Рабочая программа по учебному курсу "Математика" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ,
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

Максимова Надежда Константиновна

Рабочая программа по учебному курсу "Математика" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ. Приложение к АООП. 

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цель:

Ø освоение основ математических знаний, формирование первоначальных    представлений о математике;

Ø развитие образного и логического мышления, воображения;

Ø формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;  

Ø воспитание интереса к математике, стремления использовать математи-ческие знания в  повседневной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Приложение к АООП

               

Рабочая программа

по учебному курсу

«Математика»

1 класс

                         

   

Составитель:

Максимова  Надежда Константиновна,

учитель

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цель: 

➢ освоение основ математических знаний, формирование первоначальных     представлений о математике;

➢ развитие образного и логического мышления, воображения;

➢ формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;  

➢ воспитание интереса к математике, стремления использовать математи-ческие знания в  повседневной жизни.

Задачи:

➢развитие общеинтеллектуальных умений и навыков;

➢активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;

➢активизация словаря учащихся в единстве с формированием математических понятий;

➢воспитание положительной учебной мотивации, формирование интереса к математике;

➢развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности;

➢коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка;

➢воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;

Название учебно-методического комплекта

1 класс

- Алышева Т.В., «Математика» учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный,  в  2 ч. – Москва, «Просвещение», 2014 г.

Количество учебных часов

Место учебного курса «Математика» - образовательная область «Математика». Согласно учебному плану МБОУ «ОШ №23 для обучающихся с ОВЗ» на изучение курса «Математика» отводится:

Класс

Количество часов

в неделю

Количество

часов  в год

Количество контрольных работ

1

 3 часа

99 часов

-

Формы организации учебной деятельности

Основной формой организации обучения математике является урок.  Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подходов.

Каждый урок математики оснащён необходимыми наглядными пособиями, раздаточным и дидактическим материалом, техническими средствами обучения.

Устный счёт как этап урока является неотъемлемой частью каждого урока.

Геометрический материал включается почти в каждый урок математики, который тесно связан с арифметическим.

На уроках закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затрудненно. Потому на каждом уроке большое внимание уделяется закреплению и повторению ведущих знаний по математике. Учащиеся 1 класса знакомятся с дочисловыми представлениями о цвете, размере, величине, массе предметов, уточняются и развиваются их количественные, пространственные, временные представления; развивается моторика и речь, корригируются все психические процессы.

Требования к уровню подготовки учащихся

Личностными  результатами изучения математики являются:

  • Готовность ученика целенаправленно использовать знания  в учении и в повседневной жизни для  исследования математической  сущности предмета (явления, события, факты);
  • Способность характеризовать собственные знания по предмету: формулировать вопросы, устанавливать какие из предложенных математических задач могут быть успешно решены;
  • познавательный интерес к математической  науке.
  • Формировать навыки аккуратного письма с учётом индивидуальных требований;
  • Освоить роль ученика;
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо  и хорошо);
  • Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар;
  • Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка).

Базовые учебные действия

Регулятивные УД:

  • Организовывать себе рабочее место под руководством учителя;
  • Выполнять задания на уроках при решении примеров и задач под руководством учителя;
  • Использовать в своей деятельности простейшие  инструменты: карандаш и линейку;

Познавательные  УД:

  • Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
  • Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
  • Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
  • Группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью учителя;
  • Использовать знако-символические средства с помощью учителя.

Коммуникативные  УД:

  • Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
  • Оформлять свои мысли в устной речи;
  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
  • Слушать и понимать речь других;
  • Участвовать в паре;
  • Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий, задач из учебников.

Тематическое планирование

1 класс

Количество учебных недель: 33

Количество учебных часов по учебному плану: 3

Количество учебных часов в год: 99

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Свойства предметов. Цвет, назначение.

1

2

Геометрические  материалы

12

3

Представления о величине

1

4

Сравнение предметов по размеру

6

5

Пространственные представления

6

6

Временные представления

6

7

Отношения порядка следования

1

8

Представления о массе

2

9

Количественные представления

3

10

Возраст

1

11

Числа от 0 до 20

50

12

Единицы (меры) массы

1

13

Единицы (меры) ёмкости

1

14

Единицы (меры) длины

1

15

Единицы (меры) стоимости

1

16

Самостоятельные работы,

повторение пройденного материала

6

Итого:

99

Содержание программы  учебного курса

1 класс

Цвет, назначение предметов.

Геометрические материалы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, брус, точка, линии, овал, отрезок, построение треугольника, квадрата, прямоугольника, построение прямой линии через одну точку, две точки;

Представление о величине: большой- маленький (больше-меньше);

Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно обучающегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение предметов в указанное положение;

Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.

Пространственные представления: слева- справа, в середине, между, внутри- снаружи, в рядом, около, далеко-близко, дальше-ближе, к, от, впереди,  сзади, перед, за;

Сравнение предметов по размеру: одинаковые (равные) по величине, длинный – короткий, широкий – узкий (шире – уже, одинаковые (равные) по ширине), высокий – низкий (выше – ниже, одинаковые (равные) по высоте), глубокий – мелкий (глубже – мельче, одинаковые (равные) по глубине), толстый- тонкий (толще – тоньше, одинаковые (равные) по толщине);

Единицы измерения и их соотношения.

Временные представления: сутки: утро, день, вечер, ночь, неделя (7 суток), дни недели. Рано, поздно, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, быстро, медленно, давно- недавно;

Расположение на листе бумаги: вверху- внизу, выше-ниже, верхний-нижний, на, над, под;

Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, следом, следующий  за;

Представления о массе: тяжёлый – лёгкий (тяжелее-легче, одинаковые (равные) по тяжести, такой же тяжести,

Количественные представления: много- мало, несколько, один-много, ни одного; больше- меньше, столько же, одинаковое (равное) количество;

Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих  веществ в одинаковых ёмкостях;

Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше;

Мера длины- сантиметр;

Мера массы- килограмм;

Мера ёмкости- литр;

Единицы измерения и их соотношения: меры стоимости;

Нумерация чисел в пределах 20. Образование, название, обозначения цифрой (запись) чисел от 0 до 20.

Формы и средства контроля

Рабочая программа учебного курса «Математика» в 1 классе не предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего контроля: устный опрос, оценивание письменных работ учащихся.

Критерии оценивания

В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования  учебных навыков, речи.

Перечень учебно-методических средств обучения

Наименование объектов и средств

% оснащенности

Литература

Основная

1.1

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы / под редак-цией В.В. Воронковой; Москва, Просвещение,   2014 г.

100

1.2

Алышева Т.В., Математика: учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: в 2 ч. – М.: «Просвещение», 2014 г.

100

Дополнительная:

2.1

Перова М.Н. Дидактические игры и упраж-нения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей. Изд. 2е. М.: «Просвещение», 1976 г.

100

2.2

М.К.Сивачёва «Методика обучения матема-тике в коррекционной школе», Москва «Просвещение», 1999 г.

100

3.1

Набор счётных палочек.

100

3.2

Набор цифр, чисел и знаков.

100

3.3

Разрезные кассы букв, слогов и счёта.

100

3.4

Развивающие игры:

- «У сказки в гостях»

- «Ассоциации, цвета, формы»

- Лото «Растения – животные»

- Лото «Профессии»

- Лото «Одежда – обувь»

- «Ребятам о зверятах в деревне»

100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской программы И. Б. Истоминой «Математика» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (образоват...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н. М. Конышевой «Технология» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (образоват...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 2 класса (образовательная система "Гармония")

Нормативные документы, лежащие в основе составления рабочей программы: Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009;  Федерального перечня...

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для обучающихся 2 класса (образовательная система "Гармония")

Рабочая  программа по учебному предмету «Технология»   составлена  основе следующих нормативно-правовых документов Федерального  государственного образовательного стандарта на...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Математика" для обучающейся 2 класса для детей с ОВЗ

Рабочая программа учебного предмета "Математика" для обучающихся 2 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностя...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Музыка" для обучающейся 2 класса для детей с ОВЗ

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для обучающейся 2 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса «Математика» 1-4 классы Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе требований Федерального гос...