Урок окружающего мира с использованием ТРИЗ
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Райман Дарья Дмитриевна

Представляю урок окружающего мира на тему "Человек-изобретатель" с использованием элементов ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek-izobretatel.docx178.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1

Тема: “Человек – изобретатель”.

Цель урока: дать представления о работе изобретателей, развивать навыки решения изобретательских задач.

Использованные элементы ТРИЗ: системный оператор, игра «хорошо-плохо», метод фокальных объектов.

Оборудование: карточки для “системного оператора”, предметные картинки стрекозы, кошки, Чебурашки, цветные жетоны для рефлексии.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Положительный настрой учащихся.

2. Актуализация знаний.

Тема нашего урока состоит из двух слов. Одно слово уже записано. Второе слово вы должны узнать сами.

На доске:

Человек – … .

– Вы любите путешествовать?

– На чем можно путешествовать? (Поезд, машина, автобус, самолет, воздушный шар, корабль.)

– Как назвать это одним словом? (Транспорт.)

– На какие группы можно разделить весь транспорт? (Водный, воздушный, наземный.)

– Угадайте, на чем я люблю путешествовать?

Не летит, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Автомобиль)

– Как догадались? По каким признакам?

– С чем еще можно сравнить автомобиль?

3. Постановка проблемы.

Работа с “системным оператором”.

(По ходу беседы с детьми заполняются “экраны” системного оператора).

– Как мы назвали все машины? (Транспорт)

– Где можно увидеть транспорт? (На дороге, в гараже.)

– По каким признакам, деталям мы узнаем автомобиль? (Кузов, колеса, фары, бампер…)

– Всегда ли люди ездили на автомобилях? На чем ездили? (На лошадях.)

– К какой группе можно отнести лошадь? (Домашнее животное.)

– Как отличить лошадь от других животных? (Голова с гривой, копыта, хвост…)

– Почему люди не стали ездить на лошадях и пересели в автомобиль? (Автомобиль ездит быстрее, чем лошадь.)

– Значит, человеку не хватало скорости. Ему мало было лошадиной силы.

– Куда человек спрятал лошадиные силы? (В двигатель.)

– Можно ли сказать, что человек, создавший машину, создал что-то новое, чего раньше не было?

– Как назвать этого человека? (Изобретатель)

– Теперь вы поняли, какое второе слово нашей темы?

На доске: Человек – изобретатель.

Системный оператор.

Игра “Хорошо – плохо”.

– Хорошо, что есть автомобиль.

Высказывания детей: можно ездить, перевозить грузы …

– Плохо, что есть автомобиль.

Высказывания детей: загрязняет воздух …

– Почему это происходит? (Несгоревшее топливо вместе с выхлопными газами выходит наружу.)

-Возникло противоречие: с одной стороны автомобиль необходим, а с другой он загрязняет воздух.

Что делать? (Создать новый автомобиль, который не будет загрязнять воздух.)

4. Поиск решения.

– Что надо изменить в машине, чтобы она не вредила окружающим? (Двигатель)

– Какой это должен быть двигатель? (Электрический, газовый, на солнечной энергии, супермаховик.)

– Супермаховик, раскрученный один раз сможет ездить долго. Затем его можно перезарядить…

– Как будет выглядеть автомобиль будущего?

Давайте попробуем себя в роли изобретателей.

Метод фокальных объектов.

– Выберем три объекта, охарактеризуем их.

Стрекоза (картинка): летающая, зависающая, маленькая.

Кошка (картинка): мягкая, приземляется на лапы, мяукает, рычит, гибкая.

Чебурашка (картинка): добрый, ушастый, глазастый, маленький, тихий.

– Какие характеристики понадобятся нам для создания машины будущего?

Выбираем: летающая, зависающая, мягкая, приземляется на лапы, рычит, глазастая, тихая.

– Почему именно эти качества нам нужны для будущей машины?

Высказывания детей.

– Пусть наша машина будет передвигаться не только по суше, но и по воздуху, чтоб выбраться при необходимости из “пробки”.

– Машина будет мягкая, не сломается. Если потребуется, то всегда может приземлиться на “лапы”.

– Пусть она “рычит”, а не мяукает, чтоб ее слышали пешеходы…

– Наша машина добрая и тихая, не шумит. Она глазастая, чтоб хорошо видеть дорогу.

5.Самостоятельная работа.

Рисование машины будущего.

6. Проверка работы.

Организация выставки рисунков “Машина будущего глазами детей”.

7. Итог.

Какими качествами должен обладать изобретатель? Что необходимо? (Знания, фантазия, трудолюбие…)

8. Рефлексия.

– Ребята, у вас на столах кружочки разного цвета (Красные, желтые, зеленые)

– Где встречаются эти цвета? (В светофоре)

– Что обозначают?

– Просигнальте мне зеленым кружочком, если вам на уроке было все понятно, вы легко справлялись с заданиями.

– Если затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, просигнальте желтым кружочком.

– Если вам было трудно работать, просигнальте красным кружком.

Самоанализ

На протяжении всего урока учащиеся активно работали, отвечали на вопросы. Были использованы методы ТРИЗ: системный оператор, игра «хорошо-плохо», метод фокальных объектов. По опросу, проведенному в конце урока можно сделать вывод, что учащимся урок понравился, они были заинтересованы темы. Благодаря теории решения изобретательских задач учащиеся получили новые знания по теме, развивали у себя способности мыслить нестандартно, творить и фантазировать. Цель урока была достигнута, вследствие этого я могу сделать вывод, что урок удался.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира с использованием компьютерной презентации. Тема: «Славные символы России».

Урок окружающего мира построен в форме учебного сотрудничества. Учащиеся не только приобретают знания по теме, но и учатся работать в коллективе, думать не только о собственном благе, но и о благе тех...

Урок окружающего мира с использованием компьютерной презентации "Патриоты России"

Патриотическое воспитание – вечная проблема педагогики. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по- своему отражается на патриотическом воспитании. Изменилось Отечество, пересматривается его прошло...

Урок окружающего мира с использованием ИКТ в 3 классе по теме:Разнообразие животных. УМК "Школа России" учебник: А.А. Плешаков"

Урок природоведения проведён в 3 классе. УМК «Школа России», учебник «Мир вокруг нас» 3 кл. часть 1  А.А. Плешаков.При составлении урока были использованы материалы:методическое пособ...

Урок окружающего мира с использованием ИКТ.

2 класс. Окружающий мир."Знаменитые города России"Урок содержит презентацию....

Урок окружающего мира с использованием ИКТ

 Познакомить с отличительными признаками зверей...

Урок окружающего мира с использованием ЭОР 2 класс "Комнатные растения"

Урок проводился с использованием электронных микроскопов и технологии кейс-стади. Была организована групповая форма работы. Упор делался на самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность учащ...

Урок «Окружающего мира» с использованием интерактивных технологий 4 класс

Автор Изотова Н.К. ГБОУ "Школа здоровья и индивидуально развития"Урок окружающего мира 4 класс  "Здоровый человек - здоровый сон" и презентация к уроку...