Рабочая программа по учебному курсу "Математика" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ,
рабочая программа по математике (1 класс) на тему
Рабочая программа по учебному курсу "Математика" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ. Приложение к АООП.
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Цель:
Ø освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
Ø развитие образного и логического мышления, воображения;
Ø формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
Ø воспитание интереса к математике, стремления использовать математи-ческие знания в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по учебному курсу "Математика" 1 класс для обучающихся с ОВЗ. | 34.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к АООП
Рабочая программа
по учебному курсу
«Математика»
1 класс
Составитель:
Максимова Надежда Константиновна,
учитель
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Цель:
➢ освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
➢ развитие образного и логического мышления, воображения;
➢ формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
➢ воспитание интереса к математике, стремления использовать математи-ческие знания в повседневной жизни.
Задачи:
➢развитие общеинтеллектуальных умений и навыков;
➢активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;
➢активизация словаря учащихся в единстве с формированием математических понятий;
➢воспитание положительной учебной мотивации, формирование интереса к математике;
➢развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности;
➢коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка;
➢воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;
Название учебно-методического комплекта
1 класс
- Алышева Т.В., «Математика» учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, в 2 ч. – Москва, «Просвещение», 2014 г.
Количество учебных часов
Место учебного курса «Математика» - образовательная область «Математика». Согласно учебному плану МБОУ «ОШ №23 для обучающихся с ОВЗ» на изучение курса «Математика» отводится:
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов в год | Количество контрольных работ |
1 | 3 часа | 99 часов | - |
Формы организации учебной деятельности
Основной формой организации обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подходов.
Каждый урок математики оснащён необходимыми наглядными пособиями, раздаточным и дидактическим материалом, техническими средствами обучения.
Устный счёт как этап урока является неотъемлемой частью каждого урока.
Геометрический материал включается почти в каждый урок математики, который тесно связан с арифметическим.
На уроках закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затрудненно. Потому на каждом уроке большое внимание уделяется закреплению и повторению ведущих знаний по математике. Учащиеся 1 класса знакомятся с дочисловыми представлениями о цвете, размере, величине, массе предметов, уточняются и развиваются их количественные, пространственные, временные представления; развивается моторика и речь, корригируются все психические процессы.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностными результатами изучения математики являются:
- Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факты);
- Способность характеризовать собственные знания по предмету: формулировать вопросы, устанавливать какие из предложенных математических задач могут быть успешно решены;
- познавательный интерес к математической науке.
- Формировать навыки аккуратного письма с учётом индивидуальных требований;
- Освоить роль ученика;
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);
- Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар;
- Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка).
Базовые учебные действия
Регулятивные УД:
- Организовывать себе рабочее место под руководством учителя;
- Выполнять задания на уроках при решении примеров и задач под руководством учителя;
- Использовать в своей деятельности простейшие инструменты: карандаш и линейку;
Познавательные УД:
- Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
- Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
- Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
- Группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью учителя;
- Использовать знако-символические средства с помощью учителя.
Коммуникативные УД:
- Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
- Оформлять свои мысли в устной речи;
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
- Слушать и понимать речь других;
- Участвовать в паре;
- Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий, задач из учебников.
Тематическое планирование
1 класс
Количество учебных недель: 33
Количество учебных часов по учебному плану: 3
Количество учебных часов в год: 99
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Свойства предметов. Цвет, назначение. | 1 |
2 | Геометрические материалы | 12 |
3 | Представления о величине | 1 |
4 | Сравнение предметов по размеру | 6 |
5 | Пространственные представления | 6 |
6 | Временные представления | 6 |
7 | Отношения порядка следования | 1 |
8 | Представления о массе | 2 |
9 | Количественные представления | 3 |
10 | Возраст | 1 |
11 | Числа от 0 до 20 | 50 |
12 | Единицы (меры) массы | 1 |
13 | Единицы (меры) ёмкости | 1 |
14 | Единицы (меры) длины | 1 |
15 | Единицы (меры) стоимости | 1 |
16 | Самостоятельные работы, повторение пройденного материала | 6 |
Итого: | 99 |
Содержание программы учебного курса
1 класс
Цвет, назначение предметов.
Геометрические материалы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, брус, точка, линии, овал, отрезок, построение треугольника, квадрата, прямоугольника, построение прямой линии через одну точку, две точки;
Представление о величине: большой- маленький (больше-меньше);
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно обучающегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение предметов в указанное положение;
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Пространственные представления: слева- справа, в середине, между, внутри- снаружи, в рядом, около, далеко-близко, дальше-ближе, к, от, впереди, сзади, перед, за;
Сравнение предметов по размеру: одинаковые (равные) по величине, длинный – короткий, широкий – узкий (шире – уже, одинаковые (равные) по ширине), высокий – низкий (выше – ниже, одинаковые (равные) по высоте), глубокий – мелкий (глубже – мельче, одинаковые (равные) по глубине), толстый- тонкий (толще – тоньше, одинаковые (равные) по толщине);
Единицы измерения и их соотношения.
Временные представления: сутки: утро, день, вечер, ночь, неделя (7 суток), дни недели. Рано, поздно, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, быстро, медленно, давно- недавно;
Расположение на листе бумаги: вверху- внизу, выше-ниже, верхний-нижний, на, над, под;
Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, следом, следующий за;
Представления о массе: тяжёлый – лёгкий (тяжелее-легче, одинаковые (равные) по тяжести, такой же тяжести,
Количественные представления: много- мало, несколько, один-много, ни одного; больше- меньше, столько же, одинаковое (равное) количество;
Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых ёмкостях;
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше;
Мера длины- сантиметр;
Мера массы- килограмм;
Мера ёмкости- литр;
Единицы измерения и их соотношения: меры стоимости;
Нумерация чисел в пределах 20. Образование, название, обозначения цифрой (запись) чисел от 0 до 20.
Формы и средства контроля
Рабочая программа учебного курса «Математика» в 1 классе не предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего контроля: устный опрос, оценивание письменных работ учащихся.
Критерии оценивания
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.
Перечень учебно-методических средств обучения
№ | Наименование объектов и средств | % оснащенности |
Литература Основная | ||
1.1 | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы / под редак-цией В.В. Воронковой; Москва, Просвещение, 2014 г. | 100 |
1.2 | Алышева Т.В., Математика: учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: в 2 ч. – М.: «Просвещение», 2014 г. | 100 |
Дополнительная: | ||
2.1 | Перова М.Н. Дидактические игры и упраж-нения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей. Изд. 2е. М.: «Просвещение», 1976 г. | 100 |
2.2 | М.К.Сивачёва «Методика обучения матема-тике в коррекционной школе», Москва «Просвещение», 1999 г. | 100 |
3.1 | Набор счётных палочек. | 100 |
3.2 | Набор цифр, чисел и знаков. | 100 |
3.3 | Разрезные кассы букв, слогов и счёта. | 100 |
3.4 | Развивающие игры: - «У сказки в гостях» - «Ассоциации, цвета, формы» - Лото «Растения – животные» - Лото «Профессии» - Лото «Одежда – обувь» - «Ребятам о зверятах в деревне» | 100 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы И. Б. Истоминой «Математика» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образоват...
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н. М. Конышевой «Технология» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образоват...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 2 класса (образовательная система "Гармония")
Нормативные документы, лежащие в основе составления рабочей программы: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009; Федерального перечня...
Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для обучающихся 2 класса (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» составлена основе следующих нормативно-правовых документов Федерального государственного образовательного стандарта на...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Математика" для обучающейся 2 класса для детей с ОВЗ
Рабочая программа учебного предмета "Математика" для обучающихся 2 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностя...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Музыка" для обучающейся 2 класса для детей с ОВЗ
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для обучающейся 2 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса «Математика» 1-4 классы Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе требований Федерального гос...