8. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2014.
  9. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2014.

                                                Дидактические материалы,

 с использованием рельефно-точечного письма и изображения

  1. Лесные животные.
  2. Птицы.
  3. Животные жарких стран.
  4. Домашние животные.
  5. Рыбы.
  6. Грибы.
  7. Фрукты.
  8. Овощи.
  9. Транспорт.
  10. Океаны и материки.
  11. Политическая карта мира.
  12. Карта России.
  13. Государственная символика России.

Учебно-практическое оборудование

  1. Сигнальные карточки.
  2. Мячик.
  3. Глобус с рельефно-точечным изображением.
  4. Пробирки, мензурки, спиртовка, штатив.
  5. Коллекция полезных ископаемых.
  6. Коллекция растений: лён, хлопок.
  7. Муляжи овощей, фруктов, грибов.
  8. Макеты (стилизованные игрушки) домашние животные, дикие животные.
  9. Модель «Торс человека с внутренними органами».
  10. Модели светофоров, дорожных знаков.
  11. Термометры для измерения температуры воздуха и воды.
  12. Термометр медицинский.
  13. Часы наручные говорящие.
  14. Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг).
  15. Коллекции полезных ископаемых.
  16. Живые объекты (комнатные растения).

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  1. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс.
  2. Флеш-карты, диски, говорящие книги, видеофильмы с тифлокомментариями.

Технические, специальные тифлосредства

реабилитации слепых обучающихся

  1. Ноутбук с программным обеспечением «JAWS».
  2. Тифломагнитофон.
  3. Тифлофлешплеер.
  4. Принтер Брайля.
  5. Прибор 18-строчный для письма по Брайлю.
  6. Грифель для письма по Брайлю.

Приложения

  1. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
  2. Контрольно-измерительные материалы по окружающему миру
  3. Мониторинги
  4. Календарно – тематическое планирование

                           

                                                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                           Критерии и нормы оценки качества знаний обучающихся

Особенности организации контроля по окружающему миру

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развёрнутого ответа с большой затратой времени.

Фронтальный опрос проводится как беседа, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик даёт последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретённые знания в нестандартной ситуации. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочёты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности  в определении  назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочёта; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочётов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочётов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок или не более 8 недочётов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

 Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются её содержательность, анализ работы школьника, чёткая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причём эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные её стороны, а также пути устранения недочётов и ошибок.

                                                                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Контрольно-измерительные материалы по окружающему миру

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 1 по теме

«Наша безопасность»

Учащийся ………………………………………………………………………………………..

1.Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб.

01                                         газовая служба

03                                         пожарная охрана

04                                         скорая помощь

2.Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который вы не можете потушить самостоятельно?

  • Убежать;
  • Закричать, позвать на помощь;
  • Вызвать пожарников по телефону 01.

3.Если в подъезде дым, что нужно сделать?

  • Выйти и посмотреть, где и что горит;
  • Закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;
  • Не обращать внимания – ведь горит не в твоей квартире.

4.В квартире прорвало трубу. Что нужно сделать, прежде всего?

  • Оставить всё как есть до прихода родителей – это дело взрослых;
  • Завернуть специальный вентиль и позвонить родителям;
  • Выйти из квартиры.

5.Что нужно сразу сделать, если почувствуешь в квартире запах газа?

  • Открыть окно;
  • Сразу из квартиры позвонить в газовую службу по телефону 04;
  • Зажечь спичку.

6.Переходя улицу, необходимо быть:

  • Сильным, смелым, стройным;
  • Собранным, внимательным, осторожным;
  • Умным, красивым, радостным.

7.С какого возраста детям можно ездить на велосипеде по автомобильным дорогам?

  • С 14 лет;
  • С 10 лет;
  • С 18 лет.

8.Как выглядят запрещающие знаки?

  • Знак в виде красного треугольника;
  • Знак в виде красного круга;
  • Знак в виде синего круга.

9.Какое из утверждений верное?

  • Все дорожные знаки важны – без них невозможно безопасное движение на дорогах;
  • Самые важные знаки – знаки сервиса, ведь всегда необходимо знать, где находится автозаправочная станция или больница;
  • Самые важные дорожные знаки – предупреждающие, так как они всегда предупредят водителя о любой опасности.

10.Чтобы уберечься от дыма, нужно:

  • Дышать через мокрое полотенце;
  • Спрятаться в шкаф;
  • Спрятаться под кровать.

11.Какие правила должен соблюдать пешеход?

  • Ходить только по тротуарам, переходить дорогу в положенном месте;
  • Ходить по тротуарам и быстро перебегать дорогу;
  • Ждать транспорт на остановке близко от проезжей части.

12.Какие правила должен соблюдать пассажир?

  • Садиться в автомобиль со стороны проезжей части;
  • Разговаривать с водителем только во время движения;
  • Не высовывать в окно руку и тем более голову.

13.Если застрял в лифте, нужно:

  • Нажать кнопку «Вызов»;
  • Плакать и кричать;
  • Попытаться выбраться из кабины самостоятельно.

14.Небезопасно гулять в одиночку с наступлением темноты, потому что:

  • Будет скучно;
  • Не будет видно дороги;
  • Может подстерегать преступник.

15.Чтобы уберечься от ударов молний, нельзя:

  • Прятаться под высокие деревья, особенно отдельно стоящие;
  • Прятаться в зарослях кустарника;
  • Покидать открытое место.

16.Ядовитый гриб:

  • Белена;
  • Бледная поганка;
  • Дурман.

17.Чтобы защитить себя от загрязнённого воздуха:

  • Не стойте возле автомобиля с работающим двигателем;
  • Стойте возле людей, которые курят;
  • Ходите по главным улицам города с большим движением транспорта.

ОТВЕТЫ

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 1 по теме

«Наша безопасность»

1.Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб.

01                                         газовая служба

03                                         пожарная охрана

04                                         скорая помощь

2.Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который вы не можете потушить самостоятельно?

  • Вызвать пожарников по телефону 01.

3.Если в подъезде дым, что нужно сделать?

  • Закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;

4.В квартире прорвало трубу. Что нужно сделать, прежде всего?

  • Завернуть специальный вентиль и позвонить родителям;

5.Что нужно сразу сделать, если почувствуешь в квартире запах газа?

  • Открыть окно;

6.Переходя улицу, необходимо быть:

  • Собранным, внимательным, осторожным;

7.С какого возраста детям можно ездить на велосипеде по автомобильным дорогам?

  • С 14 лет;

8.Как выглядят запрещающие знаки?

  • Знак в виде красного круга;

9.Какое из утверждений верное?

  • Все дорожные знаки важны – без них невозможно безопасное движение на дорогах;

10.Чтобы уберечься от дыма, нужно:

  • Дышать через мокрое полотенце;

11.Какие правила должен соблюдать пешеход?

  • Ходить только по тротуарам, переходить дорогу в положенном месте;

12.Какие правила должен соблюдать пассажир?

  • Не высовывать в окно руку и тем более голову.

13.Если застрял в лифте, нужно:

  • Нажать кнопку «Вызов»;

14.Небезопасно гулять в одиночку с наступлением темноты, потому что:

  • Может подстерегать преступник.

15.Чтобы уберечься от ударов молний, нельзя:

  • Прятаться под высокие деревья, особенно отдельно стоящие;

16.Ядовитый гриб:

  • Бледная поганка;

17.Чтобы защитить себя от загрязнённого воздуха:

  • Не стойте возле автомобиля с работающим двигателем;

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 2 по теме

«Чему учит экономика?»

Учащийся ………………………………………………………………………………………….

1.Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

  • Врачи;
  • Геологи;
  • Строители.

2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

  • Песок, глина;
  • Гранит, торф;
  • Каменный уголь, поваренная соль.

3.Какие из полезных ископаемых служат топливом?

  • Оловянная и медные руды;
  • Каменный уголь, природный газ;
  • Графит, сера.

4.Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

  • Мрамор, гранит;
  • Природный газ, нефть;
  • Золото.

5.Зачем мы собираем металлолом?

  • Сохраняем запасы руды;
  • Очищаем территорию от мусора;
  • Участвуем в соревновании между классами.

6.Укажите строчку, в которой правильно указаны основные отрасли растениеводства:

  • Полеводство, овцеводство, кактусоводство;
  • Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;
  • Полеводство, овощеводство, оленеводство.

7.Укажите строчку, в которой правильно указаны главные зерновые культуры:

  • Картофель, подсолнечник, лён, земляника;
  • Кабачок, патиссон, огурец, капуста;
  • Овёс, рожь, ячмень, пшеница.

8.Укажи строчку, в которой правильно указаны плодовые культуры:

  • Капуста, картофель, лён, овёс;
  • Лук, чеснок, перец, апельсин;
  • Яблоня, груша, черешня, малина.

9.Какие вы знаете сельскохозяйственные профессии?

  • Ткач, газосварщик, геолог;
  • Комбайнёр, овощевод, хлопкороб;
  • Инженер, механик, докер.

10.Что даёт животноводство людям?

  • Мясо, шерсть, пух, кожу;
  • Фрукты, овощи, злаковые культуры;
  • Хлопок, лён, кормовые травы.

11.Домашние сельскохозяйственные животные – это:

  • Млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые;
  • Звери, птицы, земноводные, рыбы;
  • Птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы.

12.Домашние птицы – это:

  • Фазаны, куропатки, страусы;
  • Павлины, орлы, беркуты;
  • Индейки, куры, гуси.

13.Для корма домашним животным заготавливают:

  • Картофель, зерно, тимофеевку;
  • Арбузы, дыни, тыкву;
  • Василёк, подснежник, гиацинт.

14.Что такое бартер?

  • Процесс купли-продажи товара;
  • Прямой обмен одних товаров на другие;
  • Один из видов дохода.

15.Что использовалось раньше в качестве денег?

  • Телевизоры и чайники;
  • Морские раковины, шкурки пушных зверей;
  • Рисунки на бумаге.

16.Из чего складывается бюджет?

  • Из зарплаты и стипендии;
  • Из денег;
  • Из доходов и расходов.

17.Из чего складываются доходы государственного бюджета?

  • Из заработной платы граждан;
  • Из доходов предприятий и фирм;
  • Из налогов граждан и предприятий.

18.Что такое гонорар?

  • Бюджет;
  • Доход;
  • Расход.

19.Выигрыш по лотерейному билету – это:

  • Доход;
  • Расход;
  • Не доход и не расход, так как не может быть запланирован.

20.Вещи и предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности, называются:

  • Услуги;
  • Товары;
  • Экономика.

21.Всё, что сделано руками человека, называется:

  • Труд;
  • Природные богатства;
  • Капитал.

22.Отрасль промышленности металлургия обеспечивает экономику:

  • Машинами и механизмами;
  • Электроэнергией;
  • Выплавкой стали.

23.Наука экология помогает:

  • Делать экономику более безопасной для людей и природы;
  • Подсчитать экологический ущерб.

ОТВЕТЫ

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 2 по теме

«Чему учит экономика?»

1.Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

  • Геологи;

2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

  • Песок, глина;

3.Какие из полезных ископаемых служат топливом?

  • Каменный уголь, природный газ;

4.Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

  • Природный газ, нефть;

5.Зачем мы собираем металлолом?

  • Сохраняем запасы руды;

6.Укажите строчку, в которой правильно указаны основные отрасли растениеводства:

  • Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;

7.Укажите строчку, в которой правильно указаны главные зерновые культуры:

  • Овёс, рожь, ячмень, пшеница.

8.Укажи строчку, в которой правильно указаны плодовые культуры:

  • Яблоня, груша, черешня, малина.

9.Какие вы знаете сельскохозяйственные профессии?

  • Комбайнёр, овощевод, хлопкороб;

10.Что даёт животноводство людям?

  • Мясо, шерсть, пух, кожу;

11.Домашние сельскохозяйственные животные – это:

  • Млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые;

12.Домашние птицы – это:

  • Индейки, куры, гуси.

13.Для корма домашним животным заготавливают:

  • Картофель, зерно, тимофеевку;

14.Что такое бартер?

  • Прямой обмен одних товаров на другие;

15.Что использовалось раньше в качестве денег?

  • Морские раковины, шкурки пушных зверей;

16.Из чего складывается бюджет?

  • Из доходов и расходов.

17.Из чего складываются доходы государственного бюджета?

  • Из налогов граждан и предприятий.

18.Что такое гонорар?

  • Доход;

19.Выигрыш по лотерейному билету – это:

  • Не доход и не расход, так как не может быть запланирован.

20.Вещи и предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности, называются:

  • Товары;

21.Всё, что сделано руками человека, называется:

  • Капитал.

22.Отрасль промышленности металлургия обеспечивает экономику:

  • Выплавкой стали.

23.Наука экология помогает:

  • Делать экономику более безопасной для людей и природы;

                                                                                                       

                                                                                               ПРИЛОЖЕНИЕ 3

АНАЛИЗ ТЕСТА №

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ПО ТЕМЕ

« ________________________________________________________»

в             классе

школы-интерната №91

г. Ульяновска

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

Кол-во баллов

Отметка

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Оценка записывается условным обозначением.

Каждое верно выполненное задание оценивается:

«+» - правильный ответ  (2 балла);

«» - правильный неполный ответ (1 балл);

«-» - неправильный ответ  (0 баллов).

                                                        КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

Максимальное количество баллов –            баллов

96 - 100% (     баллов) - отметка «5»

75 – 95% (        баллов) – отметка «4»

50 – 74% (        баллов) – отметка «3»

менее 50% (ниже     баллов) – отметка «2»

В классе _________ учеников

Отметки

Кол-во человек - %

Качество знаний - %

СОУ % : n  1 + n  0,64 + n  0,36 + n  0,16  100%

n              

«5»

«4»

«3»

«2»

Дата   _____________                                                                        Учитель: Г.Б.Аратова

МОНИТОРИНГ

УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА  

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ в 4   КЛАССЕ 

Раздел

Тема

Ф. И.

1

2

3

4

5

6

7

8

«5»

«4»

«3»

«2»

Кол-во уч-ся

Качество знаний-%

СОУ %

 1 +   0,64 +   0,36 +    0,16  100%

Н

Успеваемость %

Учитель: Г.Б.Аратова

   Отметки

Оценка результатов теста:

Баллы

                             Формула вычисления 1 балла

Кол-во заданий : 100%  = стоимость 1 балла

             (8 : 100 = 0,08 х 97% = 7,76  8 баллов)

1 балл х 97 (100%) = . кол-во баллов на «5»;

1 балл х 77 (96%) = . кол-во баллов на «4»;

1 балл х 50 (76%) = . кол-во баллов на «3»;

1 балл х 49% (и ниже) = . кол-во баллов на «2»

8 зад.

 7 зад.

6 зад. 

5 зад.

«5»

97 – 100%

8

7

6

5

«4»

77 – 96%

6-7

5-6

5

4

«3»

50 – 76%

4-5

4

3-4

3

«2»

ниже 50%

Ниже 4

Ниже 3  

Ниже 3

Ниже 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

Рабочая программа учебного предмета окружающий мир Образовательная область: естествознание для _I ступени 2 класс

Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»

Адаптированная рабочая программа учебного предмета«Окружающий мир»для обучающихся с тяжелым нарушением речиПредметная область: « Обществознание и естествознание»Уровень: началь...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» 4 класс

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), Программами...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3

Адаптированная рабочая программа по предмету  составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обуч...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы

Адаптированная  рабочая программа  учебного предмета «Окружающий  природный  мир»для  освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнит...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» 3, 4 и 4 дополнительный класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598),...